Российские ученые научились создавать квазичастицы для быстрой записи и обработки оптического сигнала

Картинки по запросу квазичастица экситонРоссийские физики совместно с европейскими коллегами научились, меняя параметры света, создавать квазичастицы – экситоны, управлять ими и записывать с их помощью информацию при комнатной температуре. Эти частицы являются переходной формой между фотонами и электронами, поэтому ученые считают, что они помогут создавать компактные оптоэлектронные устройства для быстрой записи и обработки оптического сигнала. Предложенный метод основан на использовании особого класса материалов, называемых металл-органическими каркасами. Исследование опубликовано в журнале Advanced Materials.

Картинки по запросу van der Waals structures optical nonlinearity exiton

Чтобы упростить описание сложных эффектов в квантовой механике, ученые вводят понятие квазичастиц. Одна из них, называемая экситоном, представляет собой пару «электрон – дырка» и является посредником при переносе энергии между фотоном и электроном. По мнению научного сообщества, такое посредничество квазичастиц поможет совместить оптику с электроникой и создать принципиально новый класс техники, более энергоэффективной и компактной. Однако пока образцы устройств на экситонах либо работают только при низких температурах, либо сложны в изготовлении, что затрудняет их массовое внедрение.

В новой работе ученые из Университета ИТМО в Санкт-Петербурге, Лейпцигского университета в Германии и Технического университета Эйндховена в Нидерландах смогли, меняя параметры света, не только сгенерировать экситоны при комнатной температуре, но и управлять ими. При этом авторам удалось контролировать квазичастицы со сверхвысокой чувствительностью, порядка сотен фемтосекунд (10?13 с), а также записать с их помощью информацию. Это стало возможным благодаря использованию особого класса материалов, называемых металл-органическими каркасами.

t Схема воздействия света с разной длиной волны на кристалл МОК – красным и синим показано возбуждение разных видов экситонов (слева). Микрофотография кристаллов (справа)

Металл-органический каркас (МОК), синтезированный в Университете ИТМО, имеет слоистую структуру. Между слоями существует физическое притяжение, называемое Ван-дер-Ваальсовым. Чтобы пластинки не сближались произвольно, ученые заполнили межслоевое пространство органической жидкостью, которая обеспечивает трехмерность каркаса.

Исследователи научились по отдельности возбуждать в таком кристалле два вида экситонов: внутрислойные и межслойные. Первые образуются, когда поглощенный кристаллом фотон становится электрон-дырочной парой в пределах одного слоя, а вторые – когда электрон и дырка принадлежат соседним слоям. Спустя время и те, и другие квазичастицы распадаются, вновь излучая энергию в виде фотона. Но пока экситоны существуют, они могут перемещаться по кристаллу.

Время жизни внутрислойных экситонов относительно мало, но их высокая плотность и подвижность позволяют использовать эти квазичастицы для генерации света, например, в светодиодах и лазерах. Межслоевые экситоны более живучи, но малоподвижны, поэтому ученые предлагают применять их для записи информации на кристалле. Для обработки оптического сигнала, по мнению физиков, пригодны оба типа экситонов.

Картинки по запросу Quasiparticle exciton

Новаторский подход к записи информации состоит в том, чтобы, меняя расстояние между слоями, «включать» и «выключать» межслойные экситоны.«С помощью лазера мы локально подогревали кристалл. В месте облучения слои слипались, и свечение экситонов исчезало, тогда как весь остальной кристалл продолжал люминесцировать. Это могло означать, что мы записали 1 бит информации, причем запись, а именно темное пятно, хранилась много дней. Чтобы стереть данные, достаточно опустить МОК в ту же органическую жидкость, которая поддерживает слои. Сам кристалл при этом не пострадает, а записанная информация (темное пятно) исчезнет»,- комментирует Валентин Миличко, первый автор статьи, доцент кафедры нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО.

Авторы полагают, что в будущем новый материал поможет привести обработку оптического сигнала к привычной схеме нулей и единиц: «Фактически, мы можем влиять на поведение экситонов в кристалле, меняя интенсивность света. При слабом облучении экситоны сохраняются (состояние «1»), но если мощность лазера увеличить, то концентрация квазичастиц возрастет настолько, что они могут мгновенно распасться (состояние «0»)», – говорит Валентин Миличко.

Обычно экситоны возникают в диэлектриках и полупроводниковых кристаллах, но ученым удалось создать квазичастицы и получить над ними контроль в совершенно ином классе материалов, который прежде не использовался для этого. Кристалл МОК объединяет в себе органические компоненты с неорганическими, что придает ему дополнительные свойства, недоступные материалам одной природы. Так, органическая составляющая позволяет возбуждать экситоны уже при комнатной температуре, а неорганическая обеспечивает их эффективное перемещение по кристаллу.

Картинки по запросу квазичастица экситон