На сегодняшний момент, на предприятии активно внедряются различные инструменты производственной системы, одним из элементов которой является четкое определение стандарта выполняемых операций, его оформление и доведение до операторов. Стандартизированная система организации труда позволяет эффективно управлять процессами производства и достигать высоких показателей по безопасности и качеству. Зачастую складывается мнение, что на эффективность производственного процесса не оказывает влияния, сколько оператор делает лишних движений в своей рабочей зоне, в какой руке держит инструмент или деталь, и в какой очередности выполняет действия.
Однако важно понимать, что лишнее движение оператора или непродуманное действие в периметре ответственности может стать причиной травмы, дефекта выпускаемой продукции или полной остановки производственной линии. А это все в свою очередь ведет к потерям на производстве. Таким образом, несоблюдение стандарта работы оператора является одной из основных причин неэффективности производства.
Стандартом работы можно назвать определенный, четко сформулированный набор действий и описание движений, которые являются наилучшими для выполнения на данный момент для работника на посту. На нашем предприятии данным стандартом являются: карта стандартизированной работы (КСР) и карта стандартизированных операций (КСО). А для того чтобы знать, что оператор должным образом соблюдает все условия выполнения прописанные в стандарте (КСР, КСО), необходимо ежедневно вести проверку выполнения процесса оператором. Для этого и разработан инструмент: КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТНОГО ПРОЦЕССА ОПЕРАТОРОМ при помощи «Т-Карты проверки оператора».
На предприятии разработана и утверждена инструкция УАЗ-И-ПР-006-01 для проведения обучающих тренингов. Кроме того разработано учебное пособие в виде презентации.
Контроль выполнения стандартного процесса осуществляется при помощи Т-карты проверки оператора. Т-карта проверки оператора – это средство визуального менеджмента, которое предполагает проверку выполнения оператором на рабочих постах / рабочих местах требований по основным направлениям: безопасность, качество, организация рабочего места, доставка и стоимость, а также обслуживание оборудования. Название дано по форме документа в виде буквы «Т».
Данные карты располагаются в секциях на специальных стендах в бригадной зоне. На данном стенде для каждого рабочего поста / места имеются две секции: «Необходимо проверить» и «Проверено». В секции «Необходимо проверить» находится Т-карта до начала проверки. Каждый раз при проведении проверки ответственный специалист вынимает следующую по порядку Т-карту из этой секции до тех пор, пока все Т-карты не окажутся в секции «Проверено». По результатам проверки Т-карта помещается в секцию «Проверено»: зеленой стороной – если при проверке нарушений и замечаний нет, и красной стороной – если нарушения и замечания есть. В секцию «Необходимо проверить» перемещаются только Т-карты, обращенные зеленой стороной, а Т-карты, обращенные красной стороной, остаются в секции «Проверено» до окончательного устранения замечаний.
Факт проверки отмечается в чек-листе «Контроль стандартного процесса», где проверяющий указывает номер проверяемой КСО / КСР и ставит свою подпись в графе OK / NOK за соответствующую дату. Данный лист оформляется на обе смены. Замечания, выявленные в процессе проверки, заносятся в лист нарушений процесса либо в матрицу отклонений. Если обнаружены ошибки в КСО / КСР (неточности выполнения операции, неэффективная последовательность выполнения операции и т.д.), то информация заносится в лист нарушений процесса и информация сообщается начальнику участка и инженеру-технологу. Если же обнаружены отклонения на рабочих постах / местах, а также нарушения выполнения операции оператором, информация заносится в матрицу отклонений для последующего устранения с отслеживанием статуса.
На данный момент в ПСиСА проводятся обучающие тренинги с бригадирами (69чел.), начальниками участков (12чел.), в каждую бригадную зону изготавливаются стенды для Т-карт.
Таким образом, знания стандарта оператора является основной опорой, которая, с одной стороны, позволяет гарантировать качество выполнения работы, а также определить моменты, связанные с риском.
Подводя итог вышесказанному, подчеркну, что стандартизация является фундаментом менеджмента качества, а проверка выполнения стандартного процесса оператора является помощником в выявлении несоответствий, устранении неисправностей и недопущении их в будущем.
Автор: Сергей Григорьев, ведущий специалист Службы производственной системы ПАО «Ульяновский автомобильный завод»
Источник: http://www.up-pro.ru/