Роскосмос завершил сборку и испытания конструкторско-технологического электрозаправочного макета ракеты-носителя “Ангара-А5”

Фото:  © www.roscosmos.ru. На  стапелях монтажно-испытательного корпуса космодрома “Восточный” инженеры из Космического центра “Восточный”, являющегося филиалом Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, а также Государственного космического научно – производственного центра имени М.В.Хруничева, входящих  в Госкорпорацию “Роскосмос”, произвели перемещение собранного макета ракеты-носителя “Ангара-А5” под названием  “Ангара-НЖ” на стапель для финальной сборки и испытаний. Сборку первой и второй ступеней макета “Ангары-А5” сняли с пакетировщика и на траверсах с помощью двух мостовых кранов поместили на рабочее место, где осуществили стыковку третьей ступени. Ангара-НЖ – это конструкторско-технологический электрозаправочный макет ракеты-носителя Ангара-А5 для космодрома Восточный. Это необходимо для:

  • отработки сборки,
  • проведения пневматических проверок,
  • электрических испытаний,
  • транспортировки,
  • заправки,
  • слива топлива,
  • др. тестов.

По сути, макет представляет собой полноразмерную копию ракеты Ангара-А5, но без систем управления и двигателей, вместо которых установлены их макеты.

 © www.roscosmos.ru

Также макет позволит протестировать технологии подготовки 1й летной ракеты к пуску и объекты технического и стартового комплексов космодрома.

 © www.roscosmos.ru

Гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева А. Варочко ранее говорил, что Ангара-НЖ будет отправлена на космодром Восточный для испытаний стартовых систем в середине 2023 г.

 © www.roscosmos.ru

Ангара – семейство экологически чистых ракет-носителей с кислородно-керосиновыми двигателями различных классов.

 © www.roscosmos.ru

В него входят легкие носители Ангара-1.2, тяжелые Ангара-А5 и модернизированная Ангара-А5М, повышенной грузоподъемности Ангара-А5В.

 © www.roscosmos.ru

Ангара-А5 запускалась 3 раза – 23 декабря 2014 г., 14 декабря 2020 г. и 27 декабря 2021 г. с космодрома Плесецк.

 © www.roscosmos.ru

На космодроме Восточный идет строительство 2й очереди, в рамках которой предусмотрено создание стартового комплекса для ракет-носителей семейства Ангара.

 © www.roscosmos.ru

19 января 2023 г. глава Роскосмоса Ю. Борисов доложил президенту РФ В. Путину о том, что планы 2й очереди по созданию стартового комплекса для Ангары-А5 будут выполнены в срок.

 © www.roscosmos.ru

Все строительные работы будут выполнены к середине 2023 г., монтажные – к концу года, к тому же сроку предполагается обеспечить готовность к пуску.

 © www.roscosmos.ru

Семейство ракет-носителей «Ангара» – новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Конструкция универсального ракетного модуля выбрана с учетом использования существующих в Центре им. М.В.Хруничева производственной оснастки и освоенных передовых технологий. Семейство ракет-носителей «Ангара» включает в себя носители четырёх классов – от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 т до 35 тонн (Ангара А7) на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»).

 © www.roscosmos.ru

Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ-1 — для первой ступени, УРМ-2 — для второй и третьей) — один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три — для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять — для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»). Длина УРМа составляет 25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.

 © www.roscosmos.ru

Цели создания комплекса

  1. Необходим ракетный комплекс, способный выводить спутники на геостационарную орбиты с территории Российской Федерации (фактически, с космодрома Плесецк). Комплекс РН Протон может быть запущен только с Байконура (то есть с территории иностранного государства); космодром Плесецк имеет слишком высокое расположение для этой ракеты.
  2. Из стратегических соображений комплекс должен быть полностью разработан и изготовлен российскими предприятиями на территории России. РН Протон создавался в советское время, под советскую инфраструктуру, под иную экономическую ситуацию.
  3. Решение проблем с топливом. Традиционно в ракетной технике в качестве топлива используется гептил (несимметричный диметилгидразин) — токсичное, канцерогенное, экологически опасное вещество. Китай, Индия и США могут затапливать первые ступени ракет в океане, тем самым не загрязняя свою территорию; Россия такой возможности практически лишена. «Ангара» будет использовать экологически чистое и недорогое топливо на основе кислорода и керосина. Благодаря этому себестоимость выведения килограмма полезной нагрузки у «Ангары» будет самой низкой в мире, что позволит России удержать лидерство на рынке коммерческих запусков.
  4. Модульность. Необходима для того, чтобы иметь возможность доставлять изделие по железной дороге к месту старта, в том числе и к будущему космодрому на Дальнем Востоке (по пути следования находится множество тоннелей, в которые ступени габаритов РН Протон не проходят).
  5. Полезная нагрузка «Ангары» — до 35 тонн, что на 37% больше, чем у РН Протон (до 22 тонн).

 © www.roscosmos.ru

Описание ракеты-носителя.

Энергетические и эксплуатационные характеристики ракет-носителей «Ангара» находятся на уровне, позволяющем успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники.

Широкое применение унификации, наряду с использованием передовых технологий производства, позволит обеспечить более низкую – сравнительно с аналогичными ракетами мира – себестоимость выведения полезной нагрузки в широком диапазоне орбит.

Место старта РН семейства «Ангара» – российский космодром Плесецк. Уникальные технические решения позволяют с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства «Ангара».

 © www.roscosmos.ru

22 декабря 2004 года в Москве Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков и Премьер-министр Республики Казахстан Даниал Ахметов подписали «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек».

Космический ракетный комплекс «Байтерек» предусматривает создание стартового и технического комплексов ракеты-носителя «Ангара» на космодроме Байконур.

Универсальный ракетный модуль на компонентах О2+керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека.

Каждый универсальный модуль оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191.

РД-191 создается на базе четырехкамерного двигателя, применявшегося на ракете-носителе «Энергия», и ныне применяемого двигателя ракеты-носителя «Зенит» (РД 170, 171).

В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара 1.2» используется один универсальный модуль, в составе ракеты-носителя тяжелого класса (А5) применяется пять универсальных модулей.

В качестве верхних ступеней на ракете легкого класса «Ангара 1.2» применяется разгонный блок «Бриз-КМ» прошедший летные испытания в составе конверсионного носителя «Рокот», а на ракете «Ангара-А5» – разгонный блок «Бриз-М» и КВТК.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://neftegaz.ru/, https://ruscosmos.narod.ru/