На сегодняшний день в мире разработано множество различных методов и приемов, используемых при поиске первопричины и проверенных практикой в течение длительного времени. Одним из наиболее простых и эффективных методов считается метод «Пять почему». Мы живем в стремительном, требовательном, ориентированном на результат мире. Новые технологии дают нам доступ к огромным объемам информации за считанные доли секунды. Проблемы должны решаться мгновенно; результаты мы хотели бы получить еще вчера, а ответы — незамедлительно.
Если ты задаёшь вопрос, значит, ты уже знаешь половину ответа.
Мышление людей, зачастую, поверхностно. Они затрагивают проблему и выдают сразу решение, что приведет к тому, что через некоторое время эта проблема снова всплывет в рабочем процессе. Эффективное устранение проблемы невозможно без выявления истинных причин или, как еще говорят, первопричин проблемы.
Как же найти первопричину проблемы?
На сегодняшний день в мире разработано множество различных методов и приемов, используемых при поиске первопричины и проверенных практикой в течение длительного времени.
Одним из наиболее простых и эффективных методов считается метод «Пять почему».
Истоки использования вопроса “Почему?” для анализа проблемы и поиска первопричины ее возникновения идут от философов IV-III вв. до н. э. Справедливо будет отметить, что автором причинно-следственной концепции принято считать Сократа. Однако первым, предложившим использовать принцип “Пять почему?” для сокращения или ликвидации потерь и увеличения производительности стал Сакити Тоёда.
Название метода – “Пять почему?” происходит от количества задаваемых вопросов. Для того чтобы найти первопричину несоответствия необходимо последовательно задавать один и тот же вопрос – «Почему это произошло?», и искать ответ на этот вопрос. Число пять выбрано исходя из того, что такого количества обычно достаточно для выявления сути и источника проблемы. Но, несмотря на то, что метод называется «Пять почему» для поиска первопричин в каждом конкретном случае может задаваться как меньшее, так и большее количество вопросов.
Примеры:
Почему? | Ответ (причина) |
1. Почему станок остановился? | Сгорел плавкий предохранитель |
2. Почему плавкий предохранитель сгорел | Станок перегружен |
3. Почему станок перегружен? | Режущий инструмент плохо режет |
4. Почему режущий инструмент плохо режет? | Давление насоса СОЖ упало |
5. Почему давление упало? | Насос засорился |
6. Почему насос засорился? | В насос попадает стружка |
7. Почему в насос попадает стружка? | Насос не имеет сетчатого фильтра |
Почему? | Ответ (причина) |
1. Почему остановилась линия? | Обнаружен дефект в обрабатываемом изделии |
2. Почему возник дефект | На обработку было подано одновременно два изделия |
3. Почему было подано одновременно два изделия? | Две заготовки не были разъединены |
4. Почему две заготовки не были разъединены? | На предыдущем процессе использовали сверло не того размера |
5. Почему на предыдущем процессе использовали сверло не того размера? | Сверла хранятся как попало, и под руку оператору подвернулось сверло не того размера |
Почему? | Ответ (причина) |
1. Почему сборка вышла из под контроля? | Сборочные единицы не сопрягаются друг с другом |
2. Почему сборочные единицы не сопрягаются друг с другом | Фланец оказался большего диаметра |
3. Почему фланец оказался большего диаметра? | Замер фланца был произведен не точно |
4. Почему замер фланца был произведен не точно? | Измерительный инструмент не был откалиброван |
5. Почему измерительный инструмент не был откалиброван? | Не было ответственного за калибровку инструмента |
В настоящее время техника определения первопричины «Пять почему» широко используется в концепциях бережливого производства, так как имеет массу достоинств. Во-первых, метод легок и универсален, может быть использован в тандеме с другими инструментами бережливого производства, во-вторых, имеет широкую сферу применения, в третьих, не заменим при решении проблем связанных с человеческим фактором и межличностными отношениями и наконец, он экономит время — для анализа обычно достаточно 10 минут.
Таким образом, «Пять почему» — это эффективный инструмент как индивидуального, так и коллективного изучения путей возникновения той или иной проблемы и выявления первопричины проблемы.
Автор: Наталья Сиднева, ведущий специалист службы производственной системы, Ульяновский автомобильный завод
Источник: http://www.up-pro.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!