Автоматизация закупочной деятельности: обзор современных решений. Часть 2

Продолжаем публикацию исследования рынока решений по автоматизации закупочной деятельности (АЗД) государственных и муниципальных заказчиков, госкорпораций, госкомпаний и компаний с государственным участием. Говоря об эффектах и выгодах от автоматизации закупок все спикеры (и аналитики, и заказчики, и разработчики САЗД), как правило, перечисляют достаточно стандартный набор факторов – обеспечение прозрачности процессов закупок, сокращение затрат за счет усиления конкуренции и расширения круга поставщиков, сокращение сроков подготовки и проведения закупок и т.п. Но необходимо понимать, что все вышеперечисленные (а также неназванные, но общеизвестные) факторы положительных последствий автоматизации, будучи общими как для сегмента коммерческих закупок (не подпадающих под регулирование 44-ФЗ/223-ФЗ), так и для регулируемых закупок, в каждом из сегментов имеют разные приоритеты и разную значимость в качестве целей реализации/развертывания решений по АЗД.

Картинки по запросу снабжение

Если для государственно-корпоративных закупок ожидаемые экономические выгоды от внедрения САЗД действительно имеют один из наиболее высоких приоритетов, то для государственных закупок на практике (независимо от декларируемых целей при инициировании проектов), как правило, наивысшим приоритетом является обеспечение соответствия регуляторным требованиям – особенно с учетом их постоянного изменения. В Табл. 4 представлена оценка экспертов относительно приоритезации достигаемых положительных эффектов от автоматизации закупок в каждом из существующих сегментов рынка (включая сегмент коммерческих закупок). Эффекты рассматриваются с точки зрения организации-владельца закупочных процессов, т.е. насколько организация заинтересована в достижении конкретного эффекта от автоматизации закупок. При общей высокой оценке приоритезации достигаемых эффектов можно ожидать, что организация готова будет тратить свои ресурсы (деньги, время, исполнители) на автоматизацию закупок (внедрение/развитие САЗД): при средней и низкой оценке приоритезации достигаемых эффектов, скорее всего, проекты внедрения/развития САЗД инициированы не будут.

Шкала оценок, используемая в таблице, базируется на традиционной 5-балльной систем (5 – максимально возможный эффект, 1 – эффект минимален или отсутствует).

Табл. 4. Положительные эффекты / выгоды от автоматизации закупок

Положительный эффект / выгода (по процессам) Коммерч. закупки Закупки по 44-ФЗ Закупки по 223-ФЗ
Анализ затрат
Консолидированная информация о затратах на закупки по всей компании в разных разрезах
5
4
4
Выявление ключевых факторов экономии затрат
5
3
4
Оптимизация стратегии снабжения
5
3
4
Проведение закупочных процедур и выбор поставщика
Сокращение затрат: снижение закупочных цен за счет расширения круга поставщиков, усиления переговорной позиции
5
3
4
Сокращение цикла снабжения: сокращение сроков обработки документов за счет исключения бумажного документооборота и электронного взаимодействия с поставщиками, использования шаблонов документов и типовых требований к продукции, поставщикам и документации и др
5
3
4
Соблюдение всеми подразделениями компании единых правил проведения закупочных процедур (с учетом категорий продукции, уровня централизации, объема затрат и др.)
5
5
5
Контроль текущих операций и их статусов
5
4
3
Возможность контроля и мониторинга тендерных процедур
5
5
5
Прозрачность всех процессов закупки
5
4
3
Управляемость процесса закупок
5
4
4
Управление поставщиками
Централизация всей информации по поставщикам в единой базе данных
5
4
4
Средства аттестации поставщиков позволяют своевременно и оперативно выявлять ненадежных контрагентов, что позволяет повысить качество закупок
5
5
4
Облегчение работы с поставщиками: самостоятельное ведение поставщиками собственных данных (или за счет интеграции с системами, предоставляющих актуальные данные о поставщиках и их деятельности) существенно облегчает задачи сотрудников по управлению справочной информацией
5
4
5
Расширение круга поставщиков: удобные и легкие средства самостоятельной регистрации облегчают новым поставщикам возможности предоставления своих услуг
5
3
5
Управление контрактами
Сокращение сроков подготовки документов за счет наличия шаблонов контрактов и их электронного согласования
5
4
4
Контроль исполнения условий контрактов, своевременная пролонгация контрактов (принятие решения о проведении новой процедуры закупки)
5
4
4
Быстрый доступ к аналитическим отчетам
5
4
4
Единая база документов: централизованное хранение контрактов и дополнительных соглашений
5
4
4
Ролевой доступ к контрактам соответствующих служб предприятия.
5
4
4
От заявки до оплаты
Возможность централизации закупки за счет сбора заявок на закупку от разных подразделений и филиалов компании
5
4
4
Мониторинг исполнения: средства оперативного отслеживания статуса заявок на закупку позволяют сотрудникам самим контролировать их исполнение
5
4
4
Уменьшение бумажной работы, ускорение процессов обработки документов и уменьшение ручного труда
5
4
4
Соответствие регуляторным требованиям
Проведение закупок в соответствии с нормами соответствующего ФЗ (44-ФЗ/ 223-ФЗ)
3
5
5
Соответствие требования Гражданского Кодекса
5
5
5
Оперативное внесение изменений в процессы при изменении требований
4
5
5

Поставщики решений по АЗД

Все поставщики решений по АЗД делятся на 4 основные группы:

  1. Специализированные разработчики решений по АЗД В данную группу включены компании-разработчики, либо специализирующиеся только на разработке решений по АЗД, либо развивающие направление решений по АЗД как одно из основных в бизнесе. В настоящее время конъюнктура рынка сложилась таким образом, что компании данной группы уже не являются лидерами рынка по выручке, но они остаются признанными экспертами и реализуемые ими решения зачастую рассматриваются как образцы для подражания.
  2. Вендоры/интеграторы ERP-систем, реализующие функциональность АЗД посредством модулей SRMВендоры ERP-систем на российском рынке решений по АЗД выполняют преимущественно функцию поставщиков (напрямую или через партнеров) платформенного ПО, в состав которого входят подсистемы SRM (Supplier Relationship Management), и крайне редко выступают как системные интеграторы, непосредственно реализующие проекты у заказчиков собственными силами. Между тем, именно на долю SRM-модулей в составе ERP-систем приходится основная доля рынка САЗД в денежном выражении.Учитывая, что развитие/сопровождение АЗД-решений на базе SRM-модулей часто выполняется в рамках комплексных проектов по развитию/сопровождению всей корпоративной ERP-системы, достоверно оценить затраты именно на АЗД в таких проектах, в общем случае, невозможно (даже анализ технических приложений к контрактам далеко не всегда помогает). При оценке рынка САЗД данный сегмент аналитики оценивали, исходя из принципа подобия, основываясь на доступных и идентифицированных именно как САЗД отдельных проектах.
  3. Универсальные разработчики заказного ПО, реализующие, в том числе, и решения для АЗД. В начале исследований данная группа компаний не рассматривалась экспертами в качестве участников рынка, оказывающих на него существенное влияние. Однако, анализ контрактов, заключенных и выполненных представителями данной группы за последние 4-5 лет (в основном – в контексте обеспечения соответствия САЗД требованиям 44-ФЗ), заставил изменить первоначальную оценку. Фактически, базируясь на объективных данных об исполненных и исполняемых в настоящее время контрактах, связанных с созданием, развитием и обеспечением функционирования САЗД, данную группу следует признать одной из основных сил, формирующих рынок в настоящее время.
  4. Разработчики специализированных решений (аналитика, информационное обеспечение и т.п.), провайдеры дополнительных сервисов для САЗД. Данная группа включена в перечень для полноты картины рынка. Как правило, разработчиками решений в данной группе являются компании-разработчики ЭТП, а также компании-операторы ЭТП. Пример – компания `Селдон Про`, организовавшаяся на базе ЕЭТП (`Росэлторг`)

Специализированные вендоры систем АЗД

Учитывая, что содержательно рынок САЗД был сформирован именно специализированными компаниями, авторы обзора приняли решение включить в обзор краткие профили основных представителей данного направления. В Табл. 5 представлены специализированные разработчики САЗД.

Табл. 5. Специализированные разработчики решений по АЗД

Наименование компании Год обр. Платформа / Решение САЗД Основные заказчики САЗД*
Comindware 2010 Comindware Управление закупками Компании из нефтегазового сектора, Объединённый институт ядерных исследований
Алтимета 2002 ЛотЭксперт Pro, ЛотЭксперт SRM, Алтимета Госзаказ Новосибирская область. Псковская область, Сбербанк-Технологии
«Бюджетные и финансовые технологии» (БФТ) 1997 Управление закупками, АЦК `Госзаказ` Санкт-Петербург, Амурская область, Белгородская область, Ленинградская область, Томская область, Тюменская область, Ульяновская область
НПП `Гранит-Центр` 1990 ЕАИСТ, ЕАСУЗ Москва (ЕАИСТ 1.0), Московская область (ЕАСУЗ)
ЕТС+ 2001 ЕТС.Закупки Краснодарский край, Пермский край, Воронежская область
Кейсистемс 2003 Web-Торги-КС Приморский край, Хабаровский край, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Астраханская область, Брянская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская область, Курганская область, Магаданская область, Мурманская область, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область
НПО «Криста» 2011 «Региональная контрактная система» Тульская область
Когнитивные технологии 1993 Е1-Закупки, Когнитив Лот Газпромбанк, Росводоканал (на базе ЭТП ГПБ), Россети, ВЭБ.РФ
Норбит 2001 Norbit Business Trade, `Госзаказ`, `Закупки-223-ФЗ` Банк России, Сбербанк (ЭТП “Сбербанк-АСТ”), Камчатский край, РусГидро, Россельхозбанк
САБ (Томск) 2008 АИС «Госзаказ» Алтайский край, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Кемеровская область, Забайкальский край
Фогсофт 2005 iTender SRM Мосводоканал, Москоллектор, Росатом (частное решение)

 

1. Comindware Управление закупками

Российская компания присутствует на глобальном рынке с 2010 года. Основное направление деятельности компании — автоматизация бизнес-процессов и цифровая трансформация предприятия. В 2021 году Comindware признана лидером среди всех российских разработчиков BPMS по версии CNews Analytics.

В 2022 году компания выпустила решение для автоматизации закупок Comindware Управление закупками.

При разработке решения был использован опыт, полученный при реализации проектов в области автоматизации закупок и программ импортозамещения. Решение автоматизирует закупочный цикл на основе универсального сквозного-бизнес процесса, который учитывает максимальное количество операций на участке от планирования до контроля поставки. Продукт Comindware ориентирован на коммерческие и государственные организации, которые хотят поставить проведение каждой закупки под полный контроль.

Comindware постоянно расширяет карту проектов. К 2022 году компания накопила большой опыт автоматизации закупок в нефтегазовой отрасли и активно работает в сфере регулируемых закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

2. Алтимета

Одна из старейших компаний на рынке САЗД. В 2003 году для Минэкономразвития России были выполнены работы по созданию АИС «Портал государственных закупок». На базе этой системы в январе 2006 года была запущена исходная версия официального сайта Российской Федерации о размещении заказов zakupki.gov.ru. В 2007-2010 гг. на базе решения `Алтиметы` работала АИС «Закупки и поставки продукции для государственных нужд Московской области».

Решения от `Алтиметы` в 2007-2014 гг. были внедрены в целом ряде регионов РФ, однако, до настоящего времени продолжают использоваться системы только в Новосибирской и Псковской областях.

Судя по всему, компания стала нишевым игроком на рынке САЗД для госзаказа и перешла в сегмент решений для коммерческих закупок.

Единственное известное решение для государственно-корпоративных заказчиков – проекта в `СберТехе` в 2017 г. стоимостью около 9 млн рублей.

3. Бюджетные и финансовые технологии (БФТ)

Компания основана в 1997 году, является дочерней компанией IBS.

Разработчик полного спектра продуктов для финансового и бюджетного учета в государственном секторе.

Общее число регионов, где работают решения БФТ – 79.

Централизованные решения БФТ для управления бюджетами в госсекторе внедрены в 22 субъектах РФ.

4. Гранит-Центр

С момента основания предприятие занималось разработкой систем автоматизации для госструктур (бухгалтерские системы, системы документооборота, системы воинского учета и т.п.) – в основном, на уровне Москвы.

В 2005 году «Гранит-Центр» разработал АИС «Единый реестр контрактов и торгов» (ЕРКТ), который позднее вошел в состав Единой автоматизированной информационной системы торгов (ЕАИСТ 1.0) г. Москвы в качестве одной из функциональных подсистем. До 2014 года являлся основным разработчиком ЕАИСТ и сопровождал эту систему

В 2012 году «Гранит-Центр» была разработана и введена в промышленную эксплуатацию Единая автоматизированная система управления закупками Московской области (ЕАСУЗ МО). В 2014 г. ЕАСУЗ модернизирована.

В 2014-2015 гг. «Гранит-Центр» принимал участие в начальных работах по ЕАИСТ 2.0, однако, впоследствии вышел из числа участников этого проекта.

5. ЕТС+

Группа компаний ЕТС существует на рынке разработки делового программного обеспечения с 2001 года. Основным направлением деятельности компании является создание и внедрение автоматизированных систем управления бюджетными процессами и закупочной деятельностью для нужд государственных (B2G) и корпоративных (B2B) заказчиков.

Специализация компании:

  • Исследование методов и путей автоматизации операций сектора бюджетного планирования, информационного обеспечения финансово-экономических функций, а также размещения закупок;
  • Автоматизация операций сектора бюджетного планирования и учёта исполнения бюджета;
  • Автоматизация функций планирования, подготовки, проведения и учета результатов закупок, проводимых как конкретными организациями, так и размещаемых органом, уполномоченным на размещение заказа в масштабе субъекта РФ или отдельного ведомства;
  • Разработка и внедрение единых информационных комплексов, включающих средства автоматизации отраслевых и корпоративных процессов управления бюджетом, закупками и продажами;
  • Создание территориальных, отраслевых и корпоративных электронных финансово-торговых комплексов и порталов автоматизации закупок с инструментами электронного информационного маркетинга и анализа состояния спроса и предложения на рынке.

6. Кейсистемс

Российский разработчик автоматизированных информационных систем для финансовых органов, государственных и муниципальных учреждений, администраторов неналоговых доходов, органов местного самоуправления и т.д

Основные направления деятельности:

  • разработка, внедрение и сопровождение автоматизированных систем в области государственных и муниципальных финансов, государственных и муниципальных закупок, администрирования неналоговых доходов, государственного и муниципального финансового контроля;
  • информационная безопасность;
  • защита персональных данных, конфиденциальной информации и государственной тайны.

Спектр продуктов (коробочных решений и модулей) очень широкий – только в Реестре российского ПО присутствует более 50 продуктов. Однако, из всего спектра только один продукт имеет прямое отношение к управлению закупками – «Web-Торги-КС».

Компания «Кейсистемс» – лидер по числу действующих инсталляций ее решения для АЗД в субъектах РФ.

7. НПО «Криста»

Научно-производственное объединение «Криста» — один из ведущих российских разработчиков интегрированных информационно-аналитических систем. НПО «Криста» работает на российском и зарубежном рынках информационных технологий с 1992 года

В число пользователей продуктов компании входят органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения

8. Когнитивные Технологии (Cognitive Technologies)

Cognitive Technologies основана в 1993 году.

Разрабатывает системы ИИ и решения для корпоративной автоматизации, робототехнические системы, системы управления закупками, электронного документооборота, распознавания, ввода и обработки документов.

По собственным данным, компания реализовала более 10 тыс. проектов.

В числе заказчиков компании: МЧС, МВД, ФСБ, Минкомсвязи,  Минэкономразвития, ЦБ России, Пенсионный фонд РФ, Сбербанк России, «Роснефть», «Россети», «Автодор», «Газпром» и другие.

Крупнейшие заказчики CT в сфере автоматизации закупок – Газпромбанк, Россети.

Сильная компетенция компании – разработка нескольких ЭТП. По утверждению самой компании, она является разработчиком 8 из 10 крупнейших ЭТП, действующих в России.

9. «Норбит»

Компания «НОРБИТ» входит в ГК ЛАНИТ и представляет на российском рынке ИТ-консалтинга экспертизу по разработке и внедрению ERP-, CRM- и BI-систем, услуги по управленческому консалтингу, а также является разработчиком торгово-закупочных систем и мобильных приложений.

Бизнес-направления:

  • Интегрированные системы управления предприятиям (ERP-системы) на основе программных платформ SAP Business Suite и Microsoft Dynamics AX;
  • Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы) на основе решений Microsoft Dynamics CRM и SAP CRM;
  • Собственные продукты и решения для государственных и коммерческих организаций (Norbit Business Trade, «ГосЗаказ», «Закупки по 223-ФЗ» и др.).
  • Консалтинговые услуги в области оптимизации управления бизнесом, развития и повышения эффективности систем управления в крупных компаниях.

Компания является одним пионеров рынка решений по АЗД.

В период первой волны автоматизации закупочной деятельности в субъектах РФ многие регионы внедрили у себя решение от `Норбита`. На основе продукта «ГосЗаказ» были реализованы региональные и федеральные электронные торговые площадки Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Агентства по госзаказу республики Татарстан, Администрации Новосибирской области, Администрации республики Башкортостан, Федерального агентство водных ресурсов, Министерства экономического развития республики Марий Эл, Администрации Архангельской области, Департамента государственного заказа Тверской области, Администрации Алтайского края, Департамента государственных закупок Брянской области, Администрации Астраханской области и других региональных и муниципальных органов исполнительной власти.

Зубкова Наталья

Мы присутствуем в обоих сегментах рынка, но в разной степени. Первый сегмент рынка, регулируемый Законом №44-ФЗ, начал формироваться много лет назад. Компания НОРБИТ была одной из первых, кто начал внедрять решения по автоматизации закупочной деятельности. Были периоды, когда мы были лидерами на этом сегменте, реализовав в общей сложности порядка двадцати проектов в регионах. Но потом ситуация изменилась – трансформировался Закон, была введена в действие Единая информационная система в сфере закупок, которая перекрыла и сделала неактуальной часть функций региональных систем. После этого мы осознанно сузили свое присутствие на рынке, регулируемом Законом №44-ФЗ, хотя по-прежнему работаем на нем – с несколькими регионами до сих пор плотно сотрудничаем, развиваем свою экспертизу в этой части. Но основной вектор нашего развития сегодня – это все-таки Закон №223-ФЗ, в рамках которого основными заказчиками являются государственные корпорации.

10. Системная Автоматизация Бюджета (САБ)

Компания «Системная Автоматизация Бюджета» (ООО «САБ») специализируется на разработке и внедрении финансово-экономического программного обеспечения для государственных и коммерческих организаций.

Автоматизированная информационная система (АИС) «ГОСЗАКАЗ» активно применяется для размещения государственного заказа в Республиках Бурятия, Хакасия, Кемеровской области, Забайкальском крае, а также муниципального заказа в г. Улан-Удэ.

11. «Фогсофт»

Разработчик платформы автоматизации закупочной деятельности ITender и спектра решений на ее основе – от планирования закупок до электронных торговых площадок. Основные заказчики компании находятся в регионах России и относятся к коммерческому сектору либо операторам ЭТП. Количество государственных заказчиков решения ITender SRM и объемы контрактов с ними невелики.

Облачные платформы АЗД

Облачные платформы АЗД также относятся к специализированным решениям. Однако, при подготовке обзора было принято решение посвятить им отдельный фрагмент, несмотря на то, что они все еще пока представляют собой перспективный, а не активно работающий сегмент рынка.

Все известные в данном направлении проекты российских вендоров носили экспериментальный характер (иногда даже – с явным уклоном в маркетинг):

  • Некоторое время назад (2013-2015 гг.) облачный сервис автоматизации закупочной деятельности «Закупки 365» предлагала компания «Наумен». Судя по сохранившемуся описанию, сервис претендовал на предоставление полной функциональности автоматизированных закупочных процедур – от планирования закупок до заключения и сопровождения контрактов, а также обеспечивал связь с системой управления бюджетом и формирование необходимых отчетов.
  • В 2014 г. компания `Алтимета` пыталась вывести на рынок облачный сервис `Госзаказ 365`. В настоящее время по адресу сервиса нет никакого ресурса.
  • Псевдо-«облачные» решения на базе функциональности ЭТП предлагали две площадки – ЭТП Газпромбанка и ЭТП «ОТС-Тендер». На первой из названных площадок 5 лет назад были автоматизированы процессы закупок «Росводоканала». На второй площадке аналогичный проект был реализован для компании «Трансконтейнер». Кроме того, сам Газпромбанк также автоматизировал собственную закупочную деятельность средствами своей же ЭТП, построенной на платформе от компании Cognitive Technologies.

SAP Ariba

Единственной доступной для подключения в настоящее время в России облачной платформой по АЗД является SAP Ariba. Решение появилось в линейке продуктов SAP в результате приобретения в 2012 году компании Ariba, созданной еще в 1996 году и сумевшей расширить свой бизнес и выжить в период первого интернет-бума в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

SAP Ariba является флагманским решением компании SAP (Германия) в части автоматизации закупочной деятельности, которое постепенно приходит на смену SAP SRM (окончательный вывод SAP SRM из линейки поддерживаемых продуктов SAP ожидается в 2025 году – см. подраздел «Западное ПО в составе САЗД»).

У SAP Ariba есть некоторое количество клиентов среди российских коммерческих компаний (крупнейший проект реализован в 2018 году в компании «Уралхим»), однако, с выходом на рынок государственных и государственно-корпоративных закупок дела обстоят не столь хорошо. Наиболее стабильный интерес (пока не превратившийся в реализованные решения) к SAP Ariba проявляет Сбербанк.

Еще в конце 2014 года о намерении создать онлайн-сервис для проведения электронных закупок на базе SAP Ariba и ЭТП «Сбербанк – АСТ» объявили компании SAP СНГ, «Норбит» и «Сбербанк-АСТ». Однако, по каким-то причинам это намерение так и осталось намерением.

Летом 2017 года Сбербанк объявил запрос предложений для выполнения работ по настройке облачного сервиса на базе решений SAP Ariba для обеспечения закупочной деятельности самого Сбербанка и ряда дочерних организаций. На конкурс была подана только одна заявка от `Делойт Консалтинг` и в итоге Сбербанк этот конкурс отменил, а вместо этого объявил о старте разработки собственного интегрированного решения по управлению закупками на базе SAP Ariba и «Корус Сфера» — сервиса юридически значимого электронного документооборота. Этот анонс был сделан в октябре 2017 года совместно с компаниями SAP СНГ и «Корус Консалтинг».

Декларировалось, что решение будет разработано в соответствии с законодательными требованиями Российской Федерации, связанными с обеспечением юридически значимого документооборота и возможностью подписания контрактов цифровой электронной подписью. Пользователи системы смогут комплексно управлять процессом закупок: от формирования заявки до оплаты. Особенность решения заключалась в том, что все специфические закупочные процедуры должны были быть доступны через стандартный интерфейс SAP Ariba.

Однако, за почти 2 года, прошедшие после этого анонса, никаких новостей о проекте не появилось. Анализ контрактов Сбербанка, Сбертеха и ЭТП `Сбербанк-АСТ` показал, что никаких контрактов по применению решения SAP Ariba ни одна из структур Сбербанка пока не заключала.

Заказчики

Организации, чья закупочная деятельность анализировалась на предмет автоматизации, отбирались для настоящего исследования по следующим критериям:

  1. Заказчики федерального уровня (органы государственной власти и некоторые госкомпании, получающие субсидии из федерального бюджета) – осуществление закупочной деятельности в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
  2. Заказчики регионального уровня (органы власти субъектов РФ) – осуществление закупочной деятельности в соответствии с требованиями 44-ФЗ и, как правило, на базе единой региональной информационной системы (РИС).
  3. Компании с госучастием (госкорпорации, госкомпании, подведомственные структуры федеральных ОГВ) – контекст 223-ФЗ

Уровень муниципальных закупок не рассматривался.

Распределение решений по АЗД среди заказчиков, проанализированных в ходе исследования, представлено на Рис. 4

Рис. 4. Распределение заказчиков по типам применяемых решений АЗД

Распределение заказчиков по типам применяемых решений АЗД

Федеральные органы государственной власти

Общее количество организаций в данной категории – порядка 90.

Несмотря на то, что федеральные ОГВ являются главными объектами регулирования по 44-ФЗ, абсолютное большинство из них не используют в своей закупочной деятельности сколько-нибудь серьезно развитые средства автоматизации.

Во многих организациях какие-либо решения по автоматизации закупок либо полностью отсутствуют, либо реализованы на примитивных средствах типа электронных таблиц. Это обусловлено не только консерватизмом организаций в целом и их закупочных подразделений, в частности, но и объективным отсутствием потребности в серьезной автоматизации – у таких организаций, как правило, бывает ограниченное число крупных закупок, согласование, проведение и контроль за исполнением которых происходят максимум с использованием ведомственной системы электронного документооборота.

Представитель подведомственного учреждения большого федерального министерства так объясняет существующее положение:

Никакими решениями автоматизации для закупок не пользуемся. Работаем вручную. Почему? Мое отношение к автоматизации этих работ – 50×50: в ряде случаев это удобно, но в 80% случаев передача информации между нашей площадкой и ЕИС (Единая Информационная Система в сфере закупок) сталкивается с проблемами. Очень часто: выгружаем данные, но приходит сообщение об ошибке – неправильный протокол используем или что-то в этом духе, в результате упускаем сроки. ЕИС часто меняет регламенты, никого не предупреждая, и это мешает работать, а не помогает.
С учетом того, что объёмы госзакупок у нас небольшие – 40-50 штук в год – на данный момент работаем напрямую. В целом, мы не против таких ИТ-решений, даже за. Но для этого нужно, чтобы система ЕИС начала нормально работать. Тогда к ней можно будет внешние системы прикручивать, и все будет хорошо, и будет развиваться. Пока этого нет, работаем вручную.

Многие ФОИВ ведут свою закупочную деятельность непосредственно в ЕИС госзакупок, т.е. практически не имеют средств автоматизации (ручные загрузки документов в ЕИС, визуальный анализ).

Это обусловлено относительно небольшим количеством закупок и необходимостью содержательного анализа (уникальные заказы – НИР/ОКР, ИТ-проекты и т.п.)

Госкорпорации и госкомпании

Госкорпорации и госкомпании исторически были в числе первых организаций, начинавших развивать свои САЗД еще в 90-х годах прошлого века. В отсутствие какого бы то ни было нормативного регулирования (223-ФЗ был принят только в 2011 году) они действовали, исходя из собственных стратегий автоматизации, которые были сфокусированы на буме «ERP-зации». Только, начиная с 2010-2011 гг., САЗД в госкомпаниях стали учитывать появившиеся требования регулирования, но платформы автоматизации процессов закупочной деятельности к этому моменту уже фактически были определены – ими стали ERP-системы.

В Табл. 6 представлен выборочный список решений САЗД, внедренных в госкомпаниях и госкорпорациях.

Табл. 6. Решения САЗД, внедренные в госкомпаниях и госкорпорациях

Наименование Тип / Отрасль Разработчик САЗД САЗД / Платформа
ГК “Росатом” Госкорпорация SAP, Фогсофт (частное решение) SAP SRM
ГК “Роскосмос” Госкорпорация ФОРС-ЦР Собственная разработка
ГК “Ростех” Госкорпорация Сервис “РТ-Закупки” на базе 1С: УХ
ВЭБ.РФ Госкорпорация Cognitive Cognitive Lot
ДОМ.РФ (АИЖК) Госкорпорация Система управления казначейством на базе 1С: УХ
НК Роснефть Госкомпания 1С + SAP SAP SRM
Газпром Комплектация Госкомпания SAP SAP SRM + кастомизация (ИУС МТР)
НЦИ (Ростех) Госкомпания Сервис “РТ-Закупки” на базе 1С: УХ
ФГУП “ГК ОрВД” Госкомпания 1C+Селдон 1С: УХ
ПАО “Аэрофлот-Российские Авиалинии” Госкомпания SAP SAP SRM
Акционерная Компания “АЛРОСА” (ПАО) Госкомпания SAP SAP SRM
ПАО “Ростелеком” Компания с госучастием Oracle + OpenText (EMC) Модуль PO ERP OEBS R12
ПАО “Центр по перевозке грузов в контейнерах “Трансконтейнер” Компания с госучастием ОТС ОТС-Тендер
Интер РАО ЕЭС Компания с госучастием Oracle Модуль PO ERP OEBS R12
Сибирская генерирующая компания (СГК) Компания с госучастием SAP + 1C SAP SRM
АО “Гознак” Компания с госучастием БФТ АЦК-Госзаказ
Росводоканал Компания с госучастием Cognitive ЭТП Газпромбанка
Русгидро Компания с госучастием Норбит SAP + Norbit Business Trade
Транснефть Компания с госучастием Oracle Модуль PO ERP OEBS R12
ПАО “ФСК ЕЭС” Компания с госучастием SAP+OpenText(Documentum) КИСУ “Закупки” (SAP SRM)
Центральный Банк Российской Федерации Банки / Финансы Норбит Norbit Business Trade
Сбербанк России Банки / Финансы SAP SAP SRM
Газпромбанк Банки / Финансы Cognitive Cognitive Lot
АО “Российский Сельскохозяйственный Банк” Банки / Финансы Норбит Norbit Business Trade
ПФР Внебюджетный фонд Модуль в составе АИС ПФР-2
Почта России ФГУП НЦИ + БАРС Груп АИС УЗ (на базе решения БАРС)

Газпром

Проект внедрения ERP-системы в «Газпроме» был инициирован в числе одних из первых в РФ, еще во второй половине 90-х годов прошлого века. Платформой для создания ИУС (информационно-управляющая система) «Газпрома» послужила SAP ERP. Функциональные подсистемы ИУС создавались на базе соответствующих модулей SAP ERP. Разработка ИУС МТР (информационно-управляющая система материально-технических ресурсов), отвечающей, в том числе, и за автоматизацию закупок началась еще в 1998 году; пилотный проект эксплуатации ИУС МТР стартовал в 2013 году, на базе `дочки` Газпрома – `Газпром-Комплектация`. 15-летний срок создания решения способна выдержать (и экономически, и организационно, и психологически) далеко не всякая компания.

Система очень крутая – в ней автоматизировано все, весь комплекс закупочных процедур: от начала до конца. В ней отражаются все мельчайшие детали, все денежные суммы. Мы видим весь процесс комплектации, в любой момент на каждом этапе можно увидеть любую актуальную информацию, вплоть до договора. Руководство на любом уровне, включая самое высокое руководство «Газпрома» в любой момент может увидеть в системе любой договор и получить любые интересующие сведения по комплектации проектов копании. Все централизованные поставки «Газпрома» проходят сегодня через нас, через нашу систему – одного нажатия клавиши достаточно, чтобы узнать, на каком этапе находятся те или иные работы. Эта система – один из наших сильнейших активов. Она помогла обеспечить в нормальном режиме снабжение всех крупнейших строек «Газпрома» типа «Ямал СПГ» и т.п.

Росатом

Проект по внедрению единой отраслевой системы закупок («ЕОС-Закупки») на базе SAP SRM стартовал в ГК «Росатом» в мае 2010 года. Генеральным подрядчиком выступила компания «Беринг Поинт».

Проект предусматривал создание рабочих мест участников процесса, в том числе заказчика закупки, уполномоченного органа, секретаря закупочной комиссии, участников закупочной процедуры, организатора закупки, эксперта, контролера. В рамки проекта входит также интеграция с системами SAP ERP, `1С`, SAP MDM, EMC Documentum, SAP BI/BO, внешними электронными торговыми площадками и сайтами (fabrikant.ru, roseltorg.ru, zakupki.gov.ru, zakupki.rosatom.ru).

Выступая на Форуме `Госзаказ-2018`, директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас сообщал, что в едином информационном пространстве управления закупочной деятельностью работает 7 тысяч пользователей из 400 организаций атомной отрасли, а также 80 тыс. поставщиков.

В единой информационной системе закупок Росатома отражены закупочные процедуры всех предприятий отрасли. Система интегрирована с другими корпоративными сервисами, например, с системой электронного документооборота, и соответствует базисным принципам: согласию с законодательством и правилами организации бизнеса, высоким требованиям к качеству продукции и оптимальной стоимости, прозрачности деятельности и использованию антикоррупционных механизмов. Сейчас мы начинаем использовать передовые технологии для оптимизации закупочного процесса: машинное обучение, анализ больших данных, есть в отрасли проекты с использованием программных роботов в одном из этапов процедуры закупки. Цифровизация закупочных процессов – одно из перспективных направлений, где мы можем улучшить ИТ-сервис для наших пользователей, применяя цифровые решения и технологии Индустрии 4.0

Директор Департамента информационных технологий Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов

Россети

ПАО «Россети» является одной из крупнейших электросетевых компаний в мире. Имущественный комплекс ПАО «Россети» включает в себя 43 дочерних и зависимых общества, в том числе 14 межрегиональных (МРСК) и магистральную сетевую компанию (ФСК ЕЭС).

Поэтому совсем не удивительно, что, когда в 2015 году был объявлен конкурс на создание единой ИС закупочной деятельностью, он вызвал большой ажиотаж на рынке. Фактически, на кону стоял не просто проект внедрения САЗД в головной компании холдинга, а возможность захвата стратегического плацдарма с потенциалом дальнейшей экспансии на всю структуру «Россетей».

Непосредственно конкурс ТКП состоялся в мае-июле 2016 года и сопровождался, как минимум, двумя переторжками (дополнительными процедурами, в ходе которых участники тендера должны были вносить предложения по снижению ранее объявленных цен). В итоге, победителем стала компания Cognitive Technologies, предложившая реализовать проект на базе своего продукта «Е1-Закупки» за 22 млн рублей, т.е. первоначальная цена закупки была снижена почти в 4,4 раза.

С сайта Cognitive Technologies:

В объем проекта вошли отношения между головной организацией и дочерними/зависимыми обществами группы, процесс контроля размещения закупок и согласования Планов и прочие процессы организации закупок в соответствии с 223-ФЗ.
В ходе выбора подрядчика для реализации данного проекта, в ходе открытой тендерной процедуры решение Е1-Закупки было выбрано в сравнении с предложениями на базе SAP SRM и 1С.

Однако, экспансия на дочерние структуры «Россетей» пока не состоялась.

Русгидро

В ПАО «РусГидро» внедрена система «САПФИР», которая представляет собой решение для поддержки контура финансово-экономического управления на базе платформы SAP ERP. В состав системы «САПФИР» входит подсистема управления закупками Norbit Business Trade (NBT). Взаимодействие между подсистемами осуществляется посредством интеграционного обмена информацией. В настоящее время функциональность Системы позволяет проводить закупочные процедуры, предусмотренные Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18.07.2011 N 223-ФЗ» и локальными нормативными актами Заказчика, осуществлять интеграционное взаимодействие между Системой и ЭТП b2b-energo, а также между Системой и ЕИС.

Шадрин Виталий

В «РусГидро» централизованная система закупок действительно активно развивается уже несколько лет. Мы начали проект по ее автоматизации, понимая, что по его результатам мы сможем снизить сроки закупок, повысить прозрачность всего процесса для менеджмента, получить современные инструменты мониторинга и сбора аналитической информации для повышения качества управленческих решений. Безусловно, создание такой автоматизированной системы дополнительно повысит эффективность функции закупок Группы «РусГидро».
Этот проект еще не закончен. Сейчас мы подключаем к нашей закупочной системе подконтрольные общества «РусГидро» на Дальнем Востоке.
В рамках проекта развития системы запланировано внедрение единого номенклатурного справочника, а также создание инструмента для формирования потребности на уровне отдельной номенклатурной позиции. Будет проведена регламентация процесса управления номенклатурой ТМЦ, работ и услуг, создан классификатор и единый по Группе «РусГидро» справочник. Разработанный модуль системы позволит формировать и агрегировать потребности на основе классифицированных номенклатур, а также формировать лоты на основе сформированных потребностей. Фактически мы оптимизируем процесс закупочной деятельности в Группе «РусГидро» путем централизованного управления ЕНС и, как следствие, увеличим долю централизованных закупок, что, в свою очередь, позволит достичь ощутимого экономического эффекта за счет масштаба закупок (снижение затрат при закупке товаров, работ, услуг с учетом снижения цены закупки в связи с увеличением объемов) и сокращения управленческих затрат.

– рассказал в интервью Виталий Шадрин, ИТ-директор «РусГидро»

Региональные системы госзакупок

По данным Счетной палаты, объем средств бюджетов всех уровней, которые обращаются в рамках контрактной системы в сфере закупок, с 2014 года вырос на 36,2 % и составил в 2018 году почти 8 трлн рублей.

49,8 % объема закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, распределено по 7 субъектам Российской Федерации (г. Москва, Московская область, г. Санкт-ПетербургКраснодарский край, Республика ТатарстанСвердловская область, Республика Башкортостан) – см. Рис. 5. При этом следует оговориться, что объем закупок, приходящийся на Москву, формируется из двух групп – закупок федерального уровня (около 1,3 трлн рублей) и закупок на уровне субъекта РФ (более 1 трлн рублей).

В ходе исследования собирались данные о наличии и степени развития САЗД во всех субъектах РФ, однако, особое внимание, естественно уделялось регионам с наибольшими годовыми объемами закупок.

Рис. 5. Распределение закупок по 44-ФЗ по субъектам РФ (2018 г.)

Распределение закупок по 44-ФЗ по субъектам РФ (2018 г.)

САЗД в регионах РФ

Региональный рынок САЗД характеризуется достаточно высокой численностью и стабильностью заказчиков – на сегодняшний день САЗД имеются практически во всех субъектах РФ и, как правило, изначально развернутые системы эксплуатируются на протяжении многих лет. И хотя новые проекты внедрений случаются достаточно редко (сейчас такое возможно только при смене платформы САЗД в регионе), услуги по сопровождению и развитию САЗД (обусловленному необходимостью соблюдать динамично изменяющееся законодательство о закупках) являются регулярно востребованными. Этот рынок не отличается слишком высокими стоимостями контрактов (обычно – от единиц миллионов до нескольких десятков миллионов рублей в год на один регион); единственным исключением, выглядящим как Гулливер в стране лилипутов, является Москва – именно поэтому системе закупок Москвы посвящен отдельный раздел обзора.

Исторически так сложилось, что компании, относящиеся к группе специализированных разработчиков САЗД, имеют в качестве своих основных заказчиков именно региональные и муниципальные организации. Истоки такого разделения рынка, по-видимому, находятся в последовательности вступления в силу федеральных законов, регулирующих сферу госзакупок: 97-ФЗ – 1999 год, 94-ФЗ – 2005 год, 223-ФЗ – 2011 год. В рамках первой активной волны «электронизации государства» (2001-2010 гг., программа «Электронная Россия») определенный акцент был сделан именно на автоматизации госзакупок федерального и регионального уровней. И если на федеральном уровне основные усилия были сконцентрированы на построении общегосударственных информационных ресурсов, призванных обеспечить соответствие вновь установленным регуляторным требованиям (портал госзакупок, аккредитованные ЭТП), то на уровне регионов, помимо решения задач регулирования и контроля госзакупок, все-таки достаточное внимание было уделено также и повышению эффективности закупочных процессов, достигаемых с помощью средств автоматизации.

Оценивать успешность вендоров САЗД на уровне субъектов РФ только по количеству регионов-заказчиков было бы неправильно – потому что проекты отличаются по уровню комплексности решений, количественным характеристикам закупок (общее количество закупок, объемы закупок), интеграции с другими ИС, используемыми в регионах.

Безусловно, обращает на себя внимание тот факт, что более, чем в четверти всех субъектов РФ (22 региона из 85) в настоящее время используется САЗД «Web-Торги-КС», разработанная компанией «Кейсистемс» из Чебоксар (Республика Чувашия). Во многом такой охват обусловлен тем, что компания «Кейсистемс» является разработчиком комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом региона, а «Web-Торги-КС» является одним из модулей этой комплексной системы, способным работать как автономно (без интеграции с другими модулями), так и в составе комплексной системы.

Следует отметить также заметное (не по количеству, а по качеству) присутствие в регионах компании «Норбит». Общее число регионов, в которых «Норбит» реализовывал свои проекты, превышает 10. В настоящее время остаются активными и развивающимися проекты в Камчатском крае, Челябинске и Магнитогорске. Проект в Камчатском крае интересен тем, что является комплексным и постоянно развивающимся уже на протяжении более 6 лет – с помощью программных продуктов «Норбита» автоматизирована не только закупочная деятельность во всем регионе (на базе платформы Norbit Business Trade построена региональная информационная система закупок), но и вся сфера бюджетного учета.

Течко Сергей

Камчатский край уже на протяжении нескольких лет остается на высоких позициях в рейтинге эффективности и прозрачности, и в этом есть заслуга нашей системы, которая консолидирует в себе информацию о процессе проведения закупок и позволяет предоставлять отчетности для анализа эффективности закупок. В результате многолетнего проекта по развитию системы мы получили перевод закупок в электронный вид, достижение экономии, увеличение конкуренции, сокращение сроков согласования, уменьшение ошибок и нарушений и т.д.

– рассказал в интервью  Министр финансов Камчатского края Сергей Течко.

Централизация закупок – приоритет заказчиков

В той или иной степени, закупки централизованы практически во всех исследованных организациях. При этом полная (или максимально близкая к полной – по контролируемому объему и номенклатуре закупок) централизация, подразумевающая объединение в рамках единой структуры все аспекты закупок (методологический, организационный, технический, аналитический) свойственна наиболее крупным организациям, работающим в контексте 223-ФЗ – госкорпорации (в части расходов по 223-ФЗ), госкомпании уровня «Газпрома», «Ростелекома», «Роснефти», крупнейшие федеральные ведомства (практически все из тех немногих, у кого закупки в принципе автоматизированы – ПФР, Казначейство России).

Некоторые организации имеют территориально-централизованную структуру закупок – например, у «Ростелекома» закупки централизованы на уровне 10 макрорегионов.

Высокой степенью централизации отличаются также закупки на уровне субъектов РФ – здесь централизована именно среда автоматизации закупок и методология (для всех региональных органов власти имеется типовое положение о закупках, которое практически без изменений утверждается в каждой организации).

При этом утверждать, что централизованные закупки являются единственно правильным путем развития, нельзя, потому что даже в крупных организациях существуют принципиально разные взгляды на этот аспект. Интересен комментарий, полученный от менеджера по закупкам одной очень крупной компании:

Структуру закупок <компании> ожидают в ближайшее время большие перемены. С чем это связано? Знаете, это можно сравнить с борьбой двух политических партий в США. То одна партия приходит к власти, то другая. Так и у нас: то одна «партия» сторонников централизованных закупок доказывает наибольшую эффективность централизованных закупок, то другая «партия» прямых договоров оказывается более успешной в своей аргументации. В текущем периоде у нас работала модель централизованных закупок. Теперь она меняется. Но какой именно будет новая модель, пока никто сказать не может.
Это, кстати, не первое такое изменение модели закупок. У обоих способов закупок есть свои плюсы и свои минусы, каждый оказывается предпочтительнее на том или ином этапе развития. Сегодня уходим в сторону прямых договоров с поставщиками, трансформация в самом разгаре.

В самых крупных компаниях (уровня «Газпрома», «Росатома», «РЖД») централизация закупок доведена до своей логической завершенности – за закупки (в объеме, близком к 100%) отвечают отдельные дочерние компании.

Табл. 7. Практика централизации закупок в крупнейших госкомпаниях и госкорпорациях

Организация Практика централизации закупок
ГК «Росатом» Единые организаторы закупок на уровне дивизионов `Росатома` – ТВЭЛ и `Росэнергоатом`.
Используется централизация по категориям. По ИТ – инсорсер `Гринатом`
ГК «Ростех» ООО «РТ-Комплектимпекс» – центр мониторинга и методологического сопровождения торгово-закупочной деятельности холдинговых компаний (интегрированных структур) и организаций Государственной Корпорации «Ростех».
ООО `РТ-Информ` – центр компетенций в части ИТ-закупок.
ПАО «Газпром» `Газпром комплектация` отвечает за 80% объема закупок Газпрома. В основном, это оборудование и материалы по основной деятельности.
`Газпром Информ` – ИТ-инсорсер `Газпрома`, центр закупок по ИТ`
ПАО «Интер РАО» ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» является уполномоченной организацией по осуществлению функций централизованных закупок для нужд Группы «Интер РАО».
ООО «Интер РАО – Информационные технологии» – центр компетенций по ИТ Группы «Интер РАО». Владелец и эксплуатант трех ключевых бизнес-систем – СЭД, ЕИС Закупок
ПАО «Ростелеком» Центрально-распределенная структура закупок. Макрорегиональные филиалы РТК обладают правом самостоятельного управления закупками. То же относительно `дочек` – РТкомм.Ру и `РТ Лабс`.
Анализ и учет закупок полностью централизованы и ведутся в единой ERP-системе на базе Oracle eBusiness Suite.
ПАО `Россети` В настоящее время закупки централизованы/автоматизированы на уровне головной компании. Готовится большой проект по автоматизации закупок, охватывающий все ДЗО. Сроки и бюджет пока публично не озвучены

Оценка рынка

Сегменты рынка – сторона заказчиков

На стороне заказчиков рынка САЗД сегодня достаточно четко определены несколько сегментов:

  1. Госкорпорации и госкомпании, осуществляющие закупки в контексте 223-ФЗ (с небольшой долей закупок по 44-ФЗ – там, где существуют бюджетные субсидии). Абсолютное большинство этих организаций используют для автоматизации закупок SRM-модули ERP-систем – преимущественно SAP, на втором месте Oracle. Крупнейшими заказчиками, автоматизировавшими свои закупки на базе ERP, естественно, являются крупнейшие государственные корпорации и компании – «Росатом», «Газпром», «Роснефть», «Транснефть».
    Исключениями, которые, как принято считать, только подтверждают правило являются ГК «Ростех» (закупки автоматизированы на базе «1С:Управление холдингом») и холдинг «Россети» (в головной организации развернуто решение от Cognitive Technologies, в то время, как дочерние структуры практически все поголовно используют SAP SRM).
  2. Субъекты РФ, осуществляющие закупки по требованиям 44-ФЗ. Практически все регионы представляют в совокупности основной рынок для специализированных вендоров САЗД. Как правило, к РИС субъектов РФ подключены и многие муниципалитеты.
  3. Крупные единичные заказчики, развивающие уникальные решения на базе одной из платформ АЗД или вообще «с нуля».
  4. Условно в качестве отдельного сегмента можно обозначить также ФОИВ, но, как было написано выше (ссылка на раздел …), в ФОИВ в настоящее время практически не используются САЗД (за исключением отдельных ведомств – ФНС, Казначейство) и вероятность появления новых крупных заказчиков в этом сегменте минимальна.

Новые проекты внедрений САЗД на рынке сейчас появляются достаточно редко – просто потому, что все основные организации-заказчики, кому была необходима автоматизация закупочной деятельности, уже реализовали у себя проекты внедрения/развертывания САЗД.

Основные востребованные услуги в части САЗД:

  • сопровождение эксплуатации и техническая поддержка существующих решений
  • развитие существующих решений с целями обеспечения соответствия изменениям в регулировании закупок и поддержки интеграции с ЕИС госзакупок

Не слишком часто, но все-таки случаются проекты по миграции с существующих решений на новые платформы. Как правило, это происходит на уровне субъектов РФ и бывает обусловлено желанием заказчиков создать в регионе единую платформу управления бюджетным процессом.

Конкурентная ситуация – поставщики решений

С точки зрения конкуренции, эксперты оценивают ситуацию на рынке САЗД для регулируемых закупок как стабильную и спокойную:

  • Все основные заказчики поделены между основными исполнителями (вендорами и интеграторами) и обеспечивают последним стабильный поток закупок услуг на сопровождение и развитие развернутых САЗД;
  • Проектов по развертыванию САЗД «с нуля» практически не наблюдается (последний по времени из объявленных – «Почта России»);
  • Достаточно редко случаются переходы заказчиков от одного вендора САЗД к другому. Такие факты первоначально были выявлены при сравнении списков референсных заказчиков на сайтах вендоров САЗД (одни и те же заказчики присутствовали на «досках почета» разных вендоров), и позднее подтверждены анализом госконтрактов, размещенных в ЕИС госзакупок. Наиболее часто такие переходы случаются, как уже было отмечено выше, в сегменте субъектов РФ.
  • В последние 2 года в контексте активного инициирования нацпроектов, в том числе, и программы «Цифровая экономика России», достаточно много говорится о цифровизации закупочной деятельности. Но на практике все реальные (если отбросить хайп и маркетинг) активности по цифровой трансформации закупок, в основном, происходят на стороне регулирования (например, уже узаконено понятие смарт-контрактов) и активного развития центрального компонента контрактной системы – ЕИС госзакупок.

Конкуренция, в основном, происходит между интеграторами, сопровождающими большие внедрения ERP –систем – здесь, хоть и редко, но происходят замены провайдеров.

Драйверы и ограничители рынка

По оценке экспертов, на рынке САЗД сейчас, скорее, наблюдается стагнация, а не положительная динамика. Поэтому говорить нужно не о реальных драйверах, а потенциальных – тех факторах, которые могут способствовать росту рынка в обозримой перспективе, если реализуются определенные условия.

К таким факторам следует отнести:

  • Перевод большинства закупок в электронную форму с сопутствующими этому главному фактору последствиями – усиление роли электронного документооборота в закупках и управлении контрактами, необходимость интеграции с ЕИС госзакупок и углубление этой интеграции, усиление контроля со стороны регуляторов с одновременным расширением возможностей автоматического контроля
  • Технологические новации (в том числе, в контексте `Цифровой экономики`), которые могут поднять интерес заказчиков к расширению функциональности существующих у них САЗД – смарт-контракты, блокчейн ИИ, роботизация бизнес-процессов …
  • Расширение масштабов использования САЗД на уровне компаний. Ряд крупных госкомпаний, имеющих географически распределенную структуру деятельности, в настоящее время уже реализуют или планируют реализовать проекты централизации своей закупочной деятельности с расширением использования САЗД в этих проектах. Даже 3-5 таких проектов в масштабах страны могут существенно повлиять на общий объем рынка САЗД (а в настоящее время, как минимум, два проекта находятся на уровне готовности к активной реализации)
  • Выход на рынок САЗД в качестве разработчиков больших универсальных компаний (ОТР 2000, НЦИ). Эти компании уже сегодня реализуют самые дорогостоящие проекты в сегменте САЗД – ЕАИСТ Москвы, Почта России – и именно они, с учетом стоимости их проектов, могут оказать существенное влияние на общий объем рынка САЗД

С другой стороны, ограничителями роста рынка являются:

  • Ограниченность ИТ-бюджетов на уровне субъектов РФ (один из основных сегментов рынка САЗД)
  • Переход многих крупных заказчиков на инсорсинговую модель сопровождения ИТ и реализация новых разработок силами собственных ИТ-специалистов
  • Частичный аутсорсинг процессов закупочной деятельности (пример провайдера – «Селдон Про»), за счет которого многие потенциальные заказчики САЗД могут отложить реализацию собственных проектов

Объем рынка

Традиционно для своих больших тематических исследований дает оценку текущего денежного объема рынка и прогноз на 3-5 лет.

Как правило, для установившихся рынков со стабильным составом участников такая оценка формируется на основе открытой информации о реализованных проектах (в сопоставлении с известными данными о масштабах проектов, стоимости лицензионного ПО и услуг интеграторов) и дополняется/корректируется данными из специализированных источников типа «Спарк-Интерфакс».

Оценка рынка САЗД для государственных и государственно-корпоративных заказчиков имеет свои особенности:

  • С одной стороны, учитывая, что абсолютное большинство государственных контрактов (в контексте 44-ФЗ) и договоров (в контексте 223-ФЗ), заключаемых заказчиками САЗД, отображаются в ЕИС госзакупок, имеется возможность сделать выборку по таким контрактам и договорам. Но при этом нужно четко понимать, какие предметы контрактов/договоров нужно искать в ЕИС. В отношении специализированных вендоров САЗД (типа «Норбита», «Кейсистемс», «Алтиметы» и т.п.) проблемы нет – можно делать выборку всех их контрактов (в рамках календарного года их число невелико – как правило, не более двух-трех десятков) и оценивать по этим контрактам выручку в сегменте госзаказчиков.
  • С другой стороны, развитие и поддержка решений по АЗД, реализованных на платформах больших ERP-систем, зачастую оказывается скрыта в спецификациях комплексных контрактов (многие из которых, к тому же, для госкомпаний и госкорпораций могут реализоваться вне контекста 223-ФЗ) – и достаточно часто даже без расшифровки стоимости отдельных позиций в спецификациях. Оценить затраты на САЗД в таких случаях можно только по косвенным параметрам (например, если становится известным число закупленных лицензий по модулю SRM в больших ERP) или проецированием известных затрат одного заказчика на другого заказчика, имеющего сопоставимые масштабы деятельности и объемы закупок.
  • Для тех немногих ФОИВов, о которых точно известно, что у них имеются решения по АЗД, оценка тоже оказывается достаточно трудоемкой, т.к. у них подсистемы АЗД, как правило, включены в комплексную архитектуру ведомственных ИС, сопровождение и развитие которых осуществляется на базе единого контракта.

Количественная (объем годовой выручки вендоров и интеграторов решений) оценка рынка САЗД складывается из оценки отдельных сегментов, обозначенных в подразделе «Сегменты рынка – сторона заказчиков». При этом экспертами  были сделаны следующие допущения относительно параметров этой оценки:

  1. Суммарное количество крупных и средних полнофункциональных САЗД (тип 1 из перечня выше) на рынке не превышает общего числа в 200-250 систем. Эта оценка базируется на данных Казначейства относительно общего числа внешних ИС, интегрированных с ЕИС госзакупок (порядка 200 систем на конец 2018 года – данные из доклада замруководителя Казначейства А.Катамадзе)
  2. Распределение больших САЗД по сегментам рынка имеет следующий вид:
  • порядка 50-60 САЗД используются в качестве основы региональных информационных систем (РИС) по госзакупкам в субъектах РФ
  • 120-130 решений по АЗД (как правило, на базе ERP-систем) используются в госкорпорациях и госкомпаниях
  • не более 10 решений по АЗД используются на уровне ФОИВ

Исходя из этого распределения, эксперты предприняли попытку оценить объем рынка САЗД, используя 2 метода – метод подобия и метод средней стоимости контрактов.

Оценка по методу подобия исходит из предположения, что определенным объемам закупок должны соответствовать определенные объемы накладных расходов, к числу которых можно отнести и стоимость сопровождения/развития САЗД. Наиболее заметным объектом для сравнения и использования в качестве эталона является ЕАИСТ 2.0 Москвы. Эта система обслуживает годовой объем закупок по 44-ФЗ более 1 трлн рублей в год, что составляет порядка 15-16% общего объема закупок по 44-ФЗ (2017 год – 6,2 трлн, 2018 год – 6,8 трлн рублей); при этом годовая стоимость сопровождения и развития ЕАИСТ составляет порядка 0,5 млрд рублей в год (контракт с ОТР 2000 – более 900 млн рублей на 2019-2020 гг.).

Если допустить, что стоимость сопровождения всего объема закупок по 44-ФЗ формируется пропорционально доле ЕАИСТ в закупках и стоимости сопровождения ЕАИСТ, то получим оценку 3-3,5 млрд рублей в год на все САЗД.

При аналогичной оценке сегмента рынка САЗД для 223-ФЗ эксперты исходили из того, что объем закупок по 223-ФЗ примерно в 4 раза выше, чем по 44-ФЗ, однако, уровень автоматизации закупок ниже. С учетом поправочных коэффициентов, полученных экспертной оценкой, объем рынка САЗД для 223-ФЗ был оценен на уровне 6-8,75 млрд рублей в год.

Общий объем рынка САЗД составил при оценке методом подобия порядка 9-12 млрд рублей.

При оценке по методу средней стоимости контрактов в качестве основных параметров расчета принимались:

  • оценка общего числа ежегодных контрактов на сопровождение САЗД, соответственно, в региональных закупках по 44-ФЗ и в закупках госкомпаний/госкорпораций по 223-ФЗ
  • средние стоимости контрактов для каждой категории компаний-пользователей САЗД

В этом варианте расчетов общие затраты на РИС (за исключением Москвы) госзакупок были оценены в 1,8 млрд рублей в год. С учетом затрат на ЕАИС Москвы, этот сегмент рынка оценен экспертами в 2,3-2,5 млрд рублей в год.

Затраты на САЗД крупнейших госкомпаний и госкорпораций оценены в сумму порядка 16,5 млрд рублей в год.

Суммарный объем рынка САЗД при оценке методом средней стоимости контрактов составил 19 млрд рублей год

Принимая во внимание, что оба метода оценки использовали в расчетах параметры, базирующиеся на экспертных допущениях, было принято решение в качестве пессимистичной оценки рынка САЗД использовать среднюю величину – 15 млрд рублей в год.

Прогноз рынка

В целом, прогноз рынка до 2024 года (этот год выбран как граничный у программы «Цифровая экономика», которая может послужить одним из немногих драйверов рынка) – стабильное состояние, с крайне незначительным ростом в пределах темпов инфляции и курсов валют.

Прогнозировать появление каких-то факторов взрывного (или, хотя бы, достаточно динамичного) роста рынка не приходится. Учитывая, что значительная часть решений по САЗД реализована на базе ERP-систем, темпы рынка САЗД можно принять примерно равными темпам рынка ERP с небольшой пессимизацией. Рост рынка ERP в последние 2-3 года находился на уровне 8-9% (и обеспечивался, в основном, ростом курса доллара), и темпы роста от года к году снижались.

Поэтому для прогноза по рынку САЗД был выбран достаточно осторожный среднегодовой темп роста в 6%. Исходя из пессимистичной оценки рынка для 2018 года на уровне 15 млрд рублей, для 2024 года получим оценку в 20-21 млрд рублей.

Текущая ситуация, проблемы и риски рынка

Текущая ситуация

Основные факты и тенденции, выявленные в ходе опроса:

1. Охват решениями по автоматизации закупок и предпочтения в отношении конкретных решений достаточно сильно различаются по профильным группам организаций:

  • На верхнем уровне организаций, осуществляющих закупки по 44-ФЗ (федеральные органы власти и приравненные к ним организации) степень автоматизации закупок крайне низкая – решения по АЗД имеются менее, чем в 10% от общего числа организаций; реализованная функциональность имеющихся решений, как правило, не выходит за рамки автоматизации чисто закупочных процедур (от формирования требований к закупке до проведения закупки и заключения контракта).
  • Средний уровень организаций, работающих по 44-ФЗ – субъекты РФ – наиболее полно охвачен решениями САЗД, причем, эти решения, как правило, являются разработками традиционных вендоров САЗД. Во многих регионах реализованы так называемые региональные информационные системы (РИС), имеющие статус региональных сегментов ЕИС. Уровень централизации закупок (в части использования единого решения) достаточно высок – в единой САЗД, имеющей статус РИС, работают практически все региональные органы власти в каждом субъекте. Нередки примеры, когда САЗД/РИС интегрирована также с решением по управлению бюджетами региона (как правило, от того же вендора, что и САЗД)
  • Крупнейшие компании, работающие в контексте 223-ФЗ, как правило, используют в качестве решения САЗД соответствующий SRM-модуль в составе ERP-системы одного из двух крупнейших производителей – SAP и Oracle. При этом решения от SAP внедрены в гораздо большем количестве организаций, чем решения Oracle. Полнофункциональная реализация комплексного решения по САЗД в части аналитики, оценки рисков, построения решений по категорийному управлению и каталогов товаров, как правило, строится на продуктах того же вендора, что и ERP-система.

Стоит также отметить тот факт, что среди опрошенных/исследованных организаций не встречались организации, реализовавшие свое решение по автоматизации закупок на базе продуктов Microsoft. Возможно, это обусловлено позиционированием продуктов Microsoft в сегмент организаций с меньшими масштабами бизнеса.

2. Основные проблемы («боли»), с которыми приходится бороться организациям-пользователям САЗД

  • Достаточно частые изменения внешней среды (ЕИС, ЭТП), с которой интегрирована САЗД, вынуждающие вносить изменения в САЗД (не только на уровне настроек параметров и моделей процессов), но и на уровне программного ядра. В свою очередь изменения в ЕИС и ЭТП не происходят сами по себе, а вызваны изменениями регуляторной среды
  • Изменения в законодательстве, напрямую (без «посредничества» ЕИС и ЭТП) влияющие на необходимость внесения изменений в САЗД (требования к составу информации по закупкам, ведению историй/архивов закупок и т.п.)
  • Нередко бывает так, что «боли» заказчиков становятся проявлением не всегда корректной отработки регуляторных требований «смежниками» – ЕИС и ЭТП.

Источник: http://www.tadviser.ru/