В Кирове налажено серийное производство токарных станков с ЧПУ ТП-200 и ТП-130М

Столкнувшись с острой необходимостью модернизации, кировский завод «Лепсе» самостоятельно разработал, а затем и наладил производство станков с ЧПУ. — Проект по модернизации материально-технической базы мы начали в 2017 году. Он должен повысить производительность труда и обеспечить выпуск качественных новых комплектующих для авиационной техники. Сегодня парк оборудования токарной группы со сроком эксплуатации более 30 лет насчитывает 200 единиц. Они не соответствуют современным требованиям по точности и скорости обработки деталей, поэтому руководством предприятия принято решение о запуске серийного производства станков с ЧПУ ТП-200, ТП-130М собственными силами, с учетом имевшегося в прошлом опыта производства оборудования — рассказал главный технолог завода Константин Манылов.  Первый станок ТП-200 был собран в 2018 году, а по итогам 2019 года введены в эксплуатацию уже 10 станков собственного производства — четыре ТП-200 и шесть ТП-130М.

Картинки по запросу "кировский завод «Лепсе» история"

К концу 2020 года завод планирует запустить серийное производство этих станков. Специально для этого закупается современное оборудование на 112 млн рублей, 50 млн рублей из которых получены в виде льготного займа под 1% годовых от федерального и регионального фондов развития промышленности — 35 млн и 15 млн рублей соответственно.

Справка:

Истоки заводской биографии восходят к 30-м годам ХХ века. Там, где сейчас располагается современный завод, в 1931 году в Кирове было начато строительство предприятия сугубо мирного профиля  – фабрики учебных пособий, выросшей в 1934 году в комбинат учебно-технического школьного оборудования (КУТШО). К 1940 году комбинат стал самым крупным предприятием по выпуску учебных пособий не только в СССР, но и в Европе. Число рабочих, занятых непосредственно в производстве, превышало пять тысяч. Технико-экономические показатели свидетельствовали о том, что на комбинате имелся сильный коллектив квалифицированных рабочих и ИТР, который был в состоянии справиться с решением более сложных задач.

В октябре 1940 года КУТШО был передан в наркомат авиационной промышленности для организации на нём производства авиационного электрооборудования.

В декабре 1940 года был утвержден Устав агрегатного завода как государственного предприятия. Его директором в городе Кирове был назначен бывший начальник цеха Московского электромоторного завода имени Лепсе С.Л. Маневич. Для налаживания работы нового предприятия в Киров были направлены опытные специалисты. В свою очередь кировчане выезжали в Москву для обучения новым специальностям. Никто из них тогда еще не знал, что скоро война объединит их в один коллектив на кировской земле.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

По решению Государственного Комитета Обороны с первых дней войны всё народное хозяйство страны перестраивалось на выпуск военной продукции. Была проведена массовая эвакуация предприятий в восточные регионы страны.

На территорию Кировского агрегатного завода прибыли два московских завода: имени Лепсе и имени Дзержинского. 5 ноября 1941года было оформлено объединение трёх предприятий в одно, за которым сохранено имя И.И. Лепсе, видного профсоюзного деятеля страны. Директором завода был назначен И.А. Дикарёв.

Главной задачей предприятия в годы войны было серийное производство электрооборудования для пикирующего бомбардировщика Пе-2, а также выпуск магнето БСМ-14, без которого невозможно создание нового авиационного мотора. Также завод освоил изготовление корпусов ручных гранат.

Самоотверженно трудились лепсенцы, выполняя заказы для фронта. Две трети членов коллектива стали стахановцами. 248 комсомольско-молодёжных и гвардейских бригад показывали примеры трудового героизма. Из 47 месяцев войны в течение 28-ми завод занимал классные места в отраслевом соревновании, десять раз подряд заводу присуждалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

В сентябре 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод имени Лепсе был награжден орденом Ленина. 6010 заводчан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы».

Прославились лепсенцы своими боевыми подвигами. Среди ветеранов войны – участники великих битв под Москвой, за Сталинград, на Курской дуге, обороны Ленинграда, Берлинской операции.
Пятеро заводчан удостоены звания Героя Советского Союза: В.И. Алцыбеев, А.М. Анищенко, Н.А. Земцов, И.И. Крутиков, А.И. Мельников. В цехах, где они трудились, установлены мемориальные доски. В городе Кирове есть улицы имени В.И. Алцыбеева и А.И. Мельникова.

На фронтах Великой Отечественной погибли 124 лепсенца. В 1972 году на территории завода открыт памятник воинам, павшим в боях за Родину.

Послевоенный период

Закончилась война. Коллектив завода перестраивается на выпуск мирной продукции. Уже в 1945 году предприятие начало выпуск двигателей переменного тока мощностью 1,1 кВт, велодинамо, электродвигателей для текстильной промышленности и других изделий.

После войны гражданская авиация страны начала пополняться новыми самолётами, которые укомплектовывались электрооборудованием завода имени Лепсе. Затем завод оснащал реактивную авиационную технику, а позднее и сверхзвуковые летательные аппараты.

Послевоенные годы характеризуются резким повышением уровня технических знаний. То, что не получили люди в военные годы, они старались наверстать в мирное время. В 1957 году по инициативе завода в городе Кирове был создан филиал ВЗЭИ, который затем преобразован в политехнический институт. Базовым учебным заведением завода стал также авиационный техникум, созданный в конце войны. Широкая работа по подготовке специалистов связана с именем Н.М. Клюкина, директора завода с 1945 по 1955 год, позже работавшего в Москве и удостоенного Государственной премии.

Коллектив завода был постоянно нацелен на совершенствование производства, внедрение новой техники и технологий. Например, в 1959 году на заводе им. Лепсе впервые в отрасли создан отдел автоматизации и механизации.

Среди технических мероприятий 50-60-70-х годов – реконструкция литейного цеха, создание комплекса по пропитке и сушке обмоток. Большие работы проводились по восстановлению инструмента. Немалый вклад в общее дело вносили рационализаторы и изобретатели. Создавались рационализаторские бригады, устраивали вечера новаторов производства.

Большое внимание уделяется и решению вопросов соцкультбыта. Растёт жилищное строительство. Постепенно исчезают бараки, на их месте появляются благоустроенные дома. Строительство ряда домов и некоторых социальных объектов ведётся методом народной стройки. В конце 60-х годов все улицы микрорайона заасфальтированы, полностью завершена теплофикация домов. Удовлетворён спрос на детские учреждения, построены лечебный комплекс, профилакторий, новая столовая.

Новое время – новые задачиЭпоха Большева

Шли годы. Перед коллективом становились все более сложные задачи. Так, в 60-е годы на линиях Аэрофлота появилось второе поколение скоростных комфортабельных пассажирских самолётов: Ил-62, Ту-154, Ту-134 и Як-40. Только для комплектации одного самолёта Ту-154 завод поставлял 28 различных типов изделий.

Совершивший свой первый полёт в конце 1969 года сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 открыл преимущественно новый этап в истории воздушного транспорта. Для этого самолёта завод имени Лепсе изготовлял электромеханизмы, автоматы пуска двигателей и другие изделия.

На протяжении всех послевоенных лет наряду с авиационной техникой объединение выпускало изделия для народного хозяйства и бытовую технику. Для стиральных машин первого поколения около двух десятков лет изготавливались несколько видов асинхронных двигателей серии АОЛБ, для металлургических и химических предприятий выпускались крупными сериями электродвигатели РД-09 и СД-54. Счётной машинки «Быстрица» в 60-х – 70-х годах произведено сотни тысяч штук.

В конце 60-х годов электромашиностроительному заводу имени Лепсе стало тесно в старых границах. Для расширения производства в начале 70-х создан филиал завода в Кирово-Чепецке, который в 1972 году приказом министерства был переименован в Кирово-Чепецкий электромашиностроительный завод. В 1976 году на базе двух заводов образовано Кировское электромашиностроительное производственное объединение имени Лепсе.

Развитие завода, а затем объединения неразрывно связано с именем А.С.Большева, возглавлявшего предприятие с 1955 по 1984 год. Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов, заслуженный машиностроитель РСФСР, почётный гражданин города Кирова – эти звания и награды свидетельствуют о заслугах Александра Саввича.

В 1976 году объединение имени Лепсе награждено орденом Трудового Красного Знамени за выполнение задания 9-й пятилетки и высокие показатели, достигнутые в повышении эффективности производства и улучшении качества продукции. В этом же году токарь Л.В.Береснева удостоена звания Героя Социалистического Труда. 226 работникам предприятия были вручены ордена и медали.

Награждение завода орденом Трудового Красного Знамени стало знаменательной вехой в истории предприятия. За три десятилетия, прошедшие после Великой Победы, коллектив лепсенцев достиг больших высот во всех направлениях.

80-е годы

Итак, в 80-е годы ХХ столетия КЭМПО им. Лепсе становится крупнейшим, уникальным предприятием страны по производству электромеханизмов, электрогенераторов, систем запуска авиадвигателей, автоматического регулирования и управления, электродвигателей постоянного и переменного тока, регуляторов напряжения, электромашинных и статических преобразователей тока и напряжения, пультов контроля, различной коммутационной аппаратуры для летательных аппаратов. Это предприятие с высокой технологией, сильными кадрами и мощной инфраструктурой.

Последнее десятилетие века стало для предприятия временем драматических испытаний и своего рода проверкой на прочность.

90-е годы. Проверка на прочность

В 1991 году КЭМПО имени Лепсе встречает свой полувековой юбилей. Вслед за этим в стране начались реформы, расшатывающие российскую экономику, захлестывающие неблагополучием целые отрасли. В трудном положении оказалась и авиационная отрасль в связи с конверсией, сокращением финансирования программы развития гражданской авиации и жилищного строительства, разрушением вертикальных структур управления и отсутствием горизонтальных экономических связей.

Руководство объединения во главе с Э.Н. Шабалиным, который возглавлял предприятие с 1984 по 1992 год, ставит задачи: развернуть активную подготовку производства конкурентоспособных ТНП, гражданской продукции и при этом увеличить объёмы поставок авиационного оборудования.

На протяжении всей послевоенной истории выпуск ТНП был неотъемлемой частью деятельности предприятия. И опыт производства такой продукции очень выручил в критические времена. В конце 80-х наращивался выпуск электромясорубок и насосов «Водолей». Шла также работа по дальнейшему улучшению параметров магнитофона «Олимп». В это время также начали развивать станкостроение.

Для повышения экономической эффективности производства вводились новые формы организации труда и управления. Внедряются подрядные методы работы.

Продолжается жилищное строительство, сдан в эксплуатацию профилакторий в Митино, строятся объекты на селе. Успехи есть, но они даются с большим трудом. А дальше обстановка становится всё сложнее из-за событий, происходящих в стране. Разрыв хозяйственных связей внутри России, со странами СНГ усугубляет положение, ряд потребителей отказывается от продукции даже по заключенным заранее договорам. В таких условиях основой сохранения рабочих мест остается увеличение выпуска ТНП, ускоренное освоение новых видов потребительских товаров.

В это время у штурвала предприятия встает Е.Л. Хоменок. Он избран трудовым коллективом и возглавлял завод с 1992 по 1997 год. Было сделано всё, чтобы сохранить завод.

Осваиваются новые виды гражданской продукции и ТНП. Их доля в общем объёме производства составила 79 %. Успешно решается проблема повышения качества продукции в условиях формирования рынка.

Была проделана колоссальная работа по получению конверсионных кредитов, обеспечению производства материалами, по выплате заработной платы. Обновлялись основные производственные фонды.

Совершенствовалась структура управления. Много внимания уделялось службе маркетинга, дилерской сети, прорыву на зарубежный рынок.

Проведены реорганизация цехов, их объединение. Много сделано для экономии энергоресурсов и металла.

Решались социальные вопросы: когда были трудности с деньгами, ввели внутризаводскую «валюту», на которую можно было обедать в столовой, приобретать продукты.

В стране продолжаются приватизационные процессы. В 1992 году предприятие акционировалось.

Обстановка в авиапромышленности не меняется к лучшему. В 1996 года Россия сделала всего один гражданский самолёт. Производство ТНП помогло выжить нашему заводу. Так, например, освоен и наращивается выпуск электроинструмента. В 1994 году освоен выпуск моторедукторов стеклоподъёмников ЭПС-1 и начаты поставки на конвейер Волжского автозавода. Рынки сбыта продукции расширяются.

Новая производственная программа

В 1997 году генеральным директором ОАО «ЛЕПСЕ» избран Г.А. Мамаев. Вместе с новой командой он представил программу организационной и структурной перестройки предприятия, интенсивной работы по завоеванию рыночных ниш.

Уже за год работы новой команды достигнут рост объёмов производства и регулярность выплаты заработной платы. Завод начинает жить за счёт собственных средств.

Заводу удалось попасть в перечень конверсируемых предприятий, что позволило получить несколько кредитов. Благодаря этому были созданы дополнительные мощности для выпуска гражданской продукции и частично обновлено оборудование.

Стратегическая задача коллектива – расширить внутренний рынок и закрепиться на внешнем. В 1997 году экспортные поставки составили более 1 млн. долларов, в 1998 году – усилия направлены на их увеличение. О растущей популярности лепсенской продукции свидетельствует успех на международных выставках и ярмарках.

Рост объёмов производимой продукции различного назначения обеспечивается совершенствованием структуры подразделений и управления ими, внедрением новых техпроцессов, конструкторскими разработками, в числе которых новые типы электростеклоподъёмников для перспективных моделей «Жигулей», электротепловентилятор, новая кухонная машина «Гамма-7-01», новый бытовой насос «Водолей-3», электрохимические станки. Только за два года освоено 29 новых изделий. Темпы роста объёмов производства составили в 1999 году 120%, а в 2000 году – 136%.

Из года в год перед коллективом ставятся все более сложные задачи. В 2001 году система качества предприятия сертифицирована в международном стандарте ISO-9001.

Коллектив предприятия перешёл от выживания к активному развитию. Принято решение для создания цеха массового производства электростеклоподъёмников на базе ранее законсервированного оборудования и производственных площадей.

За последние годы удалось провести техническое перевооружение отдела систем автоматического управления, оснастив его новой вычислительной техникой.

Увеличение объёмов производства определило рост численности работников предприятия. Повышаются требования к профессиональной подготовке работающих.

Принята программа по работе с молодыми специалистами. Действует совет молодёжив, коллектив предприятия ежегодно пополняется выпускниками техникумов и вузов.

Главной кузницей заводских кадров является Вятский государственный университет.

На заводе работает АСУ «Кадры». Все работники предприятия поставлены на учёт в государственный Пенсионный фонд. Им выданы страховые пенсионные свидетельства, а также полисы обязательного медицинского страхования.

Лепсенские строители возвели прекрасный офтальмологический диспансер, областной центр реабилитации инвалидов.

Социальным вопросам на предприятии всегда уделялось большое внимание. Проявляется большая забота о ветеранах, детях, постоянно расширяется и совершенствуется сфера услуг.

Во Дворце культуры «Родина» вновь проводятся фестивали самодеятельного художественного творчества заводчан.

Организованы зимняя и летняя спартакиады по 11-ти видам спорта.

Активно ведут работу общественные организации: совет молодёжи, совет мастеров, совет руководителей. Организовано экономическое соревнование.

Более пяти тысяч ветеранов объединяет заводской совет ветеранов войны и труда.

В слаженном партнерстве с администрацией работает профсоюзная организация завода.

Коллектив предприятия хранит свои добрые традиции. И хотя сменились времена, завод по-прежнему остается родным домом, который хочется обустраивать, делать в нём жизнь благополучнее и передать его в наследие следующим поколениям лепсенцев.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://www.lepse.com/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!