История бронетанковой техники: от парового бронеавтомобиля до первых серийных танков

На иллюстрации: Паровой бронеавтомобиль Коуэна, 1855 г. Сегодня мы начнем еще одну серию статей, в который «живописная» часть, скажем так, будет превалировать над текстуальной. Пусть это будут своего рода наш танковый «Мурзилка» и «Юный техник» в одной упаковке. А рассказы о тех или иных интересных танковых моментах будут идти именно от иллюстраций. А то вот недавно прочитал на «ВО» статью «про броню», а никаких интересных иллюстраций в ней не увидел… Тут, по крайней мере, будет интересный «видеоряд», а там, может быть, и что-то интересное обнаружится в тексте… К тому же сегодня у нас в России мода на все «удаленное», вот и мы «удаленно» сегодня посетим довольно необычный музей бронетанковой техники и посмотрим на его экспонаты. Судя по первой иллюстрации, желание напакостить ближнему и не получить ничего в ответ пусть и проявлялось у людей очень давно, но в механическую плоть стало облекаться по-настоящему лишь в эпоху пара. Вот и паровой бронеавтомобиль Коуэна, предложенный в 1855 г., был одной из первых таких разработок, вот только ходу проекту не дали, поскольку тогдашний премьер Великобритании Дизраэли посчитал его нецивилизованным!

Броневик Панчо Вильи

И вот интересно, что показывает это крайне низкую стоимость человеческой жизни. Грошовую, можно сказать. Стоит только вспомнить атаку легкой кавалерийской бригады под Балаклавой… Ею восхищались, но ведь это была бойня, а не война, за это судить надо было ответственных. Не понимали люди, что воевать надо так, чтобы противник твой уже заранее был связан и лежал ничком в пыли, а ты… мог бы с ним сделать что угодно… Впрочем, было очевидно, что пять колес на машине Коуэна делают ее трудноуправляемой, что дороги для нее нужны высокого качества, а главное, таких машин, чтобы защитить Британию, нужно будет очень много. Дело в том, что существовал проект кольцевой дороги вокруг побережья. И чтобы БА Коуэна ее патрулировали и при угрозе десанта съезжались бы к опасному месту! Конечно, строить дорогу в разных сложных местах тогда бы просто никто не решился.

В то же время конструкторская мысль прошлого нередко была очень современна. Вот, например, посмотрите на этот «сарай на колесах». Это броневик мексиканского революционера Панчо Вилья. Имел прожектор и бойницы для установки четырех пулеметов «Гочкис». Но самое интересное в нем — это двухслойная броня, между листами которой закладывалась «морская трава». Интересно, что оба листа с близкого расстояния пробивались маузеровской пулей. А вот если между ними была заложена трава, то сделать это не удавалось!

Бронетрактор «Ахтырец»

В годы Первой мировой и Гражданской войны российским инженерам не удалось создать свой собственный, российский танк. Но зато они создали массу уникальных колесно-гусеничных машин на базе заграничной техники, что явно свидетельствует об их смекалке и сноровке. Делали их и красные, и белые, причем иногда получались очень даже «солидные» и хорошо вооруженные машины. Вот, например, как этот бронеавтомобиль, вооруженный парой пулеметов в башне и 76,2-мм орудием в кормовом каземате!

Бронеавтомобиль «Вана Паган»

Впрочем, так поступали в те годы во многих странах. Например, в Эстонии был сделан вот такой бронеавтомобиль «Вана Паган», также с казематным расположением вооружения.

Чехословацкий бронеавтомобиль РА-III (ОА-27), 1927 г.

В 20-е годы прошлого века все страны довольствовались бронетехникой периода Первой мировой войны, лишь немногие начали НИОКР в этой области. В частности, к числу таких стран относилась Чехословакия, создавшая целую серию весьма оригинальных бронеавтомобилей, так называемых стальных черепах. Отличались они от более ранних броневиков своей симметричной формой и наличием двух постов управления, что давало им возможность двигаться вперед-назад не разворачиваясь. Кроме того, броневые углы корпуса на них были расположены под различными, порой весьма прихотливо расположенными углами, что, как надеялись создатели этих БА, обеспечит рикошет попадающих в них пуль. Зато сама броня была тонкой: 3-5,5 мм хромоникелевой стали.

Танк, разработанный инженерами Абердинского полигона в пику танку У. Кристи

Как видите, получилось «нечто»: башня с 12,7-мм пулеметом и 7,62-мм зенитным, две пары ведущих колес сзади и пара рулевых спереди. Автомобильный двигатель, в отличие от авиационного, у Кристи не позволял развивать высокие скорости, броня была тонкой, а фальшборт с ведущих колес автомобильного привода постоянно срывался, задевая о препятствия.

А вот после 1929 года и появления колесно-гусеничного танка Кристи, особенно модели 1931 года, появилась мода на скоростные танки. Причем забавно, что американские военные, испытавшие его танк, не пожелали его покупать, а отдали приказ своим инженерам сконструировать нечто подобное, но лучше и дешевле. Лучше и дешевле!

Еще одна попытка обойти У. Кристи: кавалерийский танк Т7 с корпусом от танка М2 и колесно-гусеничным шасси. Было два варианта: на колесах с литой «обрезинкой» и колесах типа автомобильных, с камерами, заполненными губчатой резиной. Ни тот, ни другой в армию так и не пошли, хотя по скорости танк «М1931» почти что догнали

Германский «Гросстрактор»

Интересно, что экспериментировать с новыми танками немцы начали в одно время с англичанами. Один из первых их танков 1928-1929 гг. «Гросстрактор» — двухбашенный танк по типу французского 2С. Шесть машин были доставлены в разобранном виде в СССР, после чего использовались для обучения немецких и советских танкистов на полигоне-объекте «Кама».

Т-46-5 – первый советский танк с противоснарядным бронированием

В начале 1937 года советский инженер С.А. Гинзбург на базе танка Т-46, созданного на заводе №174, разработал проект танка Т-111, которому на заводе дали индекс Т-46-5. Корпус танка планировалось собирать из листов цементированной брони, причем при их стыковке должна была использоваться электрическая сварка. Уцелел он в горниле репрессий буквально чудом и все-таки сумел закончить свой танк с броней толщиной 60 мм. Интересно, что в разработке танка Т-46-5 участвовал и М. И. Кошкин, один из будущих создателей Т-34. До того как он попасть на Харьковский паровозный завод, он работал в Ленинграде на заводе №185 заместителем С.А. Гинзбурга и за участие в разработке именно танка Т-46-5 был награжден орденом Красной Звезды. Танк, однако, «не пошел». Слабая пушка, слабый мотор – все это поставило на нем крест. Но вот так и копился полезный опыт!

Истребитель танков на шасси Pz 38d с 75-мм пушкой РАК-43. Переделок шасси практически нет. Пушка и бронещиток – вот и вся машина!

Какова выгода от посещения нашего виртуального музея? Мы можем увидеть в нем машины, которые реально не существовали, но разрабатывались и были известны не только по чертежам, но и в макетах. По ним можно проследить все «загибы» конструкторской мысли в поисках эффективных решений. Ну вот, например, в той же Чехословакии германские танковые специалисты, работавшие бок о бок с чешскими, видя, что калибры орудий и толщина брони растут, но шасси самого массового танка ЧКД 38t уже не позволяет создать полноценный танк, равный Т-34, попытались тем не менее использовать его по максимуму.

Эксперименты показали, что если количество колес увеличить, а шасси удлинить, то на него можно будет поставить даже 128-мм пушку и 150-мм гаубицу. Но поздно они до этого додумались!

Проекты германских САУ на «легком» и среднем шасси»

Довольно просто оказалось вообще ничего не менять в ходовой части Pz 38d а всего лишь увеличить расстояние между колесами. Так появилось «легкое шасси», и на его основе тоже были разработаны проекты новых САУ с 88-мм орудиями. Но вершиной, если так можно выразиться, германо-чехословацкого творчества (в смысле оригинальности!) стала САУ на «среднем шасси с поднимающейся башней и 105-мм гаубицей. Приподнял ее, выстрелил, опустил… Удобно для действий из-за засад и бокажей!

Ну а обычные, не улучшенные шасси немцы также пытались использовать под самые различные новинки. Например, в качестве носителя убийственного 240-мм безоткатного орудия, способного при прямом попадании снаряда уничтожить любой танк с первого выстрела.

САУ с 240-мм безоткатным орудием

Даже обычный трактор «Ост», и тот они попытались превратить в платформу для 75-мм орудия ПТО. Ни брони, ни сидений. Дощатые борта откинул и сиди себе, воюй. Броня была лишь на кабине водителя и на бронещитке пушки

В нашем паноптикуме будет немало и американских машин. Можно и предвоенные, и военные вставить, но сегодня мы ограничимся рядом послевоенных образцов. Кто, например, говорит, что эпоха многобашенных танков прошла еще в начале Второй мировой войны?

Вот перед вами танк «Хантер» как раз с двумя башнями. Но в серию он не пошел

Американский тяжелый танк Н-3. Болезнь, которой наши конструкторы закончили болеть в августе 41-го, а немцы – в 45-м, среди американских инженеров продержалась до 1950 года…

Американский атомный танк ТV-1. Имел вместо двигателя атомный реактор и лобовую броню толщиной 305 мм. Но нужны были два экипажа из-за повышенной радиации и высокая зарплата. Вот танк и «не пошел»

Теперь смотрим танки «для бедных». Египет в порядке военной помощи получил от США БТР М-113. Но не получил ЗСУ «Вулкан». А от СССР – ЗУ-23 и ПЗРК «Стрела». Это все скрестили и получилось вот это: М113 «Синай» — две 23-мм зенитные пушки и четыре «Стрелы». Самое забавное в этой машине – коробки со снарядами, вынесенные за пределы башни. А как же перезаряжать? А люки видите на крыше слева и справа? Башня разворачивалась туда-сюда и через люки осуществлялась перезарядка. Зато свой собственный зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс!

М113 «Синай»

Зато когда поставленные США Колумбии БА М8 разом устарели, колумбийцы превратили их вот в такие полицейские броневики…

Те же египтяне советский танк Т-34-85 превратили в САУ со 122-мм гаубицей Д-30. Причем умудрились расположить ее во вращающейся башне! Вот поистине находка поставок задешево в Зимбабве и Намибию. «При желании заказчика может поставляться с полностью автоматической системой уничтожения подлетающих боеприпасов!»

Танк Т-55 иракской армии во время операции «Буря в пустыне»

Готовясь к отражению удара союзных войск по Ираку, иракские военные создали впечатляющую наземную систему обороны, включавшую и зарытые в землю танки. Ну а чтобы еще больше повысить их защищенность, прежде всего защищенность советских Т-55, хорошо зарекомендовавших себя именно в условиях пустыни, они их модернизировали, установив на танки навесную броню. Представляла она собой контейнеры с наполнителем из листов дюраля и резины толщиной 5 мм. Общий вес такой брони превышал 5 тонн, но особой эффективности она не продемонстрировала. Но внешне такие танки выглядели очень эффектно! А затем 39 дней авиация коалиции наносила по армии Ирака удары с воздуха и именно ударами с воздуха было уничтожено большинство ее танков, в том числе и получивших вот такую защиту. Один из трофейных танков, кстати, попал в британский музей в Бовингтоне.

P. S. Автор и администрация сайта выражают свою признательность художнику А. Шепсу за предоставленные иллюстрации.

Автор: Вячеслав Шпаковский
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!