Фото: © mashnews.ru. Известный московский производитель автокомпонентов «Альфа Автоматив Техноложиз» начал поставки комплектующих для автомобилей Haval. Уже запущено производство 1600 экземпляров переднего пола салона для Haval F7. Об этом сообщает пресс-служба столичного департамента инвестиционной и промышленной политики. Как отметил глава департамента Владислав Овчинский, в рамках договора с «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» компания «Альфа Автоматив Техноложиз» будет выпускать 106 различных компонентов кузова. Всего для тульского предприятия московский производитель будет ежегодно изготавливать до 6,5 млн кузовных деталей. Сейчас завершается адаптация штамповой оснастки второй серийной детали — заднего пола салона кроссовера. Завод «Альфа Автоматив Техноложиз» по производству автокомпонентов открылся на юге Москвы в декабре 2022 года.
Интервью с производителем:
Компания «Альфа Автоматив Техноложиз» («ААТ») является одним из ведущих российских производителей кузовных деталей с объемом выпуска более 9,5 млн запчастей в год, используемых при сборке более чем 300 тыс. машинокомплектов. Ассортиментная линейка предприятия насчитывает более 220 видов элементов кузова. Генеральный директор ООО «ААТ» Максим Кондратьев рассказал Инвестпорталу, сколько сегодня стоит новый завод и как окупить инвестиции с помощью власти.
– Максим Олегович, что производите, кто потребители?
– Наша компания занимается штамповкой кузовных деталей из листовой стали. Основным акционером является IHI Corporation – это японская корпорация, которая занимается тяжелой промышленностью. 17% акций осталось у АМО ЗИЛ. Основным клиентом компании «ААТ» является альянс Renault – Nissan – «АвтоВАЗ». Основным потребителем наших деталей является завод ЗАО «Рено Россия», расположенный в Москве. Также 45-50% нашей продукции идет на завод «АвтоВАЗ».
Мы являемся самым крупным поставщиком ЗАО «Рено Россия». Возьмем популярную модель Renault – первый Logan, выпускавшейся на тогда ещё заводе «Автофрамос»: практически весь ее кузов сварен из деталей, произведенных на нашем предприятии. На данный момент мы активно поставляем кузовные детали на модели Duster, участвуем в большом проценте сборки моделей Kaptur и предполагаем также поставлять кузовные детали к новой модели Arkana, которая сейчас активно рекламируется. Если вы видите автомобили Renault на улицах Москвы, то знайте, что внешний вид автомобиля – это практически мы!
Наша продукция также идет на экспорт через альянс. То есть мы поставляем детали альянсу, а альянс поставляет продукцию, например, в Бразилию. Наши детали идут для сборки, в основном, Renault Kaptur.
– Как давно существует «ААТ»?
– Компания была основана в 2007 году. Но реальное производство началось в 2008-м, ускорение ему было придано в 2009 году.
Оригинальная идея, импульс к созданию появился после выхода постановления Правительства РФ № 166 о локализации автосборочного производства. После этого ЗАО «Рено Россия» в силу своих обязательств должно было локализовать штамповку деталей. Штамповочное производство – оно капиталоёмкое, требует больших инвестиций: стоимость одной прессовой линии может достигать 20 млн долларов. А таких линий должно быть несколько. Соответственно, с целью оптимизации, «Рено» (в то время совместное предприятие «Автофрамос») вело поиск поставщиков, которые смогли бы оказывать услуги по штамповке, поставлять штампованные изделия на завод в Москве. К счастью, такой цех (тогда еще не предприятие) был найден – это был цех АМО ЗИЛ. В нем стояли прессовые линии, которые были импортированы в Советском Союзе еще в конце 80-х годов. Они были в достаточно хорошем состоянии, так как эксплуатировались не в полную силу. Производителем этих прессовых линий была компания IHI – наш нынешний акционер. Она набралась храбрости и, несмотря на то что в мире у компании нет других штамповочных производств, решила попробовать свои силы в этой индустрии именно в России. Вот таким образом была организована компания «ААТ». Изначально 51% доли был у АМО ЗИЛ и 49% – у IHI Corporation. Назначением предприятия было превращение цеха штамповки АМО ЗИЛ в предприятие, способное производить изделия с уровнем качества, соответствующего требованиям лидеров мирового автопрома. Предприятие успешно выполнило свою задачу: сейчас оно является крупнейшим поставщиком кузовных деталей на заводы альянса Renault – Nissan – «АвтоВАЗ». Получается, японская корпорация IHI рискнула, и риск оказался оправдан.
– За качество ваших деталей можете ручаться?
– Абсолютно! Мы получили все возможные сертификаты качества, которые необходимы для мирового поставщика. Более того, каждый потребитель, каждый производитель автопрома имеет еще и свои системы контроля качества, свои сертификационные системы. По этим сертификационным системам мы находимся на одном из высших мест у Renault.
– Сколько человек трудится в «ААТ»?
– На пике, в 2013 году, у нас работало 500 человек, сейчас чуть больше 400. Но мы думаем, что с запуском нового производства должно получиться 450 человек.
– О новом производстве расскажите, пожалуйста, подробнее.
– Для начала расскажу, почему возникла необходимость в новом производстве. Москва активно реализует проект по реорганизации промзоны ЗИЛ. Там будет жилой район с парковыми зонами – что, наверное, и правильно. Но, к сожалению, на этой территории было наше предприятие – пожалуй, единственное в промзоне крупное производство, которое всё еще функционирует.
Совместно с Москвой мы разработали план: как претворить проект по реорганизации территории ЗИЛ и сохранить при этом «ААТ». Была выбрана новая площадка в районе Бирюлево Западное. Она выделена нам в рамках реализации масштабного инвестпроекта. Сейчас мы уже перевозим оборудование со старой площадки в промзоне ЗИЛ на альтернативную в Бирюлево. Раньше там были пустые площади, сегодня на 60% готов новый завод, уже настраивается первая линия. Все это реализовано без участия госсредств – только привлеченные нашим японским акционером средства.
– Сколько инвестируете в строительство нового завода?
– Мы ожидаем, что вложим минимум 1,2 млрд рублей. Строительство – это очень масштабные инвестиции для нашей компании. Тем не менее, мы оптимизируем свои затраты, увеличиваем поток заказов, верим в развитие российского автопрома – всё это дает нам основания полагать, что срок окупаемости проекта составит примерно 7 лет.
– Вы заключили с Правительством Москвы специнвестконтракт (СПИК) на создание производства. Что это вам даст?
– Заключение СПИК с Правительством Москвы повышает нашу уверенность в том, что проект будет прибыльным. Соответственно, мы быстрее сможем отдать те кредиты, которые привлекли. Выплачивая меньше процентов по этим кредитам, мы сможем обеспечить окупаемость проекта. Иностранные инвестиции должны окупаться в России, а вот такие меры помогают иностранным инвесторам точно знать: да, страна хочет этих инвестиций, страна готова их поддерживать. И если не гарантировать, то хотя бы содействовать возврату этих инвестиций собственнику.
В рамках СПИК мы получаем льготы через пониженный налог на прибыль, на имущество, сниженную арендную ставку. Надеемся также получить московскую субсидию на присоединение к инженерным сетям.
Налоговые льготы позволят нам высвободить средства и направить их на погашение кредита на строительство. Это достаточно сильная мера поддержки: по нашим оценкам, в десятилетний срок льготы должны принести компании порядка 450 млн рублей дополнительно. То есть это некая гарантия того, что возврат инвестиций обязательно будет. И будет в те сроки, которые заложены на проект.
– Вам кто-то помогал при подготовке к заключению контракта?
– Я вообще считаю, что в Москве создана достаточно эффективная команда, работающая с промышленными предприятиями. «Окно» для работы с ними – это Департамент инвестиционной и промышленной политики. Там нам очень сильно помогли – спасибо большое за это. Не могу не отметить и остальные департаменты правительства Москвы, которые были задействованы в процессе: полное взаимодействие, понимание во всех вопросах. Благодарность и АМО ЗИЛ, которое также оказало большую поддержку во всех нюансах этого проекта.
Москва – это действительно большой промышленный кластер, поэтому здесь нужны определенные человеческие и профессиональные навыки для того, чтобы построить правильные отношения с инвесторами, донести правильно, внятно, коротко суть мер поддержки. Это очень важно, так как у каждого региона есть свои особенности.
– Какие у вас планы на будущее: может, хотите выйти на более дорогой, люксовый сегмент автопрома?
– Вы знаете, для промышленного предприятия очень важно войти в тот сегмент, который дает наибольшую отдачу. А наибольшую отдачу, если у тебя большой завод, дает только массовое производство. То есть чем больше деталей одного типа ты штампуешь, тем меньше у тебя затраты на единицу продукции. Поэтому наша компания не сильно стремится в дорогой сегмент – это не совсем наш ориентир, не наша цель.
Ближайшие наши планы – открыть завод. Ставим цель – запустить его в эксплуатацию в начале следующего года (скорее всего, в конце первого квартала). Дальше будем смотреть на развитие автопрома: оно неоднозначное, есть совершенно противоположные мнения, как все будет развиваться – будет ли это взрывной рост или это будет стагнация. Мы все-таки надеемся, что это будет стабильный рост. Поэтому сейчас нельзя загадывать далеко наперед: инвестиция большая, японские инвесторы очень осторожны, консервативны, но если принимают решение, то его воплощают. Откроем завод – будут следующие планы по развитию.
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://investmoscow.ru/