В Грузии продемонстрировали новый бронеавтомобиль Didgori 2 собственной разработки

На протяжении нескольких последних лет Грузия реализует собственные проекты разработки и производства бронеавтомобилей. В интересах своей армии и некоторых зарубежных заказчиков она выпускает машины семейства Didgori нескольких модификаций. Заказчикам предлагаются двух- и трехосные броневики, а также транспортные, командно-штабные и медицинские машины. Несколько дней назад состоялся первый публичный показ очередного варианта грузинского броневика, способного перевозить как людей, так и сравнительно крупные грузы. 26 мая в Тбилиси, в рамках празднования Дня независимости Грузии, состоялась выставка современных и перспективных образцов вооружения и военной техники. Вместе с уже известными образцами того или иного рода демонстрировались новые разработки, ранее отсутствовавшие на публичных мероприятиях.

Грузия представила новый броневик семейства Didgori

Didgori 2 базовой версии с “длинным” корпусом на 9 посадочных мест

Вместе с другими образцами грузинская промышленность показала новый грузопассажирский вариант бронеавтомобиля Didgori 2. Развитием семейства техники «Дидгори» по-прежнему занимается научно-технический центр «Дельта», в состав которого входят несколько научно-исследовательских институтов и тбилисский авиазавод «Тбилавиамшени». Последний играет в новом проекте решающую роль и осуществляет сборку серийной техники. При этом, как и прежде, к новому проекту были привлечены некоторые зарубежные компании, ставшие поставщиками тех или иных компонентов техники.

Новый вариант грузинского броневика представляет собой грузопассажирскую машину с закрытой кабиной для экипажа и людей, а также внешним грузовым отсеком средних размеров. Такая переработка корпуса привела к сокращению вместимости салона, но упростила перевозку разнообразных грузов и имущества. При этом обеспечена максимально возможная унификация с предыдущими образцами семейства, облегчающая производство и эксплуатацию серийной техники.

Сообщается, что очередной броневик линейки Didgori основан на конструкции бронированной санитарной машины AMEV / Didgori Medevac, которая, в свою очередь, была построена на основе бронеавтомобиля «Дидгори-2». Из существующего проекта заимствованы основные конструкторские решения, а также ряд важнейших агрегатов. При этом корпус и его оснащение заметным образом отличаются от агрегатов медицинской машины.

По известным данным, как и в случае с предыдущей техникой семейства, новый броневик Didgori основывается на шасси коммерческого автомобиля Ford F-550 зарубежного производства. Базовая машина имеет капотную компоновку, оснащается дизельным двигателем сравнительно большой мощности и трансмиссией, обеспечивающей привод всех четырех колес. Запас грузоподъемности гражданского автомобиля используется для установки броневого корпуса.

В передней части серийного шасси располагается дизельный двигатель марки Ford мощностью 350 л.с. Имеется трансмиссия с раздачей мощности на все колеса. В зависимости от пожеланий заказчика, компания Ford может комплектовать машину F-550 пяти- или шестискоростной коробкой передач ручного или автоматического типа. Шасси имеет подвеску на основе листовых рессор и пружин. На броневике используются усиленные колеса, позволяющие продолжать движение на поврежденных шинах и при этом развивать достаточно высокую скорость.

По официальным данным, в новом проекте броневика используется защищенный корпус, построенный с использованием разнесенной брони. Основой такой конструкции является собственно корпус, сваренный из большого числа бронелистов разных форм и размеров. На этом корпусе при помощи болтов закрепляются дополнительные панели, вынесенные на небольшое расстояние относительно листов корпуса. Утверждается, что такая конструкция брони обеспечивает круговую защиту от винтовочных пуль стандарта НАТО. Заявлено соответствие уровню защиты BR7+ европейского стандарта EN1063. Также указывается наличие элементов противоминной защиты, однако точные их характеристики не раскрыты.

Модернизированный «Дидгори-2» сохраняет узнаваемые обводы корпуса, и дополнительная навесная броня почти не сказывается на его экстерьере. Куда серьезнее на внешний вид машины влияет отсутствие кормового отсека корпуса, уступившего свое место грузовой площадке. Передняя часть сварного корпуса образует защищенный кожух силовой установки. Она комплектуется характерной изогнутой лобовой деталью с набором жалюзи для подвода воздуха к радиатору. Крышка капота устанавливается со значительным наклоном. Борта выполнены из нескольких отдельных листов и потому имеют выгнутую форму.

Обитаемый отсек броневика сохраняет форму, имевшую место ранее. Он имеет днище многоугольного сечения, вероятно, предназначенное для снижения негативного влияния взрывной волны на экипаж. Борта корпуса образованы парой листов, нижним вертикальным и наклонным верхним. Как и на предыдущих машинах семейства, использована крыша из двух частей. Передний ее элемент, находящийся над водителем, расположен с наклоном вперед. Задний, защищающий пассажиров, устанавливается горизонтально.

Непосредственно позади второго ряда сидений на новом броневике Didgori располагается вертикальная задняя стенка, ограничивающая обитаемый объем. На месте кормовых мест для десанта в новом проекте предусматривается грузовая площадка средних размеров. Представленный на выставке образец бронемашины получил простейший кузов в виде коробчатого броневого агрегата. Сверху на нем установили защитные дуги. Новый кузов имеет уменьшенную длину, и потому кормовой свес машины образован только небольшим участком задней части рамы. На нем организована подножка для удобства погрузки и разгрузки.


Новая машина, вид сбоку

Представленный броневой кузов закрепляется на машине при помощи нескольких болтов и выполнен быстросъемным. При соответствующей необходимости, его можно удалить, высвободив место для иного оборудования. Таким образом, броневик с кормовой площадкой может стать носителем специальной аппаратуры либо получить новый комплекс вооружения. Способы реализации таких возможностей, впрочем, пока не демонстрировались.

В базовой конфигурации броневик Didgori 2 способен перевозить до девяти человек, включая водителя. Удаление кормового отсека привело к заметному сокращению вместимости салона. На своих местах остались только два передних посадочных места, в том числе кресло водителя, а также три места, расположенные за ними. Еще четыре места находились внутри кормового агрегата, который в новом проекте заменен грузовой площадкой.

Несмотря на резкое сокращение вместимости, эргономика кабины не изменилась. Доступ внутрь машины по-прежнему обеспечивается двумя парами бортовых дверей. Поскольку двери располагаются выше деталей днища и находятся на достаточно большой высоте, под ними расположены крупные подножки. Для наблюдения за дорогой и окружающей местностью используются крупные лобовые стекла и остекление дверей. Кроме того, в распоряжении водителя имеется несколько видеокамер, выдающих сигнал на монитор приборной доски.

Представленный на днях бронеавтомобиль не имел никакого вооружения. При этом известно, что машины семейства «Дидгори» могут оснащаться системами разных классов и типов. Так, ранее неоднократно демонстрировались броневики с пулеметными установками, смонтированными на люке в крыше. Также заявлена возможность использования дистанционно управляемых боевых модулей. На подобных системах могут устанавливаться пулеметы винтовочного и крупного калибра, автоматические гранатометы либо противотанковые ракетные комплексы. При этом броневики семейства не оснащаются амбразурами в бортах или в остеклении, и поэтому не позволяют экипажу вести огонь из личного оружия.


Главное отличие нового броневика – грузовая платформа для установки требуемого оснащения

Сообщается, что перестройка корпуса привела к заметному сокращению габаритов. Так, в сравнении с машиной Didgori Medevac новый броневик примерно на 600 мм короче – его длина не превышает 6 м против 6,55 м у базового образца. Ширина корпуса – чуть менее 2,4 м. Высота по крыше – порядка 2 м. Характеристики подвижности остаются на уровне предшественников. Напомним, машины семейства «Дидгори» способны развивать скорость до 110-120 км/ч. При повреждении шин скорость ограничивается 50 км/ч. Запас хода – 500 км.

Известно, что несколько модификаций броневика Didgori 2 уже пошли в серию и собирается предприятием «Тбилавиамшени», входящим в состав НТЦ «Дельта». Подобные сведения о новой версии такой техники пока отсутствуют. Вполне возможно, что, используя имеющийся задел, грузинская промышленность уже начала выпуск новых броневиков в интересах своей армии. Также, учитывая события прошлых лет, можно ожидать, что такая техника станет предметом немногочисленных экспортных контрактов.

Проект грузопассажирского бронеавтомобиля «Дидгори-2» появился не так давно, и на днях состоялась первая демонстрация этой машины широкой общественности. При этом уже сейчас можно говорить о положительных и отрицательных сторонах этой техники, а также оценивать ее реальный потенциал в деле службы и ведения боевых действий. Есть все основания полагать, что новый броневик с грузовой площадкой мало чем будет отличаться от предыдущей техники своего семейства.

Явным плюсом новейшей грузинской разработки являются общие черты ее облика. В отличие от предыдущих броневиков линейки Didgori, новый способен перевозить людей и сравнительно крупные грузы, причем размещение последних на этот раз не связано с какими-либо серьезными проблемами. Кроме того, возможна установка не только кузова, но и специализированных модулей. Таким образом, в теории потенциальный заказчик может приобрести бронированный грузовик либо использовать кормовую площадку машины для установки какого-либо специального оборудования. Благодаря этому семейство «Дидгори» может пополниться специальной техникой для тех или иных задач.

Пожалуй, главный минус как нового броневика, так и всей платформы Didgori 2 – использованное шасси. Не имея возможности создать собственное колесное полноприводное шасси, грузинские инженеры использовали готовую технику зарубежного производства, причем гражданского назначения. Такой подход позволил сэкономить на разработке собственной технике или на закупке зарубежных военных образцов, но серьезным образом ограничил характеристики готового броневика.


Разнесенное бронирование лобовой части корпуса

В первую очередь, гражданское шасси по своим характеристикам не вполне соответствует требованиям реальной военной эксплуатации. Подобные особенности «Дидгори» были наглядно продемонстрированы летом 2016 года. Напомним, во время боя в Йемене военные Саудовской Аравии попытались уйти из-под обстрела на санитарной машине Didgori Medevac грузинского производства. Из-за скоростного движения по не самой лучшей дороге нагрузки на шасси превысили допустимые, и в результате у броневика отвалилась передняя ось. Противник без труда уничтожил обездвиженную машину.

Серьезные вопросы вызывает заявленный уровень бронирования. На новой машине Didgori 2 используется разнесенная броня, образованная собственным корпусом и навесными панелями. Такая защита, якобы, позволяет машине выдержать обстрел с применением патрона 7,62х51 мм НАТО на расстоянии 10 м. При этом расстояние между двумя броневыми деталями невелико и, вероятно, не позволяет получить требуемый эффект, оправдывающий наличие достаточно тяжелой навесной брони.

В целом, несмотря на уменьшение обитаемого отсека и наличие новой грузовой площадки, пригодной для установки того или иного оснащения, новый грузинский броневик, представленный несколько дней назад, похож на предыдущие образцы своего семейства. По всей видимости, эта машина сохраняет все плюсы и минусы иной техники, хотя и получает некоторые новые возможности. Как именно этим потенциалом распорядятся разработчик и заказчики – пока до конца не ясно.

В теории, «Дидгори» с грузовой площадкой может стать носителем того или иного оружия, либо специального оснащения. На основе такого бронеавтомобиля можно построить самоходный противотанковый комплекс, разведывательную химическую машину и т.д. Наконец, войскам или силовым структурам может пригодиться самый простой бронированный грузовик с кузовом. В этом отношении дальнейшая судьба проекта, в первую очередь, зависит от планов и желаний потенциальных заказчиков.

Новый броневик, показанный несколько дней назад, можно считать типичным представителем своего семейства – со всеми характерными плюсами и минусами. Поэтому он имеет определенные шансы найти своего заказчика, а также пойти на экспорт, хотя не стоит ожидать появления особо крупных контрактов на огромные партии техники. В то же время, новый бронеавтомобиль семейства Didgori наглядно показывает желание Грузии создавать собственную бронетехнику, в том числе и для продажи за рубеж. Однако не стоит забывать, что реализация таких желаний самым серьезным образом зависит от зарубежных поставщиков, а это накладывает известные ограничения и может привести к весьма неприятным последствиям.

Источник: https://topwar.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!