Новая жизнь мотоциклов для военных целей: мототехника в армиях России, США и странах НАТО

В настоящее время наблюдается возрождение интереса к мототехнике в военной сфере.  Квадроциклы, в силу своей грузоподъемности, преимущественно используются для быстрой транспортировки грузов и снаряжения. В то же время мотоциклы, благодаря высокой скорости и маневренности, эффективно обеспечивают  военнослужащим повышенную мобильность.  Следует отметить, что после Второй мировой войны, когда мотоциклы широко применялись немецкими и советскими войсками, их популярность в армии стала падать, и к концу XX века они практически исчезли из военной практики. Однако в XXI веке военные мотоциклы вновь обрели свое значение. В современном мире их применение носит более ограниченный характер, чем в прошлом. Мотоциклы активно используются в локальных конфликтах и войнах по всему миру. Они являются удобным, простым и экономичным средством передвижения, которое можно сравнить с боевым конем.

Различная мототехника, включая мотоциклы, широко применялась в ходе боевых действий в Сирии и Ливии всеми сторонами конфликта. Примечательно, что сирийская армия переняла тактику использования мотоциклов у незаконных вооруженных формирований и террористических организаций.

Одним из примеров удачного использования мотоциклов силами Сирийской арабской армии стало освобождение города Сальма на северо-востоке провинции Латакия в 2016 году: тогда сирийские военные задействовали в операции по освобождению города примерно 80 «железных коней».

Мотоциклы обладают рядом очевидных преимуществ, которые делают их использование в боевых действиях оправданным. Помимо высокой скорости и повышения мобильности военнослужащих, мотоциклы обладают хорошей манёвренностью и скоростью, что позволяет быстро менять траекторию движения – чтобы не попасть под обстрел или выйти из-под снайперского огня. Небольшой вес мотоциклов также является преимуществом, так как позволяет преодолевать заминированные участки местности. Мины, рассчитанные на тяжёлую военную технику, под мотоциклом просто не срабатывают.

В боях сирийские военные использовали мотоциклы для перевозки лёгких боеприпасов и систем вооружений, продовольствия и воды, перевозки раненых. Помимо этого, мотоциклы массово использовались для ведения разведки, обеспечивая бойцам возможность перевозить с собой больше снаряжения, чем они могли бы переносить на своих двоих, в том числе приборы ночного видения, сложные оптические приборы. Да и пулемёты/гранатомёты удобнее возить, чем носить.

Сирийские офицеры не отрицают, что переняли тактику использования мотоциклов у боевиков. При этом, как и в любой армии, тактику использования техники они систематизировали и проработали, подготовив специальный курс по использованию мотоциклов в городской застройке и в условиях партизанской войны. Сирийские военные считают, что мотоциклы и боевые действия с их использованием могут снова стать вполне распространённой тактикой для регулярных армий.

В интервью изданию «Спутник» сирийский военнослужащий Хадж рассказывал об опыте использования мотоциклов в боевых действиях. По его словам, солдаты были разделены на группы, в каждой из которых было по три мотоцикла. Такие группы очень активно использовались для перевозки боеприпасов и продуктов питания, а также вывоза раненых из тех районов, где действия обычных автомашин, в том числе скорой помощи, были затруднены или полностью невозможны. Солдат отметил, что в будущем мотоциклы могут стать незаменимым атрибутом снаряжения некоторых бойцов – таким же обычным, как стрелковое оружие и боеприпасы.

Мотоциклы в армии США и странах НАТО

Интерес к мотоциклам сегодня существует и в армии США, и в странах НАТО. Впервые американцы снова достаточно массово использовали мотоциклы в боевых действиях во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Пустынная местность с большими открытыми пространствами способствовала передвижению на мотоциклах, которые использовались для ведения разведки, рейдов в тылу противника и патрулирования местности. Во время войны в заливе мотоциклы использовали американские десантники из 101-й воздушно-десантной дивизии, а также их коллеги – британские парашютисты.

Во время операции «Буря в пустыне» американские военные использовали обычные бензиновые варианты мототехники, а сегодня они всё больше разрабатывают и эксплуатируют электрические модели мотоциклов. При этом уже тогда мотоциклы были вариантом снаряжения. К примеру, боевая разведывательная машина M3 Bradley, созданная на базе знаменитой гусеничной БМП M2 Bradley, штатно комплектовалась одним мотоциклом, который перевозился в десантном отделении у левого борта. Благодаря сокращению десанта до двух разведчиков-наблюдателей, машину заполнили стрелковым вооружением, разведывательным оборудованием и снаряжением, включая портативную РЛС, 10 ПТУР TOW и мотоциклом.

Кроме того, эта особенность дала возможность вести разведку как на боевой машине, так и комбинированным способом – с выделением спешенной группы в составе двух-трёх человек, которые могут использовать мотоцикл. С помощью мотоцикла разведчики могут быстрее передвигаться по пересечённой местности, могут действовать на большем удалении от машины. При этом мототехнику легко транспортировать, в том числе в вертолётах и самолётах, поэтому её и используют силы специальных операций и десантники. Также мотоциклы можно легко укрыть на местности, в отличие от автомобиля. Правда, мотоциклы не обеспечивают бойцам никакой защиты, единственная их защита – это высокая мобильность. Одновременно с этим они обладают очевидным преимуществом – низкие расходы на эксплуатацию, в том числе небольшая потребность в топливе. Именно по этим причинам американские силы специальных операций использовали мотоциклы и во время войны в Афганистане.

Стоит отметить, что различная мототехника достаточно широко используются сегодня и странами НАТО. К примеру, французы применяли мотоциклы в Мали, а литовский спецназ использовал их в Афганистане. Для этих целей литовские военные закупали мощные мотоциклы для мотокросса Yamaha и KTM. В Литве была подготовлена специальная тренировочная площадка, на которой спецназовцев обучали эксплуатации новой техники. Там литовский спецназ учили маневрировать на пересечённой местности, совершать прыжки, преследовать противника на мотоциклах.

Данные навыки литовские военные потом успешно использовали в Афганистане в провинции Забул, сопровождая конвои миротворческих сил. Мотоциклы позволяли вести успешную дозорную и разведывательную работу, перехватывать разведчиков противника, а также предотвращать засады. Как и их сирийские коллеги, литовские военнослужащие отмечали, что мотоцикл является очень лёгким транспортным средством, поэтому многие мины-ловушки и самодельные взрывные устройства талибов с взрывателями нажимного действия просто не срабатывали на них.

Военные мотоциклы и квадроциклы в России

Военные в России также обратили своё внимание на мототехнику, которую всё чаще можно встретить на разнообразных военных выставках. При этом в нашей стране проявляют интерес и к мотоциклам, и к квадроциклам. К примеру, на вооружении частей специального назначения в России находятся мотовездеходы АМ-1. Эти же квадроциклы поступают на вооружение арктических мотострелковых бригад России. Разработаны и построены они на базе серийной модели квадроцикла РМ500-2 (собирают в Рыбинске) и оснащены четырёхтактным одноцилиндровым двигателем, выдающим максимальную мощность 38 л. с. В современных армиях квадроциклы, по сути, заменили мотоциклы с колясками периода Второй мировой войны.

Модель АМ-1 отличается наличием подключаемого полного привода и специальным колёсным движителем с увеличенным протектором, что повышает проходимость квадроцикла по пересечённой местности и позволяет увереннее действовать в условиях бездорожья. Грузоподъёмность модели – 300 кг, скорость – до 80 км/ч. Модель можно смело эксплуатировать при морозах до -20 градусов, к тому же при собственной массе 500 кг мотовездеход в состоянии буксировать прицеп такого же веса. Армейская версия отличается от гражданских штатной системой крепления вооружения: это могут быть как гранатомёты, так и пулемёты. На модели имеется кофр, который можно использовать для перевозки боеприпасов. Помимо обычной светотехники, АМ-1 комплектуется фарой-прожектором. А бензобак военной модели получил самозатягивающееся покрытие, что должно исключить утечку топлива при повреждении целостности бака.

Мотовездеходы АМ-1. Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net

На базе этой же модели РМ500, но уже с колёсной формулой 6х4, создан мобильный миномётный комплекс, в состав которого входят сам мотовездеход РМ500 6х4, 82-мм миномёт 2Б24 и грузовая платформа для перевозки боекомплекта. Данная техника существенным образом повышает подвижность миномётного расчёта из двух человек. Запас хода составляет до 200 км, максимальная скорость – 80 км/ч. При этом мотовездеход в состоянии перевозить 48 выстрелов 3ВО1 или 24 выстрела 3ВО36, сообщает сайт компании ЦНИИ «Буревестник».

Традиционные мотоциклы также интересуют в последние годы российских военных, особенно новые модели с электродвигателями. Разрабатывают различные модели военных мотоциклов в интересах российской армии в Ижевске на родине знаменитых мотоциклов Иж. Созданием мотоциклов в интересах Минобороны России занимается концерн «Калашников». Первые модели электромотоциклов для спецслужб концерн показал на форуме «Армия», тогда же были представлены модели мотоциклов для патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы.

Вариант электрического мотоцикла концерна «Калашников»

Позднее концерн неоднократно демонстрировал версии электрических мотоциклов для правоохранительных органов и гражданских структур, версию «Пульсар» для гражданского рынка, в том числе облегчённую версию гражданской модели. Также концерн показывал модели для спецподразделений «Спецназ» и Минобороны РФ под обозначением SM-1. Электрический мотоцикл SM-1 концерн демонстрировал на форуме «Армия». Заявленная максимальная скорость – 90 км/ч, запас хода до 150 км. Мотоцикл был представлен с бесщёточным двигателем постоянного тока с водяной системой охлаждения. Основное преимущество подобных моделей по сравнению с мотоциклами с традиционными бензиновыми двигателями – бесшумность хода. Помимо этого, модель существенно дешевле в эксплуатации. Использование электромотоциклов в среднем в 12 раз дешевле расходов на топливо у мотоциклов традиционных моделей.

Автор: Юферев Сергей
Источник: https://topwar.ru/