Фото: © rostec.ru. Ростех запустил собственное производство тканей для парашютных систем нового поколения. Мощности отделочного производства, введенного в строй в Ивановской области, рассчитаны на выпуск более 4 млн погонных метров ткани в год. Этих объемов достаточно, чтобы закрыть потребности всего парашютного дивизиона Госкорпорации. Полный цикл производства включает специальную обработку, в результате которой материал приобретает необходимые параметры качества и надежности. Оптимальные технологические параметры и режимы обработки ткани разработаны специалистами Научно-исследовательского института текстильных материалов (НИИТМ). Парашютные системы применяются для решения широкого спектра задач — от десантирования людей и техники до возвращения на землю космических аппаратов.
Поэтому к тканям, из которых создаются купола, предъявляются высокие требования. Они должны обеспечивать необходимое качество, надежность и безопасность, выдерживать значительные нагрузки, хорошо укладываться до необходимых размеров.
К важнейшим физико-механическим свойствам материалов относятся разрывная и раздирающая нагрузка, удлинение и воздухопроницаемость, которая влияет на коэффициент сопротивления парашюта, определяет условия его раскрытия и величину аэродинамической нагрузки.
Необходимые свойства придаются тканям на отделочном производстве, где происходит промывка, термостабилизация, крашение, нанесение различных пропиток в зависимости от назначения парашютной системы. Этот сложный процесс требует современного оборудования и высокой квалификации сотрудников.
«Производство парашютных тканей рассчитано на обработку более 4 млн метров ткани в год. Эти объемы позволяют закрыть потребности всех предприятий парашютного дивизиона Госкорпорации, производящих как людские парашютные системы, так и грузовые, тормозные, космические. Все ткани производятся из российских полиамидных нитей, имеющих высокую прочность и устойчивость к погодным условиям и истиранию. Качество выпускаемых материалов находится под особым контролем и проверяется в том числе в собственной лаборатории предприятия», — сказал первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.
АО «НИИТМ» является также производителем и поставщиком основных текстильных комплектующих для парашютного дивизиона, таких как ленты, шнуры, швейные нитки. На предприятии производится более 400 номенклатурных позиций.
Справка:
НИИ ТМ основан 20 марта 1947 года в городе Ленинграде. В 1976 году институт награжден орденом «Знак почета». С 1993 года НИИ ТМ преобразован в Открытое Акционерное Общество – ОАО «НИИ ТМ». С 2015 года – акционерное общество – АО «НИИ ТМ».
В 1992 году институтом была разработана и в дальнейшем успешно осуществлена масштабная программа конверсии предприятия. В результате ее осуществления институт не только не утратил ведущих позиций в традиционных для себя отраслях техники, но и нашел свое место на рынке продукции общегражданского назначения, прежде всего в интересах городского хозяйства.
Основные достижения коллектива института за время существования АО «НИИ ТМ»:
1947
|
Разработка и изготовление датчиков инерционных (ИМ, ИМПС), датчиков отношения ускорения (ДОУ), датчиков ускорения самоблокирующихся (ДУС-5, ДУС-50), термодатчиков, бародатчиков. |
1953
|
Разработка радиодатчиков для ракет морского, наземного и воздушного базирования. |
1959
|
Разработка систем подрыва и ликвидации для беспилотных вариантов космических аппаратов «Восток» и «Восход». |
1964
|
Разработка систем безопасности для спутников фоторазведки I поколения «Зенит». |
1968
|
Разработка систем безопасности для ракет «Протон-К» и УР-700. |
1969
|
Разработка радиодатчиков и высотометров больших и малых высот в рамках программы изучения Марса и Венеры, а также системы управления мягкой посадкой. Разработка системы управления мягкой посадкой для возвращаемого с Луны модуля лунной станции (система 380Л). |
1970
|
Обеспечение первой в мире мягкой посадки на Венеру спускаемого аппарата станции “Венера-7” под управлением разработанной в институте системы АУПС-382. Обеспечение первой в мире мягкой посадки на Землю возвращаемого с Луны автоматического модуля станции «Луна-16» с образцами лунного грунта. |
1972
|
Разработка систем безопасности и управления посадкой для спутников фоторазведки II поколения «Янтарь». |
1973
|
Разработка систем безопасности и управления посадкой спускаемого аппарата орбитального комплекса «Алмаз». |
1974
|
Обеспечение первой в мире мягкой посадки на Марс спускаемого аппарата АМС-71 (“Марс-3”) под управлением разработанной в институте системы СУП-267 с датчиками – радиовысотомерами. |
1978
|
Разработка бортовой и наземной систем пожаровзрывопредупреждения для космического комплекса «Энергия-Буран». |
1980
|
Разработана система управления бортовыми робототехническими комплексами космических объектов. Разработка систем безопасности и обеспечения посадки для спутников фоторазведки III поколения. |
1986
|
Завершение строительства нового здания НИИ ТМ на проспекте Непокоренных |
1992
|
Создание автоматических систем посадки спускаемого аппарата в рамках международного космического проекта по изучению Марса. |
1995
|
Разработка поездного устройства автоведения ПУАВ для составов метро 4-й (Правобережной) линии Петербургского метрополитена. |
1997
|
Разработка и внедрение АСУ по обработке питьевой воды на Волковской водопроводной станции. Разработка серии медицинских приборов оперативной диагностики. |
1998
|
Внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО «Аврора» ®) в Санкт-Петербурге (I поколение). |
1999
|
Завершена разработка датчиковой аппаратуры для боеприпасов нового поколения. Разработка и внедрение поездной аппаратуры комплексной системы «Движение» на 2-й (Московско-Петроградской) линии Петербургского метрополитена. |
2001
|
Создание микропроцессорных систем управления нового поколения космических аппаратов и ракет-носителей. |
2003
|
Разработка и внедрение первых образцов аппаратуры «Аврора»® II поколения. |
2004
|
Начало разработки контрольно-проверочной аппаратуры (КПА) и бортовых систем управления телескопом космического аппарата нового поколения. |
2005
|
Разработка и изготовление комплекса систем управления для Казанского метрополитена; изготовление станционного оборудования для Петербургского метрополитена (станция «Парнас»). |
2006
|
Внедрение АСУНО «Аврора» ® в Москве в опытном районе «Вешняки». |
2007
|
Разработка и внедрение первых образцов аппаратуры «Аврора»® III поколения. |
2008
|
Внедрение аппаратуры для составов скоростного трамвая в г. Волгограде. Оснащение поездной аппаратурой нового поколения составов Петербургского метрополитена. Внедрение оборудования системы «Движение» на станциях «Звенигородская», «Волковская», «Обводный канал» и «Спасская» Петербургского метрополитена. Начало разработки системы управления оптико-электронным комплексом для картографирования земной поверхности и контрольно-проверочной аппаратуры для контроля систем управления, оптико-электронного модуля и комплекса в целом. |
2009
|
Внедрение поездной аппаратуры с режимом автоведения на поездах Петербургского и Казанского метрополитенов. Начало работ по созданию системы управления нового поколения, обеспечивающей функционирование оптико-электронного модуля и комплекса высокого разрешения. Разработка исполнительных устройств двойного назначения. |
2010
|
Проекты «Энергосберегающие осветительные устройства» и «Эффективное использование энергии на транспорте» заняли 1-е место в 2-х номинациях II открытого конкурса инновационных проектов по энергоресурсосбережению, проведенного Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов и Сибирским отделением Российской академии наук. |
2012
|
Успешное внедрение микропроцессорной централизации на базе системы «Движение» на станции «Московская» и участие в пусконаладочных работах станции «Горьковская» Нижегородского метрополитена. Успешный пуск станций «Бухарестская» и «Международная» Петербургского метрополитена с использованием оборудования системы «Движение». Успешно проведены демонстрационные испытания поезда без машиниста в Казанском метрополитене, проследовавшего по всему маршруту с точностью остановки 15 см. |
2015
|
Успешное окончание опытной эксплуатации автоматизированной системы управления трамвайным стрелочным приводом. |
2016
|
Разработка и внедрение первых образцов аппаратуры «Аврора»® IV поколения. Представлена новая система ПАМ АТП, предназначена для управления поездов, оснащённых асинхронным тяговым приводом. Разработка и опытная эксплуатация системы обеспечения безопасности и автоматизированного управления “Стрела” для монорельсовых дорог. |
2017
|
Завершение ОКР по разработке датчиков, используемых в Российском сегменте МКС. Начало серийной поставки указанных датчиков. |
2018
|
Успешный пуск станции «Дубравная» Казанского метрополитена с использованием оборудования системы «Движение». Успешный пуск станции «Стрелка» Нижегородского метрополитена с использованием оборудования системы «Движение». |
2019
|
Открытие трех новых станций метро в Петербурге на участке Фрунзенского радиуса: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Реализованы принципы построения системы автоматизации движения поездов, в основе которой лежит цифровой комплекс станционного и поездного оборудования СА КСД разработки и производства АО «НИИ ТМ». |
2020
|
Заключение договоров на проведение опытно-конструкторских работ по системам газоанализа для обитаемых космических аппаратов. |
2021
|
Начало разработки систем измерения компонентов ракетного топлива и систем газоанализа для серии кислородно-водородных разгонных блоков Двина и ракетоносителей Ангара. |
2022
|
Завершение разработки систем автоматизированного управления и безопасности движения Трамвая. Начало серийной поставки. Аппаратура установлена на трамвайных вагонах 71-923М («Богатырь М») |
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://cniishp.ru/