Авиация радиолокационного дозора: история и перспективы. Часть 3.

Похожее изображениеБурное развитие реактивной авиации в первые послевоенные десятилетия, повышение скорости и дальности полёта боевых самолётов, а также создание в СССР противокорабельных крылатых ракет морского и воздушного базирования, остро поставило вопрос защиты американских авианосных группировок. Если первая советская противокорабельная ракета воздушного базирования КС-1 «Комета» при дальности пуска около 90 км имела околозвуковую скорость полёта, то ПКР К-10С, появившаяся меньше чем через 10 лет, разгонялась до скорости более 2000 км/ч, при дальности пуска до 300 км.

Похожее изображение

При почти двукратном увеличении скорости существенно уменьшался рубеж перехвата, и сокращалось время, в течение которого средства ПВО могли воздействовать на цель. На таких скоростях противокорабельных ракет у истребителей-перехватчиков было мало шансов атаковать их вдогон, а атака в лоб была очень сложной.

Всё это создавало предпосылки для прорыва ПКР к корабельному ордеру, что, с учётом возможного оснащения ПКР «специальными» боевыми частями, грозило уничтожением всей эскадры.

Наиболее простым способом парирования данной угрозы был перехват носителей ПКР до выхода их на рубеж пуска ракет. Для этого, кроме сверхзвуковых перехватчиков с большим радиусом действия, вооруженных управляемыми ракетами большой дальности, требовались палубные самолёты ДРЛО с мощными радиолокаторами, способные вести длительное патрулирование на значительном удалении от авианосца и уверенно обнаруживать цели на фоне морской поверхности.

Самолёт E-1В Tracer, о котором речь шла в первой части обзора, не удовлетворял предъявленным требованиям и рассматривался адмиралами в качестве временной меры. Главными недостатками этой машины были отсутствие на борту автоматизированной системы передачи радиолокационной обстановки и ограниченная способность управлять действиями истребителей. К тому же в качестве платформы использовался устаревший противолодочник S-2F Tracker с поршневыми двигателями воздушного охлаждения. РЛС самолётов E-1В Tracer, работающая в диапазоне коротких волн, не позволяла надёжно обнаруживать цели на фоне подстилающейся поверхности. Как следствие, «Трейсеры» были вынуждены летать на малой высоте и сканировать воздушное пространство в верхней полусфере, и в этом случае резко снижалась дальность обнаружения целей.

Сложность создания действительно эффективного палубного самолёта ДРЛО заключалась ещё и в том, что ВМС требовало обеспечить его размещение на старых модернизированных авианосцах типа «Эссекс» строительство которых велось в годы Второй мировой войны. В техзадании на новый «воздушный радарный пикет» в обязательном порядке предусматривалось условие интеграции бортовой аппаратуры системы передачи радиолокационной информации с тактической системой обработки данных (NTDS), установленной на авианосце.

Боевой пост системы NTDS

Испытания прототипа самолёта с РЛС AN/APS-96 начались в 1961 году. Летом 1962 года, в связи с реформой вооруженных сил и изменением системы обозначения, машина получила индекс Е-2А и имя собственное Hawkeye (англ. соколиный глаз). Две антенны, обзорной РЛС и системы госопознавания, размещались во вращающейся тарелке диаметром 7,3 метра над фюзеляжем. Для экономии места на авианосце крылья самолёта могли складываться.

Палубный самолёт ДРЛО Е-2А Hawkeye

В отличие от более ранних палубных самолётов ДРЛО, «Хокай» не создавался на базе машин другого назначения, а был разработан с нуля. Более того, впоследствии конструкторы фирмы «Грумман» в рамках программы Carrier Onboard Delivery (англ. грузовая доставка на борт) на базе Е-2А Hawkeye построили транспортный самолёт C-2 Greyhound, предназначенный для доставки грузов на авианосец находящийся в море.

C-2 Greyhound и Е-2 Hawkeye

При максимальной взлётной массе около 23500 кг, с 5700 литрами топлива на борту, без дозаправки в воздухе продолжительность полёта Е-2А превышала 6 часов. Самолёт мог вести патрулирование на удалении 320 км, что при дальности обнаружения около 200 км отодвигало рубеж обнаружения воздушных целей от авианосца более чем на 500 км. Экипаж самолёта составлял 5 человек: 2 пилота, 2 оператора РЛС и офицер управления.

Однако Е-2А, эксплуатация которого началась в январе 1964 года, так и не смог вытеснить с палуб авианосцев поршневые машины с устаревшими ламповыми станциями. Бортовая аппаратура первых «Хокаев», построенных в количестве 59 экземпляров, постоянно капризничала. Отказывались работать вычислительные системы на магнитных носителях, а радиолокатор из-за перегрева часто выходил из строя. Кроме того, на первом варианте «Хокая» не было аппаратуры, сопряженной с системой NTDS. При работе в прибрежных районах станция AN/APS-96, обнаруживавшая цели на фоне водной поверхности, касаясь лучом радиолокатора суши, выдавала засветку экрана и могла видеть только высотные цели. С учётом всех перечисленных недостатков более просторный, грузоподъёмный и скоростной по сравнению с E-1В Tracer самолёт ДРЛО Е-2А Hawkeye удовлетворить американских адмиралов не мог. Более того, через несколько лет после начала эксплуатации весь парк Е-2А по причине коррозии планера и проблем с надёжностью БРЭО пришел в нелётное состояние.

На слушаниях в Конгрессе представители ВМС были вынуждены объяснять, как такое могло произойти, почему самолёт с серьёзными недостатками приняли на вооружение. В итоге фирме «Грумман» пришлось дорабатывать выпущенные самолёты, проводить антикоррозионную обработку и вносить серьёзные изменения в состав бортовой электроники. В первую очередь доработке подверглась ЭВМ AN/ASA-27. С целью повышения путевой устойчивости, была увеличена площадь хвостового оперения. Из 59 построенных Е-2А, 51 машину модернизировали до уровня Е-2В.

Самолёт ДРЛО Е-2В после посадки на авианосец USS Coral Sea (CV-43)

В 1974 году начались поставки палубного самолёта ДРЛО Е-2С. По сравнению с ранними модификациями на этом самолёте удалось устранить большую часть недостатков. Внешне самолёт мало отличался от Е-2В. Он стал немного длинней (на 30 см), носовой часть кабины стала более обтекаемой, внутренние же отличия были куда существенней. Благодаря применению новой РЛС РЛС AN/APS-120 расширились возможности по обнаружению маловысотных целей, и появилась способность уверенно обнаруживать цели на фоне земли. Изменился состав навигационного оборудования, повысилась надёжность и улучшилась точность определения координат на маршруте патрулирования. В состав БРЭО вошла пассивная станция радиотехнической разведки, что позволило обнаруживать самолёты противника, фиксируя работу радиотехнических систем (БЛРС, радиовысотомера, аппаратуры связи и навигации) без включения собственной РЛС.

Если верить историкам ВМС США пассивная радиотехническая система AN/ALR-59 антенна, которой установлена в увеличенном по сравнению с предыдущими модификациями носовом обтекателе, способна засекать источники излучения, определять их местоположение и идентифицировать по спектру сигнала на расстоянии даже большем, чем это может делать РЛС AN/ APS-120. Наконец-то в составе БРЭО самолёта появилась работоспособная аппаратура системы передачи радиолокационной информации на командный пункт авианосца. При этом передача велась по закрытому каналу с помощью узконаправленной антенны, в случае постановки организованных помех предусматривался переход на резервную частоту. Кроме новой бортовой аппаратуры самолёт получил более мощные двигатели Allison Т56-А-425 по 4910 л.с. каждый, что позволило в свою очередь увеличить количество топлива на борту.

Е-2С Hawkeye

По мере поступления Е-2С они вытесняли самолёты модификации Е-2В, последний из которых был отправлен на базу хранения в 1988 году. Хотя характеристики БРЭО модификации Е-2С с самого начала были на высоком уровне, велось непрерывное его совершенствование, что подстёгивалось принятием на вооружение в СССР всё новых более эффективных противокорабельных ракет.

Рабочие места операторов РЛС одного из первых Е-2С

В конце 1976 года началось строительство «Хокаев» с РЛС AN/APS-125. Самолёт ДРЛО Е-2С оснащенный РЛС AN/APS-125, патрулирующий на высоте 9000 метров, мог обнаруживать более 750 воздушных целей на удалении до 450 км и осуществлять наведение 30 истребителей. Для увеличения скорости обработки данных аналоговую ЭВМ заменили цифровой. До 1984 года на всех строевых Е-2С смонтировали станцию AN/APS-125.

В середине 80-х ВМС США удалось реализовать на практике эффективное боевое взаимодействие самолётов ДРЛО Е-2С Hawkeye и палубных истребителей-перехватчиков F-14А Tomcat. Самолёты получили возможность обмениваться радиолокационной информацией и передавать её на другие перехватчики. По американской оценке, такое построение боевой работы позволяло сократить вдвое число истребителей ведущих патрулирование. В составе дежурных сил ПВО авианосного соединения в годы «холодной войны» обычно находился один самолет ДРЛО Е-2С и пара перехватчиков F-14A, патрулирующая в зоне на удалении 100-120 км от корабля базирования, в диапазоне высот 4500-7500 метров.

С 1983 года все вновь строящиеся «Хокаи» стали оснащать РЛС С AN/APS-139, способной обнаруживать и сопровождать малоскоростные воздушные и надводные цели. В случае постановки противником активных радиопомех предусматривался переход на одну из 10 фиксированных рабочих частот. Одновременно с улучшением РЛС велась работа по совершенствованию всего БРЭО. К началу 80-х годов Е-2С получили более совершенные пассивные станции радиотехнической разведки AN/ALR-73.

Рабочие места операторов одного из поздних вариантов Е-2С

С августа 1989 года начались поставки самолётов с ещё более мощными и экономичными двигателями Allison Т56-А-427 и. В дальнейшем самолёты оснащались приёмниками спутниковой навигации, новыми ЭВМ, аппаратурой отображения тактической информации и связным оборудованием.

Замена винтомоторной группы на Е-2С Hawkeye

В 2004 году практически одновременно с установкой РЛС AN/APS-145 самолёты вместо прежних четырёхлопастных получили новые восьмилопастные винты NP2000 из углепластика усиленные стальными вставками. Также при этом была модернизирована система управления двигателями. После введения в её состав цифровых контролеров и датчиков значительно сократилось время реакции на изменение тяги, и улучшилась топливная эффективность. Благодаря данному нововведению возросли взлётно-посадочные характеристики, дальность и продолжительность полёта. Значительная часть самолётов постройки 80-х годов имевших ещё большой лётный ресурс были модернизированы до уровня Hawkeye 2000.

Восьмилопастной винт NP2000

Во время боевых действий в Афганистане в 2003 году Е-2С, приписанные к авианосцу «Энтерпрайз», действуя с авиабазы Баграм, не только координировали полёты авиации союзных сил и контролировали воздушное пространство в регионе, но и осуществляли ретрансляцию радиосвязи и вели радиотехническую разведку. Самолёты с обновленным БРЭО продемонстрировали способность действовать в качестве воздушных командных пунктов, взаимодействуя в режиме реального времени с наземными силами. В 2014 году несколько E-2C эскадрильи 124-й эскадрильи «Медвежьи тузы» действуя с авианосца «Джордж Буш» использовались в качестве летающих командных пунктов и диспетчеров воздушного движения над Ираком во время нанесения ударов по исламистам.

Наиболее совершенной на сегодняшний день является модификация E-2D Advanced Hawkeye (англ. усовершенствованный ястребиный глаз). На этой машине впервые поднявшейся в воздух в 2007 году внедрены самые современные разработки по улучшению условий работы экипажа. Помимо новой связной, навигационной и аппаратуры отображения и обработки данных, наиболее заметным нововведением стала установка РЛС AN / APY-9 с АФАР.

Согласно неподтвержденной официально информации, эта станция способна обнаруживать высотные воздушные цели на дальности более 600 км. И благодаря высокому энергетическому потенциалу эффективно контролировать полёты летательных аппаратов выполненных по технологии малой радиолокационной заметности. Отмечается, что поздние модификации Е-2С Hawkeye вполне удовлетворяли требованиям ВМС, и появление E-2D Advanced Hawkeye в первую очередь связано с началом испытаний в России и КНР истребителей 5-го поколения Т-50, Chengdu J- 20 и Shenyang J-31.

E-2D Advanced Hawkeye

Кроме руководства действиями перехватчиков вооруженных ракетами AIM-120 AMRAAM, самолёты ДРЛО «Усовершенствованный Хокай» должны выдать целеуказание корабельным зенитным ракетам большой дальности RIM-174 Standard ERAM (SM-6).

Передача первого E-2D ВМС состоялась в начале 2010 года. 27 сентября 2011 года Е-2D был успешно запущен с электромагнитной катапульты на авиабазе Лэйкхёрст. Эта авиабаза в Нью-Джерси является аналогом российского испытательно-тренировочного комплекса НИТКА в Крыму. Но, в отличие от российского объекта, здесь имеется несколько катапульт различного типа. Незадолго до испытаний E-2D, с электромагнитной катапульты отрабатывался запуск истребителя F/А-18 Hornet.

Спутниковый снимок Google Earth: авиационная стоянка на авиабазе Лэйкхёрст

По состоянию на июнь 2014 года корпорация Northrop Grumman имела контракт с ВМС США на сумму $ 3,6 млрд. В рамках данного контракта предусмотрена поставка 25 самолётов, общий же выпуск E-2D для ВМС США должен составить не менее 75 машин до 2020 года.

Самолёты радиолокационного дозора на постоянной основе эксплуатируются в составе одиннадцати американских эскадрилий раннего предупреждения приписанных к авианосцам и в 20-й лётно-испытательной эскадрильи ВМС на авиабазе Патексен-Ривер в штате Мэриленд. Во время длительной стоянки авианосца у причальной стенки в месте базирования, большая часть авиакрыла, как правило, размещается на сухопутном аэродроме.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-2С и C-2А на авиабазе Норфолк

На сегодняшний день машины модификаций Е-2С (Hawkeye 2000) и E-2D являются самыми совершенными самолётами ДРЛО палубного базирования. Как отмечают представители американского флота, эти машины по своим возможностям уступают только американскому Boeing E-3С Sentry и российскому А-50У, но это гораздо более тяжелые и дорогостоящие машины, требующие капитальных взлётно-посадочных полос большой протяженности.

По информации с официального сайта Northrop Grumman всего построено более 200 палубных «Хокаев». Очевидно, что самолет, спроектированный в начале 50-х оказался весьма удачным и имел большой модернизационный потенциал. При этом планер не подвергался заметным изменениям, и все улучшения сводились к совершенствованию БРЭО и двигателей.

Палубные самолёты ДРЛО используются не только ВМС, но и арендуются Таможенной службой США. «Хокаи» используются для выявления нарушений воздушной и морской границы и пресечения наркотрафика. Впрочем, командование ВМС очень неохотно идёт на выделение машин и экипажей из состава строевых палубных авиакрыльев, и поэтому Таможенная служба по большей части использует собственные самолёты на базе противолодочных «Орионов».

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-2С и P-3 AEW на авиабазе Пойнт-Мугу

Береговая охрана США до недавнего времени располагала пятью эскадрильями Е-2С. Самолёты ДРЛО береговой охраны рассматривались как дееспособный оперативный резерв ВМС. В основном в береговых эскадрильях служили Е-2С ранних серий, замененные на авианосцах машинами с более совершенным БРЭО. Однако американцы не спешили расставаться пусть и с не новыми, но ещё вполне работоспособными самолётами. Они, так же как и патрульная авиация Таможенной службы, привлекались для контроля над незаконным проникновением в страну воздушных и морских судов. Так, экипажи Е-2С 77-й эскадрильи раннего предупреждения «Ночные волки» во время патрулирования с начала октября 2003 года по апрель 2004 года выявили более 120 случаев незаконного проникновения в США.

В ряде случаев самолёты во время проведения антинаркотических операций размещаются не только на американских аэродромах, но и за границей. В 2011-2012 годах самолёты Е-2С развертывались на аэродроме в Колумбии, что позволило перехватить 17 крупных партий кокаина на сумму $ 735 млн. В 2015 году в связи с «оптимизацией» оборонных расходов было объявлено о поэтапном сокращении резервных эскадрилий радиолокационного дозора и передаче их техники на хранение. Компенсировать утрату возможностей за контролем над границами предполагается с помощью аэростатных и загоризонтных береговых РЛС.

Помимо успеха в качестве палубного самолёта ДРЛО, выяснилось, что «Хокай» обладает отличным экспортным потенциалом. Многие небольшие государства, основываясь на критерии «стоимость — эффективность» предпочли именно Е-2С, а не более крупные и дорогие Е-3 AWACS.

Первым иностранным покупателем Е-2С в 1981 году стал Израиль. Во время ливанской компании 1982 года четыре самолёта ДРЛО были одними из центральных действующих лиц сражений развернувшихся в воздухе. Наличие у израильтян «Хокаев» позволяло эффективно управлять действиями своей боевой авиации, что стало одной из причин поражения Сирии в воздушных боях над долиной Бекаа. Самолёты Е-2С в Израиле использовались весьма интенсивно, во время вооруженного противостояния в Ливане постоянно как минимум один «воздушный радарный пикет» круглосуточно вёл патрулирование под защитой истребителей F-15 Eagles.

В российских технических изданиях и в СМИ одно время муссировалась информация, что Е-2С, приблизившийся к сирийской границе, был сбит ракетой ЗРК большой дальности С-200В. Однако это не соответствует действительности, и все ссылки на то, что американцы срочно передали Израилю новый самолёт взамен сбитого, несостоятельны. Известно, что в Израиле информация о погибших военнослужащих является обязательной к открытой публикации, и скрыть гибель самолёта с экипажем невозможно. Вполне вероятно, что пуск зенитной ракеты по «Хокаю», вошедшему в дальнюю зону поражения ЗРК, действительно имел место. Но с уверенностью можно сказать, что операторы РЛС, обнаружив пуск ЗУР на большом расстоянии, не стали бы безучастно наблюдать за приближающейся ракетой и своевременно проинформировали об этом пилотов. У экипажа был достаточный запас времени, чтобы осуществить манёвр уклонения, уйдя ниже радиогоризонта радиолокатора подсвета цели ЗРК С-200В.

В 1994 году израильские самолёты, даже раньше, чем американские Е-2С получили оборудование для дозаправки в воздухе, а также новые радары, мониторы отображения информации и средства связи. В 2002 году три из четырёх израильских самолётов ДРЛО были проданы Мексике, а один занял место на мемориальной стоянке в израильском музее ВВС в Хацерим.

Прошедшие в 2004 году на предприятии IAI ремонт и модернизацию мексиканские Е-2С летали до 2012 года. Они несколько раз в месяц поднимались в воздух для контроля морской экономической зоны, также периодически участвовали в операциях по борьбе с незаконной транспортировкой наркотиков в акватории Мексиканского залива.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ВМС Мексики Е-2С на аэродроме Лас Бахадас

В 2012 году, ввиду неудовлетворительного технического состояния, самолёты поставили на хранение на аэродроме Лас Бахадас, а в конце 2013 года «утилизировали». Есть основания полагать, что ВМС Мексики в ближайшее время могут получить несколько бывших в употреблении американских Е-2С. По крайней мере, переговоры об этом велись и США заинтересованы в том, чтобы Мексика взяла на себя часть расходов по борьбе с незаконным наркотрафиком.

ВМС Франции стали единственным иностранным заказчиком, кто эксплуатирует Е-2С с палубы авианосца. Всего французы приобрели три «Хокая». Как правило, во время похода на борту атомного авианосца «Шарль де Голь» имеется два самолёта ДРЛО. В настоящее время французские машины по очереди проходят модернизацию до уровня Hawkeye 2000 с обновлением БРЭО и установкой новых винтов. Французские Е-2С в недавнем прошлом координировали действия палубных «Супер Этандаров» и «Рафалей» во время нанесения авиаударов в Афганистане и Ливии. В данный момент Франция рассматривает возможность закупки нескольких самолётов E-2D Advanced Hawkeye.

После того как японские наземные радары в сентябре 1976 года не смогли своевременно обнаружить в своём воздушном пространстве угнанный предателем Беленко новейший советский истребитель-перехватчик МиГ-25П, японские Силы самообороны изъявили желание получить самолёты ДРЛО. По замыслу японцев, «воздушные радарные пикеты» должны были предотвратить прорыв иностранных самолётов на малой высоте.

Японский Е-2С

Всего в 80-е годы Воздушные Силы самообороны Японии получили 13 Е-2С. На этих самолётах индикаторы отображения информации и средства связи заменены аппаратурой японского производства. Все японские «Хокаи» с января 1987 года размещены на авиабазе Мисава. В связи с выработкой ресурса Е-2С японское правительство в 2015 году подало заявку на приобретение 4 E-2D.

Ещё одним эксплуатантом Е-2С на Ближнем Востоке стал Египет. Первые самолёты поступили в 1987 году. Всего эта страна до 2010 года приобрела 7 самолётов, все они модернизированы до уровня Hawkeye 2000.

Спутниковый снимок Google Earth: египетские самолёты Е-2С и С-130Н на авиабазе Западный Каир

В 2015 году «Хокаи» координировали действия египетских F-16C при бомбардировках позиций исламистов в Ливии. Все Е-2С ВВС Египта сконцентрированы на авиабазе Западный Каир.

Одновременно с Египтом в 1987 году четыре Е-2С приобрел Сингапур. Эти машины в условиях влажного тропического климата прожили не слишком долго. В апреле 2007 года было объявлено, что им на смену придут четыре самолёта ДРЛО Gulfstream G550 AEWS с аппаратурой от израильской фирмы Elta Systems Ltd. Стоимость сделки, в которой участвует также американская корпорация Gulfstream Aerospace, составляет $ 1 млрд.

Острую реакцию Пекина вызвала продажа в 1995 году Тайваню четырёх самолётов ДРЛО Е-2Т. В ответ на критику официальных представителей КНР американцы заявляли, что старые самолеты, построенные в 70-е годы, не представляют никакой угрозы безопасности КНР и не могут изменить баланс сил в регионе. На самом деле США лукавили. Е-2В, взятые с базы хранения Дэвис-Монтан, после капитального ремонта оснастили самым современным оборудованием, и тайваньские самолеты не уступали по своим возможностям Е-2С построенным в конце 80-х.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО ВВС Китайской Республики на авиабазе Пиндун

В период с 2011 по 2013 год самолёты ДРЛО ВВС Китайской Республики прошли модернизацию в США по стандарту Hawkeye 2000 и получили обозначение Е-2К. Судя по спутниковым снимкам, тайваньские самолёты ДРЛО, базирующиеся на авиабазе Пиндун в южной части острова, весьма активно эксплуатируются. По крайней мере, нет ни одного снимка, где бы на этих машинах были сложены крылья.

В прошлом, помимо стран, закупивших самолёты «Хокай», к ним проявляли интерес ОАЭ, Саудовская Аравия, Малайзия и Пакистан. В данный момент Индия обсуждает возможность приобретения шести E-2D Advanced Hawkeye с возможным опционом ещё на четыре самолёта. В настоящее время ВМС Индии, активно строящие авианосный флот, остро нуждаются в современных самолётах радиолокационного дозора. Соединенные Штаты, обеспокоенные резким усилением возможностей ВМС НОАК, рассматривают Индию в качестве противовеса КНР и продают Дели самые современные виды вооружений.

Посадка самолёта ДРЛО E-2D на палубу авианосца

Что касается палубных самолётов ДРЛО, то можно с полной уверенностью утверждать, что процесс совершенствования «Хокая» не завершен и E-2D — не последняя модификация. В будущем наверняка появятся новые варианты данного самолёта с ещё более совершенным БРЭО. Это в первую очередь связано с исключительно удачной базовой платформой, на долгие годы прописавшейся на палубах авианосцев. И хотя начало карьеры Е-2А было не слишком удачным, фирме-изготовителю совместно с флотскими специалистами удалось успешно преодолеть все трудности. Уже более полувека «Ястребиный глаз» несёт службу на авианосцах и береговых аэродромах.

/Сергей Линник, topwar.ru/

Картинки по запросу Авиация ДРЛО