Беспилотники Израиля сегодня – Hermes 900

Ранее ВВС Израиля сообщало о присвоении одному из базовых беспилотников Hermes 900 (Гермес 900) статуса полной операционной готовности. Такой статус может являться свидетельством того, что беспилотник оснастили новым разведывательным оборудованием и новыми каналами связи, – предполагает эксперт в области беспилотной летательной техники, редактор отраслевого журнала UAV.ru Д. Федутинов. Кроме того, это может говорить о том, что Hermes 900 полностью интегрирован в армейские информационно-управляющие системы, – продолжает специалист. Hermes 900 был разработан израильской компанией Elbit Systems на базе предшественника Hermes 450, который эксплуатируется в течении 17 лет в ряде стран мира. Общий налет беспилотников этого типа составляет более 500 тысяч часов. Hermes 900 отличается от предыдущей модификации аппарата не только большими размерами, но и улучшенными техническими характеристиками, а также повышенными разведывательными возможностями. Конкуренты беспилотника Hermes 900 на мировом рынке:  аппараты семейства  Predator (GAASI, США) и Heron (IAI, Израиль).

Фото 1. Hermes 900, одна из базовых моделей беспилотников сегодняшних ВВС Израиля. На вооружение аппарат официально был поставлен в 2015 году. (Источник: elbitsystems.com)

Общая характеристика

Hermes 900 –  средневысотный многоцелевой всепогодный  беспилотник–разведчик с большой продолжительностью полёта. Аппарат способен непрерывно летать в течении 36  часов на высоте до 9140 метров; радиус действия до 1850 км. Длина фюзеляжа – 8.3 м, размах крыла – 15 м, взлетный вес – 1180 кг, максимальный вес полезной нагрузки (разведывательной аппаратуры и средств радиоэлектронной борьбы) – 350 кг.

Полезная нагрузка весом  до 250 кг размещается в приборном отсеке (Фото 2) и в подфюзеляжном обтекателе (Фото 3), дополнительная нагрузка общим весом до 100 кг — под крылом (Фото 4) на четырех подвесах (по два с каждой стороны).

Hermes 900 это разведывательный комплекс, в состав которого входят:

  • собственно летательный аппарат,
  • наземный пункт контроля, где размещается пилот-оператор  (один или два в зависимости от полетного задания), и соответствующая аппаратура;
  • система двухсторонней связи (включая спутниковую), обеспечивающая взаимодействие между летательным аппаратом и “землей”.

Некоторые источники высказывают мнение о наличии ударной версии Hermes 900, вооруженного ракетами или управляемыми бомбами.

Фото 2. Hermes 900, приборный отсек (Источник: milavia.net)

Бортовая аппаратура

В каждом конкретном случае перед вылетом в зависимости от полетного задания на беспилотнике устанавливается требуемый набор бортовой аппаратуры. Эта операция не требует много времени, поскольку все приборы имеют модульное исполнение.

Разведывательное оборудование:

Радар, позволяющий получать радиолокационные изображения контролируемого участка земной поверхности и находящихся на ней объектов независимо от времени суток, метеорологических условий и уровня естественной освещенности. По качеству и степени детализации радиолокационные изображения сравнимы с аэрофотоснимками, но в отличие от последних могут быть получены при отсутствии оптической видимости земной поверхности. Специальное исполнение радара выделяет движущуюся наземную цель, определяет скорость ее перемещения, а также создает представление о размерах и конфигурации цели.

Система аэрофотосъемки, осуществляющая сканирование местности одновременно в нескольких волновых диапазонах, позволяет получать не только точное месторасположение и изображение объекта, но и сведения о материале, из которого он состоит, что обеспечивает более полную идентификацию потенциальной цели.

Система сканирования местности, выполняющая одновременно с обзором территории наблюдение за несколькими, в том числе движущимися целями.

Фото 3. Hermes 900, подфюзеляжный обтекатель (Источник: pro-samolet.ru, маркер автора)

Цветная телевизионная камера высокой резолюции, работающая в условиях низкой освещенности.

Инфракрасная тепловизионная камера, основанная на фиксации невидимого теплового (инфракрасного) излучения, испускаемого любым объектом (для работы тепловизора, в отличие от приборов ночного видения, вообще не требуется свет). Тепловизор способен обнаруживать живую силу и технику вне зависимости от времени суток.

Системы радиоразведки и пеленгации, предназначенные для обнаружения излучающих устройств и мобильной сотовой связи противника.

Система электронной разведки, осуществляющая сбор информации путем перехвата сигналов радиолокационных станций, установок радиоэлектронной борьбы, оборонных сетей связи и тому подобных устройств противника.

Лазерный прожектор для подсветки объекта наблюдения в диапазоне невидимого инфракрасного излучения.

Системы радиоэлектронной борьбы.

Система радиоэлектронного подавления, функционирующая в широком диапазоне частотного спектра, может одновременно воздействовать на несколько целей в соответствии с установленными приоритетами.

Система радиоэлектронной борьбы содержит средства обнаружения облучения радарами/лазерами. В состав системы входит также аппаратура противодействия противнику.

Система автоматической идентификации

Эта система обеспечивает опознание воздушных судов, их курса и других данных. Наличие этой бортовой системы является необходимым компонентом для выполнения безопасных полетов Hermes 900 в едином воздушном пространстве наравне с гражданскими пилотируемыми летательными аппаратами.

Фото 4. Hermes 900, размещение полезной нагрузки под крылом (Источник: elbitsystems.com, маркеры автора)

Связь между беспилотником и “землей”

Линии связи обеспечивают двустороннюю связь между беспилотником и наземным пунктом контроля:

  • на борт летательного аппарата передаются команды пилота-оператора;
  • в пункт контроля поступает информация, собранная бортовой разведывательной аппаратурой, и сведения о состоянии систем летательного аппарата.

В зоне прямой видимости применяется прямая связь между летательным аппаратом и наземным пунктом контроля. Вне зоны прямой видимости используется спутниковая связь.

Для повышения надежности имеются резервные каналы связи.

Управление беспилотником

Предусмотрено два режима управления беспилотником:

  • пилотирование пилотом-оператором с наземного пункта контроля;
  • автономное пилотирование, при котором управление полетом осуществляет бортовая аппаратура в соответствии с заложенной программой; вмешательство пилота-оператора требуется лишь при необходимости изменения полетного задания или возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Консоль наземного пункта контроля предусматривает возможность управления одним или двумя летательными аппаратами (Фото 5).

Автоматический взлет и посадка

По команде пилота-оператора беспилотник самостоятельно выдвигается из ангара на взлетно-посадочную полосу и поднимается в воздух. После выполнения полета самостоятельно приземляется, закатывается в ангар и выключает двигатели.

Полеты в общем воздушном пространстве

В настоящее время беспилотные летательные аппараты, принадлежащие вооруженным силам, не могут выполнять полеты в едином воздушном пространстве, в котором проходят маршруты гражданской авиации. Беспилотники военного назначения пока могут летать только в закрытом воздушном пространстве полигонов и авиабаз.

Фото 5. Станция наземного контроля (Источник: elbitsystems.com)

В связи с непрерывным ростом количества беспилотников многие страны начали разрабатывать нормативную базу, позволяющую безопасные полеты беспилотной авиации в едином воздушном пространстве с гражданскими пилотируемыми воздушными судами. Разрабатываемые правила содержат, в частности, требования к техническому оснащению беспилотников, обеспечивающие должный уровень безопасности совместных полетов.

Hermes 900 может обнаруживать воздушные объекты и изменять свой маршрут полета, чтобы избежать столкновения, а также взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами, передавая им точные данные о своем пространственном положении.

Автор: Марк Яловецкий

Похожее изображение

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!