Активная защита представляет собой размещенные на танках и другой бронетехнике специальные системы отстрела снарядов, совмещенных с радиолокационной системой локального действия. В случае обнаружения приближающегося к танку боеприпаса (к примеру, противотанковой ракеты) система дает команду на отстрел заряда, который в момент сближения со снарядом взрывается, формируя облако осколков, которые уничтожают или, по крайней мере, значительно ослабляют действие боеприпаса на танк.
Специалисты считают, что использование систем активной защиты позволяет существенно (в 2-3 и более раз) повысить выживаемость танков на поле боя.
Идея создания активной защиты бронетехники принадлежит представителям советского танкостроения. В СССР еще в 1950-1960-х годах в Центральном конструкторском бюро №14 в городе Тула велась разработка комплекса активной защиты (КАЗ) под названием «Дрозд». В 1983 году подобная система была смонтирована на танке Т-55А, который получил новый индекс — Т-55АД. Танк Т-55АД стал первым в мире, на котором была установлена активная защита. Комплекс выпускался 6 лет, но в 1990 году был снят с вооружения в связи с подписанием «Договора об обычных вооруженных силах в Европе» (ДОВСЕ), по которому танк Т-55 попал в перечень ликвидируемых вооружений. На тот момент времени стоимость КАЗ «Дрозд» составляла 30 тыс. долларов.
В конце 1980-х годов также был создан КАЗ «Дрозд-2», который в силу экономических трудностей в серийное производство так и не пошел, ту же судьбы разделил, по сути, и КАЗ «Арена», который стал завсегдатаем выставок вооружений. Наиболее современным комплексом активной защиты российского производства является КАЗ «Афганит», который был создан в 2010-х годах и появился на основном боевом танке Т-14 и БМП Т-15, построенных на унифицированной тяжелой гусеничной платформе
Танк Т-55АД с комплексом активной защиты «Дрозд»
Советский Союз не стал единственной страной, проявившей интерес к подобным разработкам. В США, Франции, Израиле и Германии также приступили к активным научным работам в этом направлении. В то же время развал Советского Союза привел к снижению угрозы полномасштабного военного конфликта, что привело к тому, что разработки в этом направлении были приостановлены. Активно занялись этими работами вновь лишь после войны в Ираке в 2003 году и Второй ливанской войны 2006 года, в ходе которых бронетехника армии США и израильской армии регулярно попадала под обстрел из противотанковых гранатометов и несла потери.
В настоящее время американский КАЗ «Quick Kill» находится в стадии разработки и испытаний, тогда как в Израиле уже смогли создать два вида КАЗ — «Меиль руах» (ветровка, иврит, экспортное название Trophy) и «Iron Fist». При этом на вооружении армии обороны Израиля уже стоит комплекс «Меиль руах». Израильтяне, которые долгое время бьются над повышением безопасности бронетехники, поняли, что дальнейшее наращивание брони боевых машины невозможно без существенного снижения характеристик подвижности и транспортабельности, что также простимулировало работы по созданию активной защиты.
Данный комплекс активной защиты стал результатом совместной 10-летней работой компаний Israel Aircraft Industries/Elta и Rafael Armament Development Authority, которыми руководило управление НИОКР Минобороны Израиля, оно же осуществляло финансирование проекта. При этом концерн RAFAEL стал главным подрядчиком по данной программе. Комплекс активной защиты был официально представлен 8 марта 2005 года в рамках второй международной конференции/выставки по конфликтам малой интенсивности, которая прошла в Тель-Авиве.
Разработанный израильтянами комплекс предназначен для защиты бронетехники от противотанковых ракет и кумулятивных снарядов. Данная система создает над танком защитную полусферу, отслеживая с помощью РЛС потенциальные угрозы и ликвидируя выпущенные по боевой машине противотанковые ракеты. Схема действия стандартна для систем такого типа — специальный датчик определяет, с какого направления ведется огонь, после чего бортовой компьютер просчитывает траекторию полета боеприпаса и дает команду устройству, которое поражает ПТУР или реактивную гранату на подлете к цели.
Элементы комплекса «Меиль Руах» на танке Меркава
Комплекс активной защиты «Меиль руах» состоит из РЛС, которая отвечает за обнаружение и идентификацию направленных на бронеобъект ПТУР, кумулятивных снарядов (HEAT) и реактивных гранат. РЛС приводит в действие пусковые установки, выбрасывающие навстречу перехватчики, которые должны поразить и разрушить боеголовку еще до того, как она встретиться с танком на максимально возможном расстоянии от него. После запуска заряд-перехватчик формирует направленный поток осколков, который и позволяет справиться с угрозой с наименьшим риском для собственных войск.
Используется РЛС известной израильской компании Elta, которая связана с четырьмя антеннами, расположенными на передней и кормовой частях, а также бортах платформы и в состоянии обеспечить защиту в секторе 360 градусов. Также используются два механизма уничтожения подлетающих к танку средств поражения производства компании RAFAEL, которые расположены по бортам платформы.
В настоящее время израильтяне предлагают три варианта своего комплекса активной защиты: тяжелый вариант, средний и лайт. Базовая версия TROPHY-HV предназначена для установки на основные боевые танки «Меркава», ее вес составляет 850 кг (объем 0,69 м3), система отличается наличием автоматической перезарядки. Система TROPHY-MV может ставиться на бронетехнику весом от 15 до 30 тонн и также обладает автоматической системой перезарядки, но отличается уменьшенной пусковой установкой и весит 520 кг (объем 0,42 м3).
Обе системы обеспечивают защиту бронеобъекта от ПТРК, РПГ и танковых кумулятивных снарядов. Самая младшая система TROPHY-LV предназначена для установки на легкую колесную технику, к примеру, автомобили Humvee. Она весит 200 кг (объем 0,26 м3) не имеет системы автоматической перезарядки и предназначена для защиты только от РПГ.
Стоит отметить, что израильская «ветровка» отличается достаточно приличной ценой. Приодеть в нее всю бронетехнику обойдется в копеечку. Согласно информации из открытых источников, стоимость одного комплекса активной защиты для ОБТ «Меркава» составляла 350 тысяч долларов при условии приобретения значительной партии КАЗ. Именно поэтому на первом этапе израильтяне запланировали оснащение комплексом «Меиль руах» только танков «Меркава» Mk.4, в перспективе рассматривая вопрос переоборудования всего танкового парка. Первыми боевыми машинами, которые получили данный комплекс активной защиты, стали танки из состава 401-й бронетанковой бригады.
По словам специалистов израильской компании-производителя, их комплекс активной защиты гарантирует защиту танка от всех видов противотанковых ракет. По их словам, во время полигонных испытаний системы было достигнуто 100% уничтожение всех ПТУРСов и гранат РПГ, выпущенных по защищенным бронеобъектам. При этом особо подчеркивается тот факт, что данный комплекс можно использовать и в городских условиях, где он не причинит вреда взаимодействующей с танком пехоте.
В XXI веке Израиль стал первой страной в мире, которая приняла на вооружение систему активной защиты танков и довела ее до серийного производства, начав массово оснащать ею свою бронетанковую технику. В России комплекс активной защиты танков «Арена», созданный инженерам Коломенского КБ машиностроения, был полностью испытан и готов к серийному производству еще 20 лет назад, однако данная разработка не использовалась ни в одном конфликте, в котором принимала участие российская армия.
В 2010 году армия самообороны Израиля успешно провела испытания комплекса, проведя стрельбу противотанковыми ракетами по танку «Меркава Мк.4» c экипажем. В рамках испытаний военные использовали кинетические управляемые ракеты, которые не содержали головной части. Данные боеприпасы имитировали траекторию настоящей ракеты, для того чтобы система могла перехватить их и уничтожить приближающуюся к танку угрозу. Впервые в боевых условиях комплекс был испытан уже в следующем году.
Танк Меркава Mk.4, оснащённый системой «Меиль руах»
Боевое крещение произошло 1 марта 2011 года, когда 9-й батальон 401-й танковой бригады израильской армии осуществлял патрулирование на территории, граничащей с сектором Газа. Во время патрулирования один из израильских танков палестинские террористы обстреляли из ручного противотанкового гранатомета с небольшого расстояния. Комплекс активной защиты «Меиль руах» успешно справился с угрозой, нейтрализовав ее. Противотанковый боеприпас был уничтожен на безопасном для «Меркавы» расстоянии, при этом танку и его экипажу не было нанесено никакого вреда. Экипаж боевой машины услышал рядом с танком взрыв и поначалу даже не понял, что именно произошло.
Через 19 дней после данного инцидента система снова успешно поразила противотанковую ракету, которая была выпущена по израильскому танку. На этот раз это произошло в Западном Негеве, расположенном возле границы сектора Газа.
Владимир Кореньков, возглавлявший с 2000 по 2009 год ФГУП «ГНПП «Базальт», одним из направлений работы которого было создание РПГ, отмечает, что израильский комплекс активной защиты, можно преодолеть, как и любую подобную систему. Противостояние брони и снаряда никогда не будет остановлено. При этом он согласен с тем, что установка на бронетехнику комплексов активной защит повышает ее живучесть на поле боя.
Рассказывая о разработках «Базальта», он упомянул РПГ-30, который изначально разрабатывался для преодоления подобных систем активной защиты танков. У всех существующих на данный момент времени комплексов активной защиты одна и та же идеология. Это радиолокационное обнаружение угрозы и на какой-то дистанции (дальней или ближней) уничтожение подлетающего боеприпаса при помощи боевых частей, с помощью потока осколков и фугасного поля от взрыва. При этом все подобные системы обладают общими недостатками. Прежде всего, к ним относят, скважность. Речь идет о временном интервале реакции комплекса на угрозу. По словам Коренькова, РПГ-30 «Крюк» в состоянии преодолевать подобные системы защиты, установленные на бронетехнике.
РПГ-30 на переднем фоне
Данный РПГ одноразового применения был принят на вооружение российской армии в 2012 году. Конструктивно состоит из двух параллельных труб, в которых расположены реактивные снаряды. В большей по диаметру трубе расположено средство поражения — тандемный кумулятивный боеприпас калибра 105 мм. В меньшей по диаметру трубе находится реактивный снаряд-имитатор цели. Данный снаряд обладает идентичными с основной гранатой радиолокационной сигнатурой и траекторией и классифицируется КАЗ как атакующий танк объект, вызывая срабатывание комплекса, после чего образовавшимся временным «окном» после поражения снаряда-имитатора пользуется основной боеприпас.
В 2013 году российская армия закупила партию из 1000 РПГ-30 на общую сумму 83 миллиона рублей. Но то, что есть на вооружении российской армии, в настоящее время отсутствует у противников армии обороны Израиля, что позволяет израильским танкистам чувствовать себя в относительной безопасности.
/Сергей Юферев, topwar.ru/