Источник: © all-rf.com. Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК, ключевой актив “Северстали”) в 2022 году произвел 15 кузовов для оснащения автопарка самосвалов ресурсного предприятия «Карельский окатыш». В 2023 году проект получил продолжение. Освоение продукта началось в 2021 году с разработки проекта и создания первого опытного образца, который в ходе опытно-промышленной эксплуатации подтвердил свое качество. В 2022 году собственными силами машиностроительного центра был реализован полный цикл производства — от раскроя металла до сборки и покраски готовых изделий. Специальные технологические решения позволили ускорить процесс изготовления кузовов до 3 штук в месяц. Для создания конструкций использовались износостойкие марки стали — Powerhard и Powerweld, что увеличило прочностные характеристики.
«В сложившихся условиях нам было важно защитить парк карьерной техники от импортозависимости и обеспечить ремонтную безопасность ресурсного предприятия. Реализация проекта по собственному изготовлению кузовов позволила не только произвести достаточное количество критически важных для транспортировки руды конструкций, но и увеличить грузоподъемность самих машин за счет снижения веса каждого кузова на 6 тонн», — прокомментировал генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» и ресурсных активов Евгений Виноградов.
В 2023 году машиностроительный центр «ССМ-Тяжмаш» продолжит работу над созданием кузовов для автопарков ресурсных активов компании и внешних клиентов. Так, используя технологию реинжиниринга, специалисты уже приступили к проработке технологии изготовления еще одного вида кузовов без вальцованных элементов. Он будет состоять из двух частей перед контрольной сборкой, что позволит упростить процесс изготовления. Всего машиностроители освоили 5 модификаций кузовов.
Справка:
Строительству Костомукшского ГОКа предшествовала долгая история разведки месторождения. Еще в 70-е годы XIX века высказывались предположения, что в Карелии есть крупные залежи железной руды, однако активные исследования начались только после Великой Отечественной Войны. Магнитную аномалию выявили необычным способом — с помощью самолетов, на борту которых устанавливался аэромагнитометр — уникальный по тем временам прибор.
К 70-м годам XX века Костомукшское, Корпангское и Южно-Корпангское месторождения были изучены, тогда же было принято решение построить новое горнодобывающее предприятие. Строительство комбината при участии советских и финских строителей началось в 1977 году. Параллельно возводили город: жилые дома и всю необходимую инфраструктуру. Предприятие построили в рекордные, даже в мировых масштабах, сроки: три очереди — всего за восемь лет. Уже в 1985 году комбинат достиг проектной мощности по добыче руды, производству концентрата и окатышей.
Строительству Костомукшского ГОКа предшествовала долгая история разведки месторождения. Еще в 70-е годы XIX века высказывались предположения, что в Карелии есть залежи железной руды, однако активные исследования начались только после Великой Отечественной Войны. Магнитную аномалию выявили необычным способом — с помощью самолетов, на борту которых устанавливался аэромагнитометр. К 70-м годам XX века Костомукшское, Корпангское и Южно-Корпангское месторождения были изучены, тогда же было принято решение построить новое горнодобывающее предприятие. Строительство комбината при участии советских и финских строителей началось в 1977 году. Параллельно возводили город: жилые дома и необходимую инфраструктуру. Предприятие построили в рекордные, даже в мировых масштабах, сроки: три очереди — за восемь лет. Уже в 1985 году комбинат достиг проектной мощности по добыче руды, производству концентрата и окатышей.
Старый поселок геологов на месте будущего Центрального карьера
14 сентября 2013 года торжественно открыт памятник отцам-основателям города и комбината. Он отражает исторический момент, когда два видных политических деятеля — председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин и президент Финляндии Урхо Калева Кекконен — принимают решение совместно строить тайге горно-обогатительный комбинат. Автор памятника — народный художник России Андрей Ковальчук.
Продукция «Карельского окатыша»
«Карельский окатыш» производит офлюсованные и неофлюсованные окатыши в широком диапазоне качества с массовой долей железа от 64% до 66,5%. По физическим характеристикам, химическому составу и металлургическим свойствам костомукшские окатыши соответствуют мировым стандартам качества. По пожеланию клиента предприятие выпускает окатыши с любыми флюсующими добавками. Например, окатыши с добавлением магнезита производятся для металлургов Финляндии. С 2016 года «Карельский окатыш» выпускает новый вид продукции — так называемые DR-окатыши — для переработки в печах прямого восстановления. Это высококачественная продукция с массовой долей железа более 66,5%, повышенной холодной прочностью 260 килограммов на окатыш и повышенной сопротивляемостью истиранию.
Всего с 1982 года по 2017 год произведено 286 миллионов 347 тысяч тонн окатышей.
Месторождения железной руды
В настоящее время в работе задействованы пять карьеров. Первыми в эксплуатацию были введены карьеры Костомукшского месторождения:
- 1979 год — Центральный
- 1984 год — Южный
- 2004 год — Северный — 2
- Затем карьеры Корпангского месторождения и Южно-Корпангского участка недр:
- 2007 год — Западный
- 2015 год — Северный — 3
В перспективе предстоит освоить еще три — Восточный и Южно-Корпангские 1 и 3.
Центральный карьер глубиной 330 м
Интересные факты о Центральном карьере «Карельского окатыша»:
- 330 метров — глубина Центрального карьера. Это 22 уступа по 15 метров высотой каждый.
- За 36 лет глубина карьера достигла 330 метров, а это выше Эйфелевой башни. Если на дно карьера поставить небоскреб высотой в 100 этажей, то его верхние этажи только-только сравняются с поверхностью земли.
Экологическая безопасность
АО «Карельский окатыш» сертифицирован в области экологии на соответствие международному стандарту. Комбинат вкладывает значительные средства в охрану окружающей среды, работает над снижением выбросов и сбросов. Совместно со специализированными компаниями утилизирует и вторично перерабатывает отходы производства и потребления.
Один из экологических проектов — строительство комплекса сгущения хвостов (отходов обогащения). Благодаря проекту техническая вода возвращается в производственный цикл, а значит, уменьшается объем сбрасываемых загрязнений. В проект было вложено около 240 млн рублей.
Корпус сгущения хвостов
Ежегодно предприятие проводит мониторинг окружающей среды, а также организует для сотрудников комбината и для жителей города различные акции с целью повышения экологической культуры населения, вовлекая детей и взрослых в решение проблем экологии.
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://severstal.com/, https://wiki-karelia.ru/