Автоматизация закупочной деятельности: обзор современных решений. Часть 3

Здесь мы завершаем публикацию исследования рынка решений по автоматизации закупочной деятельности (АЗД) государственных и муниципальных заказчиков, госкорпораций, госкомпаний и компаний с государственным участием, где обсудим ключевые проблемы закупок и возможности САЗД. Следует уточнить, что в данном подразделе речь пойдет только о специфических проблемах закупочной деятельности и возможностях автоматизированных систем по минимизации этих проблем или полному их решению. Здесь не будут рассматриваться общие проблемы оптимизации бизнес-процессов в организации и неспецифические решения, применяемые для решения таких проблем. Таким образом, из рассмотрения исключаются общие вопросы реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов, вопросы внедрения и использования электронного документооборота (хотя, именно электронный документооборот и сопутствующие технологии играют существенную роль в процессах закупок), вопросы развития и управления персоналом (в том числе, повышение квалификации персонала закупочных подразделений), общие вопросы управления ИТ-проектами.

Картинки по запросу снабжение

1. Изменения в регулировании

Частые изменения в регулировании государственных и государственно-корпоративных закупок, наверное, правильнее было бы назвать не риском или проблемой, а стабильной характеристикой среды.

Из отчета Счетной палаты (июнь 2019)

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок непрерывно развивается. С 2013 года изменения и дополнения в Федеральный закон № 44-ФЗ вносились 58 раз, причем большая часть из этих поправок носила принципиальный характер. Кроме того, в развитие Федерального закона № 44-ФЗ за эти пять лет было принято более 270 нормативных правовых актов, из которых в настоящее время действуют более 130 актов.

Следует понимать, что абсолютное большинство упомянутых изменений в законах и регулярно принимаемых/изменяемых/отменяемых НПА непосредственно влияет на требования заказчиков к функциональности САЗД – возникает необходимость внесения изменений либо на уровне настроек (схемы процессов, роли исполнителей, контрольные сроки и т.п.), либо на уровне базовой программной логики.

Многочисленные контроли, выполняемые в ЕИС, также проецируются на САЗД – для выполнения требований комплаенса заказчики нуждаются в предварительной проверке всей информации и документов, загружаемых в ЕИС, в среде собственных САЗД.

2. Изменения в ЕИС

ЕИС в сфере госзакупок, обеспечивающая функционирование контрактной системы закупок в РФ, и включившая в себя функциональность, соответствующую обоим кодексам регулирования закупок (и 44-ФЗ, и 223-ФЗ), запущена в эксплуатацию одновременно с вступлением в силу Федерального закона 44-ФЗ – с начала 2014 года. ЕИС обеспечивает сопровождение всего цикла закупки от формирования планов закупок до размещения сведений об исполнении в реестре контрактов.

По данным, приведенным в отчете Счетной палаты [A.1-6], ЕИС взаимодействует более чем с 200 внешними интегрированными системами, в том числе с 8 электронными торговыми площадками, площадкой АСТ ГОЗ, государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»), автоматизированной системой Федерального казначейства (АСФК).

Выше уже было отмечено, что за 5 лет действия 44-ФЗ изменения в него вносились почти 60 раз. До настоящего времени никто из аналитиков (за исключением, возможно, только тех, кто имеет непосредственное отношение к разработке ЕИС) не задавался целью подсчитать, сколько серьезных изменений программно-технического характера было за эти же годы внесено в ЕИС. При этом большинство изменений, вносимых в ЕИС, прямо или косвенно (в том числе, и в форме проявляющихся ошибок разработки) влияет на САЗД, взаимодействующие с ЕИС. Как минимум, это приводит к временным сбоям взаимодействия между САЗД и ЕИС, устраняемым доработкой форматов обмена информацией; в худших случаях приходится вносить достаточно серьезные изменения в программный код САЗД.

Счетная палата отметила в своем отчете значительное время нефункциональности ЕИС. Общий срок неработоспособности отдельных функций за весь период работы ЕИС составил 4606 часов (21 % от общего периода работы ЕИС).

При этом частые обновления ПО ЕИС и регламентные работы не являются гарантией работоспособности «стыка» ЕИС и САЗД.

Риски рынка САЗД и возможные меры по их минимизации

Западное ПО в составе САЗД

В архитектуре САЗД достаточно активно применяются программные компоненты, разработанные западными вендорами – прежде всего, это системное ПО, СУБД, аналитические инструменты, middleware, но в предельных случаях речь идет о полностью западных решениях, как, например, SAP SRM или Oracle e-Business Suite.

Это фактор содержит в себе четыре основных риска:

  • возможный отказ западных вендоров от обновления и технической поддержки ПО из-за санкций;
  • изменения в технической политике вендоров, приводящие к прекращению поддержки (завершению жизненного цикла) отдельных программных продуктов;
  • форсирование политики импортозамещения, обязывающей государственные органы, госкорпорации и госкомпании максимально заместить западные программные продукты российскими аналогами на горизонте 3-6 лет (до 2021-2024 гг.);
  • полный запрет со стороны российских властей на использование западного ПО и необходимость безусловного перехода на российское ПО (жесткий сценарий импортозамещения, пока не рассматриваемый как реалистичный).

Первый риск уже проявлялся на российском рынке – компания Oracle вводила ограничения на продажи/обновления своего инфраструктурного ПО для ряда российских компаний, включенных в санкционные списки правительства США (дать подробности). Будучи достаточно болезненным, данный риск, тем не менее, не является фатальным.

Второй из рисков тоже уже достаточно явно обозначился после объявления крупнейших вендоров ERP-систем – SAP и Oracle – о планах завершить техническую поддержку действующих версий своих основных продуктов в 2025 году. Учитывая, что обе ERP широко распространены в крупнейших российских компаниях и госкорпорациях, а SRM-модули этих ERP-систем служат основой решений по АЗД во многих крупных организациях, материализация этого риска представляется практически неизбежной, и способы минимизации его последствий необходимо начинать прорабатывать уже сейчас.

Тем не менее, и этот риск, по мнению экспертов, не является критическим. Угроза «конца жизни» для текущих базовых версий западных ERP-систем означает только, что основные вендоры прекратят авторизованную поддержку продукта. Но на рынке присутствует достаточно большое количество компаний, обладающих необходимой квалификацией для того, чтобы такую поддержку продолжить уже без участия вендора. Вариант, который предлагает, например, сама компания SAP – переход на работу в среде облачного SRM-решения SAP Ariba – не вызвал большого энтузиазма среди организаций-заказчиков, несмотря на присутствие решения на российском рынке и наличие успешно реализованных проектов на базе этого решения. Из тех организаций, кто в настоящее время использует SAP SRM и приняли участие в опросе, ни одна не подтвердила существования у нее планов миграции с SAP SRM на SAP Ariba. Нежелание заказчиков мигрировать свои системы в `облако` объясняется еще и тем, что, несмотря на маркетинговые утверждения вендоров, функциональность облачных решений отстает от возможностей, предоставляемых в системах традиционной архитектуры, а стоимость технической поддержки со стороны вендоров постоянно увеличивается.

Третий риск уже начал реально проявляться в России, однако, пока только по отношению к отдельным классам ПО (офисное ПО, ПО по ИБ) и для отдельных организаций – в первую очередь. для федеральных госструктур, а затем уже для компаний с госучастием. По иронии судьбы, организации, в наибольшей степени подверженные данному фактору риска, в массе своей не имеют развернутых и эксплуатируемых САЗД, то есть, на их закупочной деятельности данный фактор риска практически никак не отразится.

Среди госкомпаний достаточно активной деятельностью в части импортозамещения уже занимается ОАО «РЖД». В конце апреля 2018 года компания заключила контракт стоимостью 21 млн рублей с АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» (ЦКИКТ) об оказании информационно-консультационных услуг в области импортозамещения в сфере ИКТ в целях реализации мероприятий, направленных на преимущественное использование ОАО «РЖД» отечественного программного обеспечения. Работы должны были быть выполнены до конца сентября 2018 года, однако, пока никаких публичных объявлений о результатах консалтингового проекта не появилось.

Изменение масштабов и стоимости проектов

В ходе проведения исследования эксперты выявили достаточно новый фактор риска, способный серьезно повлиять на рыночную ситуацию и затронуть в обозримом будущем многие организации на стороне заказчиков САЗД. Этот фактор можно назвать «эффектом Москвы».

На рынок вышли «большие» разработчики, привыкшие к большим масштабам и стоимости проектов – «ОТР 2000», «РТ-Проектные технологии».

Стоимость сопровождения и развития ЕАИСТ Москвы уже сопоставима со стоимостью сопровождения и развития федеральной ЕИС в сфере госзакупок – сумма контрактов по ЕАИСТ, заключенных в 2014-2019 гг., вплотную приблизилась к 2 млрд рублей (стоимость только одного контракта на развитие и сопровождение ЕАИСТ 2.0 в 2019-2020 гг. составляет 975 млн рублей).

Пока для них есть заказчики с финансовыми возможностями, соответствующими «аппетитам» разработчиков, но уже можно наблюдать тенденцию удорожания типовых проектов и в более «бедном» сегменте заказчиков – то, что раньше делалось за единицы миллионов рублей, теперь делается за десятки миллионов.

Кроме того, «богатые» заказчики искусственно ограничиваю конкуренцию, прописывая в конкурсной документации требования, «заточенные» под «больших» разработчиков.

САЗД в 2019 году и далее – тенденции и перспективы

Основные мировые тренды в технологическом обеспечении закупочной деятельности

Общая картина популярности (хайпа) перспективных организационных и технических решений в сфере закупочной деятельности, с точки зрения аналитиков Gartner Group, представлена на Рис. 6.

Рис. 6. «Цикл ажиотажа» (Hype Cycle) компании Gartner для технологических решений в сфере закупок

«Цикл ажиотажа» (Hype Cycle) компании Gartner для технологических решений в сфере закупок

Эксперты отобрали для включения в обзор наиболее перспективные решения с точки зрения их возможного применения в России. Приведенные ниже описания расположены в порядке их встречаемости в сегодняшних публикациях, докладах на конференциях, комментариях аналитиков и т.п., то есть, в полном соответствии со степенью существующего хайпа. Поскольку зрелость каждого из рассматриваемых решений далеко не всегда соответствует шумихе вокруг него, для каждого из решений указывается временной прогноз относительно достижения им «плато продуктивности».

Блокчейн для закупок (Blockchain for Procurement).

Время до «плато продуктивности» – 5-10 лет

Блокчейн – это расширяющийся список криптографически подписанных, безотзывных транзакционных записей, которыми пользуются все участники сети. Каждая запись содержит метку времени и ссылки на предыдущие транзакции. С помощью этой информации любой пользователь, имеющий права доступа, может отслеживать историю любой транзакции в любой момент времени. Блокчейн является одним из архитектурных решений более широкой концепции распределенных регистров.

Блокчейн несет в себе потенциал трансформации процессов закупок с помощью технологических решений для хранения, отслеживания и управления заявками, заказами на покупку и транзакциями счетов. С помощью смарт-контрактов этот потенциал можно расширить для повышения автоматизации сквозного процесса `От закупки до оплаты` и управления контрактами. Безотзывные транзакционные записи также могут быть использованы для оптимизации логистики, таможенной и налоговой отчетности с целью обеспечения дополнительной эффективности.

Смарт-контракты (Smart Contracts).

Время до «плато продуктивности» – 5-10 лет

Смарт-контракт – это компьютерная программа или протокол, обычно работающий на технологической платформе на базе блокчейна, которая поддерживает, верифицирует или исполняет бизнес-процессы, запускаемые событиями, внутрицепочечными и внецепочечными транзакциями, а также при взаимодействии с другими смарт-контрактами. Определяемые в смарт-контракте правила относятся к соглашению, которое автоматически обеспечивает выполнение этих правил, позволяя выполнять транзакцию без участия третьих сторон, тем самым превращая смарт-контракт в самоисполняемый контракт.

По мере их появления смарт-контракты будут использоваться для автоматизации исполнения положений контракта, предлагая подробные спецификации контрактов со встроенным обеспечением (при посредничестве базового технологического фундамента или платформы). Смарт-контракты могут функционировать на разных уровнях охвата: от единственной транзакции до подразделения в организации или целой экосистемы. Смарт-контракты предназначены для регистрации доказательств того, что требования определенных условий (таких, например, как конкретные условия оплаты) были выполнены, что может снизить убытки мошенничества или арбитража.

Смарт-контракты – наименее развитая подсистема в технологии блокчейна, которая и сама по себе все еще очень незрелая. Термин «смарт» («умный», «интеллектуальный») не совсем корректен. Программный код смарт-контракта носит предписывающий характер и не содержит в себе алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) или способностей к самообучению, хотя ожидается, что в будущем ИИ будет использоваться (за пределами блокчейна) для обработки больших объемов данных и предоставления исходных данных для предписывающего кода.

Используемый сегодня термин «смарт-контракты» относится к коду, написанному на языках на базе блокчейна (таких, как язык Ethereum Solidity), которые управляют обработкой транзакций на платформе блокчейна. Будущее видение смарт-контрактов включает потенциальную замену сложных юридических документов, но здесь пока существует еще много препятствий, которые необходимо преодолеть, и на это потребуется немало лет.

Управление жизненным циклом контракта (Contract Life Cycle Management).

Время до «плато продуктивности» – менее 2-х лет.

Риски, связанные с плохим управлением контрактами, включают:

  • непредусмотренные штрафы,
  • потерянные доходы из-за неэффективных условий,
  • ущерб для бренда из-за плохо спланированных или пропущенных сроков,
  • упущенную экономию и возможности из-за плохого администрирования, и проигранных контрактов,
  • незапланированное продление и истечения срока действия,
  • дополнительные затраты на внесение изменений в субконтракт/заказ из-за нестандартных условий и скрытых положений, которые оставляют компанию под угрозой принятия нежелательных обязательств.

Управление жизненным циклом контракта (Contract Life Cycle Management, CLM) – решение и процесс проактивного управления контрактом от его инициации до заключения, исполнения и продления (при необходимости). CLM-решения могут быть развернуты тактически на уровне подразделения / типа контракта (например, ИТ, юридические вопросы, закупки и продажи) или в корпоративном масштабе. Применение CLM-решений развивается по трем направлениям:

  • Организации, которым нужно тактическое решение на уровне подразделений для повышения эффективности, обеспечения документооборота и архивного хранения контрактов;
  • Организации, реализующие корпоративное решение, обеспечивающее взаимодействие с различными бизнес-функциями (продажи, маркетинг, закупки, управление персоналом) и различными бизнес-единицами.
  • Организации, ищущие новые решения с улучшенной функциональностью, пользовательским интерфейсом и аналитикой, а также возможностью подключаться к существующим приложениям, таким как ERP, P2P и CRM, для эффективного управления доступом и отслеживания соответствия.
Преимущества зрелых корпоративных CLM-процессов включают в себя улучшенное управление и контроль над тем, что подписывается, когда и кем, а также уверенность в том, что правильные условия контракта действуют в любой момент времени. CLM также обеспечивает более глубокое понимание всех договорных соглашений путем анализа содержания и условий. Еще одним ключевым преимуществом является способность распознавать изменяющиеся тенденции контрактов в сети поставок, что позволяет организации максимизировать выгоды от переговоров о покупке и продаже.

ИИ для закупок (AI for Procurement)

Время до «плато продуктивности» – 5-10 лет

Искусственный интеллект (ИИ) для закупок – это концепция применения технологий ИИ (таких как прогнозирующая аналитика, когнитивные эксперты и виртуальные помощники) для конкретных случаев использования в сфере закупок. ИИ для закупок быстро становится предметом ажиотажа, поскольку все больше поставщиков подчеркивают это в своем маркетинге. Gartner ожидает, что дальнейший ажиотаж выведет концепцию «ИИ для закупок» на «пик завышенных ожиданий».

Существующих приложений немного, и они не впечатляют серьезной функциональностью. Некоторые используют только довольно базовые технологии машинного обучения. Выявленные сценарии использования включают классификацию расходов и анализ контрактов. Дополнительные сценарии появляются в таких областях, как управление рисками, подбор кандидатов (в рамках управления контингентом исполнителей), автоматизация поиска поставщиков, виртуальные помощники в закупках и распознавание голоса.

В процессе работы ИИ для закупок требуются данные, которых может оказаться недостаточно, если использование базовых приложений для закупок, таких как «От сорсинга до расчета» и системы управления поставщиками, остается ограниченным. Этот факт, вместе с недостаточной зрелостью технологий искусственного интеллекта и нехваткой специалистов, обладающих квалификацией в их разработке, явился причиной довольно медленного прогресса технологии на графике Gartner. Но прогресс ускоряется, поскольку поставщики выделяют значительные ресурсы на исследования и разработки для развития возможностей ИИ.

ПО роботизированной автоматизации процессов (Robotic Process Automation Software, RPA)

Время до «плато продуктивности» – менее 2-х лет.

Роботизированная автоматизация процессов (RPA) представляет собой сочетание технологий распознавания пользовательского интерфейса и выполнения рабочих процессов (workflow). Она может имитировать щелчки мыши и нажатия клавиш человеком, использующим экран и клавиатуру для управления приложениями и выполнения системных задач. Иногда она также может быть спроектирована для автоматизации взаимодействия приложений между собой. Хотя этот инструмент называется роботизированной автоматизацией процессов, он не является физическим объектом. Он может быть связан с другими инструментами, например, BPMS или ИИ. Это тип автоматизации, который нуждается в структурированных данных для своей работы.

Вокруг концепции RPA сейчас существует хайп в консалтинге, аутсорсинге бизнес-процессов (BPO) и центрах общего обслуживания, поскольку она может повлиять на замену людей в выполнении задач, основанных на правилах и повторяющемся вводе или сопоставлении данных.

Воздействие изменений в России

В Табл. 8 представлены отдельные решения, отобранные из общего перечня, присутствующего в отчете Gartner, по критерию применимости/реализуемости в российских условиях. Отбор проводился, начиная с правой части кривой Gartner (так называемого «Плато продуктивности»), т.к. именно в этой области расположены наиболее зрелые решения (либо уже реализованные, либо имеющие потенциал реализуемости в краткосрочной (менее 2-х лет) или среднесрочной (2-5 лет) перспективе.

Табл. 8. Современные и перспективные тенденции в автоматизации закупок в России

Наименование Опыт и перспективы применения в России
Блокчейн для закупок Технологии распределенного реестра входят в список сквозных цифровых технологий (СЦТ) в национальной программе `Цифровая экономика` (НП ЦЭ). В настоящее время уже разработаны и проходят согласование проекты `дорожных карт` (ДК) по этой и остальным СЦТ, однако, публичной информации по содержанию ДК крайне мало.
Завершение работы над ДК ожидается к сентябрю 2019 – возможно, тогда появится конкретика.
Основное препятствие на данный момент – отсутствие нормативного регулирования.
Смарт-контракты Смат-контракты уже упоминаются в официальных документах (например, в отчете Счетной палаты, цитируемом ниже).
Первые эксперименты с применением смарт-контрактов состоялись в апреле 2018 года (см. ниже краткое описание). Однако, дальше пиара активности в данном направлении не пошли.
Основное препятствие – отсутствие регулирования
Управление жизненным циклом контрактов Решения по управлению контрактами уже давно применяются в России. Варианты реализаций разные – от автономной работы с контрактами на уровне юридической службы до создания сквозных процессов работы с контрактами с участием всех заинтересованных подразделений.
Управление контрактами можно рассматривать как компонент `расширенной САЗД`, т.е. функциональности, используемой за пределами базовых процедур подготовки и проведения закупок.
Не принципиально, предоставляется ли CLM-функциональность в составе комплексного решения САЗД или реализуется отдельным ПО, интегрируемым с САЗД – гораздо важнее обеспечить сквозную автоматизацию процессов и удобство для пользователей.
ИИ для закупок ИИ – третий участник `хайповой триады` (блокчейн, смарт-контракты и ИИ)
ПО Роботизированной автоматизации процессов (RPA) Решения на базе технологии RPA уже активно продвигаются на российском рынке

Уже примерно два года (с момента публикации летом 2017 года первой версии Программы `Цифровая экономика Российской Федерации) практически в любой сфере экономики и политики России одними из наиболее часто употребляемых слов являются `цифровизация` и `цифровая трансформация`. Мода на `цифровизацию` не миновала и сферу закупочной деятельности. Уже в 2018 году ежегодный Всероссийский форум-выставка `Госзаказ – За честные закупки` проходил под новым девизом `Госзаказ: За цифровые закупки`.Цифровизация закупочной деятельности – хайп и реальность

Из отчета Счетной палаты «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год»

Цифровизация является перспективным направлением развития системы государственных закупок. Ее цель – снижение влияния «человеческого фактора», что позволит сократить коррупционные риски, минимизировать издержки как заказчика, так и поставщика, повысить конкуренцию и эффективность закупок.
В рамках цифровизации закупок предполагается осуществить автоматизацию бизнес-процессов при проведении закупок, в том числе внедрить смарт-контракты. Смарт-контракт может быть определен как соглашение между юридическими лицами о поставке товара (выполнение работ, оказании услуг), в котором часть или все условия описаны в виде программного кода, исполняемого автоматически и получающего необходимые данные в специализированной программной среде.
В настоящее время переход на смарт-контракты затруднен, что связано как с несовершенством правовой базы государственных закупок, так и недостатками информационного обеспечения.

Цифровая трансформация ЕИС – быть или не быть?

Уже вполне определенное, хотя еще и не слишком заметное влияние на сферу регулируемых закупок оказывает объявленный курс на цифровизацию экономики. Если абстрагироваться от сопутствующего цифровизации хайпа, можно определить целый ряд перспективных направлений для проведения соответствующих пилотных проектов именно в сфере регулируемых закупок.

Понятно, что, объявляя блокчейн и смарт-контракты панацеей от коррупции и других нарушений в госзакупках, ответственные (и не очень) спикеры практически сразу же называют ЕИС как одну из главных целей цифровой трансформации.

Однако, более рационально мыслящие эксперты, сомневаются, что ЕИС в обозримом будущем станет объектом таких экспериментов.

Ведомости, октябрь 2017:

ЕИС в закупках может перейти на технологию блокчейн в среднесрочной перспективе, но пока вопрос неоднозначный, говорит замминистра экономического развития Азер Талыбов, есть аргументы за и против, например, низкая скорость транзакций и понимание, что блокчейн может оказаться дороже ЕИС, в которую уже вложены значительные средства и которая имеет криптографическую защиту. Преимущество блокчейна – в смарт-контрактах госзакупок, когда платежи и налоговые отчисления проводятся автоматически. Сейчас изучается возможность использования блокчейна для госзакупок, резюмирует он. Если эффект от новой технологии будет выше, чем затраты, то проект нужно масштабировать, говорит собеседник, близкий к ВЭБу.
Пока о переходе всей площадки на блокчейн речь не идет, а ЕИС и блокчейн-система ЕЭТП имеют разные цели, отмечает Емельянов.
Действующее законодательство о госзакупках не предполагает использования блокчейна, говорит представитель Минфина, но госкомпании могут предусмотреть это в своем положении о закупках.

Эксперты тоже склоняются к мнению, что если в ближайшее время какие-то серьезные изменения и будут происходить с ЕИС, то коснутся они, в первую очередь, темы импортозамещения – например, могут начаться работы по переводу ЕИС на российскую СУБД и/или ПО middleware российского происхождения (фактически, такие работы уже начались). Проекты аналогичного масштаба и сложности уже находятся в стадии планирования и реализации. Так, например, одну из ключевых систем Казначейства, АСФК, построенную на базе Oracle eBusiness Suite, планируется в 2021 году перевести на архитектуру, использующую российские продукты и свободное ПО.

Не исключено также, что на волне хайпа про цифровую трансформацию будет объявлено о преобразовании ЕИС госзакупок в цифровую платформу госзакупок – с тем, чтобы обеспечить финансирование развития и эксплуатации ЕИС из бюджетов нацпрограммы «Цифровая экономика» (пример подобной «платформизации» уже есть – не так давно цифровой платформой была объявлена инфраструктура электронного правительства, созданная в начале 2010-х годов).

Источник: http://www.tadviser.ru/
Авторство: TAdvider

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!