Объединенная двигателестроительная корпорация поставила 11 единиц современного энергогенерирующего и газоперекачивающего оборудования для нужд нефтяников и газовиков

Источник фото:  © rostec.ru. Объединенная двигателестроительная корпорация, которая входит в Госкорпорацию Ростех в первом квартале 2020 года поставила заказчикам 11 единиц современного энергогенерирующего и газоперекачивающего оборудования высокого класса. География поставок охватывает Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Архангельскую область и Пермский край. Оборудование предназначено для снабжения промышленных объектов, работающих в сложных климатических условиях, электрической и тепловой энергией, а также для обеспечения транспорта газа от мест добычи к заказчикам. Четыре энергетические установки «Урал-4000» мощностью до 4 МВт установлены на объекты «Лукойла» в Пермском крае. Компании «Новатэк» поставлена установка «Урал-6000» мощностью до 6 МВт. В интересах компании «Газпромнефть» поставлен энергоагрегат ГТА-16 мощностью 16 МВт. «Ростех наращивает объем разработок и поставок в интересах отечественного ТЭК. За годы сотрудничества нашим партнерам поставлено 450 газоперекачивающих и энергогенерирующих агрегатов производства ОДК. В частности, на объектах ТЭК работают 65 газотурбинных электростанций „Урал-4000“ и „Урал-6000“, вырабатывающих в сумме 356 МВт электроэнергии.

Газотурбинные электростанции «Авиадвигателя» отработали десять лет ...

Оборудование производится в кооперации компаний „ОДК-Авиадвигатель“ и „ОДК-Пермские моторы“ и отличается повышенной надежностью, что позволяет оснащать им объекты в самых суровых климатических зонах, в том числе и на Крайнем Севере. Эта продукция успешно конкурирует с иностранными аналогами по соотношению цена-качество», — рассказал исполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко.

В основе поставленных электростанций ⎼ газотурбинные установки на базе газогенераторов авиационных двигателей Д-30 и ПС-90. В качестве топлива для установок может использоваться попутный нефтяной газ, что позволяет обеспечить его эффективную утилизацию на месторождениях.

Помимо этого, Объединенная двигателестроительная корпорация в первом квартале поставила структурам компаний «Роснефть», «Евротек», «Газпром» и «Новатэк» пять газоперекачивающих агрегатов для установки на компрессорные станции, обеспечивающие транспорт газа по газопроводам и закачку природного газа в подземные хранилища.

Как сообщалось ранее, газоперекачивающие агрегаты Ростеха обеспечивают функционирование газопровода «Турецкий поток», запуск которого состоялся 8 января 2020 года, а также газопровода «Сила Сибири», запущенного 2 декабря 2019 года.

Справка:

Газоперекачивающий агрегат (ГПА) – предназначен для компримирования природного газа на компрессорных станциях газопроводов и подземных хранилищ газа. ГПА состоит из нагнетателя природного газа, привода нагнетателя, всасывающего и выхлопного устройств (в случае газотурбинного привода), систем автоматики, маслосистемы, топливовоздушных и масляных коммуникаций и вспомогательного оборудования.

ГПА различают: по типу нагнетателей – поршневые газомоторные компрессоры (газомотокомпрессоры) и ГПА с центробежными нагнетателями; по типу привода – ГПА с газовым двигателем внутреннего сгорания (газомоторные двигатели), с газотурбинным приводом, с электроприводом.

ГПА с газотурбинным приводом, в свою очередь, подразделяются на агрегаты со стационарной газотурбинной установкой и с приводами от газотурбинных двигателей авиационного и судового типов.

Поршневой газомоторный компрессор – ГПА, состоит из двухтактного или четырехтактного газомоторного двигателя (или электродвигателя) и непосредственно соединённого с ним горизонтального поршневого компрессора. Подразделяются на агрегаты низкого, среднего и высокого давлений.

Компрессоры низкого давления (0,3-2 МПа) используются главным образом на головных компрессорных станциях при транспортировке газа с истощённых месторождений и нефтяного газа с промыслов.

Применяют их также на компрессорных станциях для подачи низконапорных искусственных горючих газов.

Компрессоры среднего давления (2-5 МПа) работают в основном на промежуточных компрессорных станциях для увеличения пропускной способности газопроводов. Агрегаты высокого давления (9,8-12 МПа) устанавливают на компрессорных станциях для закачки газа в подземные хранилища.

Газомотокомпрессоры высокоэффективны в условиях переменных мощностей и степеней сжатия свыше 1,3. Основные достоинства этих ГПА: надёжность в эксплуатации; длительный срок службы; способность работать в широком диапазоне давлений; возможность регулирования производительности за счёт изменения оборотов агрегатов и объёма т.н. вредного пространства в компрессорных цилиндрах, а также возможность создания больших давлений в них. Кпд современных газомотокомпрессоров до 40%. В CCCP были наиболее распространены агрегаты мощностью 221-5510 кВт, за рубежом – 368 и 8100 кВт.

ГПА с центробежным нагнетателем широко применялись в CCCP и за рубежом на магистральных газопроводах в качестве основных агрегатов; их также используют для работы в качестве первой ступени сжатия на подземных хранилищах. Различают центробежные нагнетатели одноступенчатые (неполнонапорные) со степенью сжатия 1,23-1,25 и двухступенчатые (полнонапорные) -1,45-1,7. Центробежные нагнетатели характеризуются значительно большей, чем у поршневых компрессоров, производительностью (12-40 млн. м3/сутки).

В них отсутствуют внутренние трущиеся части, требующие смазки (за исключением подшипников), создаётся равномерный (без пульсации) поток газа.

Для их установки (в связи с малым весом и габаритами, а также уравновешенностью вращающихся частей) требуются меньшие помещения и сооружаются облегчённые фундаменты. При применении ГПА с центробежными нагнетателями вследствие их большой производительности упрощается технологическая схема компрессорных станций, уменьшается количество запорной арматуры и др.

Недостаток неполнонапорных центробежных нагнетателей – необходимость включения в работу 2х последовательно соединённых агрегатов для достижения степени сжатия газа 1,45-1,5. Это приводит к увеличенному расходу топливного газа в газотурбинной установке. Кпд агрегатов с центробежными нагнетателями до 29%, с регенератором тепла до 35%. Приводом ГПА служит газотурбинная установка или электродвигатель. В CCCP изготовливались ГПА с газотурбинным приводом мощностью 6, 10, 16 и 25 тысяч кВт.

Газотурбинные установки авиационного и судового типов отличаются (от стационарных) небольшими габаритами и массой, что позволяет осуществлять их окончательную сборку на заводах-изготовителях и поставлять на компрессорные станции в готовом виде. ГПА с приводом от установок авиационного типа выполняются в блочно-контейнерном варианте . Поставляются на компрессорные станции со встроенными в них системами пожаротушения и взрывобезопасности. В качестве электропривода в ГПА используют асинхронные двигатели мощностью 4500 кВт и синхронные от 4000 до 12500 кВт. Наибольшая эффективность применения ГПА с электроприводом достигается при расположении компрессорных станций не далее 300 км от линии электропередач.

Для ГПА всех типов созданы системы автоматики, обеспечивающие пуск и работу агрегата в автоматическом режиме, защиту при возникновении аварийных режимов, сигнализацию о неисправностях и действии защит, контроль объёмной производительности нагнетателя, автоматическое поддержание заданной температуры и давления масла при аварийной остановке агрегата и др.

Каждый тип компрессоров имеет индивидуальные особенности как конструктивного, так и функционального характера. Именно поэтому, когда вы выбираете компрессор для ГПА или дожимной компрессорной установки, важно в полной мере учитывать условия его работы и требования, предъявляемые к его техническим характеристикам.

Наибольшее значение имеют следующие параметры:

  • объем перекачиваемого газа;
  • давление и температура газа на входе/выходе;
  • химический состав и влажность перекачиваемого газа;
  • характеристики места инсталляции ГПА (максимальная и минимальная температура воздуха, высота над уровнем моря);
  • тип используемого привода;
  • предполагаемая годовая наработка в часах;
  • класс исполнения (взрывозащищенный, сейсмостойкий и др.);
  • допустимое содержание масла в газе на выходе;
  • тип автоматики (электрическая или пневматическая).

Определенные виды компрессоров лучше использовать в следующих условиях:

  • Компрессор поршневой – высокие степени повышения давления и высокие абсолютные давления, переменные режимы, сравнительно небольшие потоки и мощности (до 6 МВт).
  • Компрессор винтовой – высокие степени повышения давления при небольших абсолютных давлениях и небольших перепадах давления, переменные режимы, сравнительно небольшие потоки и мощности (до 2000 кВт).
  • Компрессор центробежный – большие потоки и мощности, предпочтительно небольшие степени повышения давления и невысокие абсолютные давления, постоянные режимы.

ГПА различают по типу привода – ГПА c газовым двигателем внутреннего сгорания (газомоторные двигатели), c газотурбинным приводом, c электроприводом.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://neftegaz.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!