Королевские силы морской пехоты заказывают разработку роботизированной дистанционно управляемой подводной техники

Войны будущего подразумевают ведение боевых действий с использованием передовой роботизированной и полностью дистанционно управляемой техники и оружия с минимальным привлечением личного состава. Именно в свете данной концепции Министерство обороны Великобритании недавно опубликовало предварительное уведомление о закупке уникального типа судна для помощи коммандос Королевской морской пехоты. В документе оно описывается как «беспилотное надводное и подводное судно» (USSV). Согласно уведомлению, судно должно быть многоцелевым, иметь низкую сигнатуру и большую автономность. Ниже приводится отрывок из данного уведомления с сайта Вidstats. 701579481 – Беспилотное надводное и подводное судно (USSV). Читаем предварительное уведомление Министерства обороны: Источник: Поиск контрактов. Тип: Фьючерсный контракт. Длительность: не указано. Ценность: не указано. Сектор: ЗАЩИТА.

Концепции

  • королевские силы морской пехоты
  • судно
  • поверхность
  • подводное судно
  • военно-морская ударная сеть
  • полицейское и оборонное снаряжение

Описание

Королевские силы морской пехоты требуют разработки многофункционального, малозаметного, долговечного беспилотного надводного и подводного судна (USSV). Это позволит обеспечить скрытые возможности, как на поверхности воды, так и под водой. Судно должно иметь низкую визуальную сигнатуру, когда находится на поверхности, и быть полностью автономным при интеграции в военно-морскую ударную сеть. Оно должно быть очень гибким, способным выполнять несколько типов задач, включая развертывание датчиков и исполнительных механизмов, а также иметь возможности для нанесения ударов, как с поверхности воды, так и под водой. Обследование операционного района этим судном поможет Королевским морским десантникам в проведении будущих операций.

Корабль должен быть способен выдерживать длительные миссии на выносливость с возможностью пребывания в режиме «ожидания», сможет самостоятельно разворачиваться на высокой скорости, иметь увеличенную дальность хода и демонстрировать высокую маневренность.

При этом платформу будет легко поддерживать, ремонтировать и обновлять. Она должна иметь полную функциональную совместимость с оборудованием для спуска на воду и подбора с воды в текущих/будущих перевозках. Ее также можно будет транспортировать в 40-футовом контейнере ISO.

Дизайн платформы должен продемонстрировать определенную степень зрелости за счет использования проверенных и продемонстрированных технологий.

Концептуальная иллюстрация подводного корабля размером с грузовой контейнер

Таким образом, основная концепция автономного судна должна иметь характеристики подводной лодки без экипажа, которая может работать на поверхности в течение длительного периода времени, а также под водой.

Подобные концепции, но с пилотируемыми аппаратами, можно отыскать в миссиях сил специальных операций. Но акцент на беспилотные операции отличает ее от широко используемых пилотируемых вариантов. Документ затрагивает возможные задачи, но в качестве примеров перечисляет развертывание датчиков и возможности нанесения ударов, как с поверхности воды, так и под водой. То есть транспортер планируют вооружать минами, крылатыми ракетами или торпедами разного назначения.

Варианты вооружения будущего беспилотного подводного судна: транспортные контейнеры с минами, торпедами и ракетами

Разрабатываемая система является частью так называемой морской ударной сети.

Основой данной сети является сочетание ударов разных типов беспилотных судов, таких как беспилотные надводные суда (USV) и беспилотные подводные транспортные средства (UUV).

Теперь к ним присоединится гибрид USSV.

Этот тип судов также по своей сути подходит для решения таких задач как ISR (разведка, наблюдение и разведка). Также они могут перевозить различные грузы. Последнее может быть особенно актуальным, если подразделение морской пехоты окажется на удаленных передовых базах или если окружающая среда будет слишком опасна для пополнения запасов с воздуха или по водной поверхности моря.

USSV будут нести более крупные суда, которые могут запускать и принимать обратно данную систему, согласно представленному плану. Это могут быть специализированные боевые корабли-амфибии или почти любое транспортное судно, способное перевезти лодку. Однако USSV должен быть компактным. В документе описывается, что он должен быть достаточно мал, чтобы поместиться в стандартный 40-футовый транспортный контейнер. То есть длина аппарата не должна превышать 10 м. Такое требование делает систему особенно полезной для прямого развертывания, но ограничивает размер полезной нагрузки.

Как отметило командование ВМС, USSV является частью более широкой реформы Королевской морской пехоты. 23 марта этого года британское правительство объявило, что Королевская морская пехота будет преобразована в Future Commando Force (FCF). Это переход от традиционной роли десантной пехоты к подразделению коммандос, способному выполнять специальные операции. И хотя в настоящее время основная часть сил находится в боевой готовности в Великобритании, в будущем они будут в основном развернуты на передовых позициях. USSV может играть одну из ключевых ролей в этой новой и более гибкой структуре сил.

На данном этапе Великобритания находится в необычном положении для выбора решения технических задач проекта. Есть несколько специализированных судостроителей, которые уже построили подводные лодки для специальных операций. И они, как правило, уже изучают автономные возможности. К ним относятся такие компании как JFD, Ortega и Marine Specialized Technology Group (MST).

Так, JFD предлагает на рынок подводные лодки типа Seal Carrier.

Carrier Seal – это средство транспортировки, рассчитанное на 8 боевых пловцов и предназначенное для скрытой доставки и эвакуации боевых водолазных подразделений. Платформа работает в трех режимах: нахождение на поверхности воды, полупогружное и затопленное.

Транспортные средства Carrier Seal проходят по поверхности воды со скоростью до 30 узлов, а затем переключаются на подводный режим для скрытого захода в район проведения операции на скорости 4 узла.

Три режима работы Carrier Seal

Примеры использования для Carrier Seal включают:

  • Доставка боевой группы из 6 человек.
  • Хост-платформа для автономных подводных аппаратов.
  • Дистанционно управляемая оружейная платформа.
  • Патрульное судно гавани.
  • Корабль быстрого реагирования на пиратство.
  • Противоминные операции.

Встроенная дыхательная система аппарата дает дополнительную безопасность подводным пловцам и позволяет увеличить дальность действия под водой.

На борту судна имеется несколько средств для быстрого крепления различных систем вооружения, которые превращают корабль в настоящую боевую единицу.

Бортовые датчики и навигационные системы обеспечивают безопасный переход и точное позиционирование платформы днем и ночью, над или под поверхностью воды, независимо от скорости транспортного средства или условий окружающей среды.

В дополнение к водолазам и их личному снаряжению Carrier Seal вмещает дополнительное оборудование для проведения операций, такое как сенсорное и радиооборудование, боеприпасы и взрывчатые вещества, аварийно-спасательное оборудование и принадлежности. Для операций, требующих увеличения дальности действия, судно может нести дополнительное топливо, хранящееся в отдельном топливном баке или дополнительные аккумуляторные батареи.

Основные ТТХ аппарата Carrier Seal

Концепция работы Carrier Seal. Аппарат работает в трех различных режимах, предлагая идеальный баланс между дальностью плавания, выносливостью и гибкостью миссии. Фото с сайта jfdglobal.com

Две силовые установки Carrier Seal спроектированы для обеспечения оптимальной производительности, независимо от того, движется ли он по поверхности воды или бесшумно при полном погружении.

Поверхностный режим

В этом режиме Carrier Seal приводится в движение дизельным двигателем с водяным охлаждением и водометом Rolls Royce. Вместе они обеспечивают отличную маневренность. Форсунка водяной струи управляется автономно и не зависит от других гидравлических систем на борту.

Дизельное топливо находится в специальном мягком топливном баке объемом 360 литров, расположенном перед моторным отсеком. Также предусмотрена возможность для установки второго дополнительного топливного бака, чтобы обеспечить Carrier Seal дальность действия до 300 морских миль.

Carrier Seal – вид изнутри

Полупогружной режим

Чтобы уменьшить видимую, акустическую и радиолокационную сигнатуру Carrier Seal, транспортное средство можно эксплуатировать в полупогруженном режиме.

В этом режиме дизельный двигатель и водомет остаются предпочтительной двигательной установкой и могут развивать спринтерскую скорость до шести узлов. Типичная крейсерская скорость транспортного средства в этом режиме – четыре узла.

При необходимости можно использовать электрическую силовую установку, которая обычно предназначена для использования в подводном режиме.

Забор воздуха осуществляется через трубку с гидравлическим приводом. Навигатор может поднять трубку на высоту до метра, чтобы избежать попадания воды. Датчики внутри шноркеля герметизируют капсулу двигателя и предотвращают запуск дизельного двигателя, если в системе впуска воздуха обнаруживается присутствие воды. Когда трубка не используется и находится в режиме «на поверхности», она устанавливается заподлицо с надстройкой.

Подводный режим

Силовая установка транспортера заключена в корпус из нержавеющей стали, в котором поддерживается постоянное давление. Это позволяет Carrier Seal плавно переходить в режим погружения под воду.

При работе в надводном и полупогружном режимах дизельный двигатель и бортовой генератор заряжают литий-полимерные батареи.

В подводном режиме эти батареи обеспечивают питание двух электрических подруливающих устройств, установленных на транце транспортного средства. Эта силовая установка обеспечивает Carrier Seal дальность действия под водой до 15 морских миль при скорости до пяти узлов. Типичная крейсерская скорость в подводном режиме составляет три узла.

При необходимости могут быть установлены дополнительные аккумуляторные батареи, чтобы увеличить дальность действия и срок службы в полностью погруженном состоянии.

Компания JFD также владеет голландской компанией Ortega, которая предлагает собственный ассортимент подводных лодок.

Данное приобретение Ortega позволит JFD и дальше расширять ассортимент передовых транспортных средств для доставки пловцов (SDV) и разрабатывать новые транспортные средства и возможности для удовлетворения растущего рыночного спроса на специализированные малые и средние суда.

JFD через свою дочернюю компанию JFD Ortega BV сохранит офис и производственные мощности Ortega, а также всю ее команду дизайнеров и инженеров на своей производственной базе в Энсхеде (Нидерланды).

SDV Модель Mk.1С от компании Ortega. Кадр из видеофильма

JFD также добавит к своему существующему потенциалу для производства SDV мощности, базирующиеся в Ваксхольме (Швеция), и расширит свое предложение, включив в него новые конструкции транспортных средств, которые позволят операторам спецназа безопасно выполнять скрытые сложные задачи. Джованни Корбетта, управляющий директор JFD, сказал:

«Размещение операторов спецназа в их поле деятельности всегда сопряжено с проблемами, но когда дело доходит до секретных операций в открытом море, безопасная доставка и эвакуация из района операции приобретают еще больший уровень сложности и важности. Водолазы могут легко уставать и истощаться при длительном пребывании на открытой воде, особенно там, где необходимо держать подводные и надводные суда как можно дальше от района операций, чтобы избежать обнаружения. Это часто требует от дайверов плавания на большие расстояния, если нет возможности SDV, подходящей для их миссии.
SDV JFD в первую очередь существуют для облегчения безопасного ввода и вывода сил и оборудования специальных операций. Они были разработаны с учетом потребностей сегодняшних операций, что позволяет нам предлагать военно-морским силам широкий спектр транспортных средств для различных типов миссий и методов развертывания.

Благодаря нашему приобретению Ortega Submersibles, мы сможем расширить наше предложение SDV, особенно для полностью электрических лодок малого и среднего размера, чтобы у спецназовцев были средства для безопасного входа и выхода из любой операции и в соответствии с любыми требованиями миссии. Партнерство усилит синергию между двумя компаниями».

Усовершенствованный ассортимент SDV JFD специально разработан для облегчения безопасной доставки и возвращения спецназа и его оборудования судами различных типов, предоставляя военно-морским силам возможность безопасно доставлять боевых пловцов к предполагаемой «точке ввода» на высоком уровне готовности.

Во всех JFD SDV операторы защищены от набегающего потока воды, что позволяет им сохранять тепло тела от воздействия температуры холодной воды. Это сводит к минимуму физические действия в процессе доставки или возвращения бойцов и гарантирует, что они будут уставать намного меньше.

Разработка, тестирование и испытания существующей линейки SDV JFD проводились на Стокгольмском архипелаге, в Балтийском море, в гавани Портленда и в водах у западного побережья Шотландии. Полностью адаптированные к требованиям клиентов, транспортеры сочетают в себе приверженность Швеции к дизайну, ориентированному на безопасность, и судостроительное наследие. Все это подкреплено уникальным производственным опытом с участием подводных пловцов на всех этапах этого процесса. Расширение предприятия за счет приобретения производственных мощностей и команды в Энсхеде позволит JFD продолжить развитие этого наследия.

JFD предоставляет продвинутые SDV ряду известных военно-морских сил. Как признанный поставщик возможностей и работающий по всему миру, JFD имеет в своем портфеле широкий спектр продуктов, услуг и решений по послепродажному обслуживанию для оборонной промышленности, включая спецназ, правоохранительные органы, борьбу с терроризмом, морскую защиту и противоминные меры.

Так, модель Mk.1D, которая отличается от предыдущей модели Mk.1С увеличенным грузовым пространством, 4 сиденьями и модульной конструкцией, лучше соответствует потребностям военных операций, сохраняя при этом скорость и дальность действия на приемлемом уровне.

Транспортное средство для доставки пловцов модель Mk.1D. Фото и листок из буклета от компании Ortega

Второй претендент на будущий беспилотный аппарат – компания Marine Specialized Technology Group (MST) из Ливерпуля. Компания создает давно зарекомендовавшее себя семейство подводных лодок SubSkimmer.

По данным сайта компании MST, Special Products предлагает модульные системы, которые могут превратить любое судно MST в беспилотный или автономный наземный (надводный) транспорт.

Беспилотные надводные и подводные суда имеют широкий спектр военного и коммерческого применения, включая разведывательные, противоминные, противолодочные, патрульные и наблюдательные.

На сегодняшний день лодки семейства SubSkimmer, возможно, являются одними из самых инновационных подводных кораблей, когда-либо созданных для проникновения в чужие воды. Они сочетают в себе характеристики жестко-надувной лодки (RIB) с подводным скутером и больше воспринимаются как подводная лодка, а не как типичное средство доставки боевых пловцов.

SSK-680

Одна из последних разработок MST, принятая на вооружение в начале 2000-х годов. Погружаемый аппарат длиной 6,2 м относится к судам 4-го поколения и также специально разработан для сил специальных операций, когда важна незаметная транспортировка. Он отличается гораздо более гидродинамической формой корпуса, который выполнен из стеклопластика с подводной силовой установкой. Этот транспортер хорошо оборудован для доставки персонала и материалов к интересующей цели.

Погружаемый аппарат SSK-680. Общий вид и чертеж

SSK-1100

Корабль последнего поколения, разработанный MST, значительно более мощный, чем предыдущие версии. В настоящее время все еще на стадии прототипа. Но с большой долей вероятности именно он может стать платформой для будущего беспилотного судна.

Новые участники, такие как SubSea Craft и Defense Submersibles International, также предлагают подводные лодки собственной конструкции.

Например, компания SubSea Craft как платформу для будущего беспилотного аппарата предлагает свою последнюю разработку Diver Delivery Unit класса VICTA.

«Во-первых, она сочетает в себе многие характеристики быстрого надводного корабля с характеристиками специального подводного аппарата; во-вторых, VICTA способна быстро переходить с поверхности воды под воду; и наконец, и этот переход, и ее характеристики обеспечиваются очень сложной системой электронного управления. Кроме того, она очень универсальна – ее можно развернуть со множества платформ, от дорожного прицепа до тяжелого вертолета или грузового самолета. И все это без использования дорогостоящих стратегических платформ. VICTA также является цифровой платформой, предлагающей возможность использовать данные из бесчисленных систем и датчиков как внутри корабля, так и находящихся с наружи со множеством преимуществ», – отметил в интервью на сайте Naval News главный коммерческий директор SubSea Craft Тим Чикен.

На данный момент судно типа VICTA способно развивать скорость более 30 узлов, имеет дальность действия 250 морских миль, а переход между надводным и подводным режимами занимает по времени меньше 2 минут. На борту носителя может разместиться восемь операторов военно-морских сил специального назначения и их оборудование. В дальнейшем отсек боевых пловцов можно использовать для размещения оборудования беспилотного управления, дополнительных запасов топлива, вооружения, разведывательной или иной аппаратуры.

Следует заметить, что указанная концепция также применима не только к подразделениям морской пехоты и флота Великобритании, но и к ВМС по всему миру. При этом морские силы некоторых стран в данном направлении опережают разработки англичан.

Так, компании Boeing и Lockheed Martin по заказу ВМС США с 2019 года ведут работы по аналогичному беспилотному аппарату. Boeing разрабатывает сверхбольшой подводный аппарат Orca, который будет способен нести крылатые ракеты, торпеды, мины. Аппараты данного типа будут способны выполнять задачи по разведке и наблюдению, а также противоминные мероприятия.

Общий вид USN Orca от Boeing

В настоящее время ВМС США использует гибридное судно Proteus, которое может работать как обычный SDV (транспорт доставки пловцов) с пилотом и штурманом, либо как беспилотный подводный аппарат большого водоизмещения (LDUUV). Фактически, он может работать в обоих режимах в рамках одной и той же задачи, обеспечивая беспрецедентную эксплуатационную гибкость.

Сочетание большого внутреннего объема, расширенной навигации и высокой надежности также означает, что его можно использовать в качестве подводного грузовика, скрытно доставляя посылки (включая пассажиров, оборудование или боеприпасы) группам, работающим в полевых условиях или в местах с высокой степенью риска. Наряду с ролями SDV Proteus также предлагается для различных целей противоминной защиты. Именно эта автономная способность отличает его от остальных, по крайней мере, на данный момент.

Транспорт доставки боевых пловцов Proteus

В российском ВМФ аналогичным судном является автономный подводный аппарат (АПА) «Клавесин».

Работы над ним были начаты в 2015 году в ЦКБ «Рубин». По словам генерального директора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита,

«Клавесин – это устройство двойного назначения, которое можно использовать для разведки в интересах ВМФ или для проведения научных исследований морского дна на больших глубинах».

Технические характеристики АПА «Клавесин»: длина – 6,5 м, диаметр – 1 м, вес на суше – около 3 700 кг, дальность хода – 27 миль, рабочая глубина – 2 000 м.

Автономный подводный аппарат «Клавесин – 2Р – ПМ» во время испытаний

Таким образом, заглядывая в будущее, морская пехота и ВМС Великобритании активно проводят работы по развитию «автономных систем» и пытаются расширить роль беспилотных аппаратов, объединив их с другими платформами и системами в будущих операциях по противоминной войне и в операциях, связанных с высоким риском для личного состава.

Данные аппараты могут так же предоставлять важную информацию для защиты военно-морских баз или сил флота в походе. При этом беспилотные системы во всех областях эксплуатации становятся основой для построения объединенной архитектуры разведки, наблюдения и разведки (ISR).

Данные, полученные из этой архитектуры, являются ключевыми элементами концепции об «устойчивом и всеобъемлющем господстве знаний в прибрежном боевом пространстве и за его пределами».

Автор: Фещук Михаил
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!