Вехи цифровой трансформации Транснефти: рассказ из первых уст

Из первых рук: рассказывает вице-президент, курирующий основные вопросы цифровой трансформации. Цифровая трансформация – новая реальность производственных и бизнес-процессов. Как будет трансформироваться «Транснефть»? Какие технологии будут внедряться на различных направлениях деятельности компании? И как подготовиться к изменениям работникам? Об этом корреспонденту корпоративного журнала «Трубопроводный транспорт нефти» Вадиму Онопринюку рассказал Андрей Бадалов, вице-президент ПАО «Транснефть», курирующий вопросы цифровой трансформации, информационных технологий и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности. – Андрей Юрьевич, чем отличается цифровизация от цифровой трансформации? – Цифровизация – это процесс, который привносит в производство цифровые технологии: оцифровку данных, автоматизированное управление, алгоритмы. Цифровая трансформация гораздо более широкое понятие – это путь к результату, который позволит усилить возможности бизнеса, сделает его еще более эффективным.

Это процесс всеобъемлющий, чем и отличается от предыдущих этапов развития. Цифровая трансформация позволит объединить все направления работы компании – как основные, так и вспомогательные, – обеспечит синергию процессов, которые направлены на повышение эффективности, надежности и безопасности работы компании.

– Готова ли «Транснефть» к цифровой трансформации? Какие этапы наиболее важны для столь серьезной цифровой перестройки? 

– Если говорить о технологическом базисе, то в компании сделано очень многое. Но есть момент, который присущ большинству крупных предприятий и присутствует на государственном уровне, – недостаточная интеграция информационных систем. Это первое, чем мы будем заниматься, так как для цифровой трансформации этот фактор один из самых важных. Сегодня мы работаем над универсальным платформенным решением, которое позволит создать единую архитектуру и объединить на базе одной платформы все функциональные решения для производственников, строителей, финансистов и специалистов других направлений. Это будет своего рода унификация, универсальный подход. Эта унификация инструмента разработки должна позволить в более сжатые сроки создавать конкретные цифровые решения для подразделений и организаций системы «Транснефть».

Важно и качественное управление проектами в сфере IT. Компания должна иметь ключевые компетенции в области IT-архитектуры и бизнес-аналитики. Работа по созданию этих компетенций уже ведется. Если мы соберем высококвалифицированных специалистов и сможем создать четкую технологию управления проектами, то не будем зависеть от подрядчика и от закрытых технологий в области ключевых разработок и решений, а для разработки сопутствующих проектов сможем привлекать специалистов с рынка.

– Специалистам сейчас приходится работать с огромными объемами информации. Поможет ли цифровая трансформация структурировать эти данные, управлять ими? 

– Сегодня большие данные (big data) и инструменты для управления ими – неотъемлемая часть нашей жизни. Одна из целей цифровой трансформации – наладить управление этим потоком так, чтобы мы всегда получали надежные, достоверные и актуальные данные в нужное время и в нужном месте. Уже сейчас работа на большинстве направлений связана не просто с большим объемом данных, а с очень большим, – таким, что человеку справиться с ним нереально. Поэтому необходимы системы поддержки принятия решений на всех уровнях управления, начиная с операционного звена и заканчивая руководством компании. Подобные системы поддержки уже существуют – например, в диспетчерском управлении, но благодаря цифровой трансформации их станет еще больше, и они будут применяться на самых разных направлениях деятельности.

– Облачные технологии, искусственный интеллект, роботизация – это тоже часть цифровой трансформации? И как эти технологии будет использовать «Транснефть»? 

– Эти технологии имеют непосредственное отношение к цифровой трансформации и тесно связаны друг с другом: переплетаясь, они участвуют в преображении компании.

Облако освободит подразделения компании и ее дочерние предприятия от серверов, а значит, от их технической поддержки и содержания, и предоставит услугу принципиально иного качества для хранения данных.

Искусственный интеллект эффективно анализирует большие объемы данных, страхуя таким образом человека. На искусственном интеллекте основаны системы поддержки принятия решений.

Роботизация связана с процессами производственного цикла и работой офиса, избавляющими людей от рутинных операций.

Все эти методы упростят работу людей и, главное, будут способствовать повышению творческой составляющей в их деятельности. Освободят сотрудников от рутины с тем, чтобы они могли заниматься творческим развитием в интересах того направления, в котором они специализируются, и в интересах компании в целом.

– Каким образом идет взаимодействие «Транснефти» с государственными структурами и другими компаниями в области цифровой трансформации? 

– Цифровая трансформация — это сквозной процесс, и нельзя провести цифровую трансформацию в отдельно взятой компании, даже такой крупной, как «Транснефть», без проведения мероприятий на уровне министерств, ведомств, партнерских компаний. Это необходимо для обеспечения единого информационного пространства, для анализа и обработки данных и принятия соответствующих решений. Сегодня мы эффективно задействованы в этом процессе, взаимодействуем как с государством в лице Министерства энергетики и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, так и с близкими структурами из нефтегазового комплекса.

– Какие преимущества даст единое информационно-технологическое пространство компании и ее дочерних обществ? 

– Создание единого информационного пространства – ключевой фактор цифровой трансформации. Одно из направлений этой работы – централизация технических и информационных систем, используемых в организациях системы «Транснефть» (ОСТ), и обеспечение доступа к ним через облако. Это значительно сократит затраты ОСТ на рутинные операции, поддержание технических систем, оборудования. Единое информационное пространство – это единая библиотека данных, которая сократит время прохождения информации, обеспечит поддержку принятия решений и обмен информацией между подразделениями компании и ОСТ.

Опыт компании, знания конкретных людей – это интеллектуальный капитал «Транснефти». Нам надо учиться сохранять эти опыт и знания, формализовывать и обеспечивать их передачу тем, кто только начинает свою работу в сфере трубопроводного транспорта. Именно цифровая трансформация позволит обеспечить хранение этих знаний в цифровой форме, а единое информационное пространство – быстрый и качественный обмен данными.

– Каковы перспективы импортозамещения в IT-сфере? 

– Импортозамещение перспективно в любой сфере. Реализация программы импортозамещения – это решение руководства страны, и оно обусловлено не только желанием развить собственные технологии, но и объективными сложностями, включая возможные санкционные действия зарубежных стран.

В «Транснефти» много сделано в плане импортозамещения непосредственно на производстве. Созданы целые предприятия, которые занимаются выпуском техники и оборудования для компании. Ведутся уникальные разработки в области систем моделирования. Сейчас стоит задача развить импортозамещение в сфере информационных технологий: это касается программного обеспечения и IT-оборудования – серверов, систем хранения данных. Решить эту задачу можно, но не в одночасье.

– В чем вы видите основные сложности реализации этого направления? 

– В области программного обеспечения в России сильная школа, работающая еще с прошлого века, и она развивается. Есть неплохие результаты, которые дают возможность конкурировать с зарубежными компаниями. «Транснефть» тесно взаимодействует с крупными российскими производителями программного обеспечения.

Что касается оборудования, или, на языке IT-специалистов, «железа», – вопросов гораздо больше, здесь существенное технологическое отставание.

Важная проблема – совместимость отечественного программного и аппаратного обеспечения. К сожалению, этому уделяется не так много внимания. Программисты живут своей жизнью, ориентируясь на рынок и его лучшие изделия в области аппаратного обеспечения. А наши разработчики «железа» – те, кто выпускает отечественные процессоры, – не в столь тесном взаимодействии с программистами. В итоге мы можем столкнуться с тем, что отечественное программное обеспечение не способно эффективно работать на отечественном «железе».

– Как исправить ситуацию? 

– За счет создания центров технологической экспертизы, которые обеспечат анализ совместимости. «Транснефть» готова работать в этом направлении, если государство поддержит создание таких центров, которые в конечном счете помогут госкорпорациям и российским компаниям обеспечить внедрение импортозамещающих продуктов. Это серьезный процесс, в который должна быть вовлечена не только «Транснефть», но и другие крупные компании, которые встали на путь цифровой трансформации.

– Цифровизация и цифровая трансформация требует существенных затрат. Насколько эта работа выгодна для компании и что дает непосредственно производству? 

– У цифровой трансформации есть прямые экономические эффекты. Например, существенное сокращение затрат, как материальных, так и трудовых, на проведение тех или иных операций. Еще один эффект, который не менее важен, – повышение надежности и безопасности производственных процессов. Результат может быть как быстрый, так и отложенный, и понимание того, что все изменится не в один момент, а в процессе непростой и долгой работы, – еще один шаг на пути к успеху. С помощью цифровых технологий мы оптимизируем многие этапы производственной деятельности и обеспечим принципиально новое качество работы компании.

– Можно ли привести конкретные примеры эффекта от внедрения цифровых технологий? 

– В «Транснефти» за счет создания цифровых моделей оптимизируются как процессы проектирования, так и непосредственно строительства. Процессы становятся прозрачными: сокращаются сроки, облегчаются процедуры согласования проектов как внутри компании, так и на уровне государственных контролирующих органов и экспертиз. Упрощается надзор, так как в ходе цифрового строительства любые мелочи и несогласованности выявляются автоматически.

При этом цифровая трансформация строительного сектора позволит повысить эффективность не только строительства, но и эксплуатации объектов: оцифрованная информация будет доступна и актуальна, что упростит работу эксплуатационных служб.

– Цифровая трансформация – это изменение традиционных подходов к производству и переход на высокотехнологичное оборудование, внедрение новых программ и алгоритмов работы. Как это отразится на работе сотрудников? Какие действия необходимы для безболезненного перехода к новой реальности? 

– Цифровая трансформация должна внедряться совместно с цифровой культурой. Необходимо, чтобы специалисты разного уровня привыкали к изменениям постепенно, принимали их и понимали, что перемены не усложняют их работу, а, напротив, упрощают ее. Разумеется, на начальных этапах, когда идет освоение новых технологий, неизбежен определенный дискомфорт. Поэтому наша система направлена на то, чтобы не просто внедрить цифровые технологии, но и параллельно подготовить людей к этому процессу.

Сотрудники должны понимать, что эффект цифровой трансформации происходит не за счет увеличения нагрузки на человека, а за счет того, что нагрузка снизится. Это не значит, что человек будет меньше работать, – это значит, что работать ему будет проще и спокойней. Благодаря новым технологиям увеличится число производственных задач, будут поставлены новые цели, но сотрудник будет работать в условиях снижения вероятности ошибки. Сегодня именно человеческий фактор является одной из основных причин нештатных ситуаций.

– Смогут ли работники принимать участие в преобразованиях и предлагать свое видение грядущих изменений? 

– Цифровая трансформация возможна только во взаимодействии с производством, со специалистами, которые работают на разных направлениях. Только работая в режиме кооперации и сотрудничества, мы сможем достичь необходимого эффекта. Мы должны предлагать новые технологии, не навязывая их сверху, а понимая, что необходимо бизнесу.

Необходимо развивать креативную составляющую сотрудников для того, чтобы люди сами интересовались изменениями, предлагали новые идеи по направлению своей работы, которые и лягут в основу последующих этапов цифровой трансформации. Политика нашего блока – находить энтузиастов от бизнеса и производства, которые хотят с нами взаимодействовать. Таких людей в компании много, поэтому уверен, что наша совместная работа будет успешной.

Источник: https://up-pro.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!