Как кораблю пересечь автотрассу, железную дорогу, долину или какую-либо водную преграду, которая находится на другой высоте? Ответ на этот и похожие вопросы появился в ХVII веке. В древние времена через пропасти, долины и овраги воду из удаленных источников в города подавали по специальным акведукам. С появлением водных каналов возникла необходимость и в мостах, которые могли бы соединить эти каналы без нарушения существующего ландшафта. Для их создания стали использовать принцип строительства акведуков. Сегодня водные мосты — это поднятые на опорах сложные в инженерном плане мостовые конструкции, которые удерживают водяные каналы. По ним осуществляют навигацию небольшие суда, паромы, лодки.
Акведук Понткисиллте
Он является самым старым, а также самым высоким и самым длинным (307 метров) в Британии водным мостом.
Акведук Понткисиллте был открыт в 1805 году и позволил «перебросить» канал Лланголлен через долину реки Ди. Для его создания построили 19 клиновидных каменных опор, что позволило поднять конструкцию над долиной на высоту в 38 метров. Желоб и поддерживающие арки изготовили из чугуна. С одной стороны желоба находится бортик (15 см над уровнем воды), с другой — пешеходная дорожка с перилами.
Раньше акведук использовали для транспортировки извести и угля. Сегодня он является частью канальной сети Великобритании и пропускает около 15 000 лодок в год. А еще он — популярная туристическая изюминка края. В 2009 году акведук Понткисиллте внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мост-канал Бриар
Это одна из самых старых конструкций подобного типа во Франции.
Канал, который строили в 1604—1642 годах, соединил реки Луара и Сена. В 1890—1896 годах через Луару возвели новый мост-акведук на каменных опорах длиной в 662 метра. В проектировании и строительстве сооружения принимал участие Густав Эйфель (да, тот самый Эйфель).
В начале моста поставлены оригинальные обелиски с пилястрами, стилизованным носом корабля, декором и фонарями. С обеих сторон акведука тянутся аккуратные пешеходные дорожки с перилами и изящными фонарными столбами.
Сегодня мост редко используется по прямому назначению. Зато в проплывающих по каналу катерах и лодках встречаются многочисленные туристы.
Магдебургский водный мост
Этот мост длиной 918 метров является самым длинным судоходным каналом в мире.
Он раскинулся над рекой Эльба (Германия) и соеденил каналы Эльба-Хавел и Миттеланд. Мост был необходим потому, что уровень воды в Эльбе намного ниже, чем в этих каналах, что доставляло неудобства судоходной отрасли. Приходилось пользоваться шлюзами и судоподъемниками, проплывать дополнительные расстояния, перегружать суда.
Магдебургский водный мост планировали построить еще в прошлом веке, но, по разным причинам, строительство несколько раз откладывали. В 1997-2003 его все же построили: 228 метров проложено над водой, 690 метров над сушей. Сегодня по водной глади активно курсируют крупные баржи и корабли. По бокам канала обустроены пешеходные и велосипедные дорожки, неподалеку находится музей, где можно узнать историю строительства моста.
Минденский водный мост
Этот мост тоже находится в Германии. Он пересекает реку Везер и является продолжением Среднегерманского канала. От перечисленных выше сооружений отличается тем, что состоит из двух частей. Старый канал был построен в 1914 году, новый соорудили в 50 метрах севернее и открыли в 1998. При этом пролеты обоих мостов совершенно идентичны и не мешают проходу судов.
Новая водная эстакада понадобилась потому, что глубина старого акведука была недостаточной для современных крупнотоннажных барж. Сегодня суда ходят по обоим мостам: старым пользуются небольшие теплоходы и частные лодки, новым — крупные суда и баржи.
Бартон Свинг
Уникальный вид имеет открытый в 1894 году водный мост Бартон Свинг в Манчестере.
Он пересекает Манчестерский канал и несет воды канала Бриджуотер. Акведук является передвижным и сконструирован так, что может поворачиваться в разные стороны на 90°. Подвижная часть расположена на небольшом островке посредине реки и двигается на роликовых подшипниках с помощью гидравлического оборудования.
Перед началом поворота акведук с обеих сторон закрывается специальными перегородками, которые способны выдержать до 800 тонн воды. Полный поворот моста позволяет большегрузным судам беспрепятственно проходить по Манчестерскому каналу. Затем конструкция возвращается на место и открывает проход по каналу Бриджуотер. Небольшие судна могут пересекать «перекресток» одновременно.
Рингваарт Хаарлеммермеер
Водный мост Рингваарт Хаарлеммермеер (Нидерланды) был построен в 1961 году. Изначально он использовался в коммерческих, спортивных и развлекательных целях и пересекался с двумя путями автомобильной трассы А4. В 2006 году завершилась реконструкция сооружения. На восточной стороне расширили участки автотрассы. На западной стороне мост продлили и проложили под ним пути высокоскоростной железной дороги HSL-Zuid. Сегодня длина акведука составляет 1800 метров.
Понт дю Сарт
Мост находится в Бельгии и является частью Центрального канала. Он расположен неподалеку от города Хоуденг-Гоегни и проходит над автомобильной развязкой дорог №535 и №55. Бетонная конструкция установлена на 28 бетонных пилонах диаметром в 3 метра. Ширина канала составляет 46 метров, что позволяет судоходство кораблей разной грузоподъемности.
Велувемеер
Этот водный мост соединяет два искусственных озера, между которыми проходит автотрасса. Дорога соединяет материковую часть Нидерландов и самый большой в мире насыпной остров Флеволанд.
При разработке проекта перед инженерами стояла задача: создать такую конструкцию, которая обеспечивала бы непрерывное движение и наземного, и водного транспорта. Вместо обычного автомобильного моста инженеры предложили универсальный вариант. В 2002 году появилась уникальное сооружение. Верхняя часть имеет длину 19 метров и является водной эстакадой, по которой могут проходить небольшие суда. Под протокой проложен подземный туннель для автомобилей.
Есть такое чудо инженерной мысли и в России — это Московский судоходный мост. Он является частью канала имени Москвы, находится между шлюзами №7 и №8 и пересекает Волоколамское шоссе. Вначале под мостом сделали всего две полосы движения. Затем, в 1944 году, в тоннеле появились трамвайные линии. Но растущие транспортные потоки заставляли мостостроителей расширять конструкцию. В 1972 году под акведуком появился еще один тоннель, а в 2001 еще два: двух- и трехполосный.
Источник: https://dzen.ru/