Новочеркасский электровозостроительный завод развивает эталонные сборочные линии: подробности проекта

Фото: © www.nevz.com. На Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг»), как и на других предприятиях холдинга, реализуется масштабный проект по развитию эталонных линий. Это один из комплексных инструментов развития производственной системы предприятия, позволяющий непрерывно совершенствовать технологические процессы для повышения качества продукции и соблюдать требования заказчика. В марте 2021 года на рамном участке сварочно-кузовного цеха внедрена система управления производственно-технологическими сборочными линиями (УПТСЛ). Этот программный комплекс на базе 1С ERP предназначен для оперативного управления производством и позволяет в автоматическом режиме на основании месячного плана формировать индивидуальные сменные задания для каждого работника на линии. Аналогичная система УПТСЛ внедрена и успешно применяется на эталонной линии в электровозосборочном цехе. Для взаимодействия рабочих с УПТСЛ на каждом посту линии установлены терминалы, которые предназначены не только для выдачи сменного задания рабочему, но и позволяют ему производить отметки о выполненных операциях или возникших в процессе работы проблемах.

Терминалы оборудованы сканером QR-кода для идентификации работников и мастеров. На основании данных УПТСЛ ежедневно формируется «Дашборд УПТСЛ ТМХ», предназначенный для оценки эффективности производственного процесса линии сборки. Благодаря этому работники цеха в режиме реального времени имеют возможность получать информацию о выполнении ежесуточных заданий, обеспеченности линии заготовками и персоналом и других аспектах деятельности линии. Также на основании данных этой системы появилась возможность в автоматическом режиме производить начисление заработной платы работникам.

Внедрение новой системы УПТСЛ на рамном участке сварочно-кузовного цеха позволит повысить ритмичность работы, снизить количество несоответствий и, главное, обеспечит своевременное и качественное выполнение плановых заданий.

Справка:

Завод с начала своего основания производил продукцию по заказу центральных органов управления железнодорожным транспортом:

  • до 1946 года – по заказу Народного комиссариата путей сообщения (НКПС),
  • с 1946 по 1992 годы – МПС СССР,
  • с 1992 по 2003 годы – МПС РФ,
  • с сентября 2003 года – ОАО “РЖД”.

В истории НЭВЗа выпуск локомотивов для вождения грузовых и пассажирских составов – модельный ряд от четырехосных до шестнадцатиосных магистральных электровозов.

С 1936 по 1938 гг. завод выпускал паровозы, а с 1950 года – освоил выпуск промышленных электровозов, которые за многие десятилетия сформировались в линейку подвижного состава различного назначения – для промышленных предприятий, горно-обогатительных комбинатов, шахт и открытых угольных разрезов.

1932-2003 гг.

История завода берет начало 8 февраля 1932 г., когда постановлением Правительства было утверждено место стройки.

Датой основания НЭВЗа считается 27 апреля 1936 года – день, когда был выпущен первый локомотив – узкоколейный паровоз 0-4-0 серии 159.

В 1936-37 годах был освоен выпуск импортозамещающей продукции – узкоколейных паровозов серии 159, экскаваторов на гусеничном ходу для торфоразработок, ширококолейных 54-тонных танк-паровозов серии 9П. Велись работы по подготовке к выпуску гусеничных грейдеров и магистральных паровозов для МПС.

В начале 1938 г. Новочеркасский паровозостроительный завод (НПЗ) был передан наркомату вооружений и к концу года был переориентирован на производство зенитных установок, пушек, минометов. Во время Великой Отечественной войны, при возникновении угрозы оккупации завод был частично эвакуирован в г. Воткинск. За время оккупации города Новочеркасска фашистскими войсками завод был разграблен и разрушен.

24 ноября 1945 г. новочеркасский завод по решению правительства стал электровозостроительным.

Highslide JS

В 1946 г., после восстановления, завод реорганизуется в электровозостроительный и в 1947 г. выпускает новую продукцию – шестиосные магистральные электровозы постоянного тока, мощностью 2400 кВт типа ВЛ22М. Электровоз был создан на основе разработок инженеров Коломенского тепловозостроительного завода и Московского завода “Динамо”. Магистральные электровозы постоянного тока создавались и выпускались заводом до начала 80-х годов прошлого века.

Highslide JS

В первые десятилетия послевоенного периода завод выполнил большую работу по созданию электровозов для промышленных предприятий. В период 1950-1955 гг. было создано 16 типов электровозов. В этой группе были такие специфические машины как “Бурлаки” со сцепным весом 42 т., которые предназначались для буксировки судов через шлюзы ГЭС, или “легкие” электровозы для транспортировки торфа на Шатурскую ТЭЦ. Лидером по выпуску в этой группе стал четырехосный электровоз постоянного тока IVКП-1 со сцепным весом 80 т. Эти электровозы и сегодня работают на ряде металлургических и обогатительных предприятий.

Highslide JS

В 1953-1957гг. промышленные электровозы поставлялись на экспорт: в Китай, Северную Корею, Болгарию, Польшу, Венгрию, Индию.

В 1958 году для проведения необходимых научных исследований и разработки схем и конструкций новых электровозов на базе заводских СКБ, ОГК и ЦЗЭЛ был создан Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения – ВЭлНИИ.

В 1959 году начался серийный выпуск грузовых электровозов переменного тока ВЛ60. В связи с ростом грузооборота с 1961 года совместно с институтом создаются электровозы для вождения сверхтяжеловесных составов – модельный ряд от шестиосных электровозов серии ВЛ80 до двенадцатиосных ВЛ85.

В 1968 году создан тяговый агрегат для работы на открытых горных разработках – ОПЭ1.

Highslide JS

Содружество науки и производства позволило создать в 1983 году двенадцатиосный грузовой магистральный электровоз ВЛ85, который считается одним из самых мощных в мире. ВЛ85 водит грузовые поезда на сложном рельефе Байкало-Амурской магистрали, при температуре окружающей среды от -60 ?С до +40 ?С.

С 1971 по 1990 гг. большие партии грузовых электровозов были специально изготовлены для Финляндии (Sr-1), Польши (ЕТ-42), Китайской Народной республики (8G).

Highslide JS

Поставки электровозов типа Sr-1 в Финляндию, ЕТ-42 в Польшу, 8G в Китай свидетельствуют о высоком качестве продукции завода.

Highslide JS

В связи с возникшей в девяностые годы острой потребностью в железнодорожной технике для пригородного сообщения, НЭВЗ в 1994 году освоил ремонт электропоездов переменного тока серии ЭР9, с 1995 г. организовал выпуск комплектов электрооборудования, предназначенных для установки на отечественных электропоездах постоянного тока ЭД4М производства Демиховского машиностроительного завода и ЭТ2М – Торжокского вагоностроительного завода.

С 1994 года завод начал серийный выпуск импортозамещающей продукции – грузо-пассажирских электровозов переменного тока ВЛ65, а с 1998 г. – пассажирских электровозов ЭП1.

Начиная с 1998 года, НЭВЗ практически ежегодно осваивал выпуск новых серий магистральных и промышленных электровозов.

В 1998 году НЭВЗом, ВЭлНИИ и фирмой ADtranz (ныне Bombardier Transportation) создан магистральный двухсистемный пассажирский электровоз с асинхрон¬ным приводом ЭП10. Согласно контракту для железных дорог России выпущена партия 12 ед.

С 1999 года завод серийно выпускал пассажирский электровоз переменного тока ЭП1.

Highslide JS

Электровоз ЭП1 может водить составы до 24 пассажирских вагонов, заменяет отечественные пассажирские электровозы ВЛ60ПК и ранее импортированные из Чехословакии ЧС4, ЧС4Т. Электровоз зарекомендовал себя как надежная машина, способная водить поезда по всей России: от Полярного круга (депо Кандалакша) до Восточной Сибири (депо Белогорск). В 2007 г. выпуск ЭП1 прекращен.

В 2000 году создан опытный образец электропоезда переменного тока ЭН3.

В связи с ограниченными в этот период заказами основного заказчика – ОАО “РЖД”,– руководством было принято стратегическое решение о развитии направления “промышленный подвижной состав”. Началась тщательная проработка этого направления.

2003-2019 годы

В 2003 году НЭВЗ вошел в состав ЗАО “Трансмашхолдинг” (впоследствии АО “Трансмашхолдинг”), которое реализовало ряд мероприятий, направленных на финансовое оздоровление НЭВЗа, повышение эффективности управления производством, формирование устойчивого портфеля заказов. На заводе началось техническое перевооружение, благодаря которому стало возможно увеличение объемов выпуска продукции, создание и освоение производства новой техники.

В результате проработки направления “промышленный транспорт” и работы с потенциальными заказчиками появились новые промышленные локомотивы:

  • С 2003 года, на замену устаревших серий тяговых агрегатов ОПЭ1, ранее изготовленных НЭВЗом и Днепропетровским электровозостроительным заводом (ОПЭ1А) для ГОКов и угольных разрезов, предприятием освоен выпуск нового тягового агрегата НП1.
Highslide JS
  • В 2003 году по заказу ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат” (ОАО “ММК”) изготовлен новый промышленный электровоз НПМ2. Электровоз предназначен для работы на электрифицированных железнодорожных путях металлургических предприятий. Заменяет работающие до настоящего времени промышленные электровозы IV-КП, выпущенные НЭВЗом в 50-х годах прошлого века, и ранее импортированные из Германии электровозы EL2.

Highslide JS

В 2004 году продолжен выпуск тяговых агрегатов НП1. 4 тяговых агрегата были отправлены заказчикам – Качканарскому, Лебединскому ГОКам и “Карельскому окатышу”.

В 2004 году электровоз НПМ2 прошел заводские испытания и был передан заказчику – ОАО “ММК” для проведения испытаний в условиях технологического процесса комбината. В 2005 году начато его серийное производство.

В декабре 2004 года изготовлен новый грузовой магистральный электровоз переменного тока 2ЭС5К “Ермак”, который разработан совместно с ОАО “ВЭлНИИ” на замену ранее выпущенных электровозов переменного тока серий ВЛ80 различных модификаций, до настоящего времени успешно выполняющих стратегические задачи по перевозке различных грузов на железнодорожных магистралях России и стран СНГ, электрифицированных на переменном токе.

В 2005 году начато изготовление установочной партии, а в 2006 – серийный выпуск электровозов 2ЭС5К.

Highslide JS

В 2005 году пассажирский магистральный электровоз ЭП1 был награжден Почетным дипломом регионального конкурса “Лучшие товары Дона” и стал дипломантом общероссийского конкурса “100 лучших товаров России” в номинации “Продукция производственно-технического назначения”.

Для железных дорог Украины выпущен опытный образец магистрального электровоза 2ЕЛ5. В адрес ХК “Лугансктепловоз” осуществляется поставка электрооборудования для производства этих электровозов на украинском предприятии в кооперации с НЭВЗом.

С июля 2006 года начат выпуск локомотива 2ЭС4К (“Дончак”) – магистрального грузового восьмиосного электровоза постоянного тока с коллекторными тяговыми электродвигателями. Первый российский грузовой электровоз постоянного тока получил высокие оценки специалистов в ходе выставки железнодорожной техники, проводимой в Санкт-Петербурге в августе 2006 года.

Highslide JS

В 2007 г. начат выпуск двух модификаций пассажирского электровоза ЭП1: ЭП1М – с новой кабиной машиниста в модульном исполнении для управления без помощника машиниста; ЭП1П – в котором, в отличие от ЭП1М, уменьшена конструкционная скорость и увеличена сила тяги.

В 2007 г. пассажирский магистральный электровоз ЭП1М стал лауреатом регионального конкурса “Лучшие товары Дона” и дипломантом общероссийского конкурса “100 лучших товаров России” в номинации “Продукция производственно-технического назначения”.

География поставок ЭП1М обширна. Они успешно работают во всех климатических поясах России: от Полярного круга и Северо-Западных границ страны до Восточной Сибири и Северного Кавказа и получили самые положительные отзывы железнодорожников.

С конца 2007 года начат выпуск односекционного четырехосного грузового электровоза переменного тока Э5К, который изготовлен на базе локомотива 2ЭС5К, а в 2008-2009 гг. осуществлялось его серийное производство.

С этого же года начато серийное изготовление 3ЭС5К – магистрального грузового 3-х секционного двенадцатиосного электровоза переменного тока с коллекторным приводом, который также выполнен на базе 2ЭС5К с усилителем тяги – бустерной секцией.

В 2007-2008 гг. электровозы серии “Ермак” (2ЭС5К) были отправлены на Одесскую железную дорогу.

В 2009 году электровоз 2ЭС4К №15 был отправлен в адрес ХК “Лугансктепловоз”, где был адаптирован для эксплуатации на железных дорогах Украины.

В 2012 году выпушен магистральный двухсистемный пассажирский электровоз, нового поколения с асинхронным тяговым приводом ЭП20, разработанный совместно с французской компанией Альстом Транспорт.

Highslide JS

ЭП20 “Олимп” – современный электровоз с комплексом новых технических, экономических, экологических решений, на основе модульной конструкции. Локомотив ЭП20 стал базовой платформой для создания новых серий пассажирских и грузовых электровозов.

В ноябре 2012 года тяговый агрегат НП1 стал лауреатом 15-го юбилейного Всероссийского конкурса Программы “100 лучших товаров России – 2012” в номинации “Продукция производственно-технического назначения”.

В 2013 году промышленный электровоз НПМ2 также стал Лауреатом Программы “100 лучших товаров России – 2013”.

С 2013 года выпускается модификация НПМ2 – НПМ2М.

В 2014 году были выпущены опытные образцы электровозов 4ЭС5К “Ермак”, – одного из самых мощных электровозов в мире, и 3ЭС4К “Дончак”, которые предназначены для развития тяжеловесного грузового движения на железных дорогах России.

В 2014 году по принципу единой базовой платформы создан магистральный грузовой электровоз переменного тока 2ЭС5 “Скиф”. Выпущено 5 ед. электровозов 2ЭС5.

В 2014 году электровоз 3ЭС5К стал Лауреатом Всероссийского конкурса Программы “100 лучших товаров России – 2014” в номинации “Продукция производственно-технического назначения”.

С 2015 года в рамках импортозамещения НЭВЗ начал реализацию проекта по производству тяговых электродвигателей (ТЭД) четырех модификаций для тепловозов производства предприятий ЗАО “Трансмашхолдинг”, – АО УК “Брянский машиностроительный завод” и ОАО “Коломенский завод”: ДТК-417Ц,Р,П,К. Импортозамещающая продукция НЭВЗа была призвана заменить тяговые электродвигатели производства ГП “Электротяжмаш” (г. Харьков, Украина). Реализация этого проекта – в рамках программы импортозамещения и входит в перечень приоритетных инвестиционных проектов Минпромторга России.

В 2016 году пассажирский электровоз ЭП20 “Олимп” одержал победу в двух конкурсах: “Конкурсе РЖД на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем” в номинации “Подвижной состав” и Программе “100 лучших товаров России-2016” в номинации “Продукция производственно-технического назначения”, став Лауреатом Всероссийского конкурса и получив статус “Новинка”.

В 2017 году магистральный грузовой электровоз 3ЭС5К “Ермак” занял 2 место в “Конкурсе РЖД на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем” (номинация “Подвижной состав”).

В 2017 году освоено производство синхронного тягового агрегата АТ2С-2800/600 для дизель-генератора пассажирских магистральных тепловозов ТЭП70БС (Коломенский завод).

В 2017 г. НЭВЗ занял два первых места в региональном этапе Всероссийского конкурса “Российская организация высокой социальной эффективности” – “За развитие социального партнерства” и “За развитие кадрового потенциала”.

В 2018 году магистральный грузовой электровоз 4ЭС5К “Ермак” стал победителем “Конкурса РЖД на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем” (номинация “Подвижной состав”), заняв почетное второе место.

В 2018 году электровоз 3ЭС5К “Ермак” с поосным регулированием силы тяги участвовал в Конкурсе Программы “100 лучших товаров России-2018” в номинации “Продукция производственно-технического назначения” и вошел в сотню Победителей, став Дипломантом конкурса.

В июне 2018 года состоялась презентация нового современного магистрального грузового двухсекционного электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5С. Проект реализован при поддержке Минпромторга России в рамках программы по импортозамещению. На базе электровоза 2ЭС5С реализуется новый проект – трехсекционный двенадцатиосный электровоз 3ЭС5С.

С февраля 2018 года на предприятии реализуется масштабный проект “Цифровой завод НЭВЗ”.

В мае 2018 года более 2,5 тыс. новочеркасцев стали свидетелями нового мирового рекорда, установленного Дмитрием Нагорным, трехкратным бронзовым призером Чемпионата мира по силовому экстриму. Он протянул состав весом 388 тонн во главе с электровозом семейства “Ермак”, соответствующий весу четырехсекционного локомотива 4ЭС5К. Результат занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

В декабре 2018 НЭВЗ стал Лауреатом Первой промышленной премии OEE Awardз за реализацию проекта “Цифровой завод НЭВЗ” в сфере цифровизации бизнес-процессов в номинации “Лидеры цифровой трансформации в машиностроительном секторе”.

В 2019 г. НЭВЗ стал Дипломантом конкурса “Лучший экспортер Дона” по итогам 2018 года.

25 мая 2019 года впервые в истории завода для заводчан и их семей, горожан и гостей города был проведен День открытых дверей. В мероприятии участвовало более 7 500 человек. Для всех желающих были организованы экскурсии по заводу, осмотр кабины электровоза, фотозоны на Площади Трудовой Славы. Гостей встречал робот Гегель, песенные и танцевальные коллективы ДК НЭВЗа.

В декабре 2019 г. НЭВЗ во второй раз стал Лауреатом Первой промышленной премии OEE Award, в номинации “Цифровое управление дискретным производством”.

В ноябре 2019 года грузовой электровоз 2ЭС5С № 001 успешно прошел подконтрольную эксплуатацию на участке Артышта II – Алтайская Западно-Сибирской железной дороги.

В декабре 2019 года электровоз 3ЭС5С № 001 успешно прошел подконтрольную эксплуатацию на участке Лихая – Батайск – Тимашевская – Крымская – Новороссийск и Крымская – Грушевая.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://www.nevz.com/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!