На фото: Один из первых катеров пр. 03160. Фото завода “Пелла” / pellaship.ru. Одной из наиболее важных судостроительных программ россии последних лет является производство быстроходного патрульного катера пр. 03160 “Раптор”. Этот новый проект появился в начале прошлого десятилетия и быстро вышел на уровень серийного производства. Два новых контракта на поставку лодок уже подписаны, сейчас идет работа над третьим контрактом. На данный момент ВМФ получил 14 серийных кораблей, и ожидается, что еще два войдут в строй в ближайшем будущем. Проект 03160 “Раптор” был разработан известным Ленинградским судостроительным заводом “Пелла” в начале десятых годов XXI-века. При его создании учитывался зарубежный и отечественный опыт в сфере скоростных катеров, что привело к желаемым результатам. В 2012-13 гг. на “Пелле” строился головной катер проекта П-274 (заводской номер 701). В августе 2013-го он прошел необходимые испытания. В конце июня 2014 г. министерство обороны сообщило о заключении договора на поставку новых катеров пр. 03160.
Один из катеров Балтийского флота. Фото Wikimedia Commons
Он предусматривал строительство восьми единиц техники с поставкой в 2014 и 2015 гг. – по 4 катера в год. К этому времени катер с заводским номером «702» уже был спущен на воду и готовился к испытаниям. Вскоре завершилось строительство еще нескольких единиц.
По сообщениям прессы, до конца 2014 г. четыре первых катера были спущены на воду и готовились к испытаниям. Необходимые мероприятия продолжались до марта 2015 г. Сначала подписали акт приемки на три катера, а через несколько недель заказчик принял четвертый.
В 2015 г. строительство продолжилось. Осенью четыре новых катера были спущены на воду и вышли на испытания. Два «Раптора» завершили испытания и были переданы заказчику в конце ноября. Еще два сдали через месяц – «под елку». На этом выполнение первого заказа завершилось.
Катера с заводскими номерами от «701» до «708» были распределены между несколькими соединениями. П-280 «Юнармеец Балтики», П-281 и П-344 служат в составе Балтийского флота. Катера П-274, П-275, П-276, П-838, П-845 вошли в состав Черноморского. Следует отметить, что катер П-344 (з/н 706) строился в варианте катера связи. С момента поступления на службу он базируется в Москве и стоит у дебаркадера Национального центра управления обороной.
Второй заказ
Далее появился новый заказ. На этот раз Минобороны желало получить шесть катеров «Раптор». Завод “Пелла” вновь успешно справился с поставленной задачей, и ВМФ своевременно получил требуемую технику.
Первыми в новой серии стали катера П-415 “Георгий Потехин” и П-425, спущенные на воду в декабре 2016 г. После необходимых испытаний они были приняты заказчиком в мае 2017-го. Так же в конце 2016 г. состоялся спуск катера П-413. Вместе с П-345 (достроен в мае 2017 г.) он был сдан следующей осенью. В августе 2017-го спустили на воду катер П-437. В апреле 2018-го на испытания вышел П-434. В начале сентября 2018 г. их принял заказчик.
Фото Минобороны РФ / mil.ru
Катера пр. 03160 второго контракта были распределены между тремя оперативно-стратегическими объединениями. П-413, П-345 и П-434 передали морякам-балтийцам. П-415 и П-425 включили в состав Черноморского флота. Катер П-437 стал первой боевой единицей своего типа в составе Каспийской флотилии.
Следующая партия
К настоящему времени “Пелла” выполняет уже третий заказ на строительство “Рапторов” для военно-морского флота. Он является самым крупным на данный момент и предусматривает поставку десяти катеров в течение нескольких лет. Первые катера новой серии уже построены и готовятся к испытаниям. Ожидается завершение работ по сборке следующих.
Как сообщает пресс-служба Минобороны, на заводе “Пелла” состоялась торжественная церемония спуска на воду двух катеров с заводскими номерами «715» и «716» – первых в новой серии. Теперь их выведут на испытания, по результатам которых будет подписан акт о приемке. В ходе церемонии представитель командования ВМФ уточнил, что сдача двух катеров запланирована на июнь, им предстоит служить в составе Балтийского флота. Уже начата подготовка экипажей.
Как следует из доступных данных, в настоящее время еще несколько катеров пр. 03160 должны находиться на разных стадиях строительства. В течение нескольких следующих месяцев их спустят на воду, после чего пройдут испытания и состоится передача заказчику.
Катер связи П-344 у Национального центра управления обороной. Фото Wikimedia Commons
Точные сроки завершения серии из 10 катеров пока не назывались. Учитывая опыт судостроителей и объемы заказа, можно предполагать, что последние «Рапторы» третьего контракта поступят на службу в ближайшее время. По итогам этого строительства общая численность подобных катеров в составе ВМФ достигнет 24 единиц.
Промежуточные результаты
Строительство всех запланированных и законтрактованных патрульных катеров пр. 03160 «Раптор» еще не завершено, однако ВМФ уже получил достаточное количество такой техники. С ее помощью несколько флотов решают задачи разного рода, в т.ч. специальные.
На данный момент сдано заказчику и введено в эксплуатацию 14 катеров. Буквально через пару месяцев их число вырастет до 16. Почти все поставленные катера, 12 из 14, выполняют функции противодиверсионных и используются соответствующими подразделениями флота. Еще два построены как катера связи и предназначаются для использования командованием флота или вооруженных сил.
Наибольшая группировка «Рапторов» на данный момент сформирована в составе Балтийского флота. Он имеет семь единиц подобной техники в двух вариантах. В Кронштадте базируются пять патрульных катеров и один катер связи П-413. Еще один катер связи, П-344, включен в Балтфлот, но несет службу вдали от его баз, на Москве-реке. В ближайшее время количество катеров пр. 03160 в Кронштадте вновь вырастет.
Новые катера “715” и “716”, спущенные на воду 15 апреля. Фото завода “Пелла” / pellaship.ru
Незначительно отстает Черноморский флот. С 2014 по 2018 г. он получил шесть катеров в исходной патрульной конфигурации. Вероятно, запланирована поставка новых катеров из третьей серии. Каспийская флотилия пока располагает всего одним «Раптором», но новые поставки не исключаются.
С июня этого года начнется сдача новой партии в составе 10 катеров. Как именно их распределят между флотами – неизвестно. Возможно, с их помощью усилят Каспийскую флотилию. Также возможна передача катеров Северному и Тихоокеанскому флоту, в составе которых «Рапторы» пока отсутствуют – но имеются противодиверсионные подразделения, заинтересованные в получении такой техники.
Безопасность и другие задачи
В ходе недавней церемонии спуска на воду двух катеров прозвучали слова главкома ВМФ. Адмирал Николай Евменов в своем поздравительном слове, зачитанном на мероприятии, отметил, что командование ВМФ уделяет внимание не только строительству кораблей морской и океанской зоны, но и развитию инфраструктуры базирования. Последняя нуждается в защите, и в этом контексте катера пр. 03160 «Раптор» имеют большое значение.
К настоящему времени «Рапторы» поступили в распоряжение двух флотов и единственной флотилии, что позволило повысить потенциал противодиверсионных сил. В будущем ожидается новое усиление подобных подразделений за счет 10 новых катеров – или большего их количества, если появятся новые заказы. Кроме того, не следует забывать про катера в специальном связном исполнении.
Во всех вариантах современный катер пр. 03160 показывает себя с лучшей стороны. Строительство такой техники продолжается, и за счет этого флот получает удобный многоцелевой инструмент, причем в оговоренные сроки и в необходимом количестве.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/