Что вы знаете о ГосТехе как об облачной технологической платформе и экосистеме: комментарии профессионала

Руководитель  подведомственного Минцифры федерального казенного учреждения «ГосТех» сравнивает создаваемую одноименную цифровую платформу с автомобильным  двигателем. Используя ее в качестве основы органы власти смогут быстрее, дешевле и надежнее собирать абсолютно новые прикладные информационные системы под свои задачи. В интервью с главным редактором TAdviser Александром Левашовым Василий Слышкин сформулировал ключевые мотивы для миграции в ГосТех информационных систем и сервисов, а также предупредил участников рынка, желающих работать с госсектором, о предстоящей смене бизнес-моделей. Гостех – тема, потенциально, огромная, глобальная, и коснется она, наверное, в какой-то степени любого чиновника, любого ведомства на федеральном и региональном уровне. Далеко не все ваши контрагенты являются ИТ-экспертами, поэтому начать хотелось бы с максимально простого определения. Что такое Гостех и для чего он нужен?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Когда мы разговариваем с профессионалами, то говорим о ГосТехе как об облачной технологической платформе и экосистеме, но, объясняя суть этой платформы далекому от информационных технологий человеку, переходим на метафоры. В качестве таковой я бы привел автомобильный двигатель, который является основой транспортного средства. Не секрет, что автомобильных двигателей в мире не очень много, но есть масса марок и моделей, которые их используют. Например, одними и теми же двигателями комплектуются Ауди, Фольксваген и Шкода. Стандартизация того, что находится под капотом, позволяет достаточно быстро производить конечный автомобиль любой марки. Также и в нашем случае. В июле-августе 2022 года на рабочей группе, которую мы называем архитектурным советом ГосТеха, были одобрены, а затем на президиуме правительственной комиссии утверждены стандарты ГосТеха, на базе которых должны строиться конкретные информационные системы – т.е., возвращаясь к нашей аналогии, мы разработали стандартный двигатель, на котором можно создавать автомобили конкретных марок.

Что именно было стандартизовано?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Первый пакет стандартов – это технологическое ядро, это вопросы, связанные с управлением очередями, сервисами, бизнес-процессами, API, журналированием, аудитом, мониторингом. Практически все, что не касается внешнего облика – то, что находится внутри, под капотом. Этот стандарт описывает, как разные компоненты внутри платформы не только от одного поставщика могут между собой взаимодействовать для того, чтобы можно было собрать конечную версию продукта.

Пользуясь этим технологическим ядром в качестве платформы, госорганы могут сосредоточиться на разработке прикладных функциональных вещей.

Если сравнивать с автомобилем, то есть базовая комплектация и есть возможность выбрать опции и дополнительные функции. При этом эти опции могут быть уже от сторонних поставщиков, от партнеров.

Еще один стандарт как раз касается включения в ГосТех сервисов и продуктов от сторонних поставщиков. Его утверждение для нас является важной вехой, потому что мы достигли определенного консенсуса среди крупнейших отраслевых игроков и между органами власти. Возможность добавлять в ГосТех сторонние компоненты формирует принцип открытости платформы.

Откуда возьмутся эти сторонние продукты и сервисы?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Это могут быть либо продукты, разработанные ИТ-компаниями и доступные на рынке, либо системы и сервисы, разработанные в интересах госорганов. В стандарте прописан минимальный набор API по взаимодействию с платформой, учтены вопросы безопасности, работоспособности, надежности, авторизации между компонентами. Сторонние продукты должны собираться на конвейере и иметь возможность использоваться на базовых компонентах ГосТеха. Это позволяет поставщикам продуктов, во-первых, быть совместимыми с государственными системами, бесшовно в них встраиваться и, тем самым, если вернуться к метафоре с автомобилем, расширять линейку опций, которые доступны для пользователя.

Приведу пример. Сейчас в стране реализуется инициатива по созданию национальной системы пространственных данных (ГИС НСПД). В мае 2022 года было принято постановление правительства о том, что ГИС НСПД будет компонентом ГосТеха. Т.е. в нашем «автомобиле» должен появиться стандартный компонент – навигатор, который мы будем использовать во всех ГИСах как единую картографическую основу.

Давайте резюмируем. ГосТех – это как бы двигатель автомобиля, а вокруг него выстраиваются все остальные компоненты, отличающие одну информационную систему от другой – в автомобильной тематике это подвеска, колеса, фары, сидения и т.п. Так?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Да. Есть базовая технологическая основа и есть системы, которые обеспечивают конечную функциональность для граждан.

И эту базовую основу по заказу Минцифры создал Сбер?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Да, но за время эксперимента по созданию Гостеха (начался с 1 ноября 2020 года, – прим. TAdviser) мы провели анализ потребностей государственных инфосистем с точки зрения перевода на платформу и вывели новые потребности – то, чего в техзадании Сбера не было. Поэтому и стандарт, который мы утвердили, шире. Технологии, которые включены в стандарт, на 80-90% удовлетворяют потребности при реализации технической архитектуры любой ГИС.

Какую проблему или потребность чиновников и обычных граждан решает Гостех?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: За счет того, что платформа уже готова, собрана на государственном облаке и защищена, мы с классического пути проекта по внедрению нового сервиса снимаем самые длинные участки реализации. То есть мы сокращаем время на запуск системы. Ведь классический проект – это поставка оборудования, монтаж, пусконаладка, дальше на этой основе собирается информационная система. Все те базовые технологии, которые я перечислил, необходимо установить, интегрировать, и только после этого разрабатывать прикладные вещи – бизнес-процессы, формы и т.д.

Т.е. в ГосТехе есть вычислительные ресурсы и реализован базовый набор технологий, и госорганы могут этим пользоваться?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Платформа ГосТех размещается в гособлаке, то есть, «железо» доступно из облака, а значит из проекта уходит необходимость поставки оборудования и монтажа. Также собран и реализован весь технологический слой, который входит в базовый стандарт сервисов платформы.

После того, как госорган собрал все необходимые базовые компоненты, ему необходимо обеспечить аттестацию системы, подтвердить ее защищенность. Мы эту задачу тоже частично снимаем – обеспечиваем проверку кода на уязвимости, статический и динамический анализ кода, сборка происходит из репозиториев, прошедших проверку по определенному уровню доверия.

Все это позволяет реализовать на практике в государственных информационных системах концепцию DevSecOps, то есть, конвейера безопасной разработки программного обеспечения. Непосредственно госзаказчику необходимо разработать только функциональный слой информационной системы, связанный со спецификой его деятельности.

Надо сказать, что не все исполнители государственных контрактов по разработке программного обеспечения соблюдали принципы безопасной разработки, и мы достаточно высоко поднимаем эту планку.

Таким образом, для конечного гражданина и для чиновника ГосТех несет два основных бенефита. Во-первых, ускорение реализации конечного продукта или сервиса. Как мы видим, в последние годы все сильно ускоряется, и поручения вывести тот или иной новый сервис зачастую имеют срок два-три месяца. С переходом на ГосТех чиновник сможет не боятся брать на себя ответственность за столь короткие сроки, а граждане смогут быстрее получить доступ к новым цифровым возможностям взаимодействия с государством. Второй аспект – это гарантированная безопасность. Атаки на информационные системы идут регулярно. Совокупность мер, которую мы закладываем при проектировании ГосТеха, позволяет обеспечить надежную защиту.

С этими тезисами нельзя не согласиться, но есть одно «но». Сегодня в России нет, пожалуй, ни одного региона, а тем более федерального ведомства, которые бы уже давно не развивали собственную ИТ-инфраструктуру, не сформировали бы этот базовый слой программного обеспечения. В некоторых регионах и федеральных ведомствах все это реализовано на очень высоком уровне. Зачем им менять свой давно сформированный базис на нечто новое в виде ГосТеха?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Затем, что возникли новые факторы. Мы анализировали технологии, которые используются в органах власти, и с уверенностью можем сказать, что, например, больше половины из них используют виртуализацию  зарубежных вендоров. Учитывая, что практически все эти вендоры прекратили поддержку своих технологий в России, то весной 2022 года у них автоматически были отозваны сертификаты безопасности ФСТЭК. Сам ГосТех не стал исключением, т.к. технологии Red Hat, которые использовались Сбером внутри нашей платформы, также были отозваны. Поэтому во втором квартале этого года мы переехали на отечественную виртуализацию и получили соответствующие сертификаты безопасности.

Есть и второй фактор. Мы исследовали утилизацию в региональных ЦОДах, как в коммерческих, так и в государственных, которые находятся в собственности либо у субъектов, либо у телеком-операторов. Анализ показывает, что в основном мощности заняты. При этом ситуация осложняется санкционным давлением и дефицитом оборудования. Минцифры прикладывает большие усилия для развития Гособлака. И теперь в Гособлако возникла очередь.

Кстати, так получилось, что все оборудование, на котором мы создавали Гостех в рамках эксперимента, было отечественным. Это сервера и системы хранения данных Yadro. Располагаются они в ЦОДах «Ростелекома» и Cloud (бывший Sbercloud, – прим. TAdviser).

Поэтому сложилась уникальная ситуация, когда платформа ГосТех, по сути, не подвержена тем рискам, которые могут быть в созданных ранее ведомственных системах.

А разве Гособлако не сталкивается с проблемой дефицита оборудования?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Эта проблема решается системно с ведущими поставщиками, реализуется целая программа производства, которая позволяет снять вопрос отсутствия либо недоступности серверного оборудования.

Достаточно ли в стране ЦОДов, чтобы удовлетворить потребность всех регионов?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Мы анализировали текущую удовлетворенность и пришли к выводу, что дефицит по стойкам есть. Также мы проанализировали планы ввода мощностей у ключевых поставщиков. Например, «Ростелеком» планирует запустить 2000 стоек в Москве, «Селектел» запускает новые мощности в Отрадном.

«Селектел» станет одним из поставщиков Гособлака?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Он может претендовать, если будет соответствовать требованиям. Помимо этого у нас есть подтверждение от Сбербанка о предстоящем вводе ЦОДа в Саратовской области. Есть мощности на Северо-Западе, в Санкт-Петербурге.

А что касается регионов за Уралом?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: На Дальнем Востоке ситуация не такая благоприятная, но там и нагрузка на государственные системы не столь высокая.

В целом мы пришли к выводу, что с учетом предстоящих запусков мощностей ситуация вполне управляемая, она позволит реализовать наши потребности в несколько тысяч стоек за счет геораспределенной сети ЦОДов.

Кто курирует ГосТех со стороны Минцифры?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: С одной стороны, мы являемся подведомственным учреждением Минцифры, а это значит, что директор учреждения подчиняется непосредственно министру. С другой стороны, так как проект крупный, мы работаем с разными заместителями министра. С Андреем Черненко по вопросам гособлака, по отраслевым доменам – образование, здравоохранение – с Олегом Качановым, по вопросам, связанным с координацией расходов на цифровизацию, с Николаем Яцеленко, по информационной безопасности – с Александром Шойтовым.

Эксперимент по созданию и запуску ГосТеха должен был завершиться 31 мая 2022 года, но был продлён до конца года. Почему?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Продление было по совокупности факторов. С учетом новых рисков мы разработали ряд документов и мер по защите, по обеспечению безопасности информации, утвердили концепцию информационной безопасности. Были переаттестованы компоненты, которые пришлось заменить из-за санкций. Было решено организовать динамическое обеспечение безопасности за счет привлечения оперативных штабов по реагированию на компьютерные атаки.

Кого-то уже привлекли в качестве подрядчиков по организации такого штаба?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Пока не законтрактовались. Мы устранили нормативные и технические барьеры для его реализации. После окончания эксперимента будем запускать. Думаю, что на контрактной основе.

То есть, это будет подрядчик, который будет отслеживать угрозы и реагировать на атаки?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Будет, вероятно, гибридная схема. Часть команды будет сформирована на базе ФКУ «Гостех», другая часть – на базе квалифицированных поставщиков.

Речь идет о таких компаниях, как «Ростелеком Солар» и Positive Technologies?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Представители рынка известны вам: «Бизон», «Позитив», «Солар», «Касперский», которые готовы оказывать услуги по регулярной защите, по инцидентам и так далее. Эту модель мы сейчас реализуем. К началу 2023 года должна быть готова аттестованная мультитенантная облачная платформа, которая позволит изолированно обслуживать пользователей из разных организаций в рамках одного сервиса.

Таким образом, ведомства – пользователи Гостеха смогут снять с себя задач по обеспечению информационной безопасности?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Они смогут разделить эти задачи с нами.

Еще одно преимущество Гостеха, которое периодически декларируется в презентациях, это финансовая выгода для заказчиков – для регионов, для федеральных ведомств. За счет чего она достигается?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Во многих системах сегодня присутствует технологический долг. Например, они не обеспечивают высокий уровень отказоустойчивости. Реализованные архитектурные решения в федеральных ведомствах позволяют добиться устойчивости в среднем на уровне 97%. Это означает несколько дней простоя в течение года. Поэтому экономический эффект будет достигаться в результате повышения этого показателя, из-за уменьшения простоев. Наша задача – добиться показателя доступности 99,9%, т.е. простой не менее нескольких часов в год.

Если простаивает бэкофисная система – это еще ничего, но, когда речь идет о сервисе записи к врачу или системе, обеспечивающей сделки с недвижимостью, скорость отклика и доступность становятся важными факторами.

Еще один ключевой принцип ГосТеха – это переиспользование. Он позволяет при должном архитектурном надзоре, при необходимом сопровождении реализовать в рамках разработки тех или иных сервисов часть кода, который можно переиспользовать в других сервисах. И здесь мы экономим, по сути, на том, что не изобретаем заново велосипед. Либо вы можете его купить у коммерческого провайдера по понятной цене, либо он принадлежит государству и включен в репозиторий, в этом случае вы можете использовать его как микросервис.

В рамках эксперимента мы разработали, например, платежный шлюз как сервисную компоненту. Есть шлюзы доступа к СМЭВ, к ЕСИА. Они позволяют командам разработки сэкономить время и сосредоточиться на прикладной функциональности. Максимальный эффект мы ожидаем от переиспользования региональных решений. Один раз разработал, а переиспользовать можно 85 раз.

В теории, да. Но есть ли уже примеры на практике?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: На нескольких встречах с регионами мы попросили их рассказать, какие решения они могли бы предложить для тиражирования. Как выяснилось, большинство решений, которые были предложены, уже имели реализацию в других субъектах, по заказу других органов власти. Т.е. потенциал хороший. Конечно, требуются затраты на внедрение, адаптацию в каждом субъекте, но это не написание кода с нуля, и это действительно серьезная возможность сэкономить.

Идеи тиражирования типовых решений или лучших практик в регионах звучат много лет, но до сих пор не получили серьезного распространения. Как вы считаете, почему?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Думаю, было несколько сдерживающих факторов. Первым фактором был нормативный барьер, было затруднительно передать исключительные права на программный продукт от субъекта к субъекту. В декабре 2021 года вышло постановление правительства о национальном фонде алгоритмов и программ (НФАП), которое заложило нормативную основу для создания каталога типового программного обеспечения и лицензионного соглашения, которое позволяет передавать ПО легитимно.

Другая сложность заключалась в том, что раньше госорганы сдавали в НФАП целостную ГИС. По сути, сдавали ее в архив. И эту систему было очень сложно разделить. Сейчас мы узаконили возможность публиковать в НФАП, а затем переиспользовать типовые компоненты.

Все это должно частично снять проблемы. В рамках эксперимента мы уже доказали работоспособность такого подхода на примере Росимущества, от которого получили компоненты для использования в других ведомствах.

Но мы видим, что тиражирование плохо работает между регионами, потому что один регион не заинтересован развивать другой регион. Отсутствуют базовые мотивы для реализации таких проектов. Вот когда этим занимается коммерческая организация, все базовые мотивы имеются – развивать и продавать продукт, обеспечивать его внедрение, оказывать услуги эксплуатации и поддержки.

В результате такие компании как «Барс Груп» или БФТ, например, продают, внедряют и поддерживают одни и те же решения по управлению финансами в десятках регионов…

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Да, возникает квазиконкурентный рынок, что не совсем правильно. Нам предстоит пройти путь от нынешней ситуации, когда ИТ-компании мыслят продажами лицензий и заработком на внедрении, до бизнес-модели, когда они оказывают регионам услугу доступа к своим программным сервисам. Мы обсуждали этот подход с отраслью, с компаниями и ассоциациями производителей программного обеспечения. Видим, что пока не все живут в такой парадигме. По-прежнему превалирует модель, когда ИТ-компания продает лицензию, делает инсталляцию, зарабатывает на этом вновь и вновь.

Должно произойти изменение подхода к тарификации, к бизнес-модели. Переход на подписную модель, возможность работать из облака. Продукты должны стать настраиваемыми и легкими в использовании, они не должны требовать существенного внедрения. Появление таких решений и должно стать фактором, который сдвинет тему переиспользования с мертвой точки. В первую очередь, мы, конечно же, ставим на крупных игроков ИТ-рынка, таких как «1С» или «СКБ-Контур».

Третий ключевой барьер – это способ закупки. Если мы нормативно разрешили передавать решения, если технически реализовали подключение как «из розетки», то и закупка должна осуществляться не сложнее, чем в интернет-магазине.

Тут мы плавно переходим к вопросам о Госмаркете.

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: В 44-м федеральном законе процедура закупки по подобию интернет-магазина разрешена только для товаров, и она занимает 7 дней. Но мы считаем, что, когда у нас продукт пройдет техническую экспертизу и будет помещен в облачное хранилище, он, по сути, и станет товаром на полке. Нужно, чтобы в законе помимо товара через запятую появились «облачные услуги». Технически мы к этому готовы. Срок 7 дней выглядит очень привлекательно, потому что сейчас на эту процедуру уходит 1,5-2 месяца.

Что требуется сделать, чтобы покупать облачные услуги можно было за 7 дней?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Для этого нужно проделать большой путь – пройти согласования с Минфином, обеспечить внесение изменений в закон и приравнять облачные услуги к товарам.

До конца 2022 года стоит ждать внесения этих изменений?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Это весьма оптимистичный прогноз, я бы не стал его давать.

Пока эти изменения не будут внесены, Госмаркет полноценно не заработает?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Госмаркет заработает, потому что сами по себе торги, аукционная процедура, не являются функцией Госмаркета. Это функция ЕИС и специализированных площадок. На нашей стороне находятся вопросы, связанные с типизацией услуг, с формированием типовых условий государственного контракта, биллинг-контроль фактического объема потребленной облачной услуги. Поэтому то, что пока не реализован упрощенный способ покупки услуг, не является стоп-фактором для концепции Госмаркета. По вопросам работы с поставщиками, включения их продуктов в Госмаркет основные барьеры, мне кажется, сняты.

Когда он запустится? И с каким набором сервисов?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Мы развиваем Госмаркет, как и все остальное, очередями, итерациями. Набор ключевых функций, связанных с выбором, регистрацией продукта, контролем, размещением, безусловно, реализуем до конца 2022 года. Нормативные положения о ГИС Госмаркет сейчас проходят межведомственное согласование. Запланированы денежные средства в бюджете. Кроме того, собственными силами решаем часть вопросов, связанных с безопасностью, проектированием и так далее. Есть отдельные подразделения, которые отвечают за эту историю.

После согласования нормативных положений объявите конкурс на разработку?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Да. Есть вещи, которые сложно сделать инхаус. Например, биллинг или управление динамической инфраструктурой. До конца года в прототипе «Госмаркета» планируем запустить витрину цифровых продуктов, личные кабинеты пользователей с авторизацией через ЕСИА, конструктор технических заданий, формирование пакета документов извещения на закупку.

Какие продукты будут продаваться в Госмаркете на первом этапе?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Я хотел бы избежать слова «продаваться», потому что здесь в данном случае мы не делаем революции. Это продукты, которые находятся в облаке, приобретение которых доступно по обычной процедуре. Какие точно это будут продукты, я пока не знаю, потому что мы сейчас работаем с 36 компаниями, которые тем или иным образом проявили заинтересованность участвовать в ГосТехе. Часть их технологий мы уже оттестировали на стендах. Например, технологию баз данных со встроенным шифрованием – это незаменимая вещь. Ряд поставщиков я уже назвал, «1С» или «СКБ Контур», например. С кем мы дойдем до полного согласия, те и появятся в Госмаркете.

Последняя веха, когда уже точно будет понятно, что обратного пути нет, это аттестация мультитенантной платформы. Она позволит размещать маленькие и средние ГИСы таким образом, что между ними будет как бы воздушный зазор, они будут защищены друг от друга. Здесь есть определенные риски технологической новизны, но с каждым днем их все меньше и меньше.

Ваш основной подрядчик в рамках эксперимента по ГосТеху – Сбер. Продолжите ли вы взаимодействие, когда эксперимент завершится?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Эксперимент и контракт со Сбером были продлены без дополнительных расходов. Окончание контракта – это конец 2022 года.

Счетная палата говорит о том, что у Сбера исключительные права на тот софт, который лег в основу Гостеха, а у государства – неисключительные. Если Сбер лишится своих прав, то и вы, соответственно, останетесь без прав. Что вы думаете об этом?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Мы эти риски отработали. Мы понимаем, что правом нашего партнера является создание, развитие и дальнейшее внедрение продукта. Ни у кого же не возникало таких вопросов по отношению к Oracle или к VMware. Чего мы хотим добиться? Чтобы государство владело этими продуктами, чтобы у нас были исключительные права, чтобы мы инвестировали деньги в их развитие? Или все-таки, чтобы они оставались в собственности компаний-разработчиков? В большинстве дискуссий на эту тему эксперты сходятся во мнении, что государство хуже справляется с задачами разработки ИТ-продуктов, чем коммерческие компании. Сбербанк является огромной компанией, и мы видим, что продукты, поставляемые для Гостеха, они развивают и в собственных интересах.

Второй момент заключается в том, что наша задача – обеспечить недискриминационный доступ к использованию созданного продукта со стороны органов власти и других игроков на рынке. Поэтому в лицензионном соглашении, по которому мы получим программное обеспечение Сбера, будет сказано об отсутствии ограничений на его использование для всех органов государственной власти и бюджетных учреждений. Не будет такой плохой, на мой взгляд, практики, когда продукт лицензируется по количеству рабочих мест или по количеству заказчиков. Т.е. органы и организации при размещении на платформе Гостех своих ГИСов не будут платить никаких платежей за лицензии на ее использование.

А за что будут платить?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: За фактически использованные ресурсы и прикладное программное обеспечение. По сути, эксперимент дал нам проверенный продукт и возможность на нем реализовывать информационные системы.

А ИТ-компании, которые разрабатывают ГИСы для госзаказчиков?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Для игроков рынка также должен быть обеспечен недискриминационный доступ. Это одно из наших условий в сторону любого поставщика платформы как сервиса, кто бы ни был выбран на конкурсе, чтобы доступ к платформе Гостех был одинаково возможен для любой компании, которая работает на рынке разработки государственных ИТ-систем. Чтобы условия для всех них были понятны. Речь идет и о доступе к работе на конвейере, и к запуску песочницы, и к обучению. Мы не будем ограничивать владельца платформы реализовывать какие-то программы коллаборации с теми или иными разработчиками продуктов, но будем требовать внятную для всех партнерскую программу при условии соблюдения стандартов по сервису, доступности, совместимости и т.д. В общем, все достаточно открыто.

Есть план миграции на Гостех ИТ-систем федеральных ведомств на 2023 год. В числе первых в него включены Казначейство, Росреестр, ПФР – то есть, ведомства с самыми нагруженными и сложными системами. Здесь речь идет о миграции каких-то отдельных подсистем? Или планируется полный перевод таких «монстров», как ЕГИССО или Электронный бюджет?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН:В основном все реализуют перевод части подсистем. С Росреестром, как я и говорил, в приоритете включение в ГосТех единой картографической основы. С ПФР утвержден план-график реализации социального казначейства. С Казначейством и с Минфином также обсуждается подобный подход – т.е. сборка на конвейере и реализация одной из подсистем.

Почему силовые ведомства не хотят идти в Гостех?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Не то что не хотят…

Не встали в очередь.

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Да. Это следствие того, что мы пока не готовы работать с защитой информации уровня гостайны.

Когда появится такая возможность?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Не могу пока дать прогноз.

Нужна ли она?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Нужна.

Может быть, они и в своей текущей парадигме смогут жить достаточно долго?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Окончательной позиции сейчас нет. Мы находимся в обсуждении. В силовом блоке очень много закрытых контуров.

Которые нельзя отдать в облако?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: С одной стороны, нельзя отдать в облако. При этом мы же строим не открытое облако, а защищенное. Сейчас мы смело можем говорить, что это уровень К1, К2 и ниже. Дальше нужно смотреть на совокупность факторов. Нужно ли выносить в облако? Платформу целесообразно применять там, где есть большая нагрузка. Дальше вопрос экономической целесообразности.

В общем, пока это открытый вопрос.

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Нерешенный, так скажем. Сейчас и в гражданской части работы выше крыши.

Она приоритетней?

ВАСИЛИЙ СЛЫШКИН: Эффект значительно существеннее.

Источник: https://www.tadviser.ru/