Московский нефтеперерабатывающий завод продолжает модернизацию на основе отечественного оборудования

Фото: © www.mos.ru. На Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) поставили отечественное оборудование для строительства нового комплекса глубокой переработки нефти. В реультате полная  эффективность переработки достигнет почти 100% – завод сможет почти без остатка перерабатывать весь объем нефти на востребованные рынком продукты, при этом будет снижено вредное воздействие на атмосферу. Отечественного оборудования общим весом 5 тысяч тонн доставляли по рекам Волге, Оке и Москве. В октябре из Волгограда привезли реакционные аппараты для выработки дополнительного объема бензина и газомоторного топлива из нефтяных остатков, а также нефтяного кокса — сырья для электротехнической промышленности и цветной металлургии. Камеры общим весом 640 тонн сделаны из жаропрочной стали с антикоррозионным сплавом. Аппараты могут выдержать перепады температур до 500 градусов.

В июне из Санкт-Петербурга привезли колонну весом более 1,2 тысячи тонн из высокопрочной стали. Эта доставка вошла в Книгу рекордов России как факт перевозки самого тяжелого груза по Москве-реке. Рядом с заводом круглосуточно работают четыре автоматические станции контроля воздуха: «Люблино», «Марьино», «Жулебино» и «Братеево». Дополнительно в районах Капотня и Люблино работают два поста контроля загрязнения атмосферы. После начала реконструкции МНПЗ средние концентрации сероводорода и частота превышений нормативов снизились. Строительство комплекса глубокой переработки нефти — ключевой проект последнего этапа модернизации МНПЗ. Работы планируют завершить до 2025 года.

Справка:

Московский НПЗ начал работу в 1938 году и сегодня он — важная часть городского хозяйства. Но почему нефтеперерабатывающий завод создали именно в столице, все они располагались в районах нефтедобычи? Ответ прост – бурная индустриализация страны и рост автомобильного парка. Крупнейшим потребителем топлива была, конечно, столица, поэтому появилась необходимость производить топливо там, где оно востребовано больше всего.

Так в 1936 году началось строительство нового предприятия — Московского крекинг-завода № 413. А уже 1 апреля 1938 года на производстве была переработана в бензин первая тонна нефти — эта дата и считается днём рождения МНПЗ.  В первые годы работы завод производил всего 155 тысяч тонн бензина в год, но хватало на всю Москву, даже с запасом.

timeline-1938.jpeg

Кстати, завод не всегда был столичным. Изначально он находился далеко за чертой города, а Московским нефтеперерабатывающим стал лишь в 1952 году. А в 1960 году, когда бурно растущая Москва вплотную подошла к его территории, вместе с рабочим посёлком Капотня завод был включён в состав столицы.

В 1941–1945 годах предприятие работало без выходных и остановок, бесперебойно снабжая топливом фронт и тыл. Поэтому для немецких летчиков оно было целью номер один и бомбили его с первых дней войны. Небольшую часть оборудования и людей эвакуировали в Оренбург, но фронту нужно было топливо и останавливаться было нельзя.

В 1941 году, чтобы сбить с толку германских бомбардировщиков, в трёх километрах восточнее завода построили его точную копию из фанеры и старых бочек. Три месяца более 2 тысяч человек трудились, чтобы с точностью до метра воссоздать  корпуса настоящего предприятия. Именно эта копия и приняла на себя основную часть бомбардировок, позволив настоящему заводу работать на полную мощность.

scale_1200.png

В послевоенное время на предприятии началась комплексная автоматизация, в строй вводили новые установки , например, в 1960-х был выпущен первый отечественный полипропилен – материал, из которого изготавливают пластиковые изделия. К началу 1990-х годов доля продукции МНПЗ на рынке нефтепродуктов Москвы и Московской области составляла 70 %.

А в 2011 году завод перешел под управление компании «Газпром нефть» и началась самая масштабная в его истории модернизация.

Ее цель — вывести завод на уровень лучших мировых НПЗ по производственным и экологическим характеристикам. Инвестиции “Газпром нефти” с 2011 по 2025 год составляют более 350 млрд рублей.

1b0abfeabf3356c5cbbd95d6ccf48876.jpeg

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛЬ – НОЛЬ

Компания и сегодня продолжает программу масштабной модернизации, придерживаясь принципа «цель – ноль» – работать без травм и ущерба окружающей среде. Для этого внедряются цифровые системы управления и строятся современные производственные комплексы.

Например, МНПЗ первым в России полностью перешёл на выпуск топлива самого высокого экологического класса — «Евро-5». Это произошло ещё в середине 2013 года — на 2,5 года раньше срока, установленного для всех нефтеперерабатывающих заводов российским правительством. За счёт применения такого горючего вредные выбросы автотранспорта в атмосферу Москвы сократились на 70 тысяч тонн.

mnpz1.jpeg

А уже в 2020 году в работу был запущен высокотехнологичный комплекс переработки нефти полного цикла «Евро+». В его системе управления используются цифровые решения на основе технологий искусственного интеллекта и 15 тысяч датчиков. Сигналы в режиме реального времени поступают в системы управления производством.

Новый комплекс заменил 5 устаревших установок и позволил в два раза увеличить производство авиационного керосина и еще на 11% сократить негативное воздействие на окружающую среду.

nBkSUhL2hFQjmM-2J76BvMKnxdDs95C-miTNnuWR9mOBdDebBizCnTY8qdJf6ReJ58vU9meMMok3Ee2nhSR6ISeO9G1N_wjJ=El7r2rdS-U-Gm_8hKcMFQg.jpeg

Еще одна гордость завода – уникальные биологические очистные сооружения «Биосфера», которые повысили эффективность очистки воды до 99,9% и обеспечили практически замкнутый цикл водопотребления.

Это инновационной для российской нефтепереработки проект. Новые очистные сооружения настолько мощные, что делают полностью безвредной для окружающей среды даже переработку нефти. С помощью нескольких блоков можно очистить воду из ливневой канализации до состояния речной. На выходе может получиться вода не только для технического применения, но и сырье для производства пара.

Во всем мире работает не больше двух тысяч подобных установок, поскольку это самая дорогостоящая, но при этом самая эффективная схема.

bos.jpeg

К 2025 году должен быть закончен новый комплекс – глубокой переработки нефти, он и завершит программу масштабной модернизации предприятия. Глубина переработки нефти – это показатель эффективности нефтепереработки, то есть, сколько нефтепродуктов получилось из изначального объема сырья. Сейчас она достигает 80%, а в новом комплексе будет 100%. То есть, из тонны нефти будет получатся тонна разных нефтепродуктов. Без потерь.

Благодаря программе модернизации Московский НПЗ уже на 80% обновил производственное оборудование и на 75% сократил воздействие на окружающую среду.

ПРОИЗВОДСТВО: АВТОМАТИЗАЦИЯ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И ИННОВАЦИИ

Сегодня завод перерабатывает 11 млн тонн нефти в год и выпускает бензины марок АИ-80ЭК, АИ-92ЭК, АИ-95ЭК, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, битумы, серу и различные полимеры. Помимо качественного топлива экологического класса Евро-5, Московский НПЗ выпускает широкий ряд продукции для самых различных отраслей: всего 30 наименований и более 60 марок.

tass_3764655.jpeg

А еще Московский НПЗ — крупнейший налогоплательщик среди промышленных предприятий Москвы. Его вклад в столичный бюджет — более 800 млн руб. каждый год.

Нефтеперерабатывающее предприятие компании «Газпром нефть» входит в число крупнейших НПЗ страны по объемам нефтепереработки. Завод обеспечивает более трети рынка топлива столичного региона, снабжая в том числе керосином московские аэропорты.

Каждая 2-я дорога строится с использованием битума МНПЗ, топливом заправляется каждый 3-й автомобиль.

Это самый компакт­ный нефтеперерабатывающий завод такой мощности. Его площадь всего 284 гектара. Для сравнения расположенный рядом Кузьминский лесопарк занимает почти 1200 гектаров.

2slider3.jpeg

А как же экология, спросите вы? Дымящие трубы и грязные водоемы остались в прошлом. Благодаря реализованным проектам, предприятие уже на 75 % снизило воздействие на окружающую среду, а за 10 лет Московский НПЗ сократил воздействие на окружающую среду в 4 раза! Защита окружающей среды и экологическая безопасность стали одними из главных корпоративных ценностей предприятия – в экологию вкладывают серьезные инвестиции.

В 50 метрах от завода есть парк и водоемы, вода в которых очищается системами фильтрации, благодаря чему здесь сложилась особая экосистема. Сюда прилетают утки и чайки, живут черепахи и водится рыба, которую ловят местные жители. А на территории завода камеры фиксируют даже зайцев и лисиц.

На Московском НПЗ действует современная комплексная система экологического мониторинга. Вокруг завода установлены шесть постов контроля состояния атмосферного воздуха городской службы «Мосэкомониторинг». За основными технологическими объектами организовано круглосуточное видеонаблюдение.

Регулярные замеры состояния воздушной, водной среды и почвы проводит центральная заводская лаборатория, имеющая государственную аттестацию. А жители, проживающие в соседних с заводом районах, могут следить за экологической обстановкой самостоятельно с помощью специального экрана — экоинформера, который МНПЗ установил в Капотне в 2015 году.

Современные технологии позволяют снижать воздействие промышленности на воздух, почву и водоемы. Благодаря этому в Европе, например, в Вене и Роттердаме, НПЗ остаются неотъемлемой частью мегаполисов, как и московский завод уже стал неотъемлемой частью города.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://otkroimosprom.ru/