На фото броневик “Центурион”, созданный для специальных операций ФСБ. Фото: telegram. Броневики с запоминающимся названием “Фалькатусы” обладают весьма внушительной внешностью и недаром считаются секретными разработками для спецслужб. Они являются достойными представителями бронированной техники, находящейся на службе в Центре специального назначения ФСБ. У броневика очень необычная внешность, скроенная по раллийным канонам – покатый лоб и внушительные колеса с большими ходами подвески. Автор дизайна Святослав Саакян на момент создания первого прототипа броневика работал на ЗиЛе, поэтому “Фалькатус” с полным правом можно называть столичной штучкой. По большинству параметров это был типичный MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) с большим дорожным просветом, клиновидным днищем и противоминными сиденьями.
«Фалькатус» на задании
По открытым данным, в десантном отделении размещается до 9 человек и еще пара человек в отделении управления (водитель и командир машины). Сотрудники ФСБ сидят за броней спиной друг к другу и при необходимости могут вести круговой обстрел.
Привлекает внимание экстремально большой угол наклона ветрового стекла броневика, от которого, вероятно, рикошетят даже крупнокалиберные пули. Отсюда и сравнение с древнеиспанским серповидным мечом Falcata – во внешности двух этих изделий действительно есть что-то общее.
Агрессивный дизайн, щедро сдобренный матовым черным окрасом, должен сигнализировать неприятелю однозначно и четко – перед ним суровые ребята.
Интересно, что в первоначальном варианте броневик именовался совсем не героически – «Клоп». Потом было еще более спорное имя «Каратель», пока не остановились на «Фалькатусе».
Точное количество выпущенных машин с момента старта производства в 2012 году неизвестно. О тактико-технических характеристиках броневика также можно только гадать. Известна только начинка – турбодизель ТМЗ-7Э846 мощностью 730 л. с., 12-скоростная автоматическая КПП ZF и платформа раллийного КамАЗ-4911 Extreme.
В паре с «Фалькатусом» служит в ФСБ еще один бронеавтомобиль – «Викинг». У машины гораздо более традиционный дизайн, отчего внутреннее пространство оказалось заметно больше. Броневик представляет собой защищенный вариант раллийного КамАЗа и значительно удешевленный в сравнении с «Фалькатусом».
«Гепард» для Сил специальных операций, выполненный на базе КамАЗ-4911. Энерговооруженность позволяет машине достигать 150 км/ч и более
«Викинг» замечен в СВО
У него напрочь отсутствует противоминная защита и рациональные углы наклона броневых панелей и стекол. Впрочем, о какой устойчивости к минам можно говорить в отношении автомобиля бескапотной компоновки. Не лучшим образом сказывается на живучести немалая высота машины, а также отсутствие дистанционно управляемой огневой точки. Тем не менее это не помешало использовать «Викинг» в СВО – единичные экземпляры были замечены на фронте.
На одном из парадов в 2020 году был продемонстрирован бронеавтомобиль «Гепард», представляющий собой вариант «Викинга» для Сил специальных операций. О дальнейшей судьбе броневиков специфического песочного цвета ничего не известно.
«Центурион» – брат «Фалькатуса»
В начале апреля 2024 года появилась информация о новой бронированной машине для ФСБ – «Центурион». В ряде Telegram-каналов появились достаточно качественные фотосвидетельства существования машины. Разумеется, никакого официальной информации на этот счет нет, но даже по внешнему виду машины можно сделать немало выводов.
«Центурион» для Центра специальных операций ФСБ России
«Центурион» – это бронемашина, явно построенная на базе все того же раллийного КамАЗ-4911. Об этом говорят габариты и характерные ступицы.
Обращают на себя внимание большие колесные ниши, явно рассчитанные на хороший ход подвески. И это не ради геометрической проходимости – машина заточена под высокую скорость по пересеченной местности. Что позволяет предположить наличие прежнего 730-сильного турбодизеля.
В отличие от «Викинга», новый броневик выполнен в капотном исполнении, и это заметно повышает противоминную стойкость. Форма кузова в профиль напоминает восьмигранник, что практически полностью повторяет «Фалькатус». «Центурион», в сравнении с предшественником, лишен бронеколпаков на колесах. Может быть, от них отказались из-за ограниченной подвижности (угол поворота передних колес явно пострадал), возможно, штатная система подкачки показала себя достаточно эффективно, и броня на колесах оказалась лишней.
Обращает на себя отсутствие «аэродинамического» остекления кабины. Этот эффектный, но достаточно спорный элемент явно приносил немало неприятностей на солнечном Кавказе. У «Центуриона» ветровое бронестекло имеет обратный уклон, что одновременно улучшило эргономику рабочего места и повысило пулестойкость.
Относительно уровня бронирования сказать можно немного, но машина явно облицована сменными панелями. Вероятнее всего, это керамическая броня высокой твердости – дорого, но эффективно. Не до конца понятно предназначение бронепластин, уложенных чешуей над арками задних колес. Со стороны может показаться, что за ними скрывается радиатор системы охлаждения двигателя и воздухозаборник, но «Центурион» переднемоторный автомобиль.
В качестве варианта за чешуей могут размещаться генераторы маскировочных дымов, либо там действительно установлены дополнительные радиаторы охлаждения мотора. Все-таки 730-сильный дизель сложно держать в оптимальной температуре под бронированным панцирем.
«Центурион»
Важной особенностью «Центуриона» можно назвать хорошую ситуационную осведомленность экипажа об окружающей обстановке. На крыше сразу четыре поворотные камеры и еще по паре спереди и сзади. На скулах заднего свеса также виднеется камера, направленная вперед. Дополняют историю мощные диодные прожекторы по кругу броневика.
Прежней осталась и схема размещения бойцов внутри машины. На бортах и дверях видны узкие бронестекла, а также по пять бойниц. Очень хорошо бы иметь такой машине штатные средства борьбы с БПЛА-«камикадзе». Это одна из самых актуальных и опасных угроз для техники – инженеры не могли не учитывать это при проектировании. На наличие глушилок дронов намекают небольшие бронированные короба на крыше машины ближе к корме.
Схема посадки и покидания бронемашины осталась прежней – через четыре боковые двери и заднюю двустворчатую аппарель. Находиться у кормы этого гиганта вообще опасно – табличка под дверью предупреждает об опасности быть раздавленным тяжеленным откидным сегментом.
Судя по представленным фото, «Центурион» так и не получил дистанционно-управляемый оружейный модуль на крыше. Как и на предшественниках, бойцы будут работать из очень условно защищенной позиции.
Из числа врожденных недостатков можно указать на не самую высокую геометрическую проходимость бронеавтомобиля. Несмотря на небольшие свесы, у «Центуриона» приличная база, что несколько ограничивает преодоление неровностей пересеченной местности.
Впрочем, стихия работы такой техники не подразумевает преодоление болот, лестных чащ и оврагов. Это машина для уничтожения террористов, засевших в домах. Броневик должен оперативно выдвинуться на точку, доставить десант прямо к крыльцу и при необходимости прикрыть бойцов своим телом.
Автор: Евгений Федоров
Источник: https://topwar.ru/