Это эссе о стратегическом мышлении на пересечении Теории ограничений; стратегической платформы «Военный конфликт» (Maneuver Conflict); Теории X и Теории Y — двух различных наборов исходных посылок того, как менеджеры и лидеры видят мир. В мире, где все постоянно изменяется, стратегия и организация — ключи к выживанию. Если ваши рынки, технологии и конкуренты постоянно изменяются, ваша компания должна также быть в состоянии измениться быстро, чтобы выжить. Дни, когда для увеличения доходности нужно было фокусироваться на основном бизнесе и стремиться сделать то же самое, только в большем объеме, безвозвратно ушли.
Большинство компаний считает очень трудным придумать хорошие стратегии, и еще более трудным выполнить их. Главная причина проблем — фундаментальные ошибки в том, как компании обращаются к стратегии, тактике и организации.
За последние десять лет я видел только одну бизнес-организацию, у которой был четко определенный и понятный стратегический план. У этой организации также были определены тактические планы (как достичь стратегических целей организации), хорошо адаптированные к их реализации. Это также очень успешная организация. В своем секторе рынка она является крупнейшей и самой успешной организацией в мире.
С другой стороны, я видел компании, которые производят «стратегические планы» в формате гигантских презентаций в PowerPoint, которые никто не понимает. Планы, которые игнорируют законы физики. Планы, которые совершенно секретны, таким образом, никто в организации не знает, что делать. Планы, которые записаны на языке, столь трудном для понимания, что нужно обладать степенью доктора лингвистики, чтобы понять, о чем в них идет речь.
Плохие планы далеко превосходят численностью хорошие. Часть проблемы: деловые люди редко задумываются о том, что означают слова «стратегия» и «тактика». Это значит, что у всех в организации, сверху до низу, есть только самое смутное понятие того, что такое стратегия, и никакого понятия вообще, почему стратегия важна.
Давайте начнем с определения понятий «стратегия» и «тактика».
В TOC стратегия дает ответ на вопрос «зачем?». Другими словами, почему мы делаем это? Стратегические цели являются иерархическими. Стратегические цели высокого уровня должны поддерживаться низкоуровневыми стратегическими целями.
Тактика отвечает на вопрос «как?». Как нам достичь определенной стратегической цели? Из этого следует, что тактика также иерархическая, и что каждый тактический объект должен поддерживать одну или более стратегических целей.
В TOC есть два инструмента для разработки и описания стратегии и тактики. Один инструмент — Деревья стратегии и тактики (S&T). Другой – Мыслительные процессы (TP), на самом деле — целый набор инструментов. Еще я использую Процесс логического мышления (TLTP), разработанный Биллом Деттмером. Есть много хороших материалов по S&T и Мыслительным процессам. Нет никакой потребности повторять их здесь. Важно, что и S&T и TP — инструменты визуализации. Вы используете их, чтобы создать схемы с очень простыми для понимания операторами и связями, показывающие логические соединения между операторами.
Военный конфликт
Несколько лет назад Билл придумал чрезвычайно интересную идею. Он объединил свой Процесс Логического мышления с военной стратегической платформой под названием «Военный конфликт». Военный конфликт создан полковником ВВС США Джоном Бойдом. (Про его цикл OODA можно почитать здесь.) Некоторые полагают, что Бойд является самым блестящим стратегом, начиная с Сунь Цзы, который жил 2400 лет назад.
Бойд, во многом как и доктор Голдратт, имел выдающиеся способности проникать прямо в суть вещей. Вот одна из самых блестящих идей, которые он выдвинул, определив природу всех стратегических игр:
Стратегия — игра взаимодействия и изоляции.
Это, вероятно, самое глубокое утверждение о стратегии из когда-либо сделанных, по двум причинам.
Во-первых, это утверждение применимо ко всем стратегическим играм: война, бизнес, шахматы, покер, любовь, создание присутствие в социальных сетях… Все это игры взаимодействия и изоляции.
Во-вторых, утверждение дает нам полезный ключ к разгадке: как вести себя. Мы должны усилить наши взаимодействия с клиентами, сотрудниками и потенциальными союзниками.
Мы можем также победить противников, изолировав их от клиентов, отделяя их от собственных сотрудников, разделяя их на части… Конечно, мы должны также заботиться, чтобы не проделать это с самими собою.
Давайте объединим корневые утверждения TOC и Военного конфликта о стратегии вместе:
Стратегия отвечает на вопрос «зачем?».
Почему мы делаем это?
Стратегия — игра взаимодействия и изоляции.
Мы можем использовать эти утверждения в качестве фильтра. Во-первых, чтобы выяснить, то, что мы делаем, наблюдаем или слышим — это действительно стратегия? Во-вторых, чтобы реально проверить, целесообразна ли наша стратегия.
Целесообразно что-то или нет, зависит от того, соответствует ли оно методу, которым мы наблюдаем мир. Если наши предположения о том, как устроен мир, не исследованы, мы можем внезапно оказаться в большой беде без надежды когда-нибудь выяснить, почему мы в нее попали.
Теории X и Y
Есть два противоположных мировоззрения, которые очень хорошо соответствуют тому, как мы разрабатываем бизнес-стратегии. Эти мировоззрения существуют столько же, сколько само человечество, но определил их Дуглас Макгрегор в конце 1950-х. Он назвал их Теория X и Теория Y.
Согласно Теории X, рабочим (по самой природе) не нравится работа. Рабочие всегда будут стремиться работать как можно меньше, и должны поэтому жестко контролироваться. Они пытаются избежать ответственности всякий раз, как только возможно. Таким образом, кто-то другой должен взять на себя эту ответственность и управление проблемами трудовых ресурсов. Менеджеры должны принять эту работу на себя. Чтобы выполнить ее, они должны использовать микс материального поощрения, угроз и принуждения.
Лидерство в теории X базируется на транзакциях: рабочие должны быть вознаграждены за хорошее поведение и наказаны за плохое поведение.
Согласно Теории Y, при правильных обстоятельствах рабочие амбициозны, инициативны и обеспечивают самоконтроль. Удовлетворение от хорошо выполненной работы — очень сильный фактор мотивации для хорошей работы. Это означает, что люди в состоянии сотрудничать эффективно без контроля и систем управления Теории X.
Лидерство теории Y поддается трансформации: лидеры должны фокусироваться на создании правильных условий для людей, позволяющих им стать инициативными. Они помогают людям трансформироваться в лучшую версию себя.
Вы заметили, что согласно предположениям Теории X, лидерство довольно просто. Любой может управлять с помощью кнута и пряника. Для этого не требуется никакого таланта и никаких знаний вообще. Если это не работает, объяснение просто: рабочие действительно ленивы. Согласно Теории X, менеджерам нет никакой необходимости искать любые другие объяснения. Тем более не требуется, чтобы менеджер проверял свои собственные предположения.
Предположения Теории Y подразумевают, что лидерство более сложно. Что такое поддающееся трансформации лидерство? Хорошо звучит, но как заставить его работать? Этот вид лидерства требует намного больше способностей и знаний, чем в Теории X. Большинство менеджеров Теории Y начитаны, они экспериментируют и много практикуются.
И TOC и Военный конфликт, в своей основе, базируются на Теории Y. Причина состоит в том, что в то время как Теория Y может потребовать больше от лидеров и менеджеров, она также является намного лучшей основой для создания организаций.
Организация Теории X должна быть иерархической. У нее должны быть системы жесткого контроля. Конечно, когда люди оказываются в такой системе, они начинают вести себя соответственно. Самые творческие люди уйдут в поисках компаний, где они смогут реализовать свою креативность. Люди, которые останутся, проявят еще меньше инициативы, чем они могли бы. Они будут видеть мало причин быть лояльными к деспотичной системе. Таким образом, они будут вести себя в значительной степени, как предсказывает Теория X.
Стратегия, тактика, организация и базовые ценности сформированы и укреплены друг другом. Исследование исходных базовых предположений и совершение на их основе сознательного выбора может открыть нам миры новых возможностей.
Обратите внимание на то, что согласно предположений Теории X, рабочие изолированы друг от друга с помощью функциональной иерархии, перегородок, кабинетами на одного человека, экстремальной специализации, внутренним соревнованием и другими средствами. С точки зрения взаимодействия/изоляции рабочие рассматриваются как враги.
Стратегический выбор в организации Теории X очень ограничен из-за жестких структур, отсутствия инициативы и способности решения проблем в организации. Например, вы должны фокусироваться на основном бизнесе, потому что все важные бизнес-решения делаются наверху. Но топ-менеджеры не могут быть хорошо сведущими во всех различных бизнес-сферах.
Выбор стратегий в организации Теории Y практически безграничен. Если вы можете доверять людям, вам не нужны жесткие системы управления. Вы должны сделать свои ценности явными, создать видение из ваших ценностей, и затем создать миссию на их основе. Организация может быть самоорганизующейся сетью. Ваша задача как лидера — работать катализатором — запустить процесс и гарантировать, что организация остается верной своим базовым ценностям.
В Теории Y высоко ценится совместная работа в команде, таким образом, вы предпочтете рабочие места, специально разработанные для сотрудничества.
Парное программирование
В лучших организациях рабочие сами разрабатывают и создают свои собственные рабочие места. Например, я знаю двух консультантов по программному обеспечению, которые сами разработали свои собственные парные столы для программирования. Два сотрудничающих программиста думают интенсивнее и, как оказалось, обычно выигрывают у двух программистов, работающих раздельно. Что они сделали на самом деле? Столы для двух человек, которые пользуются одним общим компьютером.
Определим стратегию и тактику в данном случае. Стратегической целью была высокая производительность, особенно при возникновении серьезных проблем при программировании. Выбранной тактикой стало парное программирование.
Промежуточной целью стало создание рабочего места для парного программирования. Выбранная тактика позволила разработать и создать столы для парного программирования.
Может ли высшее руководство крупной организации придумать такую стратегию и тактику? Шансы стремятся к нулю. И вот что еще важно: увеличение производительности, сокращение количества ошибок и упрощение работ по обновлению помогают организации поставлять высококачественные продукты на рынок быстрее. Это — значительное преимущество.
Virgin Group
Вы не сможете руководить организацией Теории Y из офиса. Вы должны выйти из кабинета, познакомиться с людьми, узнать, что их беспокоит, научить их фиксировать то, что они могут, и использовать свою собственную энергию лидера, чтобы помочь остальным.
У сетевой организации могут быть некоторые крупномасштабные инициативы, которые требуют непосредственного участия «главы». Хороший пример — космическая инициатива Virgin Group. Сэр Ричард Брэнсон был в большой степени вовлечен в работу над проектом Virgin Galaxy.
Однако, космические полеты наверное очень далеки от основного бизнеса Virgin? Да нет никакого основного бизнеса. Как раз наоборот: 300 с плюсом компаний Virgin в общей сети работают в различных секторах рынка, чтобы избежать внутренней конкуренции.
Сетевая структура Virgin позволяет организации преследовать много различных стратегий одновременно. Некоторые будут успешны, некоторые нет. В действительности организация заключает много маленьких пари со случайным выигрышем высокой ставки.
Это означает, что стратегия должна быть разработана одновременно на всем протяжении организации. Брэнсон может хранить ценности бренда и участвовать в нескольких инициативах, но большая часть стратегического и тактического планирования распределена повсюду по организации.
Автор: Хенрик Мартенссон
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!