АО “Пензадизельмаш” наращивает производство тяговых генераторов постоянного тока ГПП-840 для маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ

Фото:  © www.tmholding.ru. На предприятии АО «Пензадизельмаш» (ПДМ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг») осуществили сборку сотого тягового генератора постоянного тока ГПП-840, который используют в конструкции новых маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ производства Брянского машиностроительного завода (также входит в состав ТМХ). Освоение производства генераторов в Пензе происходит в рамках реализации программы импортозамещения: ранее такое оборудование приобреталось на Украине. Общий объем установочной партии генераторов, которая должна быть произведена на ПДМ — 560 штук. ГПП-840 — часть дизель-генераторной установки тепловоза, которая предназначена для питания тяговых электродвигателей. Изделие оборудовано токовой обмоткой для кратковременного использования в качестве пускового электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи для пуска дизеля. Освоение нового производственного процесса началось на АО «Пензадизельмаш» в октябре минувшего года. В конце апреля 2021 года на ПДМ состоялось заседание комиссии по квалификационным испытаниям генератора ГПП-840.

Представители АО «Трансмашхолдинг» и ОАО «РЖД» подвели итоги эксплуатационных испытаний и подписали акт, в соответствии с которым Пензадизельмаш соберет еще 460 генераторов.

Генераторы тяговые постоянного тока ГПП-840, которые производят на ПДМ, обладают мощностью 840 кВт, что на 60 кВт выше мощности самого режима тепловоза ТЭМ18ДМ. КПД генератора — 94,3%. При производстве ГПП-840 используют новый класс изоляции H, который позволяет повышать надежность и долговечность генераторов.

Справка:

ОАО «Пензадизельмаш» специализируется на производстве дизелей и турбокомпрессоров, а также комплектующих узлов для дизелестроительных заводов. Это единственное в России предприятие, производящее дизели типа Д50 мощностью 1000-1200 лошадиных сил.

Пензенские дизельные двигатели предназначены для оснащения тяжелых маневровых тепловозов, используются на предприятиях горнорудной, металлургической и других отраслей промышленности, морских и речных судах различного назначения.

Со дня основания предприятие выпустило более 23000 маневровых дизель-генераторов, свыше 3000 дизель-генераторов для судов морского и речного флота и порядка 230000 турбокомпрессоров, которые используются в 60 странах мира.

С 2004 года ОАО «Пензадизельмаш» входит в состав АО «Трансмашхолдинг».

Секретное изделие «8-У»: как пензенский дизельный завод помогал в освоении космоса

В инновационных разработках для космической отрасли, испытаниях и запусках орбитальных кораблей активное участие принимали и пензенцы. Правда, узнавали об этом они спустя лишь многие годы. Все исследования проводили в условиях строжайшей секретности. Так было и на Дизельном заводе, построенном в Пензе в послевоенные сороковые. Когда в Пензе открывали дизельный завод, никто и не предполагал, что через некоторое время в одном из его цехов начнут делать продукцию для космоса — тепловозы, электростанции, морское и речное судоходство, а также другие отрасли промышленности. Именно на них была нацелена продукция пензенского завода. «Был закрытый участок, где мы делали гидро-домкраты и катки.

Это цех №5 турбокомпрессорный. Он делал катки. Это устройства, которые шли на космическую площадку при запуске ракет в космос. Закрытый участок, очень чисто все было там, все сделано было из нержавеющей стали, все изделия купали в спирте, до такой степени, чтобы там пылинки-соринки не было», — рассказал ветеран ООО «Пензадизельмаш», председатель профсоюзной организации завода Владимир Васюков. Это изделие проходило под обозначением «8-У» и играло весьма важную роль. Без него дать старт ракете и вывести ее на орбиту было нельзя. «Это все шло по «секретке» через первый отдел, так называемое «Изделие 8-У».

Я как раз уже работал в производственном отделе и вел это изделие. По расцеховке мы на «Химмаш» делали два очень серьезных и ответственных комплектующих», — добавил врио председателя правительства Пензенской области Николай Симонов. Врио премьер-министра областного правительства Николай Симонов 10 лет возглавлял пензенский дизельный завод, а до этого долгие годы работал на нем. По его словам, ко всем заводским изделиям требования были высокими. И не случайно «Пензадизельмаш» включен в перечень предприятий, где производят продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности страны. Но специзделие под маркой «8-У» было особым. «Ракета стоит, она поддерживается, потом эти фермы опускаются, срабатывает двигатель и она начинает свой полет. А вот эта платформа, на которой стоит, она вращается.

Образно можно сказать колеса, вот такие катки, на которых платформа должна под определенные градусы поворачиваться. Я не знаю, правда, зачем, но она должна быть подвижная. И, конечно, очень много там было гидравлических элементов. И мы как раз делали гидростанцию, которая обеспечивала гидравлический привод для всей системы стартового комплекса», — пояснил Николай Симонов. С дизельного секретное изделие поступало на «Химмаш», где с ним продолжали работать дальше, а затем отправляли в Ленинград. На освоение космического пространства работала вся страна. Но лишь малая ее часть знала, для чего нужна такая продукция. Выполняя, казалось бы, стандартное задание с болтами и гайками, рабочие и не догадывались, каким исследованиям оказались причастны. «Говорили: «Валентин, ты же там работал сборщиком?» Работал, собирал, откуда знал, что в космос?

Я бы теперь, действительно, если бы мне сказали, что я на космос, я бы и своим всем рассказал, что вот я какие изделия-то делал!» — поделился ветеран завода Владимир Васюков. Приводить в движение ракету на старте должны гидро-домкраты. Направляющими запуска становились катки. Их на дизельном делали еще до первого полета человека в космос. Учитывались не только сверхвысокие, но и значительно низкие температуры. На «Пензадизельмаш» проверяли работоспособность изделий при -60 градусах. «Берется сухой лед, опускается в ванну, туда это изделие все опускается и заливается чистым спиртом для того, чтобы сохранить эту температуру долгое время, потому что мы должны полностью весь цикл проверить работоспособность того или иного механизма.

Ну вы понимаете, как в то время чистый спирт в таких количествах, это десятки литров, а может и сотни этих литров. Это была тоже такая специфика, потому что его нужно было назад утилизировать, как бы увезти и так далее. Но мы с этим справлялись. Это нормально», — рассказал Николай Симонов. «Спирт хороший у нас был. Анатолий Александрович Масленников, заместитель директора, всегда так говорил: «Ребята, вам спирт дают не для того, чтобы вы его пили, а для того, чтобы вы сделали именно эти изделия».

Вот бочку поставят 200-литровую, окунут их, сполоснут, промывали все несколько раз, а потом бочку, под контролем мастера, начальника цеха на тележку и за цех выливали этот спирт. Но это было кощунство — вылить столько спирта. Поэтому в свое время люди пользовались этими вещами. Отстаивали это дело, цедили. Ну это история», — добавил Владимир Васюков. Эпоха космических полетов Отечества неразрывно связана с историей Пензенского края.

Наши промышленные предприятия долгие годы занимались серийным производством продукции для ракетно-космической отрасли страны. Дизель-генераторы, выпущенные на «Пензадизельмаше», установлены на теплоходе «Космонавт Юрий Гагарин» и научно-исследовательском судне «Академик Сергей Королев», до сих пор связанных с космическими исследованиями.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://russia58.tv/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!