БПЛА для Су-57 – российский ответ современным угрозам: первые подробности

Несмотря на все проблемы, Россия смогла сделать серьезный шаг вперёд в вопросе разработки новых беспилотных летательных аппаратов: как разведчиков, так и ударных БПЛА. Главным подтверждением этому можно назвать приведённые в феврале этого года кадры испытания на территории Сирии нового аппарата «Орион». Если верить показанным данным (а не верить у нас оснований нет), аппарат совершил по меньшей мере семнадцать боевых вылетов. Это не считая разведку и миссий другого характера. Более «серьёзный» аппарат, который в теории может сделать Россию одним из лидеров в этой области, сейчас испытывают. Речь, конечно, про тяжёлый ударный БПЛА «Охотник»: малозаметный дрон, взлетная масса которого, по некоторым данным, может достигать 25 тонн, а масса боевой нагрузки будет составлять несколько тонн или даже больше. Однако и это ещё не всё. Судя по всему, в России активно прорабатывают то, что известно на Западе как «беспилотный ведомый». Под этим подразумевают относительно небольшой (на фоне пилотируемых истребителей пятого поколения и истребителей поколения 4+) аппарат, который будет лететь рядом с истребителем, проводить разведку, отвлекать огонь на себя и даже, возможно, использоваться для нанесения ударов по наземным объектам.

Концепция может стать как революцией в сфере применения боевой авиации, так и очередным сверхдорогим провалом. Как бы там ни было, на Западе не теряют к ней интерес. Скорее, наоборот. Недавно новейший ведомый беспилотный летательный аппарат XQ-58A Valkyrie впервые открыл в полете оружейный отсек, сбросив малый разведывательный БПЛА Altius-600. На первый взгляд такая многоуровневая система кажется сложной, но потерять маленький дрон менее «обидно», чем более дорогой Valkyrie.

«Гром» и «Молния»

Ещё меньше военных радует перспектива потери пилотируемого истребителя пятого поколения, цена которого может находиться в районе 100 миллионов долларов за единицу.

Российские инициативы в этом отношении выглядят куда менее определённо, чем на Западе. Впрочем, идея «привязать» к Су-57 БПЛА существует уже много лет, о чём красноречиво свидетельствует видео 2019 года, где можно наблюдать совместный полет Су-57 и БПЛА «Охотник».

Пресс-служба Минобороны заявила тогда:

«Во время полета было отработано взаимодействие между БЛА «Охотник» и самолетом — лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО.»

Однако это далеко не самая оригинальная идея. Как заявил в апреле источник в авиастроении, самолет хотят научить носить БПЛА внутри, запуская их из внутренних отсеков.

«Один истребитель Су-57 сможет нести во внутрифюзеляжном отсеке более десятка беспилотников разведывательного и ударного назначения, а также радиоэлектронной борьбы.»

— отметил собеседник агентства.

Помимо внутренних отсеков самолет сможет брать БПЛА на внешние держатели.

Приведённая источником формулировка выглядит несколько размытой. Как известно, Су-57 имеет два боковых грузовых отсека и два основных. Боковые относительно небольшие, они позволяют разместить там ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности. Скорее всего, под словом «отсек» имелись в виду два основных отсека (либо все четыре), в каждом из которых, по некоторым данным, можно разместить две ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности типа РВВ-АЕ.

Если верить тому, что пишут в СМИ, создание бортового оборудования и специального программного обеспечения, которое позволит реализовать задумку, уже ведётся. К настоящему времени создан стенд, где взаимодействия БПЛА с Су-57 будут отрабатывать в наземных условиях.

Важно отметить, что беспилотные аппараты получат возможность взаимодействия друг с другом, а помимо этого они будут поддерживать связь с самолетом-носителем.

Эта информация примечательна в свете более ранней новости, также озвученной источником в ОПК. Согласно ей, перспективный ударный БПЛА «‎Гром»‎ получит возможность для управления ударными беспилотными аппаратами «Молния», однако их носителями будет выступать не он, а другой летательный аппарат.

«Беспилотный летательный аппарат «Гром», разработанный компанией «Кронштадт», помимо собственных ударных возможностей будет наделён способностью руководства роем из 10 ударных беспилотников «Молния», запускаемых с другого авиационного носителя.»

— привело ТАСС заявление источника в марте.

Небольшие БПЛА «Молния» должны лететь впереди самолетов, выступая в числе прочего в качестве «приманок». БПЛА построен по нормальной схеме, он имеет раскладываемое в полете крыло и V-образное оперение. Длина внешне похожего на ракету беспилотного аппарата будет составлять полтора метра (для сравнения: длина ракеты РВВ-АЕ — 3,6 метров). Его скорость будет в районе 600-700 километров в час, а масса боевой части — около пяти-семи килограммов. Проще говоря, габариты «Молнии» позволяют без труда разместить БПЛА внутри истребителя пятого поколения.

Примечательно, что и сам «Гром» видят полноценным ударным комплексом, способным применять широкую гамму вооружений. При взлетной массе в районе семи тонн аппарат сможет доставлять полезную нагрузку массой 1,3 тонны на дальность 800 километров. По данным «Тактического ракетного вооружения», его вооружат ракетами класса «воздух-поверхность», новой авиационной управляемой ракетой «изделие 85», а также управляемыми бомбами КАБ-250 и КАБ-500.

В этой связи интересна ещё одна информация. В прошлом году РИА Новости со ссылкой на осведомлённый источник сообщило, что сам Су-57 начал отрабатывать беспилотный режим. Правда, полеты проводили с летчиком в кабине. Но даже если бы он и отсутствовал, как показывает практика, сам по себе пилотируемый истребитель — не лучшая база для БПЛА. В этом случае многие изначально созданные системы и подсистемы оказываются «ненужными», а вот получится ли на практике реализовать боевой потенциал комплекса — большой вопрос.

По стопам Запада

При всей кажущейся революционности связка Су-57 с БПЛА — это попытка проанализировать опыт Запада, который ушёл очень и очень далеко. Насколько этот подход верен — другой вопрос. Пока «беспилотный ведомый» не покажет себя в бою и не докажет свою (пусть и условную) экономическую целесообразность, делать далеко идущие выводы рано.

Очевидно, сосуществование пилотируемых и беспилотных боевых машин в том или ином виде будет сохраняться ещё долгие годы, если не десятилетия, несмотря на стремительный рост развития БПЛА. Сможет ли в будущем беспилотник полностью вытеснить управляемую летчиком машину — другой вопрос. Пока что развитие БПЛА идёт по стопам развития боевой авиации как таковой. Когда сначала аэропланы применялись для разведки, а потом они стали полноценным оружием.

С другой стороны, лет 15 назад на Западе всерьёз допускали, что F-35 станет последним пилотируемым истребителем. Как видим, этот прогноз оказался не верен.

Автор: Илья Легат
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!