УАЗ внедряет систему “Пять почему” для совершенствования производства

На сегодняшний день в мире разработано множество различных методов и приемов, используемых при поиске первопричины и проверенных практикой в течение длительного времени. Одним из наиболее простых и эффективных методов считается метод «Пять почему». Мы живем в стремительном, требовательном, ориентированном на результат мире. Новые технологии дают нам доступ к огромным объемам информации за считанные доли секунды. Проблемы должны решаться мгновенно; результаты мы хотели бы получить еще вчера, а ответы — незамедлительно.

Картинки по запросу УАЗ завод

Если ты задаёшь вопрос, значит, ты уже знаешь половину ответа.

Мышление людей, зачастую, поверхностно. Они затрагивают проблему и выдают сразу решение, что приведет к тому, что через некоторое время эта проблема снова всплывет в рабочем процессе.  Эффективное устранение проблемы невозможно без выявления истинных причин или, как еще говорят, первопричин проблемы.

Как же найти первопричину проблемы?

На сегодняшний день в мире разработано множество различных методов и приемов, используемых при поиске первопричины и проверенных практикой в течение длительного времени.

Одним из наиболее простых и эффективных методов считается метод «Пять почему».

Истоки использования вопроса “Почему?” для анализа проблемы и поиска первопричины ее возникновения идут от  философов IV-III вв. до н. э. Справедливо будет отметить, что автором причинно-следственной концепции принято считать Сократа. Однако первым, предложившим использовать принцип “Пять почему?” для сокращения или ликвидации потерь и увеличения производительности стал Сакити Тоёда.

Похожее изображение

Название метода – “Пять почему?” происходит от количества задаваемых вопросов. Для того чтобы найти первопричину несоответствия необходимо последовательно задавать один и тот же вопрос – «Почему это произошло?», и искать ответ на этот вопрос. Число пять выбрано исходя из того, что такого количества обычно достаточно для выявления сути и источника проблемы. Но, несмотря на то, что метод называется «Пять почему» для поиска первопричин в каждом конкретном случае может задаваться как меньшее, так и большее количество вопросов.

Примеры:

Почему? Ответ (причина)
1. Почему станок остановился? Сгорел плавкий предохранитель
2. Почему плавкий предохранитель сгорел Станок перегружен
3. Почему станок перегружен? Режущий инструмент плохо режет
4. Почему режущий инструмент плохо режет? Давление насоса СОЖ упало
5. Почему давление упало? Насос засорился
6. Почему насос засорился? В насос попадает стружка
7. Почему в насос попадает стружка? Насос не имеет сетчатого фильтра

 Картинки по запросу УАЗ завод

Почему? Ответ (причина)
1. Почему остановилась линия? Обнаружен дефект в обрабатываемом изделии
2. Почему возник дефект На обработку было подано одновременно два изделия
3. Почему было подано одновременно два изделия? Две заготовки не были разъединены
4. Почему две заготовки не были разъединены? На предыдущем процессе использовали сверло не того размера
5. Почему на предыдущем процессе использовали сверло не того размера? Сверла хранятся как попало, и под руку оператору подвернулось сверло не того размера

Похожее изображение

Почему? Ответ (причина)
1. Почему сборка вышла из под контроля? Сборочные единицы не сопрягаются друг с другом
2. Почему сборочные единицы не сопрягаются друг с другом Фланец оказался большего диаметра
3. Почему фланец оказался большего диаметра? Замер фланца был произведен не точно
4. Почему замер фланца был произведен не точно? Измерительный инструмент не был откалиброван
5. Почему измерительный инструмент не был откалиброван? Не было ответственного за калибровку инструмента

Похожее изображение

В настоящее время техника определения первопричины «Пять почему» широко используется в концепциях бережливого производства, так как имеет массу достоинств.   Во-первых, метод легок и универсален, может быть использован в тандеме с другими инструментами бережливого производства, во-вторых, имеет широкую сферу применения, в третьих, не заменим при решении проблем связанных с человеческим фактором и межличностными отношениями и наконец, он экономит время — для анализа обычно достаточно 10 минут.

Таким образом, «Пять почему» — это эффективный инструмент как индивидуального, так и коллективного изучения путей возникновения той или иной проблемы и выявления первопричины проблемы.

Картинки по запросу УАЗ завод

Автор: Наталья Сиднева, ведущий специалист службы производственной системы, Ульяновский автомобильный завод 

Источник: http://www.up-pro.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!