Пермское ПАО “Искра” изготовило два газоперекачивающих агрегата ГПА-16-08 “Урал” для двух ключевых станций “Северного потока”

Фото: © npoiskra.ru. ПАО НПО «Искра» (г. Пермь, входит в структуру ГК «Роскосмос» и АО «ОРКК») завершило поставку трех комплектов оборудования для двух ключевых станций “Северного потока” — КС “Волховская” и КС «Елизаветинская». Заказчиком агрегатов выступило дочернее общество ПАО «Газпром». Два газоперекачивающих агрегата ГПА-16-08 «Урал» ангарного исполнения изготовлены и отгружены на компрессорную станцию «Волховская» в рамках проекта «Развитие газотранспортных мощностей ЕСГ северо-западного региона, участок «Грязовец — Славянская». Для удобства агрегаты выполнены в ангарном исполнении, что позволяет эксплуатировать их в сложных климатических условиях. Данные агрегаты предназначены для сжатия и транспортировки природного газа, а их единичная мощность составляет 16 МВт. ГПА выполнены на базе газотурбинной установки ГТУ-16П и центробежных компрессоров НЦ16С/120 собственного изготовления. Компрессор оснащен «сухими» газодинамическими уплотнениями и масляными подшипниками.

ГПА елизавет.jpgГПА елизавет.jpg © npoiskra.ru

Также в рамках реализации проекта «Северный поток» ПАО НПО «Искра» был поставлен один дополнительный газоперекачивающий агрегат «Урал», который завершил комплектование КС «Елизаветинская». Ввод в эксплуатацию данного оборудования обеспечит высокую надежность поставок российского газа в Европу через «Северный поток».

— Кроме того, предприятием изготовлены сменно-проточные части компрессоров для четырех ранее поставленных ГПА КЦ № 2 разработки НПО «Искра», — добавил исполнительный директор ПАО НПО «Искра» Дмитрий Сыров. — СПЧ применяют в случае, если агрегат устарел или выработал свой ресурс. Таким образом, не приходится покупать новую станцию, что значительно экономит время и средства.

Компрессорные станции «Волховская» и «Елизаветинская» входят в состав магистрального газопровода «Грязовец-Выборг», по которому осуществляется подача газа в «Северный поток».

 © npoiskra.ru

На первой очереди КС «Елизаветинская с 2012 года эксплуатируются два компрессора 7V-3 производства Mitsubishi Heavy Industries Ltd (Хиросима, Япония) и два компрессора совместного изготовления ПАО НПО «Искра» с Mitsubishi Heavy Industries Ltd — НЦ 16М/МХИ «Урал». На второй очереди в рамках программы импортозамещения ПАО НПО «Искра» разработаны и поставлены четыре компрессора собственной разработки, которые успешно эксплуатируются на станции с 2013 года.

КС «Волховская», как и остальные станции, оснащена четырьмя газоперекачивающими агрегатами по 16 МВт каждый. ГПА «Урал» разработаны ПАО НПО «Искра» и считаются одними из лучших в России.

Справка:

ОАО «Научно-производственное объединение «ИСКРА»» Федеральный научно-производственный центр. Научно-производственное объединение «Искра» – одно из ведущих предприятий России по производству ракетных двигателей на твердом топливе. Характеризуется высококвалифицированным кадровым потенциалом, располагает конструкторским бюро, опытным заводом, экспериментальной базой для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и изготовления новых видов продукции на основе новейших технологий с использованием современного оборудования.

История создания НПО «Искра» – одного из ведущих предприятий России по производству ракетных двигателей на твердом топливе, берет свое начало в конце 1940-х годов, когда страна делала первые шаги в освоении ракетной техники.

Первоначально в развитии ракетно-космической отрасли СССР пошел по тому же пути, что и Германия. Первая советская жидкостная ракета – прообраз будущих баллистических ракет дальнего действия была разработана Сергеем Павловичем Королевым и запущена еще в 1933 году. В 1944 году в составе НИИ-1 в Москве была создана группа для изучения опыта немецких ракетостроителей – создателей жидкостной ракеты ФАУ-2.

В 1946 году приказом министра вооружений Д.Ф. Устинова создана первая организация в стране по разработке серийной ракетной техники – Государственный союзный головной институт № 88 (НИИ-88, ЦНИИМАШ). В 1947 году организовано специальное конструкторское бюро СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр «КБ имени академика В.П. Макеева»). В 1950 году на базе НИИ-88 сформировано ОКБ-1 по баллистическим ракетам, Главным конструктором которого стал С.П. Королев. В 1954 году на базе Южного машиностроительного завода в Днепропетровске создается ОКБ № 586 во главе с М.К. Янгелем.

Акцент в своих разработках все эти организации делали в основном на жидкостные ракеты. Однако время показало, что в боевом использовании, когда требуется постоянная готовность к пуску, а также с точки зрения стоимости обслуживания, надежности, безопасности, экологичности твердотопливные двигатели имеют свои немаловажные преимущества, что впоследствии определило их применение в военных целях во всех высокоразвитых странах Запада.

В начале 1950-х годов, после появления первой американской межконтинентальной твердотопливной ракеты, вопрос о создании отечественной школы и производственной базы строительства ракетных двигателей, работающих на твердом топливе (РДТТ), становится приоритетным в развитии ракетно-космической отрасли в СССР. Этой тематикой занимаются С.П. Королев и М.К. Янгель. Идет поиск заводов, способных выпускать новые ракеты. Королев посещает знаменитый Мотовилихинский завод в Перми (тогда город Молотов).

26 декабря 1955 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на СКБ-172 артиллерийского вооружения пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина (ранее имени В.М. Молотова, ныне – АО «Мотовилихинские заводы») возложены работы по созданию образцов ракетной техники. Первым Главным конструктором СКБ-172 стал известный конструктор артиллерийских систем Михаил Юрьевич Цирульников.

В короткие сроки необходимо было:

  • организовать крупное специализированное конструкторское бюро;
  • создать мощную производственную и опытно-экспериментальную базы, оснащенные современным оборудованием;
  • организовать комплекс испытаний и выпуск опытных образцов и партий разрабатываемых изделий;
  • организовать проведение проектно-поисковых, прикладных научно-исследовательских и экспериментальных работ;
  • организовать подготовку производства, разработать и освоить новые технологические приемы и методы.

Неотложной задачей являлась также подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров: конструкторов, технологов, исследователей, испытателей, работников производственных служб.

С 1956 года началось увеличение численности конструкторского бюро за счет комплектования его молодыми специалистами. В 1956–1958 годах конструкторское бюро пополнилось выпускниками Ленинградского военно-механического института (О.С. Думин, Л.Н. Лавров, Е.Н. Григорьев, Б.И. Будник, Л.Н. Поляков, Э.Б. Андреев, И.Т. Турков, В.И. Сибиряков, В.И. Огорелый, В.В. Муравьев, Г.И. Михайлова, Б.Н. Соколов, А.Л. Казаринов, Н.Л. Поломских, М.И. Соколовский, В.М. Сотников, И.Н. Катков, В.Н. Чистяков, А.Н. Косых, В.А. Бадьин) и Казанского авиационного института (Б.Г. Мозеров, В.А. Поликарпов, С.Я. Савельев, А.И. Мерзликин, Н.Н. Мерзликина, Т.С. Холстинина). В дальнейшем, начиная с 1963 года, ряды инженерных кадров пополнялись в основном выпускниками Пермского политехнического института. Конструкторское бюро начало превращаться в самостоятельную творческую организацию.

В СКБ-172 М.Ю. Цирульников работал с 1942 года. Осужденный в 1938 году как враг народа, работавший в Особом конструкторском бюро при управлении НКВД Ленинградского округа – известной «шарашке» в Крестах, в Перми в годы войны он стал главным конструктором, сделавшим и поставившим на вооружение 45-мм противотанковую пушку – знаменитую «сорокапятку». В 1943 году Михаил Цирульников досрочно освобожден по ходатайству наркома вооружения Д.Ф. Устинова, с которым был знаком лично по работе на заводе. После войны вернулся в Пермь, где работал сначала главным инженером завода имени Ленина, затем главным конструктором СКБ-172.

С момента создания СКБ-172 сразу же оказалось под пристальным вниманием всех главных конструкторов страны – С.П. Королева, М.К. Янгеля, В.Ф. Уткина, В.П. Макеева. С.П. Коро-лев, возглавлявший разработку серии твердотопливных ракет 8К96, 8К97, 8К98, стал часто бывать в Перми. Он предлагал М.Ю. Цирульникову создать на базе предприятия филиал ОКБ-1. Но Михаил Юрьевич, всегда ценивший самосто-ятельность, это предложение отклонил. Однако, совместная работа с ОКБ-1 (позже НПО «Энергия») определила будущее СКБ-172.

Первые шаги в направлении твердотопливного ракетостроения (предприятие изначально создавалось как ракетостроительное) пермские конструкторы начинали в жесткой конкуренции с такими именитыми фирмами как ОКБ-1, ЦКБ-7 (ленинградский «Арсенал») и КБ «Южное», где также было специальное подразделение по этой тематике. СКБ-172 тогда выиграло своеобразный конкурс, и первая крупногабаритная стратегическая ракета на твердом топливе создавалась при непосредственном участии пермских специалистов.
С 1956 по 1958 год в СКБ-172 выполнены первые научно-исследовательские работы по разработке различных вариантов конструкции оперативно-тактической ракеты с подвижным стартом с различными двигательными установками: жидкостными, твердотопливными. Корпус двигателя ракеты был выполнен из высокопрочной стали толщиной всего в 1 миллиметр, но уже с подмоткой из композиционных материалов. Это было сделано впервые. Практически все последующие разработки в данной области выполнялись с максимальным использованием композиционных материалов.

В 1958 году принимается решение о дальнейшем развитии конструкторского бюро и опытного производства на новой площадке – 2-ом участке КамГЭСа в Орджоникидзевском районе города Перми. До июля 1957 года СКБ-172 и Пермский машиностроительный завод имени В.И. Ленина подчинялись Государственному комитету по оборонной технике СССР, а после образования Советов народного хозяйства – Совету народного хозяйства Пермского экономического административного района, а затем Совету народного хозяйства Западно-Уральского экономического района.

В 1958–1962 годах СКБ-172 разработана ракетная система «Ладога» с управляемой оперативно-тактической ракетой 3М2. Созданы твердотопливные ракетные двигатели (РДТТ) III ступени 8К95-63, II ступень ракеты 8К96, ракетный комплекс средней дальности с двухступенчатой ракетой 8К97.

В 1959 году предприятие принимает участие в разработке конструкторской документации узлов ракеты-носителя Н-1 (ОКБ-1, Главный конструктор С.П. Королев), предназначенной для полета на Луну.

С 1961 по 1972 год в СКБ-172 в тесном сотрудничестве с С.П. Королевым создаются маршевые РДТТ I и III ступеней первых отечественных твердотопливных межконтинентальных ракет 8К98 и 8К98П, эксплуатация которых продолжалась более 20 лет. В процессе работы над ними были найдены основные принципы конструирования твердотопливных двигателей, высокоэффективных органов управления, технологии изготовления корпусов и зарядов из смесевых твердых топлив.

В эти годы проектировались также крупногабаритные секционные РДТТ для ракет-носителей 8К92К, 11К69Т и 11А52. Разработаны РДТТ II и III ступеней ракеты 15Ж41.

Твердотопливные заряды для двигателей, разрабатываемых СКБ-172, создавались НИИ-130 (генеральный директор Л.Н. Козлов), а позже НИИ-9 (генеральный директор Я.Ф. Савченко).

В это же время велась разработка сопловых блоков для крупногабаритных РДТТ. Конструкции первых управляющих сопловых блоков (разрезные управляющие сопла двигателей ракеты 8К98) выполнялись по 4-сопловой схеме.

В 1962 году положено начало созданию научной школы проектирования РДТТ: на базе Пермского политехнического института открыта кафедра Импульсных тепловых машин, первым заведующим кафедрой которой стал Главный конструктор СКБ-172 М.Ю. Цирульников.

В 1960-х годах отечественное ракетостроение набирает силу: бурно развивается конструкторская мысль, совершенствуется производственная база. В 1965 году образовано Министерство общего машиностроения СССР по созданию ракетно-космической техники. Первым министром назначен ведущий специалист ракетно-космической отрасли, впоследствии дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР С.А. Афанасьев.

В марте 1965 года в связи с ликвидацией совнархозов и образованием общесоюзных министерств СКБ-172 было полностью выведено из состава Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина и подчинено Министерству общего машиностроения СССР. Приказом Минобщемаша СССР от 5 марта 1966 года № 109 СКБ-172 переименовывается в Конструкторское бюро машиностроения (предприятие п/я А-1504). Начиная с 1961 года на новой площадке (2-й участок КамГЭСа) строятся производственные корпуса, что позволило в конце 1968 года перевести на территорию КБ машиностроения цеха №№ 5, 45 с территории Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина. Конструкторские и технологические отделы КБмаш располагались в здании гидротехникума, которое, по легенде, было выбрано для пермских ракетчиков самим С.П. Королевым.

С.А. Афанасьев любил бывать на предприятии. Пермское КБ всегда было на особом счету у своего министерства и за 50 лет существования не раз завоевывало переходящее Красное знамя, так и оставив в смутные времена перестройки эту реликвию в НПО «Искра».

Под руководством М.Ю. Цирульникова коллектив предприятия проделал огромную работу по становлению КБ машиностроения как крупного, хорошо оснащенного специализированного предприятия, способного решать весь спектр задач по созданию изделий ракетной техники.

К концу 1960-х годов ракетных фирм в стране насчитывалось уже немало – это и ОКБ-1, и Ленинград (П.А. Тюрин), и Химки (В.П. Глушко), и Воронеж (А.Д. Конопатов), и Красноярск (М.Ф. Решентнев), и Миасс (В.П. Макеев). Однако акцент делался в основном на ракетостроении. Учитывая то, что в конструкции ракеты двигатели играют важнейшую роль, предприятие, специализирующееся на разработке ракетных двигателей, могло бы оказывать большое влияние на ракетостроение в целом. Эту точку зрения активно отстаивал и будущий Генеральный конструктор предприятия Лев Николаевич Лавров. Успешная разработка в 1956 году в Советском Союзе первой в мире межконтинентальной ракеты и запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года показали всему миру, что СССР обладает мощными межконтинентальными жидкостными ракетами. Однако уже тогда стало ясно, что в ряде случаев целесообразно применение мощных твердотопливных двигателей. Идею создания твердотопливных ракетных комплексов отстаивал академик Сергей Павлович Королев, которым были сделаны первые практические шаги в этом направлении.

В июле 1958 года ОКБ-1 Государственного комитета по оборонной технике СССР (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева) предложило программу практических работ, предусматривавшую опытно-конструкторскую разработку твердотопливной ракеты 8К95 на дальность 2000 км и проведение исследований по выявлению возможности создания твердотопливной межконтинентальной ракеты 8К98.

Следует отметить, что значительно раньше, еще в период пребывания С.П. Королева в Казани в годы Великой Отечественной войны (1942–1945), им были подготовлены предложения по созданию твердотопливных ракет дальнего действия. Речь шла не только о конструкции ракет, но и о мерах организационного характера, обеспечивающих развертывание работ по твердотопливным ракетам. С 1958 года произошел заметный перелом и в научных исследованиях по теории ракетных двигателей на твердом топливе, так как проблема создания крупногабаритных твердотопливных двигателей поставила перед отечественным ракетостроением ряд принципиально новых задач, особенно в области внутренней баллистики (устойчивость внутрикамерных процессов, эрозионное горение зарядов, нестационарные процессы при выходе двигателя на основной режим работы и отсечке тяги и т.п.), а также в области газодинамики и тепломассообмена (особенно в неохлаждаемых соплах). В результате КБмаш начинает специализироваться исключительно на двигателях.

Разработка крупногабаритных маршевых твердотопливных двигателей ракеты 8К98 – важная веха в создании стратегической ракетной техники, явившаяся значимым этапом в становлении и развитии твердотопливного ракетного двигателестроения в НПО «Искра».

При проектировании и отработке ракеты 8К98 в первую очередь решались вопросы, связанные с созданием крупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе, отличающихся значительным энергомассовым совершенством при высоком уровне надежности.

Сложность задач, которые стояли перед коллективами предприятия и смежных организаций, определялась тем, что к началу разработки ракет 8К98, 8К97 и 8К96 на базе унифицированных двигателей на смесевых твердых топливах в стране отсутствовал сколько-нибудь значительный не только практический, но и научный задел по двигателям подобного типа. Поэтому процесс создания и отработки двигателей протекал в сложных условиях, при которых параллельно с научными исследованиями проводились проектно-конструкторский поиск, конструкторская и техническая отработка, решались вопросы создания экспериментальной базы, разработка методов и средств заводских и наземных испытаний, промышленного производства двигателей, создания новых конструкционных, теплозащитных и эрозионностойких материалов, зарядов твердого топлива. К особенностям этого времени следует отнести то, что каждый конструктор, занимаясь конкретным двигателем или разработкой, выполнял все работы, начиная с выпуска теоретического и компоновочного чертежа и заканчивая выпуском рабочих чертежей и внедрением в производство.

Решение стоявших перед коллективом предприятия вопросов по созданию твердотопливных двигателей не предоставлялось возможным без участия таких ведущих организаций, как ОКБ-1, НИИ-88 (ЦНИИ машиностроения), НИИ-1 (НИИ тепловых процессов), НИИ-130 (НИИ полимерных материалов), НИИ-9 (НПО «Алтай»), ЦНИИ материаловедения, Ленинградского филиала НИИ резиновой промышленности (ЛФ НИИРП), НИИ-13 (НИИ металлов), НИТИ-40 (НИИ технологии машиностроения), НИИГрафит и других. Тесной связью с этими организациями, широко поставленными исследованиями в области создания РДТТ предприятие во многом обязано энтузиасту ракетной техники академику С.П. Королеву. Его энергия и инициатива с самого начала работ определили утверждение нового направления в ракетостроении – твердотопливного двигателестроения, помогли созданию новой отрасли промышленности, научных, конструкторских и производственных коллективов. С.П. Королев уделял пристальное внимание развитию СКБ-172, постоянно помогая советом, ставил перед коллективом задачи, требовавшие поиска творческих решений, повышения технического уровня, расширения научного кругозора. При этом он постоянно подключал коллектив СКБ-172 к опытно-конструкторским работам, проводимым ОКБ-1, что позволило молодым конструкторам СКБ-172 многому научиться у более квалифицированных специалистов, помогло в тесном контакте решать многие принципиальные технические вопросы. Успешному решению поставленных задач в значительной мере способствовало то, что работы по созданию двигателей и ракеты 8К98 проводились под научно-техническим руководством М.Ю. Цирульникова (СКБ-172), И.Н. Садовского (ОКБ-1), Л.Н. Козлова (НИИПМ), Я.Ф. Савченко (НПО «Алтай»), Г.Г. Конради (ЦНИИМВ), Ю.А. Мозжорина (ЦНИИМАШ), В.Я. Лихушина (НИИТП), Ф.А. Куприянова (НИИМ) и других. Большую практическую помощь в организации производства оказывал директор Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина В.Н. Лебедев.

За успехи в создании и освоении в производстве новых видов техники Указами Президиума Верховного Совета СССР в октябре 1963 года и в июле 1966 года 26 работников предприятия были награждены орденами и медалями СССР. Среди них: М.Ю. Цирульников, В.А. Дергачев, В.А. Ильин, Н.А. Катаев, А.В. Белокрылов, А.С. Носков, К.М. Тиунов, М.А. Ланкова, В.А. Катаев, А.В. Брысов, О.С. Думин, Ф.И. Кривых, Н.С. Будрина, Л.Н. Лавров, А.С. Малафеев, Н.Н. Мерзликина, Б.Г. Мозеров, Н.А. Язев.

В 1968 году предприятие покидает Главный конструктор М.Ю. Цирульников. Бывший узник ГУЛАГа, лауреат Сталинской премии, награжденный почти всеми главными орденами и медалями страны, он создал в СКБ-172 сплоченный коллектив талантливых конструкторов: первая гвардия пермских ракетчиков вышла из стен Ленинградского военно-механического института, позднее коллектив пополнился специалистами Казанского авиационного института и МВТУ имени Баумана. Михаил Юрьевич был конструктором от бога, чрезвычайно увлекающимся человеком, каждый день у него рождались новые идеи. Но время требовало конкретных результатов…

После ухода с должности Главного конструктора КБ машиностроения М.Ю. Цирульников возглавил кафедру импульсных тепловых машин в Пермском политехническом институте. При институте он организовал отдельное КБ «Темп», готовившее специалистов для артиллерийской, ракетной отрасли. В те годы, когда о конверсии не было еще и речи, М.Ю. Цирульников и инженеры КБ «Темп» уже занимались разработками оборудования для нефтяников и газовиков.

В 1968 году должность Главного конструктора КБ машиностроения (с 1975 года Научно-производственное объединение «Искра») занимает заместитель и преемник М.Ю. Цирульникова Лев Николаевич Лавров. Его приход к руководству предприятием ознаменовался новым этапом в конструировании твердотопливных ракетных двигателей. С переходом на пластиковые конструкции корпусов была разработана конструкция двигателя с центральным соплом. В качестве узлов подвеса сопла использовались карданный подвес, гидроподвес, опоры качения, эластичный опорный шарнир.

При разработке управляющих сопловых блоков пермскими конструкторами выполнен большой объем теоретических и экспериментальных исследований, созданы и отработаны конструкционные, теплозащитные, эрозионностойкие материалы, освоена технология изготовления, созданы производственные и испытательные базы, проведены сотни огневых испытаний. Все это не только способствовало успешной отработке сопел, но и впоследствии сыграло положительную роль при разработке конструкций сопел для вновь разрабатываемых перспективных двигателей.

Под руководством Л.Н. Лаврова начаты работы над РДТТ для крылатых ракет морского базирования, завершаются по РДТТ I и III ступеней ракеты 8К98П; РДТТ II и III ступеней ракеты 15Ж43; РДТТ II ступени и ПАД ракеты 3М17. В этот период НПО «Искра» активно участвует в работах по созданию твердотопливных комплексов по ТЗ Главных конструкторов М.К. Янгеля, В.Н. Челомея, В.П. Макеева, В.Ф. Уткина.

С начала 1970-х годов специалисты КБмаш приступили к исследованиям, направленным на повышение энергетических характеристик РДТТ за счет увеличения степени расширения сопел при неизменных осевых габаритах двигателя. Их результатом стало создание и успешное внедрение в ряд РДТТ высотных ступеней ракет раздвижных сопел с одним или двумя выдвигаемыми насадками. Испытания соплового блока с телескопическим насадком состоялись в 1971 году. В 1980 году произведен первый запуск тяжелой баллистической ракеты морского базирования на твердом топливе. На двигателях верхних ступеней ракеты впервые в мире были установлены раздвижные сопла.

Применение раздвижных сопел позволило на 10–15% повысить эффективность ракетных комплексов без увеличения осевых габаритов маршевых двигателей ступеней ракет. Максимальный диаметр выдвигаемых насадков составляет примерно 2,5 м с толщиной стенки 2 мм.

В 1982 году для отработки конструкции и характеристик раздвижных сопел коллективом специалистов предприятия совместно с ИЦ имени М.В. Келдыша и ГП МИТ создается уникальная испытательная база, включающая комплекс стендов и стендовых установок для исследования процесса раздвижки и проведения огневых испытаний РДТТ с имитацией высотных условий.

В качестве конструкционного материала насадков раздвижного сопла использовались углерод-углеродные композиционные материалы (УУКМ), имеющие уникальные физико-механические и тепло-физические характеристики при высокой температуре. Во многом благодаря УУКМ наметились реальные перспективы применения сопел с выдвигаемыми насадками в конструкциях жидкостных ракетных двигателей.

В мае 1975 года на базе Пермского завода химического оборудования (ПЗХО) и КБ машиностроения создается производственное объединение «Искра». В апреле 1987 года ПО «Искра» преобразовано в Научно-производственное объединение (НПО) «Искра». В 1991 году из состава НПО «Искра» в самостоятельное предприятие выделяется Пермский завод «Машиностроитель» (бывший ПЗХО).

Дальнейшая научно-техническая и производственная деятельность предприятия главным образом связана с созданием крупногабаритных (диаметром свыше 1000 мм) твердотопливных ракетных двигателей.

Работники «Искры» не раз ломали стереотипы вероятного противника. Холодная война продолжалась. Выжившим в ней должен был стать тот, кто мобильнее, умнее и хитрее. Военные требовали уменьшить вес ракет, добиться их компактности, максимальной мобильности.

Одним из самых ярких достижений «Искры» стала разработка РДТТ II и III ступеней ракеты 3М65 – система «Тайфун» для подводных ракетных крейсеров типа «Акула». В 1976–1991 годах пермскими специалистами разработаны РДТТ III ступени для ракетного комплекса с единой ракетой для трех видов базирования 15Ж44, 15Ж52, 15Ж60, 15Ж61.

Такими ракетами был оснащен уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс: поезд с баллистическими ракетами выглядел как обычный и мог совершить ответный пуск по предполагаемому противнику из любой точки страны.

За создание ракет 15Ж60 и 15Ж61 Генеральному конструктору и генеральному директору НПО «Искра» Л.Н. Лаврову присуждена Ленинская премия. К правительственным наградам были представлены более 100 сотрудников предприятия.

Опытно-конструкторская работа по созданию двигателей ЗД-66, ЗД-68 и ЗД-63 ракеты ЗМ-65 проводилась под общим руководством главного конструктора предприятия Л.Н. Лаврова в творческом содружестве с КБ машиностроения (г. Миасс), НИИ тепловых процессов, ЦНИИ машиностроения, НПО «Алтай», ЛНПО «Союз», ЦНИИ специального машиностроения, ЦНИИ материало-ведения, ПО «Химволокно», НИИГрафит, Ленинградским филиалом НИИ резиновой промышленности, НПО «Техномаш», ПО «Авангард», Пермским заводом химического оборудования, Бийским химическим комбинатом, институтами АН СССР и др.

В разработку и отработку двигателей большой творческий вклад внесли технический руководитель работ, заместитель главного конструктора М.И. Соколовский, а также заместители главного конструктора О.С. Думин, Б.Г. Мозеров, Б.Н. Соколов, В.М. Дементьев, заместитель руководителя предприятия В.А. Марцинечко, главные инженеры В.П. Перминов, А.П. Соколов.

За создание двигателей и ракеты ЗМ-65 главный конструктор КБ машиностроения Л.Н. Лавров удостаивается звания Героя Социалистического Труда, директору Пермского завода химического оборудования С.Ф. Сигаеву присуждается Ленинская премия, главному ведущему конструктору В.И. Гапаненко – Государственная премия СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1984 года за заслуги в разработке, проведении испытаний и освоении серийного производства ракеты ЗМ-65 и ее основных элементов высокими правительственными наградами отмечены 115 инженерно-технических работников и рабочих предприятия.

С 1977 по 1987 год объединение «Искра» принимало участие в национальной программе «Энергия–Буран». Разработаны импульсные твердотопливные двигатели для универсальной ракетно-транспортной системы «Энергия–Буран». Только в одном ракете-носителе «Энергия» находилось 58 созданных НПО «Искра» твердотопливных двигателей 7 разновидностей функционального назначения. Их высокая надежность была подтверждена в условиях реальных пусков ракет-носителей «Энергия» 15 мая 1987 года и ракетно-космической системы «Энергия–Буран» 15 ноября 1988 года.
В октябре 1982 года за создание образцов новой техники Объединение награждено орденом Трудового Красного Знамени.

В разработку двигателей для перспективных твердотопливных ракет, созданных в период с 1970 по 1985 годы, большой творческий вклад внесли заместители генерального конструктора М.И. Соколовский, О.С. Думин, заместители главного конструктора Б.Г. Мозеров, В.М. Дементьев, Б.Н. Соколов, заместители руководителя предприятия В.А. Марцинечко, А.С. Малафеев, главные инженеры А.П. Соколов, М.В. Иванов, заместители главного инженера Я.М. Шафит, П.П. Кощеев, начальники и заместители начальников проектного, конструкторских и технологических отделов А.И. Мерзликин, Р.Г. Тарасов, Б.К. Глушков, Г.А. Зыков, Л.Н. Поляков, Ю.П. Ермаков, Ю.Н. Щербаков, Н.Н. Мерзликина, Н.Л. Поломских, М.А. Ланкова, И.А. Толокнов, Ю.К. Мокин, А.А. Давыдов, А.И. Ершов, В.В. Лукьянов, Б.А. Зырянов, В.К. Оболенцев, Е.А. Ведерников, И.С. Шуклин, Г.Г. Дуняшев, В.А. Пепеляев, Ю.Г. Лузенин, Ю.М. Таранжин, В.А. Попков, А.А. Леонов, С.Я. Савельев, главные ведущие конструкторы В.И. Гапаненко, В.М. Сотников, И.А. Прагер, ведущие специалисты И.Р. Кац, В.Ф. Баяндин, В.М. Чижов, А.С. Иванов, Н.Г. Суменков, А.П. Калегин, А.А. Болотов, П.М. Варов, А.И. Деребенев, Д.Б. Рогачев, В.И. Романова, М.П. Лошкарева, Л.И. Селянский, О.П. Флоринский, Ю.М. Лужков, Н.И. Чирков, Г.И. Шайдурова, Ю.Ф. Петров, В.В. Смольников, Г.А. Шадрин, Е.И. Иоффе, Ю.И. Кустов, Г.Ф. Кислицын, В.Я. Торопчин, Л.Н. Рогачева, С.В. Волкодав, А.Ф. Шадский, В.А. Сидоров, В.И. Зарицкий, В.К. Каширин, Н.В. Дудик, Ю.Н. Смирнов, Б.Н. Вальднер, В.Т. Вронский, Ю.Б. Нельзин, Ю.Б. Михайлов, Г.Н. Горшков, И.С. Кунашов, В.М. Дудырев, В.Г. Леонов, М.С. Мазунин, В.Г. Мурыгин, В.С. Попов, Э.А. Лукьянов, В.В. Рудаков, А.П. Волков, В.В. Щекотов, В.В. Хорошутин, В.П. Прогаров, И.П. Чудинов, М.Г. Виноградов, В.Г. Опарин, Б.Н. Ильичев, А.Н. Кузьмин, Б.С. Наймушин, Я.С. Орлов, В.И. Беликов, Ф.И. Кривых, А.М. Фирсов, В.Г. Витков, Н.Н. Поломских, Ю.Н. Подборцов, Л.Н. Карлюк и другие.

В 1983 году принято и уже более 20 лет стоит на вооружении ВМФ СССР унифицированное ракетное оружие «Гранит». За разработку и внедрение в серийное производство ракетного комплекса «Гранит» М.И. Соколовский в 1984 году удостоен звания лауреата Ленинской премии в области науки и техники. Высокими правительственными наградами отмечены В.З. Каримов, Н.Н. Мерзликина, В.М. Сотников, В.Г. Мельничук, Ю.К. Мокин, П.И. Трутнев, В.Г. Ткачев, А.И. Ершов, В.И. Лядов, Г.Ф. Кислицин, В.Н. Ермаков, Ю.И. Кустов, Л.А. Сырчиков, Б.В. Перевалов.

Начиная с 1965 года предприятие проводит прикладные научно-исследовательские работы, направленные на решение комплекса научно-технических проблем в обеспечение разработок ракетных двигателей на твердом топливе, результаты которых позволили получить научно-технический задел, рекомендации и решения, необходимые для развертывания опытно-конструкторских работ по созданию и совершенствованию РДТТ различного класса и назначения.

Многочисленные темы отраслевых НИР – «Поиск», «Носитель», «Раструб», «Подвеска», «Кокон», «Зонд», «Веха», «Композиция», «Пеленг», «Компас», «Спираль», «Импульс», «Спринт», «Облик», «Противодействие», «Критерий», «Рулон», «Лучина», «Зыбка», «Уровень», «Виток», «Дельфин», «Рубеж», «Ореол», «Стрела», «Лепесток», «Пульсар», «Булава», «Горизонт», «Кавалькада» и многие другие – позволили решить принципиально новые для отрасли сложные научно-технические проблемы, соответствующие уровню современного твердотопливного двигателестроения. Большинство НИР внедрены в опытно-конструкторские работы, ряд результатов и по сей день является научно-техническим заделом и определяет перспективы совершенствования твердотопливного двигателестроения.

Эти работы проводились в тесном сотрудничестве с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими институтами: НИИ тепловых процессов (ныне ИЦ имени М.В. Келдыша), ЦНИИ машиностроения, НИИГрафит, ВНИИВ проект, НИИ полимерных материалов, Московским институтом теплотехники, ЦНИИ материаловедения, НИИ «Геодезия», Уральским филиалом ЦНИИМВ, Ленинградским филиалом НИИРП, Алтайским НИИ химической технологии, ВИАМ, с ведущими институтами АН СССР – Институтом проблем материаловедения АН УССР, Институтом механики сплошных сред Уральского НЦ АН СССР, Институтом теоретической и прикладной механики СО АН СССР, Институтом теплофизики СО АН СССР, Институтом проблем машиностроения АН УССР, Ленинградским НИИ химического приборостроения, Пермским филиалом ГИПХ, Институтом сварки имени Е. Патона АН УССР, Ленинградским ГИПХ, Институтом физики высоких давлений АН СССР и многими другими.

Значительный творческий вклад в организацию и осуществление практически 30-летнего по продолжительности цикла научно-исследовательских работ внесли генеральные конструкторы член-корреспондент АН СССР Л.Н. Лавров и член-корреспондент РАН М.И. Соколовский, а также Б.Н. Соколов, А.И.Мерзликин, Б.Г. Мозеров, Р.Г. Тарасов, Б.К. Глушков, И.Р. Кац, Ю.Л. Макаревич, И.А. Толокнов, Т.В. Нельзина, В.И. Зарицкий, В.Л. Денненбург, Н.А. Ошев, А.С. Иванов, Г.И. Шайдурова, В.В. Лукьянов, В.А. Хлюпин и другие.

В 1994 году Генеральным конструктором и генеральным директором НПО «Искра» становится Михаил Иванович Соколовский. Он внес значительный вклад в создание, развитие и совершенствование РДТТ для ракетных комплексов 8К98, 8К98П, 8К96, 3М17, 3М65, 15Ж44, 15Ж52, 15Ж60, 15Ж61, ракетно-космической системы «Энергия–Буран», ряда РДТТ специального назначения и спецсредств под задачи Минобороны.

Под руководством М.И. Соколовского разработаны двигатели I, II и III ступеней ракеты РСМ52-2; сопловой аппарат РДТТ I ступени ракеты «Тополь-М»; ряд РДТТ специального назначения для крылатых ракет; РДУ (тема «Яхонт-А»), СРДУ (тема «Альянс»). Продолжены работы по созданию комплекса с универсальной межконтинентальной баллистической ракетой.

С 1985 года в НПО «Искра» открыта и успешно работает кафедра Пермского государственного технического университета (ПГТУ) «Конструирование машин», созданная с целью улучшения качества подготовки инженерных кадров. Первым заведующим кафедрой стал Л.Н. Лавров. С 1994 года кафедрой заведует Михаил Иванович Соколовский.

С июля 1996 года НПО «Искра» преобразовано в открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Искра»» с 55%-ным государственным пакетом акций. В июле 1998 года Распоряжением Правительства РФ предприятию присвоен статус Федерального научно-производственного центра (первого и пока единственного в Пермском крае).

В 1999 году в рамках программы международного сотрудничества (проект «BrahMos») НПО «Искра» приняло участие в создании совместной российско-индийской противокорабельной ракеты для различных типов базирования. На начало 2005 года проведено 10 успешных пусков (наклонных и вертикальных, в том числе с мобильных пусковых установок берегового базирования и с корабельных установок).

В 2000–2001 годах проведены научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по созданию насадка радиационного охлаждения (НРО-М) для жидкостного ракетного двигателя 11Д58М разгонного блока DМ-SL разработки РКК «Энергия» имени С.П. Королева в рамках международной программы «Sea Launch».

Подтверждением высокой надежности и эффективности НРО-М явились успешные запуски в 2003–2005 годах ракеты-носителя «Зенит-3SL» с разгонным блоком DМ-SL, который обеспечил вывод на геостационарную орбиту телекоммуникационных спутников связи (при этом применение НРО-М позволило увеличить массу полезного груза почти на 100 кг).

В 2005 году проведено первое летное испытание перспективной универсальной баллистической ракеты «Булава», соразработчиком которой является НПО «Искра». Все поставленные цели и задачи испытания успешно выполнены.

За 50 лет работы специалистами НПО «Искра» создано более 20 крупногабаритных маршевых ракетных двигателей на твердом топливе для ракетных комплексов главных конструкторов С.П. Королева, П.А. Тюрина, В.П. Макеева, В.Ф. Уткина, В.Н. Челомея, Г.А. Ефремова, Ю.С. Соломонова. Двигатели не уступают по техническому уровню лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым показателям являются лучшими в мире.

Номенклатура двигателей (разработанных и проектируемых) включает РДТТ для маршевых ступеней ракет-носителей, двигатели разгонных блоков, космических аппаратов, специальные двигатели (отделения, увода, мягкой посадки и другие).
НПО «Искра» имеет развитую производственную и экспериментальную базы, позволяющие проводить разработку, испытания и серийное изготовление двигателей с массой топлива до 70 тонн.

В конструкциях двигателей широко используются композиционные материалы: угле- и органопластики, различные теплозащитные и эластомерные покрытия, материалы типа «углерод-углерод» и другие материалы с уникальными свойствами.

В НПО разработаны конструкции и внедрена технология изготовления крупногабаритных корпусов РДТТ (диаметром до 3 метров и длинной до 10 метров) методом намотки.

В конструкциях сопловых блоков широко используются раздвижные сопловые насадки из УУКМ, которые могут применяться как для РДТТ, так и для ЖРД, заложены оригинальные технические решения, обеспечивающие выдвижение и фиксацию насадков в рабочем положении, как до запуска двигателя, так и в процессе его работы. НПО «Искра» имеет 30-летний опыт создания раздвижных сопел для ракетных двигателей различного назначения и является мировым лидером в этом направлении двигателестроения.

С начала 1990-х годов, когда качественно изменилась не только международная ситуация, но и внутри-экономическая обстановка в России, у НПО «Искра» существенно уменьшился объем государственного оборонного заказа. Отсутствие государственных и отраслевых программ в области конверсии оборонных предприятий, неустойчивая и труднопредсказуемая экономическая ситуация в стране побудили НПО «Искра» самостоятельно разработать стратегию дальнейшего развития.

В 1991 году благодаря активному поиску наукоемких и гарантированно оплачиваемых заказов практически всеми подразделениями предприятия удалось оперативно разработать целый ряд нетрадиционных изделий и быстро освоить их производство, что позволило «Искре» найти себе новую нишу – наукоемкую продукцию в рамках конверсии.

В январе 1993 года НПО «Искра» приступило к разработке технической документации на реконструкцию морально и физически устаревших газо-перекачивающих агрегатов (ГПА) на компрессорной станции «Ординская» предприятия ПЕРМТРАНСГАЗ и на новый блочно-комплектный газо-перекачивающий агрегат ГПА-12 «Урал». В марте 1994 года принята «Программа пер-спективного сотрудничества пермских оборонных пред-приятий и Российского акционерного общества «Газпром»», которой предусмот-рены разработка и освоение в производстве перспективных газоперекачивающих агрегатов и электростанций с приводом от газотурбинных установок, созданных на базе авиационных двигателей нового поколения, а также создание центра по сервисному обслуживанию внедренного оборудования.

Летом 1995 года на КС «Ординская» успешно прошли межведомственные испытания реконструированного газоперекачивающего агрегата ГПА-12Р «Урал», который был принят в эксплуатацию. В 1996 году на КС «Пермская» пущен в эксплуатацию первый российский блочно-комплектный газоперека-чивающий агрегат ГПА-12 «Урал».

В 1998–1999 годах в соответствии с договором о совместной научно-технической деятельности Газпрома и НПО «Искра» разработана и изготовлена первая российская блочно-комплектная газотурбинная электростанция ГТЭС–4 «Урал» электрической мощностью 4 МВт. Она установлена в поселке Сысерть Свердловской области.

Один из главных компонентов ГПА — компрессор. В частности, выпущенный в НПО «Искра» компрессор (нагнетатель природного газа) мощностью 16 мегаватт, по оценке специалистов, на сегодня лучший в России и не уступает передовым зарубежным образцам. Начав освоение этой области лишь в 1993 году, уже к концу 1990-х годов «Искра» фактически стала генеральным разработчиком, изготовителем и поставщиком основного газотранспортного оборудования для нужд ОАО «Газпром». Ныне определяющим в конверсионной деятельности НПО «Искра» является комплекс работ по договорам с ОАО «Газпром», включающий в себя разработку, изготовление и поставку газоперекачивающих агрегатов серии «Урал» мощностью от 4 до 25 МВт для оснащения дожимных и линейных компрессорных станций газопроводов и подземных хранилищ газа; разработку, изготовление и поставку блочно-комплектных газотурбинных электростанций мощностью от 4 до 25 МВт; разработку, изготовление и поставку нового поколения компрессоров для газоперекачивающих агрегатов.

В 2005 году представители НПО «Искра» и ее партнеры удостоены премии Правительства РФ за создание газоперекачивающих агрегатов.

ОАО «Газпром» – далеко не единственный «гражданский» партнер «Искры». Объединение активно включилось в работу по созданию такого же наукоемкого оборудования и для других отраслей народного хозяйства. Разработан и изготавливается широкий спектр видов оборудования для нефтегазовой промышленности. Помимо газотурбинных агрегатов, это – приводные трубные гидравлические ключи для обсадных скважинных труб, установки улавливания легких фракций нефти на нефтяных комплексах, специальные насосы, шаровая запорная арматура. Предприятие ведет разработку оборудования для использования сжиженного природного газа. Для агропромышленного комплекса России НПО «Искра» разрабатывает, изготавливает и поставляет одновинтовые и мембранные насосы и другое оборудование.

В НПО производятся высококомфортабельные 12-местные катера «Мечта», изготовленные практически полностью из композиционных материалов.

Активно развивается сотрудничество с МЧС, для которого НПО «Искра» разработало и выпустило уникальные «эластичные» домкраты, способные поднимать 60-тонные вагоны или разнообразные разрушенные конструкции такого же веса на высоту до полуметра (на один домкрат). Разработана также уникальная модульная система аварийного приводнения вертолетов.

В создании новых видов конкурентоспособной гражданской продукции НПО «Искра» успешно сотрудничает с ведущими зарубежными фирмами, такими как Mitsubishi Heavy Industries Ltd (Япония), Thermodyn (Франция), General Electric и Pratt & Whitney (США), John Crane (Великобритания), GHH BORSIG (Германия).

Высокий творческий потенциал коллектива НПО «Искра» подтвержден более 1700 патентами и авторскими свидетельствами на изобретения. Поиск партнеров невозможен без создания современного имиджа фирмы. На различных международных инновационных салонах разработки НПО «Искра» отмечены многочисленными призами, медалями, дипломами. Среди них «Хрустальный рыцарь Эрстмейкер» – «За сохранение и развитие интеллектуально-кадрового потенциала предприятия в период переходной экономики» (1997), Приз Европы «За качество» (1997), Международный приз «За коммерческий престиж» (2000). В 2000–2003 годах 7 видов промышленной продукции НПО – газоперекачивающие агрегаты, газотурбинные электростанции, эластичные домкраты, мембранные насосы, одновинтовые насосы, воздухоочистительные устройства, компрессоры – отмечены Золотыми знаками качества «Российская марка».

В НПО «Искра» успешно работает филиал аэрокосмического факультета Пермского государственного технического университета. В учебном процессе кафедры задействовано более 30 ведущих специалистов и руководителей предприятия, в их числе 2 доктора и 5 кандидатов технических наук. Ежегодно лучшим студентам кафедры присуждаются именные стипендии первых Главных конструкторов М.Ю. Цирульникова и Л.Н. Лаврова, а также стипендия Генерального конструктора.

Приходя на предприятие в качестве конструкторов, технологов, исследователей, молодые специалисты продолжают обучение на внутрифирменных курсах, для каждого из них разрабатывается план стажировки и назначается руководитель стажировки, создаются условия для профессионального и должностного роста. Научно-технические конференции и конкурс М.Ю. Цирульникова дают молодым специалистам возможность обмениваться опытом по направлениям научно-производственной деятельности предприятия. В НПО проводятся конкурсы для молодых специалистов на звание «Лучший молодой конструктор», «Лучший молодой технолог», «Лучший молодой изобретатель» по итогам работы за текущий год.

Для повышения уровня профессиональной подготовки и творческой активности рабочих, выявления и распространения передовых приемов и методов труда проводятся конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший молодой рабочий НПО».

Источник: https://sdelanounas.ru/, http://www.biograph.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!