На фото: РСЗО 9А52-4 «Кама» из Перми. Источник: wikipedia.org. Одним из главных преимуществ зарубежных колесных РСЗО HIMARS является высокая мобильность и скрытность. Трехосный 300-сильный грузовик FMTV со сложенным пусковым блоком не сильно отличается от обычной военной машины. Это позволяет HIMARS оставаться незамеченными для воздушной разведки и за счёт высокой удельной мощности оперативно покидать зону пуска ракет. Средняя скорость перемещения по дорогам общего пользования у машины аналогична отечественной РСЗО «Град». Если присовокупить к этому высокую скорость полета, дальность и точность, то каждый HIMARS – это достаточно опасный, пусть и переоценённый, противник. Российские зенитчики уже научились поражать ракеты, несмотря на низкую эффективную площадь рассеивания целей – не более 0,1.
Злые языки в пропагандистских каналах уже успели окрестить импортную технику не имеющей аналогов в мире, тем более в России. Но это не так. Среди отечественных разработок можно отыскать как минимум парочку машин, способных дать бой импортным самозванцам по совокупности параметров.
Начнём с системы, которая уже принята на вооружение – РСЗО 9А53 «Ураган-1М». До спецоперации об этой машине мало кто вспоминал, но искусственный ажиотаж вокруг HIMARS и гусеничного MLRS заставляет обратить особое внимание на эту уникальную разработку. РЗСО базируется на четырехосном шасси МЗКТ-7930 «Астролог», что в своё время вызвало немало споров. Лет 8-9 назад, когда союз Белоруссии и России был не столь однозначен, рассматривался вопрос о замене минского шасси брянской «Вощиной-1».
На последней, к слову, базируют отечественные системы ПВО, например, С-350 «Витязь» и С-400 «Триумф». У критиков было немало аргументов в пользу отечественного шасси. К примеру, мазовская кабина пластиковая, что делает невозможным бронирование, в отличие от стального БАЗа. Это сейчас обретает особую актуальность, учитывая плотность и точность артиллерийского огня на Украине. К слову, все HIMARS неплохо бронированы. На брянском автозаводе ещё в 2010-х годах разработали два шасси с бронированным кабинами – БАЗ-6910 и БАЗ-6306. Броня соответствовала самому высокому 6а классу защиты, но в итоге оказалась невостребованной.
«Ураган-1М» в 300-мм исполнении. Источник: wikipedia.org
«Ураган-1М» на минском шасси (которое унифицировано с ракетной установкой «Искандер-М») принят на вооружение в 2016 году и может считаться идейным последователем «Урагана» на базе ЗИЛ-135ЛМ с его причудливой трансмиссией. Напомним, у предшественника два карбюраторных мотора, каждый из которых приводит левый и правый ряд колес. На новом РЗСО стоит 500-сильный дизель, который приводит в движение все колеса посредством привычных межколесных дифференциалов. При этом «Ураган-1М» может стать заменой в войсках и более мощной системы «Смерч», оснащённой 300-мм пусковой установкой. По размерам у машин полный паритет – длина более 12,5 метров, высота и ширина около 3 метров. Но дальше начинаются усовершенствования, позволяющие называть 1М техникой нового поколения. По крайней мере, в России. Дело в бикалиберности РЗСО – в зависимости от задач на машину могут устанавливаться 220-мм и 300-мм направляющие. В первом случае сразу 30 «труб», во втором – 12. Поэтому точнее будет называть «Ураган-1М» конкурентом не колесного HIMARS, а гусеничного MLRS M270, оснащённого 12 направляющими 227-мм калибра. В «легком» исполнении «Ураган-1М» создаёт аналогичную MLRS плотность огня в 0,0014 кг/м2 (у американской системы – 0,00135 кг/м2). При этом российская машина на 8 секунд быстрее отправляет ракеты к цели. С 220-мм модулями РСЗО может бить по целям на удалении в 45 км. Главным бонусом нового «Урагана» является пакетная перезарядка, что позволяет снарядиться ракетами всего за пять минут. Для этого служит специальная транспортно-заряжающая машина или ТЗМ. Некоторые комментаторы указывают, что у американских РСЗО вообще отсутствуют ТЗМ, ссылаясь на штатную погрузочную рампу для самостоятельного монтажа пакета ракет. Конечно, это несколько расширяет автономность, но не является принципиальным преимуществом. Тем более что транспортер боеприпасов у HIMARS и M172 присутствует. У отечественной разработки крановое оборудование на шасси РСЗО не предусмотрено, но ТЗМ способна менять ракеты не отдельно, а в составе транспортно-пусковых контейнеров. Это позволяет достичь времени перезарядки, сравнимого с импортными образцами.
Вверху «Ураган-1М» с 220-мм модулями, внизу – с 300-мм. Источник: издание «Реактивные системы залпового огня» С. В. Гуров
В 300-мм исполнении на машине размещаются два унифицированных транспортно-пусковых контейнера 9Я295 с шестью направляющими в каждом, о которых пойдёт речь дальше. Аналогичная схема перезарядки реализована в машинах, базирующихся на камазовском шасси «Мустанг».
Два РСЗО – четыре оси
Для размещения шести направляющих 300-мм ракет от комплекса «Торнадо-С»/«Смерч» было выбрано шасси КамАЗ-6350 8х8. В итоге получилась относительно компактная машина длиной 11,2 м, вполне габаритной шириной 2,5 м и высотой 3,1 м. Полная масса в 23,6 тонн почти в два раза меньше аналогичной у «Ураган-1М». Это позволяет РСЗО проходить по мостам с грузоподъёмностью до 25 тонн. В 2007 году публике впервые была показана машина 9А52-4 «Смерч». Примечательно, что РСЗО явилась миру на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007. Шесть 300-м ракет размещаются в упоминаемом выше унифицированном контейнере 9Я95, что позволяет значительно ускорить перезарядку. Размеры герметизированного контейнера – 7512х1130х996мм, масса снаряжённого – 6,2 тонны, пустого – 1,42 тонны. Облегчённый «Смерч» на камазовском шасси позволяет эффективнее бороться с контрбатарейными системами противника и распределять РСЗО равномернее по фронту. Компактную машину гораздо проще замаскировать, а на марше четырехосный КамАЗ с тентом легко спутать с техникой инженерных войск. У машины высокая степень автоматизации всех процессов, экипаж 2 человека, а полный пакет ракет уходит к цели не более чем за 20 секунд. К сожалению, РСЗО пермских «Мотовилихинских заводов» на тот момент никого не заинтересовали, и машина осталась опытной.
Ранние РСЗО на базе КамАЗа. Внизу герметичный транспортно-пусковой контейнер 9Я295. Источник: издание «Реактивные системы залпового огня» С. В. Гуров
В 2009 году показали модернизированный вариант 300-мм РСЗО, получившей имя 9А54-2 «Кама». Отличия минимальны – вместо герметичного контейнера для ракет поставили открытый МЗ-196. Он несколько шире и гораздо тяжелее – в снаряжённом состоянии 7,3 тонны, пустого – 2,5 тонны. По эксплуатационным характеристикам негерметичный контейнер не отличается от предшественника. Он аналогично гарантирует сохранность ракет в диапазоне температур от -40 до +50 градусов Цельсия, влажности до 98 % и скорости ветра до 20 м/с. РСЗО «Кама» показали впервые в Нижнем Тагиле на выставке REA-2009 в комплекте с транспортно-заряжающей машиной.
Транспортно-заряжающая машина для «Камы». Источник: издание «Реактивные системы залпового огня» С. В. Гуров
Поздний вариант РСЗО 9А52-4 «Кама» с негерметичными пакетами направляющих. Источник: wikipedia.org
РСЗО на базе КамАЗа могут использовать весь спектр доступных 300-мм ракет, а это значит, что дальнобойность может достигать 90 км. Некоторые перспективные боеприпасы с двухрежимными двигателями могут доставать противника на удалении в 100 км и больше.
Всем хороши вышеописанные системы. И дальнобойные, и самоприцеливающиеся, и перезарядка быстрая, только вот «Камы» в войсках нет вообще, а «Ураган-1М» обнаруживается в единичных экземплярах.
Автор: Евгений Федоров
Источник: https://topwar.ru/