В настоящее время китайские производители дистанционно управляемых небольших квадрокоптеров в силу удачного соотношения «цена-качество» занимают лидирующие позиции на мировом рынке. Одновременно с созданием и производством относительно недорогих и довольно простых аппаратов предназначенных для развлечения и коммерческого использования, крупные китайские авиастроительные компании ведут разработку военных БПЛА лёгкого, среднего и тяжелого класса. В этом Китай уже опередил нашу страну и наступает на пятки США. Успехи КНР в области создания беспилотников особенно впечатляют, с учётом того, что китайские специалисты не имели необходимого опыта и масштабные исследования в данном направлении начались в начале 1990 годов. В 1970-1980-е годы в КНР осуществлялось малосерийное производство беспилотных летательных аппаратов предназначенных для ведения фоторазведки, и использования в качестве мишеней-имитаторов.
БПЛА ChangKong-1
Первые китайские беспилотники
Разработка беспилотных летательных аппаратов в КНР началась в середине 1960-х годов. Первые китайские БПЛА поступившие в серийное производство были созданы Сианьским северо-западным политехническим университетом. БПЛА Ва-2 и Ва-7 предназначались для тренировки расчётов зенитной артиллерии и поступили на вооружение в начале 1970-х. Это были очень простые и дешевые радиоуправляемые аппараты из фанеры с поршневыми двигателями, запускаемые твердотопливными ускорителями с буксируемой пусковой установки.
БПЛА Ва-2
БПЛА Ва-2 внешне напоминает винтовой самолёт моноплан. Взлётный вес составлял 56 кг, продолжительность полёта – 1 час. Мощность двигателя – 14 л.с. Максимальная скорость – 250 км/ч. При длине в 2,55 м, размах крыльев составляет 2,7 м.
Более крупный Ва-7 весил более 150 кг, продолжительность полёта около 2 часов. Мощность поршневого двигателя воздушного охлаждения 25 л.с. Максимальная скорость – 350 км/ч. Потолок – 5000 м. Длина фюзеляжа 2,65 м, размах крыльев 2,68 м.
БПЛА Ва-7
БПЛА СК-1
В конце 1950-х годов из СССР поступило несколько реактивных радиоуправляемых мишеней Ла-17. В конце 1960-х годов Нанкинский институт аэронавтики приступил к созданию собственного аналога. Для этого Ла-17 был разобран для детального изучения. Внешне китайский радиоуправляемый БПЛА получивший наименование СК-1 (ChangKong-1) мало отличался от советского прототипа, но в его конструкцию были внесены некоторые изменения. На беспилотный СК-1 установили ТРД WP-6 с тягой 24,5 кН, используемый также на истребителе J-6 (МиГ-19). В зависимости от модификации масса пустого БПЛА составляла 2100-2500 кг. Запас топлива: 600-840 кг. Продолжительность полёта: 45-70 мин. Скорость: 850-910 км/ч. Потолок – до 18000 м. Как и поздние модификации Ла-17 китайский аппарат запускался с буксируемой пусковой установки при помощи пороховых ускорителей.
Первый запуск прототипа состоялся в декабре 1966 года. Но из-за промышленного спада вызванного начавшейся в КНР «Культурной революцией» ход работ сильно затормозился, и серийное производство СК-1А началось только в 1976 году. Помимо тренировок расчётов ЗРК HQ-2 (китайская версия С-75) и отработки новых зенитных ракет, была создана модификация СК-1В предназначенная для забора проб в ходе ядерных испытаний. Этот беспилотный аппарат впервые в «боевых условиях» применён на испытательном полигоне Лобнор в 1978 году, положив конец практике использования пилотируемых самолетов для выполнения миссий по взятию проб из облака ядерного взрыва.
В 1980-е годы на вооружение поступило несколько новых модификаций. БПЛА СК-1С был приспособлен для выполнения маловысотных полётов и предназначался для имитации самолётов и крылатых ракет, прорывающиеся на малой высоте. СК-1Е имел манёвренность сравнимую с истребителем J-7 (копия МиГ-21).
В 1995 году состоялись испытания сверхзвукового БПЛА СК-2(ChangKong-2) созданного на базе СК-1. Эта модель имела стреловидное крыло и более мощный турбореактивный двигатель оснащённый форсажной камерой. Радиоуправляемый беспилотный аппарат СК-2 предназначался для испытаний новых ракет класса «воздух-воздух» и «земля-воздух», но, судя по всему, большой серией не строился.
Разведывательный БПЛА WZ-5
В годы Вьетнамской войны в распоряжении китайских специалистов оказались несколько относительно мало повреждённых американских беспилотных разведчиков AQM-34N Firebee. Эти беспилотники очень широко использовались ВВС США в ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии для ведения фото и радиотехнической разведки. В разведывательных полётах над Северным Вьетнамом, Лаосом, Камбоджой и южными районами КНР было задействовано более 1000 американских Firebee, совершивших 3435 боевых вылетов. При этом только расчёты ЗРК СА-75М «приземлили» 130 БПЛА. Более 20 беспилотников сбито истребителями ВВС НОАК в районе китайско-вьетнамской границы. Всего в ходе войны ВВС США потеряли 578 AQM-34 Firebee. Некоторые беспилотники упали на кроны деревьев и получили не большие повреждения, что дало возможность подробно их изучить.
Создание китайской версии «Файрби» получившей обозначение WZ-5 (Wuzhen-5 ) началось в начале 1970-х годов в Пекинском Университете Авиации и Космонавтики (Beijing University of Aeronautics Astronautics — BUAA). К испытанию первого лётного образца приступили в 1972 году. Однако доводка прототипов затянулась, и беспилотник поступил на вооружение только в 1981 году. Впрочем, согласно западным разведданным, БПЛА WZ-5 опытной серии использовался ВВС НОАК в ходе китайско-вьетнамского конфликта в 1979 году. По мнению американских экспертов, задержка с принятием на вооружение беспилотника, была связана с неспособностью китайской промышленности создать аппаратуру разведки и управления аналогичную установленной на AQM-34N Firebee.
БПЛА WZ-5
Запуск китайского БПЛА WZ-5 осуществлялся со специально модифицированного дальнего бомбардировщика Ту-4. В 1960-е годы поршневой Ту-4 рассматривался в Китае на роль носителя атомной бомбы. Всего КНР было передано 25 самолётов Ту-4. Поршневой бомбардировщик Ту-4 созданный на базе американского Boeing В-29 Superfortress в ВВС НОАК предполагалось заменить реактивным Ту-16, документацию на который передали в 1959 году. Но в отношения с СССР испортились, а “большой скачок” затормозил освоение новой техники, и летная биография, казалось бы, безнадёжно устаревшего бомбардировщика оказалась неожиданно долгой. Несколько китайских Ту-4 оснастили четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М мощностью 4250 л.с. каждый, что улучшило лётные данные ремоторизированных самолётов.
БПЛА WZ-5 под крылом модернизированного бомбардировщика Ту-4
Под плоскости самолёта-носителя Ту-4 оснащенного ТВД подвешивалось два беспилотника WZ-5. Посадка БПЛА осуществлялась при помощи спасательной парашютной системы. После разборки и подготовки WZ-5 можно было использовать повторно. В последствии носителями беспилотников стали специально модифицированные турбовинтовые военно-транспортные самолёты Shaanxi Y-8E (китайская копия Ан-12). Количество БПЛА подвешенных под Ту-4 и Y-8E ограничивалось габаритами WZ-5, имевшем длину 8,97 м и размах крыла 9,76 м.
WZ-5 с взлётной массой 1700 кг обычно запускался в диапазоне высот 4000-5000 м и затем поднимался на высоту до 17500 м, где мог лететь со скоростью до 800 км/час. Продолжительность полёта составляла 3 часа.
Беспилотные разведчики в 1980-е годы регулярно совершали полёты над Камбоджой и китайско-вьетнамской границей, но первые WZ-5 в силу несовершенства бортового разведывательного оборудования имели ограниченные возможности и могли вести фотосъёмку только в светлое время суток. Кроме того, аппараты лишенные дистанционного управления и совершающие полёт по заранее заданному маршруту с использованием инерциальной навигационной системы имели значительную погрешность при привязке к местности и высокую уязвимость к средствам ПВО. В связи с этим, командование ВВС НОАК настояло на разработке усовершенствованного образца. БПЛА WZ-5А получил систему навигации, работающую совместно с наземными радиомаяками, новые фото и видеокамеры с ИК-каналом, станцию радиотехнической разведки. Беспилотник WZ-5В принятый на вооружение в начале 1990-х был оснащён радиовысотомером и предназначался для «глубокого проникновения» на территорию противника. Неуязвимость от средств ПВО должна была обеспечиваться высотой полёта не более 100 м и автоматической системой постановки помех. В настоящее время китайские БПЛА семейства WZ-5 считаются устаревшими и используются в качестве мишеней в процессе тренировки расчётов ЗРК и истребителей-перехватчиков.
БПЛА WZ-2000
Забегая вперёд, рассмотрим аппарат, который должен был заменить в ВВС НОАК БПЛА WZ-5. В середине 1990-х годов китайская компания Aisheng Technology Group Co. начала проектирование БПЛА WZ-2000, который также известен как WZ-9. Этот беспилотник имел размер и массу сходные с WZ-5. WZ-2000 предназначался для разведки местности, выполнения наблюдательных миссий, осуществления патрульных операций, и выдачи целеуказания боевым самолётам. В отличие от WZ-5 беспилотный аппарат WZ-2000 способен совершать взлёт и посадку «по самолётному». Внешне WZ-2000 напоминает американский RQ-4 Global Hawk, но габариты китайского дрона гораздо меньше (длина — 7,5 м, размах крыльев — 9,8 м) и его вес не превышает 1800 кг.
Макет БПЛА WZ-2000
В качестве силовой установки на WZ-2000 использован ТРД АИ-25ТЛ с тягой 16,9 кН. Максимальная скорость – до 800 км. Боевой радиус – до 800 км. Потолок – до 18000 м. Предусматривалось, что информация с дневных и ночных телевизионных камер должна поступать в режиме реального времени по спутниковым каналам. На этапе проектирования под фюзеляжем была запланирована подвеска радара с синтезированной апертурой, предназначенного для ведения разведки в условиях плохой видимости.
Первый полёт WZ-2000 состоялся в 2003 году, опытная эксплуатация началась в 2007 году. По всей видимости, командование ВВС НОАК отказалось от строительства WZ-2000 большой серией, сделав ставку на более совершенные беспилотники. Западные эксперты считают, что основной причиной этого является неудачный выбор силовой установки и скромные по современным меркам возможности разведывательной аппаратуры. БПЛА WZ-2000 во многом устарел ещё на стадии проектирования. Отсутствие в распоряжении китайских конструкторов подходящего авиадвигателя вынудило использовать достаточно прожорливый для летательного аппарата такого класса ТВД АИ-25ТЛК. Прототип этого двигателя был создан в СССР в середине 1960-х. Турбореактивные АИ-25 различных модификаций устанавливались на пассажирские самолёты Як-40 и учебно-тренировочные L-39. Большинство экспертов склоняются к мнению, что для дрона массой до 1800 кг больше подходит поршневой или турбовинтовой двигатель.
Беспилотные летательные аппараты созданные на базе снятых с вооружения реактивных истребителей
Рассказывая о первых китайских беспилотных летательных аппаратах многоразового использования, было бы не правильно не упомянуть о массовом переоборудовании в самолёты-мишени снимаемых с вооружения устаревших истребителей. В 1980-е годы началась переделка части выработавших ресурс истребителей J-5 (МиГ-17) в радиоуправляемые мишени Ва-5. Однако с учётом того, что освоение производства J-5 в КНР совпало с «Культурной революцией», а сам он к середине 1960-х считался устаревшим, на авиазаводе в Шеньяне в 1969 году его в серии сменил сверхзвуковой J-6 (МиГ-19). Впрочем, ВВС НОАК остро нуждались в дозвуковом реактивном учебно-боевом двухместном самолёте, и выпуск «спарки» JJ-5 продолжался до 1986 года.
Учебно-боевой cамолёт JJ-5
Двухместные JJ-5 использовались для обучения и тренировки китайских лётчиков-истребителей до 2011 года. В настоящее время большая часть пригодных к полётам УТС JJ-5 переоборудована в радиоуправляемые мишени Ва-5i. Эти радиоуправляемые летательные аппараты способны самостоятельно осуществлять взлёт и посадку, и приспособленны для многократного использования. С целью изменения радиолокационного и теплового портрета на Ва-5i устанавливаются линзы Люнеберга и ИК-имитаторы. Для детального анализа при испытаниях новых противовоздушных систем на части самолётов-мишеней смонтированы системы видеофиксации.
Спутниковый снимок Google Earth: радиоуправляемые мишени Ва-5i на стоянке авиабазы Hedongli
В данный момент почти все беспилотные самолёты Ва-5i имеющиеся в ВВС НОАК размещены на авиабазе Hedongli, на северо-западе Китая в провинции Ганьсу, района Внутренняя Монголия. Здесь согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках работает авиаремонтное предприятие, занимающееся переоборудованием устаревших самолётов в радиоуправляемые мишени. На авиабазе Hedongli находится Центр боевого применения ВВС НОАК. Неподалёку от взлётно-посадочной полосы в 70 км южнее космодрома Цзюцюань расположен крупнейший в КНР авиационный полигон Dingxin. В этом районе также имеется испытательный центр войск ПВО, известный как «Площадка № 72». На окраине авиабазы сконцентрировано около сотни выведенных из эксплуатации устаревших истребителей J-5 и JJ-5. С учётом того, что ежегодно на полигоне в ходе боевых стрельб уничтожается 12-15 воздушных мишеней, этого количества хватит на 7-8 лет. По всей видимости, в будущем в беспилотные самолёты-мишени в КНР будут переделывать сверхзвуковых истребители J-7 и J-8, которые в настоящее время заменяются в строевых полках истребителями J-10 и J-11.
В 2010 году ВВС НОАК официально простились с истребителем J-6. Этот истребитель являющийся копией МиГ-19 стал самым многочисленным в ВВС НОАК, в общей сложности до начала 1980-х было построено более 3000 экземпляров. Помимо фронтового истребителя строилось несколько модификаций перехватчика ПВО с бортовым радаром и ракетным вооружением.
Истребитель J-6
К середине 1980-х самолёт спроектированный в начале 1950-х годов уже не мог тягаться с истребителями 4-го поколения, и по мере насыщения авиаполков современными самолётами устаревшие истребители, не выработавшие лётный ресурс, отправлялись на базы хранения. Этот процесс ускорился после начала поставок из России тяжелых истребителей Су-27СК и освоения лицензионного производства на Шеньянском авиазаводе. Официально снятые с вооружения J-6 всё ещё имеется в лётно-испытательных центрах, где на них выполняют учебно-тренировочные полёты, и используют в исследовательских программах сберегая ресурс современных истребителей. Также значительное число J-6 переделано в радиоуправляемые мишени, которые активно используются во время испытаний новых противовоздушных систем и в ходе контрольно-учебных пусков зенитных и авиационных ракет.
В годы «холодной войны» в различных районах КНР было создано примерно два десятка обширных подземных укрытий для авиационной техники, способных выдержать близкий ядерный взрыв. В 1990-2000 годы в укрытиях вырубленных в скалах было сосредоточено несколько сотен устаревших, но всё ещё пригодных к дальнейшему использованию боевых самолётов.
Спутниковый снимок Google Earth: радиоуправляемые самолёты J-6 и J-7 на стоянке авиабазы Houlincun
Примерно 5 лет назад в ВВС НОАК началось формирование отдельных беспилотных эскадрилий специального назначения, находящихся в прямом подчинении командующим военных округов. Эти авиационные части комплектуются переоборудованными радиоуправляемыми истребителями: J-6, J-7 и J-8. Основным их назначением является отвлечение на себя вражеских перехватчиков и зенитных систем, а также выполнение разведывательно-демонстрационных полётов с целью вскрытия системы противовоздушной обороны противника. В мирное время личный состав и техника беспилотных эскадрилий привлекаются для организации учебного процесса истребительной авиации и войск ПВО. В случае начала боевых действий, устаревшие беспилотные самолёты выступят в роли ложных целей, приняв на себя удар средств ПВО противника. Есть основания полагать, что помимо аппаратуры дистанционного управления на беспилотных «камикадзе» имеются станции постановки помех и ракеты, предназначенные для поражения вражеских радаров.
Автор: Линник Сергей
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!