Концепция цифровой экономики: основные определения, документы и направления развития

Прогрессивная концепция цифровой экономики распространяется по всему миру, в том числе и России [1]. Ранее Правительством РФ была разработана и утверждена программа по созданию условий для перехода России к цифровой экономике. В рамках программы выбрано пять направлений, таких как: кадры и образование, современная информационная инфраструктура, информационная безопасность, а также формирование разных исследовательских компе­тенций и технологических заделов, нормативное регулирование [2]. Зарубежные исследователи выделяют следующие направления в рамках цифровой экономики [3]: исследования, на основе больших массивов данных (Big Data) [4, 5] с помощью алгоритмов машинного обучения [4]; Интернета-вещей [7, 8], применения облачных техно­логий [9], электронной коммерции [10], социальных сетей [11] и двусторонних рынков [12], независимость географического положения [13, 14] и др.

Онлайн-бизнес, который относится к проводимым транзакциям через интернет-сеть, представляет значительный интерес для практиков и исследователей, прежде всего из-за его влияния на участников цифро­вого рынка. Устранение многочисленных барьеров (географические, правовые и т. д.), обеспечение разнообразия и доступности предлагаемых продуктов и услуг стимулирует рост онлайн-бизнеса в концепции цифровой экономики [15].

Brynjolfsson E. и другие [16] изучают эффекты цифровой экономики влияющие на благосостояние страны и граждан. При том они опреде­ляют, что результаты труда плохо измеряются бухгалтерским учетом. Следовательно, возникает проблема адекватной оценки эффектов цифровой экономики на ВВП.

Ключевой особенностью цифровой экономики является распростра­нение новых услуг, в том числе и «бесплатных» при льготном или пробном периоде. Они предлагают учитывать вклад этих товаров и услуг по изменению благосостояния. Льготный период, по их мнению, представляет собой особый текущий интерес, в котором есть потенциал, влияние которого на благосостояние никак не учитывается. А отсутствие учета не означает его не существования.

Другой большой социально-экономической проблемой цифровой экономики является представление о процессах трудоустройства и содержания работ, социальной модели оплачиваемой занятости. Современное представление об этих процессах со временем будет устаревать, постоянная работа трансформируется в проекты [17].

Подразумевая цифровую экономику, важно понимать ее различия от предшествующих концепций, например Фордизму и постфордизму, которые являлись предметом больших исследований разных групп ученых. Предшествующие концепции охватывают множество различных групп технологий, которые лежали в основе революции, в области электротехники, химии, энергетики, фармацевтики, информационных технологий, транспорта и телекоммуникаций. Таким образом, важно выделить принципы цифровой экономики и ее системы экономических, социальных и культурных отношений.

Цифровая экономика имеет четыре специфические особенности: нерелевантность географического положения или отсутствие потреб­ности вести бизнес/работать в одном географическом месте, ключевая роль платформ, важность сетевых эффектов и использование больших данных. Эти особенности отличают его от предшествующих концепций экономики.

Принципы цифровой экономики:

  1. 1. Оцифрованная информация стала стратегическим ресурсом, и сетевые технологии стали главным организующим принципом эконо­мики и общества в целом. Новое поколение цифровых технологий в настоящее время генерирует беспрецедентные объемы данных и предоставление инструментов, необходимых для использования этого актива. При всем при этом, понятие «информационного взрыва» как лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе родилось в 1975 г. [18]
  2. Цифровая экономика наряду с постоянно растущим диапазоном материальной и нематериальной экономической деятельности следует принципам растущей доходности.
  3. Появляются новые бизнес-модели, позволяющие использовать преимущества двухсторонних рынков. Двусторонний рынок – это место встречи двух агентов, которые взаимодействуют через посредника или платформу. Участие обеих сторон является основополагающим для развития и успеха каждой платформы и для нашего понимания ценовых стратегий, которым следуют участники рынка. В контексте цифровой экономики под двусторонним рынком понимают онлайн-платформы. Пример, платформа поиска удаленной работы upwork.com, kwork.ru.
  4. Новая модель промышленного производства («Индустрия 410») включает короткие производственные циклы массовых товаров, глобальная фрагментация цепочек создания стоимости, создание сетей производственного потенциала и размывание границ между производи­телями, продавцами и потребителями на основе децентрализации, автоматизации и искусственного интеллекта.

Растущая прибыль является неотъемлемым свойством цифровой экономики благодаря положительным эффектам сетевой платформы, означающая, что ценность цифрового товара или услуги увеличивается в зависимости от размера сети без сопутствующего увеличения затрат.

Одним из последствий принципа растущей доходности является то, что затраты на производство и распределение не имеют или почти не связаны с производимыми объемами, но должны быть оплачены при первоначальных инвестициях. Предельные издержки производства, соответственно, близки к нулю, и поэтому цифровая экономика по степени напряженности является интенсивной, цифровые товары могут быть воспроизведены в огромных количествах. Инвестиции в платформы изначально высоки, но затем снижаются, так как инно­вации приобретают широкое распространение среди пользователей. Тем самым увеличивая возврат инвестиций.

Рынок в цифровой экономике следует модели монополистической или олигополистической конкуренции, он ограничен несколькими крупными компаниями, которые часто появляются в результате сделок в области слияния и поглощения.

Рынок ориентирован исключительно на положительные внешние эффекты сети и игнорирует отрицательные внешние факторы, в част­ности экологические проблемы, такие как, потребление электричества и дефицитные минеральные ресурсы, утилизация отходов производства электронных товаров.

Онлайн-платформы сподвигли образование и развитие новых бизнес-моделей – двусторонних рынков [19, 20, 21]. Двусторонние рынки можно найти во многих отраслях экономики, преимущественно в сер­висных предложениях. Двусторонние рынки отличаются от предложений на классических рынках фундаментальным развитием.

Платформа несет расходы по обслуживанию обеих групп и может собирать доход от каждого. Две группы взаимодействуют друг с другом, образуя сеть со всеми признаками. На двустороннем рынке с сетевыми эффектами, ценность платформы для любого пользователя в значительной степени зависит от количества пользователей в сети. Стоимость платформы растет повышении спроса с обеих сторон.

Теория рынков основана на идее продуктов и услуг, которые обслуживают две различные группы пользователей, одновременно двух сторон рынка через платформу, к которой можно получить доступ с компьютера, смартфона или планшета. Одна сторона рынка состоит из потребителей, которые получают выгоду от доступа за определенную стоимость или бесплатно, и положительные внешние эффекты сети от оказанных услуг потребителям.

Двусторонние рынки становятся более привлекательным по мере роста числа пользователей, которые предоставляют платформам наборы социально-демографических данных, предпочтений, местоположений и потребительское поведение на платформе.

Другая сторона рынка включает в себя экономических игроков, которые участвуют в предоставлении платформы. Они получают выгоду от положительных внешних эффектов сети пропорционально коли­честву потребителей. Стоимость услуги для агентов с одной стороны рынка соотносится с количеством и качеством принципалов с другой. Платформы финансируются за счет комиссий от транзакции между двумя сторонами рынка или за счет рекламы. Бизнес-модель онлайн-платформы также может быть реализована как некоммерческий проект – краудфандинговая платформа или субкультурное сообщество, основан­ное за счет пожертвований участников.

Концепцию цифровой экономики можно рассматривать в качестве драйверов экономического роста, стимулом развития информационного общества, основанного на знаниях социальных сетей. Оцифрованная информация может представлять собой экономическую ценность, потенциал, стратегическое значение которого растет с каждым днем. Развитие цифровой экономики изменит отношение к экономическому развитию и будущему труду. Двусторонние рынки, используя онлайн-платформы, будут все больше завоевывать доверие среди предприни­мателей и корпораций в качестве оптимальной бизнес-модели.

Список литературы:

  1. Буркальцева Д.Д., Гук О.А., Тюлин А.С. Развитие экономики на основе использования цифровых технологий / Проблемы информационной безопасности / Материалы IV Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»; Институт экономики и управ­ления; кафедра бизнес-информатики и математического моделирования. 2018. С. 7-9.
  2. Цифровая экономика. Програ https://data-economy.ru.
  3. D’Souza C. et al. The digital economy // Bank of Canada Review. Т. 2017. №. Spring. С. 5-18.
  4. John Walker S. Big data: A revolution that will transform how we live, work, and think.
  5. Hashem I.A. T. et al. The rise of “big data” on cloud computing: Review and open research issues //Information systems. Т. 47. С. 98-115.
  6. Athey S. The impact of machine learning on economics // The Economics of Artificial Intelligence: An Agenda. University of Chicago Press, 2018.
  7. Ashton K. et al. That ‘internet of things’ thing //RFID journal. Т. 22. № 7. С. 97-114.
  8. Gubbi J. et al. Internet of Things (IoT): A vision, architectural elements, and future directions //Future generation computer systems. 2013. Т. 29. № 7. С. 1645-1660.
  9. Stergiou C. et al. Secure integration of IoT and cloud computing // Future Generation Computer Systems. 2018. Т. 78. С. 964-975.
  10. Andam Z.R. e-Commerce and e-Business.
  11. Dunbar R.I. M. et al. The structure of online social networks mirrors those in the offline world //Social Networks. Т. 43. С. 39-47.
  12. Rochet J.C., Tirole J. Platform competition in twosided markets // Journal of the european economic association. Т. 1. № 4. С. 990-1029.
  13. Popiel P. “Boundaryless” in the creative economy: assessing freelancing on Upwork // Critical Studies in Media Communication. Т. 34. № 3. С. 220-233.
  14. Mishel L. Despite Freelancers Union/Upwork claim, Freelancing is not becoming Americans’ Main Source of Income //Economic Policy Institute Briefing Paper. № 415.
  15. Gaspareniene L., Remeikiene R., Navickas V. The Concept of Digital Shadow Economy: Consumer’s Attitude // Procedia Economics and Finance. Т. 39. С. 502-509.
  16. Brynjolfsson E. et al. The Digital Economy, GDP and Consumer Welfare: Theory and Evidence // ESCoE Conference on Economic Measurement, Bank of England. С. 16-17.
  17. Valenduc, Gérard; Vendramin, Patricia. Work in the digital economy: sorting the old from the new. Working papers – European Trade-Union Institute (ETUI); 2016.03 (2016). 52 с.
  18. Урсул А.Д. (1975) Проблема информации в современной науке. М.: Наука.
  19. Rochet J.C., Tirole J. Platform competition in twosided markets // Journal of the European Economic Association. Т. 1. № 4. С. 990-1029.
  20. Rochet J.C., Tirole J. Twosided markets: a progress report // The RAND journal of economics. Т. 37. №. 3. С. 645-667.
  21. Eisenmann T., Parker G., Van Alstyne M.W. Strategies for two-sided markets // Harvard business review. Т. 84. № 10. С. 92.

Авторы: Плотников Андрей Викторович, канд. экон. наук, доц. Пермского национального исследовательского политехнического университета
РФ, г. Пермь, Урасова Анна Александровна, канд. экон. наук, доц., Пермский государственный национальный исследовательский университет
РФ, г. Пермь