Россия строит несколько универсальных патрульных кораблей пр. 23550 “Арктика” и “Ермак”: подробности проекта

На фото: Проектный облик корабля пр. 23550 “Арктика”. По заказу военно-морского флота и береговой охраны пограничной службы сейчас ведется строительство нескольких новых универсальных патрульных кораблей пр. 23550 «Арктика» или «Ермак». С их помощью в обозримом будущем будет усилена оборона на арктическом направлении. За счет ряда интересных и оригинальных решений патрульные корабли нового типа смогут решать широкий круг боевых и гуманитарных задач, что определяет их ценность для флота. Перспективный проект патрульного корабля с шифром «Арктика» был разработан в ЦМКБ «Алмаз» к середине прошлого десятилетия. Первый контракт на строительство был подписан в мае 2016 г. По его условиям, завод «Адмиралтейские верфи» должен был к 2020 г. построить и сдать два корабля в комплектации для ВМФ. В 2019 г. сообщили о планах по строительству еще двух кораблей для БОХР. Соответствующий заказ выдали Выборгскому судостроительному заводу. Эти корабли будут выполнены по измененному проекту с прежним номером и названием «Ермак».

Преимущества универсальности: потенциал патрульных кораблей проекта 23550 «Арктика» / «Ермак»

Головной корабль пр. 23550 предназначался для ВМФ и получил имя «Иван Папанин». Его заложили на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2017 г. В октябре 2019-го его спустили на воду и перевели к достроечной стенке. Согласно сообщениям последних месяцев, достройка на плаву завершается, а также проводится подготовка к швартовным испытаниям. Корабль передадут заказчику не позднее 2023-24 гг.

Второй корабль для флота, «Николай Зубов», начали строить в ноябре 2019 г., и пока он остается на стапеле. Спуск на воду запланирован на 2023-24 гг., а передача ВМФ – на 2025 г. В июле 2020 г. в Выборге состоялась закладка первого «Ермака» для БОХР, получившего имя «Пурга». Его спустят на воду в 2023 г., а сдача намечена на 2024-й. Второй корабль береговой охраны пока существует только в планах, но его заложат в ближайшее время.

Корабль как платформа

Корабль «Арктика» / «Ермак» предназначается для работы в северных морях и должен выполнять разные задачи, что определило его технический облик. Фактически речь идет о корабле-платформе с возможностью установки разнообразного оснащения и вооружения, состав которого определяется заказчиком в соответствии с его целями.

Пр. 23550 предусматривает строительство корабля наибольшей длины 114,5 м и наибольшей ширины 19,5 м с осадкой до 6,5 м. Полное водоизмещение достигает 8500 т. Корпус корабля имеет характерные ледокольные обводы и соответствует ледовому классу Arc7. За счет этого максимальная толщина преодолеваемого льда достигает 1,7 м. Непрерывным ходом – до 1 м.

Конструкция корпуса и надстройки предусматривает получение максимально возможных внутренних объемов и закрытое размещение наибольшего числа устройств. За счет этого обеспечивается защита экипажа от холода и ветра. Максимум операций можно проводить, не выходя наружу. Надстройка выполнена многоярусной и имеет сложную конфигурацию. В ней имеются объемы для размещения различных средств, а на корме расположена вертолетная площадка с ангаром.

Спуск на воду “Ивана Папанина”, 25 октября 2019 г.

Пр. 23550 использует т.н. единую электроэнергетическую систему (ЕЭЭС) с полным электродвижением. Основу ЕЭЭС составляют четыре дизель-генератора мощностью по 3,5 МВт. Такая система должна обеспечивать полноценное энергоснабжение гребных электромоторов и общекорабельных систем на всех режимах работы. Кроме того, создается запас для питания дополнительно установленных средств.

За движение отвечают два гребных электромотора мощностью по 6,3 МВт. В носовой части корабля помещено подруливающее устройство. Максимальная скорость на чистой воде достигает 18 узлов. Дальность плавания, в зависимости от модификации, не менее 10 тыс. миль.

«Арктика» и «Ермак» могут нести различную полезную нагрузку и/или вооружение. Моторные лодки и катера различных типов предлагается размещать в бортовых отсеках с лацпортами, один на левом борту и два на правом. В надстройке имеется объем под один или два ангара для вертолета. Кормовая часть корабля имеет площадку для размещения дополнительной нагрузки в стандартных морских контейнерах, а также подъемный кран для самостоятельной погрузки.

Вооружение и оснащение

По известным данным, патрульные корабли «Арктика» для ВМФ в штатном порядке получат ствольное и зенитное ракетное вооружение. При необходимости они смогут нести и ракетные комплексы ударного назначения. Схожие подходы использованы и в проекте «Ермак», но такие корабли не нуждаются в ракетах.

Корабли двух проектов должны нести носовую 76-мм артустановку АК-176М, два зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд». Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей. Подобное вооружение позволит кораблям защищаться от нападения с воды или с воздуха либо наносить первый удар по различным целям.

Сообщается, что на кормовой площадке могут размещаться контейнеры ракетного комплекса «Калибр-К» – две пусковые установки с четырьмя ракетами на каждой. Также возможно использование аналогичных установок для ракет «Уран». Установка ракет резко расширяет возможности патрульного корабля и едва ли не делает его универсальной боевой единицей. При этом интеграция ударных комплексов будет быстрой и несложной. Тем не менее, по ракетному потенциалу «Арктики» будут уступать специализированным ракетным кораблям.

Корабль пр. 23550 способен перевозить, спускать на воду и поднимать на борт несколько плавсредств с достаточно широким диапазоном характеристик. На «Арктиках» и «Ермаках» планируется использовать различные катера, вплоть до скоростных «Рапторов». Катера и лодки обеспечат патрулирование и наблюдение, а также позволят высаживать десант и проводить абордажи.

Корабли для ВМФ и БОХР будут нести авиационную технику. В первую очередь, это вертолеты семейств Ка-27 и Ка-226 с необходимым оснащением. Также предполагается применение беспилотных летательных аппаратов. Корабли типа «Арктика» получают ангар на один вертолет, а «Ермаки», за счет иного состава бортового оснащения, смогут перевозить два. Вертолеты могут осуществлять наблюдение за акваториями, участвовать в перехвате нарушителей, а также выполнять другую работу.

Новые возможности

Таким образом, за счет особой конструкции и модульного подхода к оснащению и вооружению перспективные патрульные корабли пр. 23550 смогут участвовать в самых разных операциях и мероприятиях. Усиленный корпус позволит им работать на чистой воде и во льдах – самостоятельно или в составе корабельного отряда, в т.ч. в качестве ледокола. Это резко расширяет возможные районы работы и выполнения необходимых работ.

Предлагаемый набор радиоэлектронного и штатного артиллерийского вооружения, а также дополнительной техники обеспечит полноценное и эффективное выполнение всех задач, характерных для патрульных кораблей. Большое значение имеет наличие объемов и площадок для размещения дополнительных средств. В таком случае «Арктика» или «Ермак» может быть носителем ударного ракетного вооружения, спасательным судном, плавучим госпиталем и т.д. Подобный потенциал кораблей ограничен только потребностями заказчика и возможностью создания модулей с нужными функциями.

Закладка корабля “Николай Зубов”,28 ноября 2019 г.

Модульный подход позволяет унифицировать корабли для флота и береговой охраны с получением очевидных преимуществ производственного и эксплуатационного характера. Появляется возможность полностью удовлетворить потребности двух разных структур без разработки двух самостоятельных проектов. Кроме того, упрощается и ускоряется строительство, в т.ч. силами нескольких предприятий.

Один за всех

Наблюдаемые процессы на международной арене заставляют нашу страну восстанавливать и заново строить оборону на арктическом направлении. Особую роль в такой обороне получают военно-морской флот и береговая охрана – но им требуются корабли разных классов, приспособленные к работе в суровом полярном климате.

С этой целью разработан и доведен до строительства проект универсального патрульного корабля «Арктика» / «Ермак». В штатной комплектации такой корабль способен выполнять патрулирование или работать ледоколом, а сменные дополнительные модули расширяют круг решаемых задач. Таким образом, один корабль нового типа может заменять специализированные вымпелы разных классов, пусть даже и не одновременно.

Новые универсальные корабли не просто усилят оборону Арктики и упростят проведение различных мероприятий. Последовательно выполняя разные функции, они частично заменят целый вспомогательный флот – и ускорят достижение необходимой обороноспособности на северном направлении. Даже четыре запланированных корабля дадут заметный эффект такого рода, а продолжение строительства приведет к новым очевидным преимуществам.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!