Разведывательные силы и средства ПВО США на территории Японии: кратко о главном

Фото: Andrei Shmatko / wikipedia.org. В комментариях к статье, посвящённой современным японским истребителям, некоторые читатели высказали мнение, что многократное превосходство Воздушных и Морских сил самообороны Японии над нашей Дальневосточной 11-й армией ВВС и ПВО и Краснознамённым Тихоокеанским флотом не имеет никакого значения, и в случае вооруженного конфликта мы уничтожим противника ядерным оружием. Справедливости ради, стоит сказать, что наша страна действительно обладает самым сильным в мире тактическим ядерным оружием, и это во многом является отрезвляющим фактором для любого агрессора. Однако надо понимать, что по ряду причин использовать тактические ракеты, авиационные свободнопадающие бомбы и торпеды, оснащённые «специальными» боевыми частями, российские вооруженные силы для отражения японской агрессии реально могут только в нейтральных водах или на собственной территории. Тот, кто заявляет, что мы легко сожжем в пламени ядерных взрывов все японские боевые самолёты на аэродромах базирования, а корабли Морских сил самообороны уничтожим вместе с инфраструктурой военно-морских баз и, вообще, запросто с помощью «Калибров» и «Искандеров»,

Американские силы ПВО, авиационные средства разведки и управления, развёрнутые на территории ЯпонииСхема размещения крупных американских военных баз на территории Японии

а также прочих «Посейдонов» с «Цирконами» превратим японские острова в безжизненную радиоактивную пустыню или даже отправим их на морское дно, забывает о том, что между Японией и США уже 60 лет существует «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности».

В соответствии с этим договором Соединенные Штаты обязаны сотрудничать с Силами самообороны Японии в безопасности на море, содействовать обороне от баллистических ракет, оказывать помощь в обеспечении неприкосновенности воздушных границ, координировать внутреннее воздушное движение, обеспечивать безопасность связи и участвовать в ликвидации стихийных бедствий. В рамках этого соглашения в Японии развёрнуто множество американских военных баз, на которых на постоянной основе размещены самолёты, вертолёты, корабли, радиолокационные станции, позиции ЗРК, казармы морских пехотинцев, многочисленные склады и пункты материально-технического снабжения, функционируют узлы связи и разведывательные центры.

С большой долей вероятности американцы не станут непосредственно ввязываться в вооруженный конфликт с Россией и, скорей всего, напрямую не окажут вооруженную поддержку японцам в наступательных действиях, если те вдруг решатся с помощью военной силы вернуть себе «северные территории». Но стоит помнить, что на Японских островах находится около 90 000 американских военнослужащих, гражданских специалистов и членов их семей, а также 8 крупных баз и более 80 американских оборонных объектов, и наш удар по Японии неизбежно затронет вооруженные силы и граждан США. С учётом того, что атака на американские военные базы будет, безусловно, рассматриваться как акт войны, применение российского ядерного оружия по территории Японии поставит мир на грань ядерной катастрофы.

Силы и средства ПВО 5-й воздушной армии ВВС США

Основным потенциальным противником ВКС РФ на Дальнем Востоке считается Командование ВВС США в зоне Тихого океана (Pacific Air Force), со штабом на авиабазе Хикам (о.Оаху, Гавайи). Тихоокеанскому командованию подчиняются: 5-я (Япония), 7-я (Республика Корея), 11-я (Аляска) и 13-я (Гавайи) воздушные армии.

В настоящее время штаб-квартира вооруженных сил США в Японии расположена на авиабазе Йокота в окрестностях Токио, которая совместно используется американскими и японскими военными. Командование американской 5-й воздушной армии, являющейся воздушным компонентом американского воинского контингента, также дислоцировано на японской авиабазе Йокота. На этой же базе находится центральный командный пункт Воздушных сил самообороны, штаб Командования ПВО сил самообороны и ключевые элементы японской АСУ ПВО JADGE.

В составе 5-й воздушной армии, дислоцированной на японских островах, имеются: 35-е истребительное авиакрыло (авиабаза Мисава) и 18-я оперативная группа (авиабаза Кадена). В этих двух авиационных подразделениях – более 130 самолётов и вертолётов.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16C/D на авиабазе Мисава

Авиабазу Мисава, расположенную в северной части острова Хонсю, делят 35-е истребительное авиакрыло ВВС США и 3-я тактическая истребительная эскадрилья Воздушных сил самообороны Японии (истребители F-2A/B и F-35А Lightning II, а также УТС Т-4). Сообщается, что между японскими и американскими истребителями налажено тесное взаимодействие. При этом американцы не несут постоянного дежурства по обеспечению неприкосновенности воздушного пространства Японии, не поднимаются навстречу самолётам-нарушителям и в основном совершают тренировочные полёты. Но, в случае обострения ситуации, ВВС США вместе со своими союзниками должны защищать японские объекты от ударов с воздуха.

На вооружении 13-й и 14-й эскадрилий 35-го истребительного авиакрыла в общей сложности имеется 48 одноместных F-16CJ и двухместных истребителей F-16DJ модификации Block 50P.

Истребители F-16CJ/DJ 14-й истребительной эскадрильи Fighting Samurai

Эти самолёты изначально предназначались для борьбы с вражескими РЛС и станциями наведения ЗРК и несут управляемые ракеты AGM-88 HARM и AGM-158 JASSM. Однако, помимо поражения наземных и надводных целей, пилоты «Сражающихся Соколов», базирующихся в Японии, активно тренируются в ведении ближнего боя и отрабатывают перехват воздушных целей, против которых они могут применять УР «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM.

Значительная часть пилотов 35-го истребительного авиакрыла имеют боевой опыт. В прошлом 13-я и 14-я эскадрильи перебрасывались на другие авиабазы и участвовали в обеспечении бесполетных зон Ирака и в антитеррористических операциях на Ближнем Востоке.

Крупнейшим американским военным объектом, расположенным на территории Японии, является авиабаза Кадена, на о. Окинава. На авиабазе имеется две асфальтобетонных взлётно-посадочных полосы, протяженностью по 3688 метров, на которые могут совершать посадку самолёты всех типов. Это самая большая и активно используемая база ВВС США в Восточной Азии. Численность американских военнослужащих, членов их семей и гражданских специалистов, работающих здесь, оценивается приблизительно в 20000 человек.

Авиабаза Кадена, где развёрнуты основные компоненты 18-й оперативной группы, является домом для 18-го крыла ВВС США, 353-й группы специальных операций, 82-й и 390-й разведывательных эскадрилий, 1-го батальона, 1-го артиллерийского полка ПВО и множества вспомогательных подразделений. Частые гости на авиабазе – истребители 5-го поколения F-22А Raptor, размещённые на постоянной основе на Гавайях. В настоящее время на авиабазе Кадена постоянно находится приблизительно 80 самолётов и вертолётов, но в случае необходимости с учётом территории, имеющихся укрытий, стоянок и готовой инфраструктуры, авиабаза без дополнительной подготовки в состоянии принять более 200 летательных аппаратов.

18-е крыло считается базовым подразделением, на сегодняшний день это самое крупное и разнообразное по типам летательных аппаратов крыло ВВС США. Основой его боевого потенциала являются 44-я и 67-я истребительные эскадрильи, оснащённые тяжелыми истребителями F-15C/D (всего 36 единиц).

В настоящее время американские и японские «Орлы» (9-е авиакрыло Юго-Западного командования ПВО), размещённые на находящейся неподалёку авиабазе Наха, обеспечивают противовоздушную оборону Японии с южного направления.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-15C/D на авиабазе Кадена

Во время отработки усиления американских сил в регионе, на авиабазу Кадена неоднократно перебрасывались авиационные подразделения, не приписанные к 18-му авиакрылу. На спутниковых снимках видно, что в прошлом на самой крупной американской авиабазе на территории Японии неоднократно находились истребители F/A-18С/D, F-22A и F-35A.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35A на авиабазе Кадена

На снимках, сделанных в 2017–2018 году на стоянках авиабазы, можно видеть истребители F-35A. Согласно информации, опубликованной в американских источниках, эти самолёты принадлежат 4-й истребительной эскадрильи Flying Fuujins, входящей в состав 388-го тактического авиакрыла.

Средства разведки и контроля воздушного пространства, имеющиеся на Окинаве

Воздушное пространство на подступах к Окинаве контролируют японский стационарный радиолокационный пост на горе Яедаке (западная часть о. Окинава), японский стационарный радиолокационный пост на о. Окиноэрабу, японский радиолокационный пост на о. Миякодзима и американская мобильная РЛС AN/TPS-77, развёрнутая в северной части авиабазы Кадена. Руководство воздушного движения в ближней зоне (до 56 км) осуществляется по данным РЛС AN/MPN-25.

На вооружении 961-й эскадрильи контроля и воздушного управления стоят самолёты ДРЛО E-3В/С Sentry системы AWACS (четыре единицы), модернизированные до уровня Block 40/45 (E-3G). Реально патрулирование могут осуществлять три самолёта. Один E-3G, как правило, проходит ремонт и профилактику.

Самолёт ДРЛО E-3 на авиабазе Кадена

Американские самолёты системы AWACS чаще всего патрулируют вдоль китайского побережья, от Тайваня до корейского острова Чеджудо. Известны случаи, когда летающие радарные пикеты, взлетев с авиабазы Кадена, не входя в воздушное пространство сопредельных стран, совершали беспосадочные полёты вдоль побережья КНР, КНДР и России. Запас топлива на борту самолёта E-3G позволяет находиться в воздухе без дозаправки 10 часов. Один самолет системы AWACS, патрулирующий на высоте 9000 метров, может контролировать территорию площадью 300 000 км². Дальность обнаружения маловысотной цели с ЭПР 1м² на фоне земли при отсутствии помех составляет 400 км. Патрулирование обычно ведётся на высоте 8500–10000 метров при скорости 750 км/ч.

Помимо обнаружения воздушных целей, наведения на них истребителей и выдачи целеуказания корабельным и наземным ЗРК, на модернизированных самолётах системы AWACS имеется аппаратура радиотехнической разведки, которая обеспечивает измерение частоты, амплитудное пеленгование и параметрическое распознавание типа источника перехваченного излучения.

По данным, опубликованным в открытых источниках, бортовая станция РТР способна опознать более 500 типов наземных, корабельных и самолётных РЛС. Станция, работающая в диапазоне частот 2–18 ГГц, обеспечивает круговое сканирование в секторе 360° и пеленгование источников радиоизлучения с погрешностью не более 3° на дальности 250 км. Её производительность составляет примерно 100 распознаваний источников излучения за 10 с. Максимальная дальность действия станции РТР самолёта E-3G по мощным источникам сигналов превышает 500 км.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО E-3G Sentry на авиабазе Кадена

Таким образом, американские самолёты ДРЛО, размещённые на авиабазе Кадена, могут не только использоваться для обнаружения морских и воздушных целей и наводить на них боевые самолёты, но и являются достаточно эффективным средством сбора разведывательной информации.

Ведением дальней разведки также занимаются самолёты 82-й разведывательной эскадрильи: RC-135V/W Rivet Joint, RC-135S Cobra Ball, RC-135U Combat Sent. Обработка информации, полученной экипажами самолётов ДРЛО Е-3G и разведчиков RC-135 V/W/U/S, осуществляется специалистами 390-й разведывательной эскадрильи (нелётной), которая напрямую подчиняется Агентству разведки и наблюдения ВВС США, а также отвечает за криптографическую защиту каналов связи.

Постоянно на авиабазе Кадена находятся 4 стратегических разведчика. Все самолёты семейства RC-135 построены на базе транспортного самолёта C-135 Stratolifter, который, в свою очередь, имеет много общего с пассажирским Boeing 707.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты разведчики RC-135V/W, RC-135S и RC-135U на авиабазе Кадена

В настоящее время наиболее распространенными разведывательными самолётами ВВС США, созданными с использованием планера C-135 Stratolifter, являются RC-135V/W Rivet Joint. Дальние разведчики RC-135V были модернизированы из конфигурации RC-135C Big Team. RC-135W строились на базе транспортных C-135B. Это единственное различие между вариантами V и W, они оба несут одинаковое разведывательное оборудование. От транспортных самолётов C-135 Stratolifter и воздушных танкеров разведывательные RC-135V/W внешне отличаются многочисленными антеннами и удлинённым носовым обтекателем чёрного цвета.

Разведывательный самолёт RC-135V/W Rivet Joint на авиабазе Кадена

Основным назначением разведчиков RC-135V/W является перехват радиосигналов и пеленгация источников радиоизлучения. Набор аппаратуры, имеющейся на борту, позволяет экипажу обнаруживать, идентифицировать и определять местоположение сигналов по всему электромагнитному спектру. Собранная информация может в режиме реального времени передаваться по спутниковым и радиоканалам широкому кругу потребителей.

Самолёт RC-135S Cobra Ball оснащён оптоэлектронными системами и аппаратурой перехвата телеметрии. Он в первую очередь предназначен для наблюдения за пусками баллистических ракет и за боевыми блоками на нисходящей ветви полёта. Изначально эти самолеты, взлетавшие с авиабазы Кадена, предназначались для слежения за мишенным полём полигона Кура на Камчатке. Однако в настоящее время RC-135S также наблюдают за китайскими и северокорейскими ракетными испытаниями.

RC-135S Cobra Ball

Самолёты данной модификации очень легко опознать визуально. Во избежание бликов, способных «ослепить» оптоэлектронную аппаратуру, верх правого крыла и внутренние части мотогондол правых двигателей окрашены в черный цвет. С правого борта RC-135S имеются четыре увеличенных иллюминатора, предназначенные для ведения оптоэлектронной разведки. В ходе модернизации до уровня Cobra Ball оставшиеся в строю самолеты получили бортовую многофункциональную радиолокационную станцию с синтезированием апертуры, которая обеспечивает слежение за полётом баллистических целей в условиях высокой облачности.

Дальний разведчик RC-135U Combat Sent предназначен для сбора информации о радиолокаторах и станциях наведения зенитных ракет и местах из развёртывания. Данные, собранные в ходе разведывательных полётов, учитываются при планировании авиационных ударов и используются в ходе разработки новых или при модернизации существующих приемников радиолокационного облучения, аппаратуры РЭБ, ложных целей, противорадиолокационных ракет и тренажеров.

RC-135U Combat Sent

В отличие от RC-135S и RC-135V/W, самолёт радиотехнической разведки RC-135U не имеет окрашенного в чёрный цвет удлинённого носа. Вместо него в нижней носовой части наблюдается характерная «борода» обтекателя антенн.

Характеристики всех RC-135 примерно одинаковы. Максимальный взлётный вес RC-135V/W – 146200 кг. Максимальная скорость – 930 км/ч. Крейсерская скорость на высоте 9100 м – 853 км/ч. Потолок – 130000 м. Дальность полёта без дозаправки – 5500 км. Максимальная численность экипажа: 2 пилота, 2 штурмана, 14 операторов разведки, 4 оператора РЭБ и 4 бортинженера.

На борту разведчиков RC-135 V/W/U/S имеется весьма совершенная аппаратура постановки активных помех, предназначенная для противодействия авиационным, морским и наземным радиолокаторам, подавления каналов боевого управления и наведения зенитных и авиационных ракет, а также устройства отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей.

Самолёты-заправщики, обеспечивающие действия самолётов ВВС США, базирующихся в Японии

Для обеспечения действий истребителей, летающих радарных пикетов и дальних разведчиков на авиабазе Кадена имеются самолёты-заправщики KC-135R/T Stratotanker, принадлежащие 909-й заправочной эскадрилье.

Самолёт-заправщик KC-135R из состава 909-й заправочной эскадрильи осуществляет дозаправку истребителя F/A-18E

Воздушные танкеры также в ходе учений отрабатывают заправку F-16C/D 35-го истребительного авиакрыла ВВС США с базы Мисава, F/А-18С/D – Корпуса морской пехоты, F/A-18E/F – авиационного крыла атомного авианосца «Джордж Вашингтон» и японских F-15J с базы Наха. В ходе выполнения заправочных миссий американские KC-135R/T, взлетев с авиабазы Кадена, совершают промежуточные посадки на японской авиабазе Йокота, тайской – Корат, сингапурской – Чанги и австралийской – Дарвин. В общей сложности на стоянках авиабазы Кадена постоянно находится двенадцать воздушных заправщиков.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты-заправщики KC-135R/T на авибазе Кадена

Хотя KC-135R/T не являются боевыми самолётами, их роль в обеспечении противовоздушной обороны американских баз, имеющихся на территории Японии, очень высока. Возможность передачи авиационного топлива на борт истребителей, барражирующих на значительном удалении от своих аэродромов, и самолётов радиолокационной системы AWACS, ведущих патрулирование, существенно увеличивает время нахождения их в воздухе и отодвигает рубежи перехвата.

Первоначально заправщики KC-135 предназначались для поддержки действий бомбардировщиков Стратегического авиационного командования, но с конца 1960-х их приспособили для дозаправки тактических и палубных истребителей. Лётные данные KC-135R/T одинаковы с разведчиками RC-135V/W. Самолёт-заправщик с максимальным взлётным весом 146 284 кг берёт на борт 90718 кг керосина. Перегоночная дальность составляет 17700 км. При перевозке 68000 кг авиационного топлива радиус действия составляет 2400 км. Экипаж: 2 пилота, штурман и оператор заправочного оборудования.

Управление подразделениями 5-й воздушной армии ВВС США и координация действий с Воздушными силами самообороны Японии

Важным связующим звеном между командованием 18-й оперативной группы ВВС США, дислоцированной на острове Окинава, штабом 5-й воздушной армии ВВС США и центральным командным пунктом Воздушных сил самообороны, расположенными на японской авиабазе Йокота, является 623-я эскадрилья оперативного управления и связи.

В 2011 году на фоне северокорейских ракетных испытаний началось совершенствование системы управления американскими силами ПВО/ПРО, развернутыми на территории Японии. В рамках обеспечения функционирования системы DVIDS (англ. Spartan Shield, the art of air and missile – операции по управлению огнём зенитных средств и авиации противовоздушной обороны) произошло увеличение штата 623-й эскадрильи и её техническое перевооружение.

В январе 2019 года была введена в работу аппаратура C2 системы TORCC. Система TORCC (англ. Theater Operationally Resilient Command and Control – оперативно устойчивые управление и контроль на театре военных действий) – это механизм слияния данных, сочетающий в себе мониторы визуального отображения текущей тактической обстановки, центр управления и контроля, виртуальный интегратор систем противовоздушной обороны, вычислительный комплекс и блок увязки каналов передачи и приёма информации с других командных пунктов, радиолокационных постов, самолётов ДРЛО, истребителей-перехватчиков и зенитных ракетных батарей.

Спутниковый снимок Google Earth: узел связи на японской авиабазе Наха

На 623-ю эскадрилью возложена задача по обеспечению поддержания устойчивой связи и обмена данными в режиме реального времени с командованием 5-й воздушной армии ВВС США и Центром управления ПВО сил самообороны. Для этого используется узел связи, расположенный на территории японской авиабазы Наха.

Американские ЗРК большой дальности Patriot PAC-3, развёрнутые на территории Японии

В феврале 2006 года на авиабазу Кадена из Форта Блисс (штат Техас) для защиты от северокорейских баллистических ракет были переброшены четыре батареи ЗРК Patriot PAC-3 1-го батальона 1-го артиллерийского полка ПВО. В настоящее время два ЗРК несут постоянное боевой дежурство в окрестностях американской авиабазы.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК Patriot PAC-3 в окрестностях авиабазы Кадена

Батареи, развёрнутые на базе Кадена, входят в состав 38-й бригады противовоздушной обороны, штаб которой находится на базе Сагами, в префектуре Канагава (40 км к югу от Токио).

Авиационные базы КМП США в Японии

В семи километрах к югу от авиабазы Кадена расположена воздушная станция корпуса морской пехоты США Футенма. Здесь дислоцировано около 3000 морских пехотинцев, 1-е авиакрыло авиации КМП и ряд вспомогательных подразделений. Взлётно-посадочная полоса длиной 2740 м и шириной 45 м позволяет принимать все типы боевых и транспортных самолётов, включая самые тяжелые.

Спутниковый снимок Google Earth: воздушная станция КМП США Футенма, вид с высоты 2300 м

Хотя на воздушной станции Футенма в настоящее время постоянно размещены только вертолёты и конвертопланы, и подразделения 18-й морской авиадиспетчерской группы, сюда в недавнем прошлом садились самолёты морской пехоты AV-8B Harrier II и F/A-18С/D Hornet.

Основным назначением этих боевых самолётов является оказание авиационной поддержки в ходе десантных операций, а также нанесение ударов по морским и наземным целям. Но, помимо указанных задач, пилоты авиации КМП США отрабатывают ближний воздушный бой и перехват. Кроме того, ВПП авиабазы Футенма рассматривается в качестве резервной для истребителей F-15C/D 44-й и 67-й истребительных эскадрилий ВВС США.

Подготовка к вылету истребителя F-15C 44-й эскадрильи на воздушной станции КМП США станции Футенма

Для контроля воздушного пространства вокруг воздушной станции Футенма в распоряжении эскадрилий морской авиадиспетчерской группы имеются РЛС AN/TPS-59 и AN/TPS-80. Постоянного дежурства они не несут, включаются при объявлении повышенной боеготовности и в ходе тренировок. Регулирование воздушного движения в нормальной обстановке осуществляется по данным, транслируемым с японских стационарных радиолокационных постов и радиолокатора AN/MPN-25, развёрнутого на авиабазе Кадена.

Основные силы боевой авиации КПМ США в Японии находятся на авиабазе Ивакуни, в префектуре Ямагути. Этот объект используется совместно с японскими Морскими силами самообороны, которые эксплуатируют летающие лодки US-2, базовые патрульные самолёты P-3C, разведывательные UP-3D и ЕР-3С, а также вертолёты-тральщики AW101.

Истребитель F/A-18D Hornet на авиабазе Ивакуни

По состоянию на 2020 год, в окрестностях авиабазы Ивакуни проживало около 5000 американских военнослужащих и членов их семей. К Ивакуни приписана 12-я группа авиации корпуса морской пехоты, в составе которой 242-я штурмовая эскадрилья морских истребителей, вооруженная F/A-18С/D Hornet, и 121-я истребительная штурмовая эскадрилья, летающая на F-35B Lightning II (первая развёрнутая строевая эскадрилья F-35B).

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35B на авиабазе Ивакуни

В 2014 году с Футенма в Ивакуни была перебазирована 152-я морская транспортно-заправочная эскадрилья, оснащённая самолётами KC-130J, что позволило существенно увеличить боевой радиус и время нахождения на патрулировании истребителей F-35B, F/A-18С/D и F/A-18E/F, дислоцированных на японских аэродромах.

Воздушный заправщик KC-130J, рядом с ним истребители F-35B и F/A-18С/D

Максимальный взлетный вес KC-130J составляет 79379 кг, емкость топливных баков – 25855 кг. Максимальная скорость – 670 км/ч. Крейсерская – 640 км/ч. Практический потолок – 8700 м. Хотя по радиусу действия КС-130J существенно уступает заправщикам KC-135R/T, эта модификация «Геркулеса», в отличие «Стратотанкера», гораздо менее требовательна к длине и состоянию ВПП и является более универсальной.

В случае необходимости, помимо дозаправки топливом, KC-130J может перевозить 19000 кг полезной нагрузки, 64 вооруженных десантника или 2 БТР М113. В 2010 году на KC-130J КМП США установили систему вооружения Harvest Hawk, включающую в себя оптоэлектронную прицельно-поисковую аппаратуру AN/AAQ-30, ракеты Hellfire или Griffin, а также 30-мм пушку.

Палубные истребители и самолёты ДРЛО, базирующиеся в Японии

Военно-морская база Йокосука является местом дислокации атомного авианосца передового базирования USS Ronald Reagan (CVN-76), входящего в состав 5-й ударной авианосной группы, 7-го флота США. В состав этой группы входят также шесть эсминцев типа Arleigh Burke и три крейсера типа Ticonderoga. Обычно вместе с авианосцем в гавани находится 3–4 американских эсминца и крейсера, а также 1–2 многоцелевых атомных подводных лодки.

Спутниковый снимок Google Earth: американские боевые корабли на стоянке ВМБ Йокосука

При отражении атаки с воздуха американские крейсера и эсминцы, находящиеся в военно-морской базе Йокосука, безусловно, задействуют свои средства противовоздушной обороны.

Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS Ronald Reagan (CVN-76) на стоянке ВМБ Йокосука

Во время нахождения авианосца «Рональд Рейган» на стоянке ВМБ Йокосука большая часть его авиакрыла размещается на авиабазе Ацуги, в префектуре Канагава, которая является крупнейшей базой американской морской авиации в Японии. Длина ВПП составляет 2438 м.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18E/F и самолёты РЭБ EA-18G на авиабазе Ацуги

С 2017 года здесь базируется девять эскадрилий 5-го авианосного крыла, на вооружении которых стоят палубные самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, РЭБ EA-18G Growler, истребители F/A-18E/F Super Hornet, палубные транспортные самолёты C-2 Greyhound и вертолёты SH-60/MH-60 Seahawk.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18E/F и самолёты ДРЛО E-2D на авиабазе Ацуги

Истребители «Супер Хорнет» стоят на вооружении четырёх ударных истребительных эскадрилий: 27-й, 102-й, 115-й и 195-й. Летчики 141-й электронной штурмовой эскадрильи летают на «глушилках» EA-18G Growler. Контроль воздушного пространства на дальних подступах и наведение истребителей осуществляют экипажи 125-й авианосной эскадрильи радиолокационного предупреждения самолётов E-2D. Сообщается, что техническая исправность авиационной техники 5-го авианосного крыла составляет около 75 %.

Во время нахождения на авиабазе Ацуги истребители «Супер Хорнет» включаются в состав дежурных сил, а палубные самолёты ДРЛО регулярно вылетают на патрулирование. В настоящее время палубные истребители ВМС и КМП (примерно 80 F/A-18E/F), базирующиеся на японских аэродромах, не оснащены аппаратурой сопряжения с системой боевого управления TORCC, что затрудняет их использование совместно с истребителями F-16CJ/DJ и F-15C/D. Команды целеуказания по воздушным целям в автоматизированном режиме они могут получать от палубных самолётов ДРЛО E-2D и голосом по радио.

Возможный сценарий использования американских истребителей в случае вооруженного конфликта между Японией и Россией

В настоящее время на территории Японии на постоянной основе находится до 200 истребителей ВВС и ВМС США, что почти в два раза больше численности российских истребителей, размещённых на всём Дальнем Востоке. С учетом того, что на японских островах построено более 120 аэродромов с капитальным покрытием, имеется возможность рассредоточено (20–24 самолетов на аэродром) разместить свыше 1300 боевых самолетов.

Не стоит сбрасывать со счетов другие американские силы, размещённые на Дальнем Востоке в шаговой доступности от Японии. Только с учетом 78 истребителей F-16C/D 51-го истребительного крыла и 36-й истребительной эскадрильи, входящих в состав 7-й воздушной армии ВВС США, дислоцированных в Южной Корее на авиабазе Кунсан, перевес американцев в истребительной авиации над российской 11-й армией ВВС и ПВО будет более чем в 2,5 раза.

Командование ВВС США также может перебросить с Аляски часть сил 11-й американской воздушной армии. Её наиболее боеспособными подразделениями являются: 3-е истребительное авиакрыло, в составе которого две истребительные 90-я и 525-я эскадрильи на истребителях F-22A, 354-е истребительное крыло, оснащенное F-16C/D, и 962-я авиагруппа радиолокационного дозора и управления Е-3С.

На базе ВВС США Андерсен (о. Гуам), находящейся под управлением 36-го авиакрыла, противовоздушную оборону обеспечивают истребители F-15C и F-22А. Без учета боевой авиации Японии и Южной Кореи, а также боевых самолётов, переброшенных в этот район американских авиансцев, против российской авиации может быть оперативно задействовано более 400 американских истребителей ВВС, ВМС и КМП США, базирующихся на сухопутных аэродромах. Их действия будут обеспечивать до 10 самолётов ДРЛО и приблизительно 30 самолётов-заправщиков.

Многократное локальное численное превосходство японской и американской истребительной авиации усугубляется плачевным состоянием аэродромной сети, имеющейся на российском Дальнем Востоке. Очень небольшое число работоспособных взлётно-посадочных полос с твёрдым покрытием сильно ограничивает наши возможности по наращиванию авиационной группировки за счёт боевых самолётов, переброшенных с западных и центральных районов. Также следует понимать, что мы пока очень сильно уступаем в высокоточных дальнобойных авиационных средствах поражения, не несущих «специальные» боевые части. Это в свою очередь ограничивает наши возможности по уничтожению авиационной техники и разрушению инфраструктуры вражеских аэродромов без входа в зону вражеской ПВО.

С учётом всех этих факторов можно прогнозировать, что, в случае вооруженного противостояния Японии с Россией, при применении ВКС РФ только конвенционных авиационных средств поражения американские истребители, взаимодействуя с Воздушными силами самообороны, в состоянии обеспечить ПВО ключевых японских объектов и свести к приемлемому минимуму ущерб от наших ответных ударов.

Автор: Линник Сергей
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!