Микро автомобили: прошлое, настоящее и будущее. Часть 2.

На протяжении довольно длинной  истории автомобилестроения все микроавтомобили оставались востребованным сегментом рынка, спрос на которые подвержен колебаниям под влиянием некоторых экономических факторов. В предыдущей части нами было рассмотрено распространение большинства европейских микроавтомобилей в 1950-х и 1960-х годах. Пик популярности этих автомобилей пришёлся на 1950-е годы, когда Европа, восстанавливаясь после Второй мировой войны, не имела возможности приобретать крупные и роскошные автомобили, доступные американским потребителям. В 1960-х годах экономическая ситуация в Европе улучшилась, что привело к снижению спроса на микроавтомобили. Лидером производства компактных автомобилей стала Япония, страна с особым отношением к роскоши и ограниченными ресурсами. Это обстоятельство сформировало у японцев культуру бережливости, в том числе предпочтение миниатюрным автомобилям.

В Японии миниатюрные автомобили называют кей-карами или кэйдзидося. Категория кей-каров в Японии четко регламентирована, особенно в плане габаритов авто. Например, начиная с 4 апреля 1955, кей-каром считается автомобиль, габариты которого не больше 3м в длину и 1,3м в ширину, а вот с 1 января 1976 года, японцы уже могли наслаждаться ездой в автомобиле на 20см длиннее и на 10см шире, который при этом все равно считался кей-каром. Использование кей-кара вместо обычного автомобиля давало преимущества с точки зрения налогов и страховки. 

Subaru 360

Автомобильная марка Subaru началась с кей-кара — Subaru 360. Кто бы мог подумать, что мощные, агрессивные, солидные Субару начинались с малыша 360, которого в Японии называли Божьей коровкой. Subaru 360 (индекс 360 означал максимально допустимый для кей-каров объем двигателя — 360 см3. У Subaru было 356 см3) производился компанией с 1958 по 1971 годы, количество выпущенных за это время автомобилей (точнее кей-каров) составило 392 000.

Габариты Subaru 360 — 2.99м в длину и 1.3м в ширину, т.е. Субару не поскупились и использовали всю разрешенную площадь до последнего сантиметра оставаясь при этом в рамках категории кей-кар. В модели 360 использовался 2х-тактный, 2х-цилиндровый рядный двигатель с воздушным охлаждением, установленный сзади.

В Subaru 360 была установлена 3х-ступенчатая механическая коробка передач. Мощность кей-кара, в начале выпуска в 1958 году, составляла 16 л.с. однако в дальнейшем была увеличина до 25 л.с. Максимальная скорость 97км/ч. Расход топлива 3.6 л. на 100 км.

Subaru 360 экспортировались в США, где продавались по цене $1297. Из-за своего маленького веса (до 1000 фунтов) Subaru не обязательно было соответствовать американским стандартам безопасности. Тем не менее журнал Consumer Reports опубликовал результаты краш-теста которые показали, что при столкновении тяжелого американского автомобиля с Subaru 360, бампер американца легко оказывается в пассажирском отсеке Subaru. В результате, продажи Subaru 360 в США обвалились и были прекращены.

Mazda R360 и Mazda Carol

Кей-кар Mazda R360 во многом похож на Subaru 360. Модель R360 — это первый автомобиль выпущенный Mazda (так же как и Subaru). До того, Mazda выпускала мотоциклы и трициклы.

2х дверная, 4х местная с установленным сзади двигателем, объемом 356 см3 c воздушным охлаждением.  Те же габариты, разница в 1-2 см. Словом, типичный японский кей-кар.

Mazda R360 выпускалась с 1960 по 1966 годы и была самым популярным кей-каром Японии той поры. В то время, купить собственный автомобиль в Японии было достаточно тяжело и компания Mazda сделала все для того, чтобы их первый автомобиль стал максимально доступным. Стоимость Mazda R360 составляла 300000 йен, для версии с ручной каробкой передач. В первый год после запуска, было выпущено 23417 кей-каров Mazda R360 или 64,8% всего рынка микро автомобилей Японии того времени.

В Mazda R360 использовался 4х-тактный V-образный двигатель, достаточно легкий из-за использования магниевого сплава. В целом вес автомобиля составлял всего 380 кг, что делало его самым легким и экономичным японским автомобилем. Максимальная скорость Mazda R360 84 км/ч. Кей-кар оборудован 4х ступенчатой механической или 2х ступенчатой автоматической коробкой передач.

Начиная с 1962 года, параллельно с Mazda R360, компания начинает выпуск модели P360 Carol.  Создавая кей-кар Mazda Carol в пик популярности модели R360 Mazda стремилась, пользуясь удачным моментом, упрочить свое положение и захватить еще больший сегмент рынка. Основной упор сделан был на разработку просторного салона. Инженеры старались создать как можно более объемный и вместительный автомобиль при сохранении внешних габаритов, продиктованных японским законодательством. В результате получился автомобиль с достаточно специфическими формами, в котором тем не менее удобно помещались 4 взрослых человека. Кроме того, Mazda Carol стала первым японским кей-каром с 4 дверями, что делало его более комфортабельным.

Изменения коснулись и двигателя. В Mazda Carol был установлен полностью алюминиевый, 4х-цилинровый, рядный двигатель с водяным охлаждением, который работал существенно тише чем двигатель R360.

Благодаря модели Carol, в 1962 году Mazda смогла захватить уже 67% рынка микрокаров в Японии. Хотя в последующие годы их доля начала падать.

Может сложиться впечатление, что кей-кары — это такие маленькие, нелепые машинки, которые японцы создавали ради смеха и чем комичнее получался автомобиль, тем лучше. Нет, это совершенно не так. Наоборот, автопроизводители стремились создавать полноценные автомобили, мощные, быстрые, комфортные и вместительные, но при этом сделать их как-то так, чтобы не выйти за рамки обозначенных правительством границ, и чтобы себестоимость и следовательно цена готового автомобиля не были слишком высоки.

Со временем у многих производителей это стало получаться. Кей-кары 80х уже не выглядят курьезно а воспринимаются просто как компактные городские автомобили. Кроме того, регламент определяющий максимальные параметры кей-кара, также был пересмотрен. Начиная с января 1976 года, допустимый объем двигателя для кей-каров был увеличен до 550 см3, а с марта 1990 года стало возможным использование двигателей с объемом 660 см3.

С другой стороны, в 70х годах ХХ века, даже американские производители автомобилей стали задумываться об экономии и разумном использовании ресурсов. Мировой автомобильный тренд повернулся в сторону уменьшения габаритов. Автомобилей становилось больше и им становилось тесно на дорогах.

Honda N360 (1967 — 1972)

 

Suzuki Fronte (1967 — 1970)

Mitsubishi Minica

На примере еще одного японского кей-кара Mitsubishi Minica, выпуск которого начался в 1962 году, легко отследить, как маленькие, забавные автомобильчики превращались в уже хорошо знакомые нам компактные городские автомобили.

Первое поколение (1962 — 1969)

Второе поколение (1969 — 1974). Minica 70 и Minica Skipper

Третье поколение (1972 — 1977). Minica F4

Четвертое поколение (1977 — 1984)

Пятое поколение (1984 — 1989)

Шестое поколение (1989 — 1993)

Седьмое поколение (1993 — 1998)

Восьмое поколение (1998 — 2011)