Как сообщалось ранее, на хорошо известном Брянском автомобильном заводе начат выпуск тягача БАЗ-690902, который предназначен для монтажа мобильных буровых установок для бурения нефтяных и газовых скважин. Ранее мы уже сообщали о первой поставке Брянским автомобильным заводом, который входит в концерн “Алмаз-Антей”, специальных колесных шасси “БАЗ” российским нефтяникам. Тягач БАЗ-690902 оснащается двигателем ТМЗ-8492,10-033 мощностью 470 л.с., однодисковым диафрагменным сцеплением ЯМЗ-184-01, девятиступенчатой, трехходовой и двухдиапазонной механической КП ЯМЗ-2393-50 или ЯМЗ-2394-50. и может эксплуатироваться при температуре от +50 до -50 градусов по Цельсию и скорости ветра до 30 градусов в секунду, а также в горных районах, расположенных на высоте до 2500 м над уровнем моря.
БАЗ-690902 имеет грузоподъемность 27 тонн. Топливные баки тягача имеют объем 680 литров. Полная масса: при движении со скоростью 50 км/ч составляет 46 тонн; при движении со скоростью 80 км/ч составляет 40 тонн.
Подвеска тягача независимая двухторсионная с амортизаторами на каждом колесе. Отбор мощности от КОМ, производится на стоянке от выходного вала 300 л.с. По желанию клиента может быть установлен КОМ с местами отбора мощности для привода гидронасосов.
В дополнительную комплектацию входит гидроусилитель руля с аварийным насосом-дублером. Машина имеет централизованнкю систему управления давлением в шинах, разрезные мосты, независимую торсионную подвеску иколесные редуктора несоосного типа, которые обеспечивают большой клиренс и отсутствие качания техники.
Справка:
Брянский автомобильный завод был образован 4 июня 1958 года для организации производства автомобилей специального назначения. Бежицкий сталелитейный завод передал новому предприятию производственный корпус, в котором развернули серийный выпуск промышленных тракторов Т-140, а затем Т-180 и трубоукладчиков Д-804. Выпуск тракторов продолжался до второй половины 1980-х годов.
В августе 1959 года на БАЗе организовали сборочное производство бронетранспортеров БТР-152В1 и его модификаций, а также больших плавающих автомобилей ЗИЛ-485А (БАВ).
В 1962 году началось производство специальных колесных шасси 135К, несколько позже в серийном производстве были освоены шасси 135ЛМ и 135ЛТМ. Первой собственной разработкой завода, поставленной на серийное производство в 1966 году, стало шасси 135МБ. Во второй половине 1960-х была изготовлена партия шасси 135Л4 для народного хозяйства. До середины 1990-х годов БАЗ выпускал различные модификации шасси 135ЛМП и 135МБ.
Новая веха в жизни завода началась во второй половине 1960-х годов. БАЗу были поручены создание и серийное производство плавающих корпусных шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939, БАЗ-5921 и БАЗ-5922. В 1970 году началось освоение в серийном производстве активного автопоезда ЗИЛ-137-137Б. В начале 1970-х годов на заводе разрабатывают шасси и тягачи семейства «Основа-1», в которое вошли корпусные плавающие шасси БАЗ-6944, БАЗ-5947 и рамное шасси БАЗ-6950. Во второй половине 1980-х годов было разработано семейство «Вощина» (модели БАЗ-69441, БАЗ-6948, БАЗ-69501, БАЗ-6953 и др.). В этот период суммарный выпуск достигал 850–950 шасси и тягачей в год. Произведенная техника нашла применение главным образом в Вооруженных Силах СССР, послужив базой для создания тактических ракетных комплексов «Луна-М», «Точка», «Точка-У», оперативно-тактических ракетных комплексов «Ока», «Ока-У», берегового ракетного комплекса «Редут», зенитно-ракетного комплекса «Оса» различных модификаций, реактивной системы залпового огня «Ураган», комплексов беспилотных летательных аппаратов «Рейс», «Рейс-Д», пунктов боевого управления в составе комплекса «Маневр», а также для других комплексов и систем вооружения и военной техники (ВВТ). Всего за 50 лет завод изготовил свыше 25 000 единиц техники по заказу Министерства обороны. Кроме того, БАЗ выпускал комплектующие для автомобилей ЗИЛ-131: ведущие мосты, раздаточные коробки, балансирные подвески и др. (их производили до 55 тыс. комплектов ежегодно).
В конце 1980-х годов наступила эпоха конверсии. С 1989 года в Брянске велись работы по созданию нового производства, ориентированного на ежегодный выпуск до 40 тыс. 1,5-тонных автофургонов. Однако, после прекращения в 1994 году финансовой поддержки данного проекта со стороны государства, выпуск автомобилей осуществляли по обходной технологии, и всего в 1994–1996 годах было изготовлено 157 автофургонов БАЗ-3782 / БАЗ-3783. Ограниченный тираж, высокая себестоимость и начало производства «ГАЗелей» в Нижнем Новгороде не позволили брянским малотоннажникам закрепиться на рынке, поэтому в 1996 году проект был свернут. Кроме того, оказались невостребованными и производимые автоагрегаты в связи с прекращением АМО «ЗИЛ» выпуска грузовиков ЗИЛ-131. Все это, а также снижение заказов более чем в 10 раз со стороны Министерства обороны поставило Брянский автозавод в сложнейшее положение, и в декабре 1996 года началась процедура банкротства предприятия.
В 1993 году по тактико-техническому заданию Министерства обороны РФ на БАЗе приступили к самой масштабной работе за всю историю завода – созданию семейства специальных колесных шасси и колесных тягачей высокой проходимости 4-го поколения «Вощина-1». Первый опытный образец БАЗ-69091 был изготовлен в феврале 1995 года. В связи с ограниченным финансированием со стороны Заказчика и сложным положением предприятия работа по созданию семейства затянулась на 10 лет. Лишь в 2003–2004 годах шасси и тягачи семейства «Вощина-1» с колесной формулой 6х6 и 8х8 были приняты на снабжение Вооруженных Сил РФ. Однако уже в 1996 году на базе семейства «Вощина-1» начался выпуск народнохозяйственных модификаций шасси и тягачей, и сегодня только для экономического сектора изготовляют 12 серийных комплектаций с колесными формулами 8х8, 10х8, 12х12.
В 2001 году Брянский автозавод стал партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС). Благодаря этому было реанимировано производство военной автомобильной техники (началось серийное изготовление семейства «Вощина-1»), в 2004 году выпущено первое специальное крановое шасси КШ-8973 для 100-тонного автокрана, а в 2006–2007 годах изготовлены два опытных образца специальных крановых шасси БАЗ-8027 под 32-тонные краны, один из которых имел всеколесное рулевое управление (4х4х4). В 2007–2008 годах были запущены в серию трех- и четырехосные специальные крановые шасси на агрегатах КАМАЗа. В 2009-2014 годах осуществлялась малосерийная сборка трех- и четырехосных крановых шасси серии 8031 / 80311 / 8033 с опорно-ходовой рамой, узлами и агрегатами китайского (включая кабину) и российского производства. Были изготовлены и трехосные шасси общего назначения БАЗ-7941 с лонжеронной рамой, которые в дальнейшем планировалось использовать для монтажа широкой линейки специализированных надстроек (автокраны, автобетоносмесители, самосвалы и пр.). Однако кризисные явления 2008–2010 годов в экономике РФ не позволили в полной мере реализовать намеченные планы по увеличению выпуска крановых шасси, а затем обвал курса рубля 2014 года заставил полностью отказаться от выпуска крановых шасси на китайских агрегатах.
Вопросам совершенствования военной автомобильной техники во все времена на БАЗе уделяли особое внимание. В 2007 году были проведены типовые испытания, подтвердившие возможность повышения грузоподъемности базового шасси БАЗ-6909 (колесная формула 8х8) семейства «Вощина-1» до 22 т. В состав семейства были введены седельный тягач БАЗ-6403 (8х8) и специальное крановое шасси БАЗ-6909.8 (8х8). В феврале 2011 года был изготовлен седельный тягач БАЗ-6403.01, габаритная ширина которого составляет 3,1 м, в мае того же года выпустили опытный образец шасси БАЗ-69096-013 с колесной формулой 10х10. В 2013 году линейку военной продукции пополнили так называемые «оборудованные шасси», которые созданы на базе семейства «Вощина-1», что сохранило за Брянским автомобильным заводом позицию единственного в стране изготовителя такой техники, максимально приспособленной для монтажа комплексов и систем ВВТ. Осенью 2014 года прошел предварительные испытания первый образец шасси БАЗ-6909.60 (10х10) шириной 3100 мм. При необходимости в состав семейства «Вощина-1» могут быть введены шасси с колесной формулой 12х12 (версия для народного хозяйства – БАЗ-69099). Это позволяет утверждать, что Россия располагает полностью отечественной внедорожной автомобильной техникой военного и двойного назначения в классе грузоподъемности до 40–45 т.
Осенью 2015 года Брянский автомобильный завод вошел в состав ОАО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей». В течение 2016 года были сделаны первые инвестиции в реконструкцию производства, предприятие приступило к строительству своего собственного заводского автомобильного полигона для испытаний техники. Усилиями заводских специалистов был в полном объеме выполнен Государственный оборонный заказ. В 2016 году БАЗ произвел 266 ед. шасси и тягачей, что на 73,9% больше, чем в 2015-м, когда было собрано 153 ед. техники (по данным ОАО «АСМ-Холдинг»).
В настоящее время шасси и тягачи военного назначения, выпускаемые БАЗом, предназначены для применения в составе различных комплексов и систем ВВТ, в том числе для зенитно-ракетных систем С-400, радиолокационных комплексов «Гамма-С», «Небо-М», станций радиоэлектронной борьбы «Красуха-2» и др., а также перспективных комплексов и систем ВВТ.
На БАЗе ведутся работы по созданию нового поколения специальных колесных шасси и тягачей, а также специальных крановых шасси, для которых предполагается разработка новых кабин как военного, так и гражданского назначения.
ШАССИ И ТЯГАЧИ НА БАЗЕ СЕМЕЙСТВА «ВОЩИНА-1» ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕКТОРА
«Гражданские» версии специальных колесных шасси и колесных тягачей Брянского автозавода БАЗ-69095 (6х6), БАЗ-690902 (8х8), БАЗ-69096 (10х8), БАЗ-69099 (12х12), БАЗ-64022 (6х6), БАЗ-6403 (8х8), БАЗ-64031 (8х8), БАЗ-6307 (8х8), БАЗ-69098 (8х8) унифицированы с моделями семейства «Вощина-1».
Шасси грузоподъемностью от 14,7 до 40 т наиболее востребованы в качестве базы для монтажа различных кузовов и надстроек, используемых предприятиями, работающими в сфере добычи полезных ископаемых. Это установки для гидроразрыва пластов, ремонтно-буровые агрегаты, мобильные буровые вышки, цементировочные комплексы, внедорожные топливные автоцистерны большого объема и др.
Балластные тягачи БАЗ могут быть использованы для буксирования прицепов или самолетов на аэродромах, оборудованы универсальными бортовыми платформами, в том числе с кран-манипуляторными установками. Допустимая масса буксируемого прицепа по дорогам с твердым покрытием – 50 т, по всем видам дорог и местности – 15 т.
Седельные тягачи (допустимая нагрузка на ССУ от 12 до 20 т) могут быть использованы для буксирования полуприцепов-трейлеров, в том числе зарубежного производства, на которых можно перевозить различную тяжелую технику. Полная масса автопоезда может достигать 90 т.
Специальное крановое шасси БАЗ-69098 предназначено под монтаж 50-тонного крана.
Шасси и тягачи оснащают 8-цилиндровыми V-образными дизелями, развивающими мощность до 500 л.с., производства ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) и ОАО «ТМЗ». Коробка передач 9-ступенчатая механическая. Подвеска независимая торсионная или комбинированная балансирно-торсионная (в зависимости от модели и комплектации). Установлена система регулирования давления воздуха в шинах.
В связи с ожидаемым снижением Государственного оборонного заказа на БАЗе проводится как адаптация уже выпускаемых шасси под частные требования заказчиков экономического сектора, так и разработка новых шасси под индивидуальные требования нефтяников, газовиков и иных потребителей.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРАНОВЫЕ ШАССИ БАЗ
Специальные крановые шасси, разработанные специалистами Брянского автозавода, отличаются от близких по характеристикам шасси общего назначения прежде всего использованием опорно-ходовой рамы вместо классической лонжеронной. Благодаря объединению в единую конструкцию опорно-ходовая рама получается более жесткой, технологичной и легкой, лучше приспособленной к размещению различного кранового оборудования. К тому же она обеспечивает автокрану пониженный центр тяжести.
Специальное крановое шасси БАЗ-69098 появилось в 2000 году. Это шасси заинтересовало заказчиков, эксплуатирующих автокраны в сложных дорожных условиях. Шасси БАЗ-69098 по агрегатной базе и кабине унифицировано с шасси семейства «Вощина-1». Машина оснащена V-образной «восьмеркой» ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., с которой агрегатирована 9-ступенчатая механическая коробка передач. Подвеска независимая двухторсионная, с амортизаторами, предусмотрена возможность регулирования давления воздуха в шинах. На сегодня это основная модель кранового шасси БАЗ.
Для монтажа 25-тонных кранов «Ивановец» с конца 2006 года также изготовляли специальное трехосное (6х4) крановое шасси БАЗ-8029 на камской агрегатной базе. В 2007 году его дополнила четырехосная (8х4) модификация БАЗ-80291 под 50-тонный кран. Оба шасси оснащали дизелями КАМАЗ различных моделей (в зависимости от комплектации шасси устанавливали двигатели стандартов Евро-2, Евро-3, мощностью от 240 до 280 л.с.) и кабиной типа КАМАЗ-6520, а также камскими коробками передач и мостами. Были разработаны комплектации шасси и с двигателями Cummins. Однако, в 2009 году из-за возникновения проблем с поставками автокомпонентов производства ОАО «КАМАЗ» выпуск шасси БАЗ-8029 и БАЗ-80291 был прекращен.
Выпуск пятиосного шасси КШ-8973 под 100-тонный кран КС-8973 был остановлен в конце 2012 года из-за невостребованности 100-тонных кранов на строительном рынке России.
В связи с оживлением деловой активности строителей Брянский автомобильный завод рассматривает различные варианты по созданию новых моделей специальных крановых шасси. Ряд работ уже ведется с российскими крановыми заводами.
БАЗ-69095, 6х6, шасси
Параметр | Значение |
Габаритные размеры, мм | 10970х2750х2810 |
База, мм | 5120+1450 |
Грузоподъемность, кг | 14 700 |
Полная масса, кг | 30 000 |
Двигатель дизельный | 14,86 л/ 450 л.с. |
БАЗ-69092, 6х6, бортовой
Параметр | Значение |
Габаритные размеры, мм | 10970х2750х2810 |
База, мм | 5120+1450 |
Грузоподъемность, кг | 14 200 |
Полная масса, кг | 30 300 |
Двигатель дизельный | 14,86 л/ 450 л.с. |
БАЗ-690902, 8х8, шасси
Параметр | Значение |
Габаритные размеры, мм | 12 980х2750х2810 |
База, мм | 2200+4350+1450 |
Грузоподъемность, кг | 22 000 |
Полная масса, кг | 39 000 |
Двигатель дизельный | 14,86 л/ 450 л.с. |
БАЗ-69096, 10х8, шасси
Параметр | Значение |
Габаритные размеры, мм | 14 550х2750х2810 |
База, мм | 2200+4350+1450+1450 |
Грузоподъемность, кг | 33 000 |
Полная масса, кг | 54 300 |
Двигатель дизельный | 17,24 л/ 470 л.с. |
БАЗ-69099, 12х12, шасси
Параметр | Значение |
Габаритные размеры, мм | 15 700х2750х2810 |
База, мм | 2200+1900+2600+1450+1450 |
Грузоподъемность, кг | 40 000 |
Полная масса, кг | 64 300 |
Двигатель дизельный | 17,24 л/ 470 л.с. |
БАЗ-6402, 6х6, седельный тягач
Параметр | Значение |
Длина, мм | 9275 |
База, мм | 4220+1450 |
Нагрузка на ССУ, кг | 12 000 |
Снаряженная масса тягача, кг | 16 300 |
Полная масса автопоезда, кг | 50 600 |
Двигатель дизельный | 17,24 л/ 470 л.с. |
БАЗ-6403-012, 8х8, седельный тягач
Параметр | Значение |
Длина, мм | 9840 |
База, мм | 2200/ 2700/ 1450 |
Нагрузка на ССУ, кг | 20 000 |
Снаряженная масса тягача, кг | 18 800 |
Полная масса автопоезда, кг | 90 000 |
Двигатель дизельный | 17,24 л/ 470 л.с. |
БАЗ-69098, 8х8, крановое шасси
Параметр | Значение |
Габаритные размеры, мм | 11 916х2750х2810 |
База, мм | 1850+3800+1450 |
Грузоподъемность, кг | 20 000 |
Полная масса, кг | 42 050 |
Двигатель дизельный | 14,86 л/ 400 л.с. |
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://rim3.ru/