Первые профессиональные оценки влияния пандемии на развитие CAD/CAM/CAE/PLM

Финансовые результаты первого квартала CAD-вендоров демонстрируют в худшем случае небольшое снижение продаж, что отражает влияние пандемии лишь на последний месяц отчетного периода. В дальнейшем кризис продолжит влиять на многие сектора экономики и соответственно на крупнейших клиентов CAD_вендоров, поэтому результаты второго квартала окажутся более драматичными. Даже Airbus ставит под сомнение свою жизнеспособность. Когда вирус проявил себя в Китае, консалтинговая фирма CIMdata в марте уменьшила на 2,4% свой прогноз продаж PLM на 2020 год. А когда началась пандемия, CIMdata выбросила свой прогноз в мусорную корзину. Когда в CIMdata говорят о PLM, имеют в виду весь спектр релевантного ПО, включая CAD, CAM, CAE и, собственно, PLM. Тем не менее полезно взглянуть на прошлые кризисы. После экономического спада 2008 года доходы в отрасли PLM в 2009 году упали на 9,6%, но затем выросли в 2010 и 2011 годах, увеличившись на 10,8% и 14,9% соответственно. В прошлом месяце Стэн Пжибылински (Stan Przybylinski), вице-президент CIMdata, провёл вебинар, посвященный обсуждению возможного влияния нынешней пандемии на PLM.

CIMdata on COVID

Некоторые ответы на ранний опрос CIMdata (источник всех иллюстраций — CIMdata )

В ходе вебинара были получены не все ответы на вопросы, и ниже приводится полученная позднее полная запись вопросов и ответов. Получить доступ к вебинару можно (после регистрации) здесь, а загрузить слайды – на сайте CIMdata. Получат ли преимущества в результате кризиса облачные решения, особенно решения, основанные на публичных облаках (например, Onshape)?

Безусловно, пользователи более внимательно отнесутся к облачным предложениям. Другое дело, будет ли это относиться к новым CAD-системам. Результат будет зависеть и от сопоставления требуемой функциональности, и от вариантов её поставки пользователям.Но уже фактом является удаленная работа сотрудников многих компаний. Некоторые компании практиковали такую работу и раньше, а другие были вынуждены перейти на удаленку под давлением обстоятельств. Важно, что, обнаружив продуктивность удаленной работы, многие компании могут изменить своё общее отношение к такой схеме. Это способно породить поток пробных переходов к облакам и в конечном счете к их широкому принятию.

В недавнем опросе по поводу облачных PLM мы задали вопрос о главных проблемах внедрения облачных решений:

  • Как и ожидалось, первой в ответах шла проблема безопасности,
  • На втором месте оказалась проблема интеграции облачных и не-облачных решений,
  • Далее в списке шёл нечасто обсуждаемый пункт – непрерывность доступа к решению.

Допустим, у вас есть локальная CAD-система и облачная система управления данными. Вы проектируете в своей CAD, но не имеете возможности сохранить полученную модель, поскольку доступ к облачной системе оборвался. Разумеется, это проблема, однако вы всегда можете сохранить данные локально. А вот если ваш инструмент проектирования облачный, а доступ к облакам потерян, работа невозможна.Да, говорите вы, но ведь контракт на облачное обслуживание утверждает, что сервис будет доступен 99,9% времени. Да, но это касается приложения (работающего 99,9% времени на удаленном сервере). А имеет ли ту же степень доступности каждая связь между вашим офисом и облачным приложением?

  • Если перестала работать сеть в вашем офисе, вы работать не сможете,
  • Если у вашего интернет-провайдера поломка, вы работать не сможете,
  • Ваша работоспособность полностью зависит от самого слабого звена всей цепочки.

Вот почему этот вопрос был включен в наш опрос, а его невысокий рейтинг показывает, что люди не обязательно осознают эту возможность.

Не замедлит ли потенциальная новая норма социального дистанцирования распространение практики совместных поездок и, что более важно, инвестиций в транспортные решения в долгосрочной перспективе? Или это не норма, а локальный всплеск?

Уже некоторое время уровень использования личного транспорта снижается. Некоторая доля этого снижения компенсировалась сервисом кар-шеринг. Опыт показывает, что в кар-шеринге, особенно в его бюджетной части, нередко используются старые автомобили.Сами по себе кар-шеринговые сервисы устраняют вероятности соприкосновения с водителем и другими пассажирами. Эти сервисы могут снабжаться системами санитарной обработки салона, а также кондиционированием для выкачивания патогенов.

Потребуется ли для всего этого усложнение проектирования и применение новых инструментов? Об этом слишком рано судить. На мой взгляд, в данном случае более релевантным является график динамики продаж автомобилей (рисунок ниже). Большая часть покупательной способности зависит от экономики. Продажи пострадают в кратко- и среднесрочной перспективе, в зависимости от того, сколько времени потребуется людям, чтобы вернуться к работе. А ваш вопрос в большей степени относится к долгосрочной перспективе.

CIMdata on COVID

График автомобильных продаж в США с 1978 года отражает годы рецессий

Какие отрасли могут вырасти в период пандемии? Например, автомобильная останется на прежнем уровне, авиационная окажется в упадке, но медицинская и фармацевтическая, возможно, вырастут?

В явном виде на вебинаре об этом не говорилось, и более глубоко это будет рассмотрено в нашем полном прогнозе развития PLM-рынка. Но ваш вопрос имеет смысл.В такой обстановке производство медицинских приборов и фармацевтика могут процветать. Ситуацию в автомобильной и авиационной отраслях прогнозировать трудно. Скорее всего, не будет людей, нанятых только для того, чтобы занимать рабочее место. Но вам нужно разработать безопасный, стильный, эффективный автомобиль, если вы продаете 10000 единиц или 500 000. То же самое для самолетов. Вам может не понадобиться много конструкторских рабочих мест, но может понадобиться больше средств динамического моделирования.

Вы учитываете совместное влияние коронавируса и других кризисных явлений, скажем, изменений климата?

Нет, в наших прогнозах эти аспекты не рассматриваются. Однако можно заметить, что изменения климата уже повлияли на PLM-инвестиции во многих сегментах. Боле строгие требования к расходу топлива и энергии для приборов потребовали большего объема проектирования и симуляции.Для того чтобы разобраться с PLM-инвестициями в некоторых сегментах, ещё потребуется время. Мобильность людей трансформируется, но она всё ещё сфокусирована на персональном транспорте (или транспортных средствах подобного размера). Будут ли персональные автомобили заменены малогабаритными трамваями, которые доставят нас к месте назначения на коротком конечном отрезке от транспортных хабов будущего? Мы всё ещё производим самолёты, заменят ли их хайперлупы Илона Маска? Такого типа изменения повлияют на экономику PLM.

CIMdata on COVID

Прогноз CIMdata относительно новых нормативов

Есть ли компании, реально использующие облачные PLM?

На сегодняшний день внедрения происходят медленно. В некоторых отношениях ситуация похожа на проблему курицы и яйца. В целом ведущие поставщики локальных решений весьма медленно продвигают облачные решения. Многие продаваемые локальные решения размещаются на публичных облачных ресурсах.Есть некоторые нативные облачные провайдеры, такие как Arena PLM и Propel PLM и недавно появившийся на рынке OpenBOM, которые позволяют использовать некоторые средства, давно поддерживаемые локальными решениями. Возможно, коронавирусный кризис побудит промышленные компании более серьёзно посмотреть на облачные решения.

Вы сказали, что переход от локальных решений к облачным теперь будет ускоряться. Считаете ли вы, что роль интеграторов PLM-систем меняется?

Мы в CIMdata говорим об этом уже несколько лет. Ожидаются, по крайней мере, два изменения.Первое касается непосредственно интеграции. Ранее обычно речь шла об интеграции соответствующих элементов локальных решений. Сегодня технологии и стандарты способны поддержать другие типы интеграций и связей применительно к развивающимся стандартам OSLC (Open Services for Lifecycle Collaboration). С другой стороны, появляется всё больше систем, которые необходимо соединять. Локальные с облачными. Облачные с облачными. Это требует больших компетенций, чем были необходимы десять лет назад.

Второе изменение – кастомизация решений. Существовала взаимозависимость поставщиков решений, системных интеграторов и пользователей. Промышленные фирмы хотели использовать решения по-своему. Поставщики решений были весьма довольны возможностями предлагать решения, допускающие кастомизацию, а системные интеграторы были счастливы за такую кастомизацию получать деньги.

Однако сегодня облачные решения могут адаптировать только те, кто их разработал. Это меняет характер работы, которая требуется от системных интеграторов. Для облачного применения настройка экземпляра решения для управления данными и процессами реализуется проще.

И всё же в мире, в котором информационные технологии стали повседневностью, требуется многое сделать для подготовки системы к реальной работе. Многие полагают, что всё ограничивается покупкой нескольких лицензий. Это не так:

  • Необходимо определить модели безопасности и объяснить их пользователям,
  • Для поддержки внедрения необходимо произвести организационные изменения в управлении и коммуникациях.

Итак, сервис будет нужен всегда, но его состав изменится.

Каковы же основные препятствия для внедрения облачных PLM?

Как я уже отметил, некоторые препятствия состоят в том, что традиционные лидеры рынка не предлагают привлекательные облачные решения. Однако по мнению экспертов CIMdata, препятствия, прежде всего, психологические. Всякий раз, когда становится известен случай нарушения безопасности, облачные PLM делают небольшой шаг назад, хотя подобных инцидентов с кредитными картами встречается гораздо больше.И всё же многие большие компании переводят свои ИТ в облако, и гибкость облаков привлекает малые компании.

Похоже, что переход к облакам неизбежен. Нам недостаёт анализа успешного опыта больших компаний.

Какие отрасли, по вашему мнению, быстрее освоят облачные PLM?

Одно из ограничений облачных PLM – обмен большими файлами с облаком. Отрасли, которым не требуются большие файлы или для которых органична распределённая работа, вероятно, окажутся впереди. Хороший пример – розничная торговля, обувь и одежда. Это касается и документоориентированных отраслей, например фармацевтики и производства потребительских товаров.Вообще-то суть в бизнес-процессах совместной работы и в оперативности. В этом отношении прогресс наблюдается в традиционных отраслях, требующих больших инвестиций в PLM: автомобильной и аэрокосмической, но их тормозит большая инерция.

Считаете ли вы, что пандемия откроет новые возможности для производителей потребительских товаров? Например, могут ли товары, обычно занимающие 3-5 места в рейтинге спроса, занять место товаров-лидеров, которые исчезнут с полок розничной торговли?

Тот, кто понимают как устроен бизнес розничной торговли, знает, что обычно под упаковками продуктов, занимающих места 3-5, находятся одни и те же продукты. Несомненно, как следствие кризиса, поставщики предъявят покупателям менее качественные продукты. Изменят ли люди свои привычки покупателей? Вероятно, да, если новые продукты окажутся сопоставимыми по ценам с исчезнувшими.

Увеличит ли производство внедрение роботов — в дополнение к увеличенным потребностям в транспортировке за счет повышения роли онлайновой розничной торговли?

В розничной торговле уже наблюдалось некоторое внедрение роботов для упаковки и размещения товаров. Если это окажется долгосрочным трендом, можно предвидеть появление складов продовольственных товаров, специально спроектированных для использования роботов — как это сделано в Amazon.
Есть ли признаки будущего широкого внедрения облачных технологий в сфере CAD или CAM? Произойдет ли это когда-нибудь, учитывая проблемы безопасности?

И здесь — та же проблема курицы и яйца. Предоставите средства, но найдутся ли у вас пользователи? Вот Onshape предложил такие средства, и пользователи нашлись: в достаточных количествах, чтобы PTC купила Onshape за 470 миллионов долларов, что по некоторым оценкам в 47 раз превышает выручку от продаж созданных облачных средств.Отчасти виртуализация локальных CAD рассеивает некоторые опасения относительно CAD в облаках. Вам нечего беспокоиться о возможностях канала связи.

Относительно CAM можно рассуждать так же. Должна быть веская причина для перехода, причем без снижения функциональности. Onshape двигался в этом направлении, когда был поглощен. До сих пор в сегменте CAM таких инноваций не было.

Существуют ли технологические ограничения для визуализации твердотельных моделей и интерактивного взаимодействия с ними?

Визуализация очень сложных моделей — большая проблема, которую вендоры решают в течение последних двадцати лет. Доступные в облаках вычислительные мощности помогли некоторым новым поставщикам подойти к решению этой задачи более элегантно и эффективно.Появилась визуализация, частично поддерживающая распределенное взаимодействие за пределами CAD. Но любое такое взаимодействие должно регистрироваться и вносить изменения в геометрию.

Можно ли сказать, что PLM-данные будут в безопасности во всех видах облаков?

Должны быть, если предприняты те же меры безопасности, что и в локальных случаях, то есть с помощью надежных паролей, шифрования и т. д. При этом гораздо проще физически взломать локальную систему, поскольку ее физическая безопасность вполне может оказаться слабой.С другой стороны, неизвестно, где фактически располагается ваш облачный софтвер. Если арендуются разные облачные носители, речь может идти о наборе таблиц в большой базе данных.

Неизвестно, ожидается ли в будущем ужесточение или ослабление правовых ограничений, но вполне вероятно, что появится больше разнообразных ограничений. Как к этому относятся в индустрии PLM?

Экономика PLM всегда имела дело с регулированием. Исторически инвестиции в PLM были самыми крупными в области автомобилестроения, аэрокосмической и оборонной промышленности, то есть в жестко регулируемых отраслях, часто с конкурирующими нормативными актами в разных сегментах или регионах/странах. Если у вас есть набор правил, вы можете определить набор процессов и процедур проверки и валидации, чтобы убедиться, что вы соответствуете этим требованиям. Именно такое мышление привело, в частности, к V-подходу в разработках.

V-approach

isicad.ru: см. V-model

Важно то, могут ли регуляторные механизмы адаптироваться к изменениям в технологии. Автомобильной промышленности и их регуляторам потребовалось много лет, чтобы признать, что виртуальные краш-тесты могут в значительной степени заменить физические испытания. То же самое в аэрокосмической промышленности.

С другой стороны, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) медленно адаптировалось к приложениям цифровых технологий для разработки продуктов в отраслях, которые они регулируют. Это будет большой проблемой. В условиях кризисов, подобных пандемии коронавируса, когда важна скорость, можно ли сделать что-то достаточно быстро, при этом удовлетворяя регуляторов? Как мы уже видели в начале этого кризиса, ответ сегодня — нет.

Автор: Ральф Грабовски
Источник: http://isicad.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!