Советская программа покорения Марса и Луны: как это было

Сегодня, после некоторого количества ярких и одновременно беспочвенных заявлений на тему претензий России в космосе, стоит оглянуться на некоторые моменты в прошлом. Просто потому, что кто не помнит прошлого, тот вряд ли чего сможет совершить достойного в будущем. Этот факт столько раз доказан историей, что к нему как раз возвращаться не хочется. Прошло уже больше 60 лет, как было принято особо важное и совершенно секретное Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О плане освоения космического пространства на 1960 год и первую половину 1961 года». С тех пор оно уже и не такое важное, и, соответственно, не секретное. Однако, ситуация не сильно-то и изменилась. Вообще все так напоминает нашу общемировую историю, если честно. Была Древняя Греция, был Рим с их развитием, технологиями, акведуками, термами и туалетами. А потом наступило Средневековье. Несколько более приземленное и вонючее. В потом Ренессанс. И мы. В целом, в космосе было примерно так же. Застой нарисовался у всех без исключения, и нечего сегодня из Маска делать героя-покорителя, он развивает начатое, не более того.

Если же смотреть на то, как видело космическую программу советское руководство в 60-70-е годы, то тут тоже ничего такого сверхъестественного не увидим. Почти всё сбылось согласно воле ЦК КПСС и стараниями команды Сергея Королёва. Одни реально умели планировать и ставить задачи, вторые – сказку сделать былью. Так что корабль «Восток» и Гагарин в качестве пилота надолго сделали Советский Союз первыми в космической гонке. А потом добавили Леонов и Терешкова. Отыгрались ли американцы? Однозначно, да. Их лунная эпопея была весьма достойным ответом.

Сегодня можно очень долго говорить на тему того, что полета не было, что все это снято в Голливуде, лично мне более важно мнение служащих наших космических сил, с которыми мы пообщались на одном из форумов в Алабино. Товарищи полковники были не то что аккуратны в своих высказываниях, они каждую букву обдумывали.

Что мы с коллегой Кривовым из них выжали, так это подтверждение того, что американский корабль действительно подлетал к Луне. Садился или нет – этого наши средства слежения тогда определить не могли и не определили. Но факт подлета был зафиксирован.

И вот на этом надолго можно было бы поставить точку, ибо программа освоения космического пространства на том моменте как бы завершилась. Дальше началось орбитальное копошение. Все эти стыковки, орбитальные станции, спутники – это все орбита Земли.

И то, что сегодня «прорывно» делает Маск – это все из той же оперы, ни больше, ни меньше. Но если внимательно посмотреть, то Маск всего-навсего наверстывает упущенное, поскольку мировая космонавтика по большому счету сделала три шага назад с развалом СССР.

Если продолжать оглядываться назад, то можно узнать, что советское правительство и партия ставило кроме запуска человека в космос еще несколько первоочередных задач. И были там такие этапы освоения космического пространства, по сравнению с которым полет на Луну смотрелся этакой прогулкой.

Как вам такое: создание на базе все той же Р-7 четырехступенчатого (!!!) носителя, которые позволил бы отправку автоматических станций к другим планетам. И это, напомню, в 1960 году. Более Того, в сентябре-октябре того же года планировалось запустить станцию именно к Марсу, для фотографирования его поверхности и передачи изображений на Землю.

Да, сегодня все это смотрится так… Сколько аппаратов уже долетело, сколько отработало, а американский «Curiosity» вообще до сих пор в строю и передаёт картинки с поверхности Марса в режиме оголтелого блогера. И вот вам красивая картинка, которая позволяет оценить арену «Битвы за Марс».

Как видите, битва была жестокой. И, если посмотреть в глаза правде, то битва за Марс была нами проиграна с треском. С треском разбивающихся и не долетевших до Марса космических аппаратов.

Удивляет, сколько было потрачено усилий в те времена, не так ли?

Все это могло бы стать иллюстрацией к известной работе И.В. Сталина «Головокружение от успехов».

Успехи были, это факт. Но фактом является и то, что Королев спешил. Спешил совершить невозможное и успеть в своей жизни все, что было задумано. Потому и полет Гагарина, и полет к Луне – все это для Генерального Конструктора были не более чем шаги на пути.

Но главным деянием для себя Сергей Павлович считал Полет на Марс. Именно Полет, потому что он по мыслям Королева должен был быть пилотируемым.

Потому и смотрится программа покорения Марса на инфографике как череда атак. Неудавшихся по многим причинам.

Можно ли за это осуждать Королева? Нет. Тем более. Что его лютая жажда освоения космоса вполне устраивала и партию, и правительство страны. Все эти очередные запуски, приуроченные к очередной годовщине или очередному съезду/пленуму – это было удобно и красиво.

Дело в том, что Королёв вообще не рассматривал Луну как приоритет и уж тем более как финал «Большой гонки». Самым важной, самой главной целью своей работы он считал пилотируемый полёт на Марс. Даже триумф Гагарина рассматривался как ступенька к грандиозному, захватывающему проекту полёта к Красной планете.

Так что сегодня говорить о некоей «проигранной луной гонке» мне кажется просто смешным. Не было ее. Совсем не было. Точнее, так: американцы поставили себе такую цель – быть первыми на Луне. Достойная цель, и они на нее угробили довольно много ресурсов.

Но если кто-то захочет проверить мнение о том, что на Луну в СССР не рвались, рекомендую ознакомиться с многочисленными рассказами Владимира Евграфовича Бугрова.

Бугров – инженер высочайшей категории, прошедший все этапы отбора для полета в космос, не пустили именно поэтому и отправили работать над проектом «Буран», где он стал ведущим конструктором.

Но до того Владимир Евграфович работал у таких корифеев, как М.К. Тихомиров, Г.Ю. Максимов и К.П. Феоктистов над проектом ТМК – тяжелого межпланетного корабля, который и должен был нести космонавтов к Марсу.

Было целых два проекта, минимальный (Максимова) и максимальный (Феоктистова). Минимальный предусматривал постройку «союзоподобного» корабля на трех человек, а вот максимальный был проект совсем иного характера. На орбите должен был быть смонтирован большой составной корабль.

В общем, примерно то, что было создано через несколько десятков лет под названием МКС…

Огромный корабль, с тренажерным залом, оранжереей, замкнутой системой рециркуляции всего… В общем – все в соответствии с фантастикой того времени, которая стремительно переставала быть фантастикой.

Потому-то и шли советские станции к Марсу, потому и шли инициативы от Королева к правительству, потому и принимали одно постановление за другим. Ну просто без постановления в то время ничего не делалось.

И особенно интересное Постановление Совмина было в июне 1960 года. Да, по той самой «лунной» ракете Н-1, которая должна была бы выводить на орбиту и блоки ТМК для сборки.

Кстати, к 1964 году конструкторам (в том числе и Бугрову) удалось снизить вес ТМК «всего» до 37 тонн. То есть, всего 4 расчетных пуска Н-1 – и весь ТМК на орбите.

1964 год стал Вехой на марсианском пути. Бугров говорит (а я не вижу, почему слова такого специалиста должно подвергать сомнению), что к тому времени проект подготовки пилотируемого полета на Марс был готов примерно наполовину. И, несмотря на то, что автоматические станции не выполняли поставленных задач, у пилотируемого полета были шансы на успех. Просто потому, что вмешательство человека могло решить большинство проблем, которые не могли быть решены дистанционно в то время.

Так что в принципе, еще несколько лет нормальной и спокойной работы – и на Марсе мог быть успешно высажен советский десант под управлением космонавтов с орбиты. Понятно, что десант был бы автоматический. Но тем не менее.

Однако все погубила политика. И в 1964 году советские партия и правительство начали панически метаться с криками «Нас обогнали, зрада!» под впечатлением реализации американской программы по Луне. И последовало ожидаемое «Догнать и перегнать» американцев на Луне. Очередная советская глупейшая глупость, потому что лунной программой Королев и не планировал заниматься вплотную вообще.

Так что марсианская программа была остановлена «до победы» на Луне, а лунная программа начала создаваться в спешке и под «ободряющие» вопли партаппаратчиков на всех уровнях. В общем, все как обычно.

В итоге Королев в 1966 году умер, и получилось именно так, как и должно было: марсианская программа, ожидаемо, заглохла, и обогнать США не получилось ни на пути к Марсу, ни на пути к Луне. Воистину, в Политбюро не помнили пословицы насчет двух зайцев… Более того, эпопея с ракетой Н-1 тоже закончилась ничем. Совсем ничем. Точнее, феерическими взрывами, которые устраивала Н-1, совершенно не желая летать.

Сегодня многие доморощенные «эксперты» громко кричат о том, что если в такой стране, как СССР не полетела Н-1, то и полеты «Сатурна» у американцев – ложь и липа. Что же, такими заявлениями сегодня не удивить никого. Только и остается, в принципе, что громко кричать.

На самом деле, все закономерно. Февраль 1969, июль 1969, июнь 1971, ноябрь 1972. Н-1 постоянно взрывалась. Почему? Потому что «Сатурн» летал. Потому что подход был совершенно разный.

Рухнувшие планы о советских Марсе и Луне

Раз зашла речь о «Сатурне», который по утверждениям наших некоторых «экспертов», летал только в павильонах Голливуда, стоит отметить несколько моментов. Первый – это кто был создателем «Сатурна».

Создал ракету Вернер фон Браун. Который, если верить британской хронике, в ракеты умел и был весьма одаренным человеком. По крайней мере, пока во всех странах максимум, на что были способны ракетостроители – это на создание НУРСов, которые успешно применялись во Второй Мировой войне теми странами, у кого были ракетостроители,то вот Вернер фон Браун запросто строил и запускал в сторону Британии крылатые ракеты Фау-1 и баллистические Фау-2. И, кстати, ракеты фон Брауна и долетали, и попадали.

Потому вопрос того, что фон Браун, опередивший всех в практическом применении трудов Циолковского, Цандера и Кибальчича мог не построить прекрасную ракету, даже не стоит. В идеальных условиях, в которые его поместили в США – не мог не построить.

Более того, у американцев была одна вещь, которой очень не хватало нам. Это любовь к победам не любой ценой. А с помощью расчета.

Гений расчетов Джордж Эдвин Миллер, один из руководителей проекта, сделал ставку на максимально широкие наземные испытания. Сколько долларов было потрачено на создание стендов для испытаний, я не знаю. Но факт, что «Сатурн» был «облетан» на Земле по максимуму.

Потому ВСЕ пуски «Сатурна» были признаны успешными. Хотя что там признавать, так и было на самом деле.

Чего, к сожалению, нельзя сказать об Н-1. Да, ракета была эпохальным сооружением. Но ее убило абсолютно дурацкое стремление к экономии. Увы, сложно сказать, почему «партия приказала» должно было обеспечить полет ракеты без комплекса надлежащих успытаний, но было именно так.

И это не авторская придумка, виднейшие деятели космической отрасли Борис Черток и Юрий Мозжорин в интервью и мемуарах довольно подробно осветили эту тему. И оба независимо друг от друга говорили о том, что амбиции амбициями, указания партии указаниями, конечно, равно как и всякие юбилеи КПСС, к которым приурочивались пуски, но испытания должны были быть.

А в СССР того времени испытанием был сам старт. А что, страна богатая, может себе позволить…

Это американцы дураки, стенды строили какие-то. Испытания сотнями проводили, да еще и потом результаты в журналах публиковали. Но об этом как раз все можно у Мозжорина прочитать.

Действительно, как можно было у каких-то там американцев учиться, если мы в космосе первыми были?

Снова посоветую тем, кто считает, что аппарат в космос выносят не ракеты, а славное историческое прошлое, посмотреть на картинку. И понять, что это делают технологии. И сегодня – чьи угодно, но не российские. Российские технологии – это под Хохлому носитель расписать и святой водой окропить. Авось вынесут ангелы на низкую орбиту…

Зато наши патриотично настроенные конспирологи постоянно пишут о том, что по теории вероятностей «Сатурны» летать не могли. Не умел Вернер фон Браун ракеты строить. Да и вообще «Сатурнов» не было, и двигателей не было, все документы потеряли, все технологии забыли. После развала СССР начали у нас все скупать, вот и стали летать.

В итоге всего Н-1 так и не полетела, раз за разом весьма качественно разнося в щебень стартовые комплексы своими взрывами. В итоге от нее отказались, Глушко с удовольствием похоронил ракету и вернулся к своим ядовитым движкам на тетраоксиде диазота и несимметричном диметилгидразине, от которых мы до сих пор избавиться не можем.

Был человек, который как танк пошел против Королева и Мишина (тогдашнего министра), нещадно критикуя их и доказывая правоту американцев, которые проводили тысячи испытаний на Земле. Это был светлой памяти Леонид Александрович Воскресенский, соратник Королева и умнейший человек.

Увы, битву за стенды и испытания Воскресенский проиграл. Н-1 так и не полетела, трижды пришлось капитально восстанавливать стартовый стол после неудачного пуска. «Марсы» не долетели до планеты. Лунная программа была похоронена вслед за марсианской.

Кстати, маленький экскурс в ТУ эпоху. Которая, как нам пытаются сегодня доказать, была правильная, праведная и безошибочная.

Во время тестирования бортовой аппаратуры АМС проекта М-73 («Марс» 4, 5, 6 и 7) было обнаружено, что электроника выходит из строя. Причиной сбоев стали транзисторы 2Т312 производства Воронежского завода полупроводниковых приборов.

Кто-то очень умный и рачительный, предложил в виде рацпредложения вводы транзисторов для экономии драгоценных металлов делать не из золота, а из алюминия. И не задумываясь, именно так и начали делать транзисторы. Не особенно думая над последствиями.

Оказалось, что такие вводы окислялись примерно через шесть месяцев. Вся аппаратура межпланетных станций была практически начинена такими транзисторами. Стоял вопрос о том, запускать АМС без замены транзисторов, которая заняла бы около полугода, или нет.

Представители завода-изготовителя, НПО имени Лавочкина, стояли насмерть, доказывая необходимость замены транзисторов перед самим Келдышем. Однако под давлением руководства, ЦК, Совмина, было принято решение космические аппараты все-таки запускать.

В итоге что-то там «Марсы» измерили перед тем, как превратиться в металлолом. Но говорить даже об относительно успешной работе язык не повернется даже у оптимиста.

Что с итоге. В итоге на Луну мы не попали. И на Марс тоже. Может, мы не попали бы туда и со стендами и комплексами, за которые воевал Воскресенский. Все может быть.

Но сегодня волной идут откровенно шапкозакидательские прожекты и громкие заявления на тему того, что мы будем на Марсе, мы построим лунную станцию и так далее.

В те годы у нас был Королев. Воскресенский. Мишин. Исаев. Кузнецов. Тихонравов. Победоносцев. Чернышов. Рязанский. Пилюгин. Раушенбах. Келдыш.

И, несмотря на наличие просто ошеломительной когорты гениев и упорных тружеников во имя своей страны, мы проиграли. Насколько реально осуществить сегодня то, о чем говорят наши маршалы от популистики, сказать сложно. Но успехи и заслуги России в освоении космического пространства более чем скромны. Можно сказать, что у нас осталась одна очень узкая специализация – орбитальные извозчики. Все остальное, полеты к другим космическим телам, работы на них – это удел более развитых стран.

Как показала практика, путь в космос – это долгая и тяжелая, а самое главное – большая работа. К которой нельзя подходить ни с позиции «Надо к следующему съезду», ни «мы были первыми, потому у нас все получится».

Конечно, хотелось бы, чтобы место России в космосе было там, на первых ролях и рубежах. Но для этого помимо денег и ресурсов нужны люди, которые смогут распорядиться ими как минимум, разумно. А вот в этом почему-то возникает ну очень много сомнений.

Автор: Роман Скоморохов
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!