На этой неделе появились сразу две новости о новой снайперской винтовке отечественного производства. Сначала гендиректор Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) Дмитрий Семизоров сообщил, что испытания винтовки прошли успешно, и она готова к принятию на вооружение ФСО. Через день глава Военно-промышленного комитета Дмитрий Рогозин «всем рекомендовал» новый снайперский комплекс, который может вскоре поставляться на экспорт, благодаря тактико-техническим характеристикам, не уступающим западным аналогам.
В обоих случаях речь идет об одной винтовке Т-5000, созданной в 2011 году частной компанией ГК «Промтехнологии» (Орсис). На протяжении пяти лет она продвигала свою новинку и пыталась получить гособоронзаказ от Минобороны РФ. Но процесс «буксовал», несмотря на активную поддержку самого Дмитрия Рогозина и даже протекцию Стивена Сигала. При этом военные признавали что армии, особенно специальным подразделениям, давно нужна снайперская винтовка высокого «дальнобойного» класса и с повышенной кучностью стрельбы.
В современных условиях снайперам уже не обойтись советскими винтовками СВД (Драгунова) и СВ-98. Подтверждением стала закупка с 2010 г. Министерством обороны для разведки ВДВ австрийских винтовок «Манлихер» SSG. Если винтовка СВ-98 показывала хороший результат при стрельбе до 800-900 м, то «Манлихер» бил до 1500 метров. Появление отечественной винтовки Т-5000 с аналогичной дальностью до 1500 м позволяло снять зависимость армии от экспорта. Но, по оценкам экспертов, российская новинка была «сыроватой» даже в 2012 году. Известно, что после полевых испытаний снайперы ГРУ передавали с пару десятков технических замечаний производителям. В течение нескольких лет «Промтехнологии» вносили конструктивные поправки, доводя изделие до максимально возможного соответствия выдвигаемым требованиям.
На сегодняшний день производством и сборкой высокоточного стрелкового оружия в России занимаются четыре компании: ГК «Промтехнологии» («Орсис»), КБИС (LOBAEV Arms), «Московская оружейная компания» и СКАТ. Две последние штучно выпускают продукцию с иностранными комплектующими. И только две первые вышли на серийный выпуск. «Промтехнологии» выполняют полный технологический цикл отечественного производства — затворные группы, изготовление стволов, спусковых механизмов, сборку лож. Но, по мнению экспертов, все российские частные компании не имеют опыта массового производства под гособоронзаказ. При отсутствии наработанных технологий масштабного производства может произойти снижение качества изделий. Это объективный фактор, связанный с конвейерным производством, в ходе которого вносится коррекция в технологический процесс для сохранения качества. К примеру, мировые лидеры из тысячи выпущенных винтовок показывают снижение качества до 2-3%.
Но поскольку производство дальнобойной винтовки процесс высокозатратный, то отечественные частные компании не могут выпускать их сотнями и тысячами, не имея покупателя. Как правило, такая продукция делается небольшими партиями под заказ. Например, охотничий аналог винтовки Т-5000 стоит 380 тыс. руб. и выше.
Создание высокоточного производства с нуля — рисковый и дорогостоящий бизнес, тем более при наличии конкурентов с мировым именем. «Промтехнологии» инвестировали в создание производства десятки миллионов долларов и в 2012 г. планировали вложить еще $57 млн в запуск своего патронного завода, но строить с нуля так и не рискнули. Из-за отсутствия патронов отечественного производства в 2013 г. МВД отказалось закупать винтовку «Орсис». Дело в том, что Т-5000 рассчитана под два калибра: 7,62×51мм для ближней дистанции до 800 м и 8,6×70 мм для средне-дальней дистанции до 1500 метров. Для выпуска второго калибра необходимо было закупить иностранную линию сборки патронов. В результате промышленный холдинг решил не тратиться на строительство, а купил Тульский и Ульяновский патронные заводы. С 2014 г. Ульяновский завод начал выпуск патронов для винтовок «Орсис» на итальянских станках Wasini.
Еще один завод «Промтехнологии» находится в Боснии и производит патроны для нашего западного «партнера» — США. Несмотря на заявления компании о полном импортозамещении, необработанные прутковые заготовки из высококачественной нержавеющей стали (тип 416R) для ствола Т-5000 закупаются в США. Сталь американского производства чуть больше легирована марганцем и кремнием, что дает материалу ствола большую вязкость. Вопрос производства решен, и теперь российские станки изготавливают стволы, снижая экспортную зависимость.
Очевидно, что за группой компаний стоят не Кулибины, а крупные инвесторы с большими связями. «Промтехнологии» создавалась на инвестиции владельца компании Ru-Com, министра открытого правительства РФ Михаила Абызова и миллионера Константина Николаева, владеющего «Н-транс». Эти факты производитель винтовок не афиширует, а в последнее время старается избегать упоминание и бренда «Орсис» при продвижении оружия для госзаказов. Так, гендиректор «ЦНИИТОЧМАШ» назвал прошедшую испытания винтовку «Точность», а Дмитрий Рогозин и вовсе ограничился общей фразой — «снайперский комплекс». По сути, речь идет о маркетинговом ходе, где литера «Т» получила расшифровку — «Точность», а комплекс — это Т-5000, оснащенный дневным, ночным и тепловизионным прицелами от компании «Дедал-НВ». В целом руководство «ЦНИИТОЧМАШ» подтверждает, что за базу взята винтовка Т-5000.
Для гражданского потребителя достаточно будет положительных отзывов от Стивена Сигала, который использовал изделие и рекламировал на выставках. Герой боевиков и человек со специальной военной подготовкой, работавший на ЦРУ (как сам о себе говорит Сигал), стал официальным лицом бренда «Орсис» в США. Под американский рынок компания разработала специальную винтовку ORSIS by Steven Seagal с прицельной дальностью 3000 м и калибром 408. Сейчас на руках гражданских потребителей более тысячи винтовок компании, десятки винтовок в данный момент тестируются военными.
Также несколько лет спецподразделения используют винтовку Т-5000 в международных соревнованиях. Именно с этим оружием в 2012 г. команда управления «А» ЦСН ФСБ победила на соревнованиях полицейских и армейских снайперов, а в мае 2016 г. служба безопасности ФСО РФ выиграла чемпионат Европы по снайпингу в Чехии.
Для военных специалистов более актуальны оценки коллег, «обкатавших» в полевых условиях новый российский продукт. Первые отзывы военных в 2011 и 2012 гг. были неоднозначными. С одной стороны, эта винтовка на порядок превосходила отечественные образцы, в первую очередь по точности и кучности. С другой стороны, была «сырой» — вероятно, винтовку отдали «в поле» прямо со станка, чтобы по ходу испытательной эксплуатации вносить поправки. Как отмечали в 2012 г. офицеры спецназа ВДВ, к качеству сборки претензий не было. Сама винтовка являлась большим шагом вперед в отечественном производстве.
Из минусов отмечено отсутствие задней пятки, которая регулирует приклад по высоте от земли при позиции лежа. Позже этот недостаток был устранен. Щека приклада регулировалась только по высоте, в отличие от западных аналогов, имеющих продольное движение. Тоже касалось и затыльника приклада. Магазин был рассчитан на 5 патронов, что для спецназа было мало. Позже появилась вариация для 5 и 10 патронов. Конструкция ложа имела не очень удобную форму для стрельбы, если она велась не лежа, а с позиций с колена, сидя или стоя. В дальнейшем винтовка получила в качестве опции к ложу монопод и тактическое цевье, позволяющие использовать изделие с разных позиций. Таким образом, новой винтовке осталось выйти в массовое производство, сохранив при этом качество. Большие объемы могут положительно сказаться и на стоимости гражданской версии Т-5000. Пока к госзакупкам удалось привлечь ФСО. МВД и Минобороны скажут свое слово позже.
/Денис Давыдов, utro.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!