Фото: https://unicont.com/. Самые современные проекты электрических катамаранов за последние несколько лет получили небывалую популярность. Технологии электродвижения производят эффект на широкую аудиторию потому, что ранее в России они не применялись на речном транспорте. У всего этого есть и коммерческая ценность для судовладельцев: такой флот считается экологичным, бесшумным, комфортным и экономичным в эксплуатации. Флагманом в этой сфере сегодня выступает компания «Эмпериум». Предприятие не только первым в России построило электросудно, но и единственное во всей стране поставило такие катамараны на серийное производство. Ecovolt — прогулочное электросудно, которое в 2020 году представила компания «Морсвязьавтоматика» («НПК МСА», позднее под это направление была создана верфь «Эмпериум»).
С тех пор компания разработала и начала производство еще нескольких видов электроходов. Один из них — двухпалубный скоростной катамаран Ecocruiser на 130 пассажиров. «Медиапалуба» подготовила обзор этих двух проектов, который можно прочитать по ссылке тут.
© paluba.media
ECOCRUISER
Это первый в России серийный проект судов на электродвижении с инновационными и экологичными для отрасли решениями. Первый электроход построен на верфи «Эмпериум» в Ленинградской области, а всего серия состоит из пяти единиц. Судно строилось для компании «ВодоходЪ» и получило название «ЭкоходЪ».
В середине осени 2022 года «ЭкоходЪ» прибыл в Красноярск. Уже в эту навигацию судно начнет работать на реке Енисей, выполняя прогулочные рейсы в черте Красноярска и регулярные перевозки по маршруту Красноярск — Дивногорск и обратно. Специально для его эксплуатации в регионе по заказу компании «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» верфь Emperium построила береговые зарядные станции и станцию медленной зарядки. В планах — построить и запустить всего шесть таких судов, которые будут курсировать по маршрутам на Енисее и, возможно, на Красноярском водохранилище.
© paluba.media
ECOVOLT 2.0 И ECOVOLT 3.0
Электросудно серии Ecovolt предназначено для речных туристических прогулок и бизнес-встреч. Пассажировместимость судна — до 86 человек; экипаж — два человека. Корпус судна изготовлен из алюминия и стеклопластика. Два электродвигателя обеспечивают мощность по 200 кВт каждый. Винты приводятся в движение парой электродвигателей мощностью по 180 кВт, питающихся от литий-ионных аккумуляторов емкостью 600 кВт⋅ч. Полный обзор можно прочитать на сайте «Медиапалубы».
Дополнительно от первого лица
Всегда приятно рассказывать о том, что где-то у нас все в полном порядке. Вдвойне приятно, когда это что-то является для тебя полнейшим сюрпризом типа «Ну ничего себе! Можем!»
Сегодня у нас рассказ о том, что прячется за аббревиатурой МСА. Знакомьтесь, предприятие «Морсвязьавтоматика», Санкт-Петербург.
Вообще, здесь три в одном.
Лучше всего о компании мог бы рассказать ее командир. Потому слово генеральному директору Андриану Юрьевичу Правдину:
Кстати, Андриан Юрьевич является нашим постоянным читателем, что нас немало порадовало.
«Морсвязьавтоматика» — это разработка и производство судовой и общепромышленной электронной техники, корпусов электрощитов и других металлоконструкций, пультовых конструкций (консолей).
НПО «Юнимаш» — производство промышленных технологических лазеров и комплексов автоматизированного раскроя листовых материалов. (Это к вопросу что у нас полностью убито станкостроение.) 70 лазерных раскройных комплексов в год — это весомо, учитывая 100% отечественное происхождение.
«Юниконт СПБ» занимается научно-исследовательской деятельностью, разработкой технологического оборудования, перспективных электронных устройств, лазерных излучателей, исследованием применений роботизированных систем.
Также на них организация и контроль испытаний и сертификационные процедуры.
Начнем с НПО «Юнимаш», история которого весьма забавна. Как нам рассказали сотрудники, все началось с того, что у МСА возникли проблемы с поставщиком корпусов для приборов. И было принято решение о покупке комплекса лазерной резки и сварки. В Китае, потому как дешевле.
Ожидаемо станок вышел из строя через некоторое время, и инженеры завода решили изучить его с прицелом на ремонт своими силами. В итоге своих сил оказалось достаточно, чтобы спроектировать и наладить разработку и производство станков своими силами из отечественных комплектующих.
Сегодня более 60% реализуемой продукции — именно станки для лазерной резки и сварки.
Ну а раз «процесс пошел», то сам бог велел использовать свои станки для своих же целей. И здесь вступили в дело разработчики «Юниконта» и сам МСА.
Все представленное на выставке — не единичные экземпляры, за исключением концептов. Вся продукция не только производится, она пользуется спросом. И немаловажный момент — оказывает достойную конкуренцию зарубежным производителям, постепенно вытесняя их с отечественного рынка.
Системы судовой связи и сигнализации, в том числе безбатарейные. Генератор и накопители позволяют путем недолгого вращения ручки генератора осуществлять голосовую связь до 15 минут времени в условиях отказа электропитания судна.
Модульные системы управления. Навигационные пульты и консоли управления средствами судна применяются для интеграции средств радионавигационного комплекса, средств контроля и органов управления судном. В зависимости от места установки могут устанавливаться в рулевой рубке, на крыльях мостика, помещении ЦПУ.
На нижней фотографии приведен пример, как может выглядеть рабочее место штурмана. Помимо большой карты, в помощь при прокладке курса выводятся данные еще с 5 приборов на верхних экранах. Примечательно, что каждый штурман может выбирать компоновку под себя простым движением пальца по экрану, как на телефоне.
Система учета и координации личного состава судна. Каждый член экипажа, имеющий на руке специальный браслет, включается в систему, которая отслеживает все его перемещения по отсекам. Полезная функция, особенно при ЧП.
Системы управления ходом судна. Здесь объединяются в одно ходовые, рулевые и подруливающие (для соответствующих судов) устройства.
В целом, учитывая то, что все разрабатывается и производится в одном месте, очень легко скомпоновать цифровые рабочие места для любого члена экипажа, от командира корабля, штурмана до оператора любого комплекса. В этом заключается огромное преимущество, на наш взгляд.
Корабельные системы кондиционирования, еще одна немаловажная разработка. С умной системой регулировки давления потока воздуха. Если в одной каюте членом экипажа будет перекрыто поступление воздуха из системы по какой-либо причине, в соответствии с показаниями датчиков система самостоятельно отрегулирует подачу воздуха в другие помещения.
Самое главное — это не завтра. Это уже реальное сегодня. Судовая электроника, автоматика и связь в современном исполнении и полностью отечественной разработки и производства.
Если говорить о независимости от поставок и разработок зарубежных производителей, это как раз пример как самостоятельности, так и безопасности в современных условиях.
Говоря о массовом производстве, в качестве примера стоит привести список некоторых кораблей и судов, оборудованных различными системами от МСА в за последнее время.
- Проект SOS-18. Многофункциональное морское водолазное судно.
- Проект 21180. Дизель-электрический ледокол “Илья Муромец”.
- Проект 22100. Сторожевой корабль “Океан”.
- Проект TG-17. “Пенай”, буксир с функциями противопожарного судна.
- Проект 20600. Буксир специального назначения.
- Проект 92800. “Эколог”, судно-бункеровщик с нефтесборным оснащением.
- Проект 16450. Исследовательское судно.
- Проект 15310. Судно-кабелеукладчик.
- Проект 20118. Морской транспорт вооружения.
- Проект 02690. Самоходный плавучий кран.
- Проект 22800. Корвет/малый ракетный корабль.
- Проект MPSV-12. Многофункциональный буксир-спасатель для Арктики
- Проект 22220. Атомные ледоколы “Арктика” и “Сибирь”.
Все увиденное и услышанное нам весьма и весьма понравилось. Есть понимание того, во что воплощается труд этих людей. Надеемся, что мы нормально показали, чем и как заняты питерские мастера. В том, что они действительно Мастера и Инженеры, у нас сомнений не возникает.
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://unicont.com/