В Баренцевом море запущена в эксплуатацию сверхсложная добывающая скважина на Приразломном месторождении

Фото: © www.gazprom-neft.ru. «Газпром нефть» завершила строительство новой добывающей скважины на Приразломном месторождении в Баренцевом море. Индекс сложности направленного бурения (DDI*) составил 7,05 — такой показатель является одним из самых высоких в России и позволяет отнести новый объект к категории сверхсложных. Протяженность скважины превысила 6,6 км, что стало новым рекордом для морских месторождений компании. Процесс строительства в онлайн-режиме дистанционно сопровождали специалисты Центра сопровождения бурения «Геонавигатор», расположенного в Санкт-Петербурге. Точность проводки скважин по оптимальной траектории обеспечивает использование методов предиктивной аналитики. Для дальнейшего совершенствования процессов бурения «Газпром нефть» поэтапно внедряет технологии, основанные на применении нейросетей и систем машинного обучения.

Скважинный фонд Приразломного насчитывает уже 23 объекта, протяженность которых увеличивается по мере освоения месторождения и вовлечения в разработку все более удаленных от добывающей платформы участков. До конца 2021 года оператор проекта — компания «Газпром нефть шельф» — планирует построить еще одну скважину, что даст возможность нарастить темпы добычи. В 2020 году на Приразломном добыто 3,27 млн тонн нефти, а всего за время промышленной эксплуатации месторождения потребителям было отгружено более 15 млн тонн.

Справка:

Приразломное нефтяное месторождение расположено в юго-восточной части Баренцева моря в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 79 млн тонн. Лицензия на разработку Приразломного месторождения принадлежит ООО «Газпром нефть шельф», дочернему обществу «Газпром нефти». Промышленная разработка Приразломного месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

Специально для разработки месторождения в России была создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции. Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки

* Индекс сложности направленного бурения (DDI, Directional Difficulty Index) — показатель сложности траектории скважин. Индекс рассчитывается при проектировании траектории скважин и учитывает измеренную глубину по стволу, отход скважины от вертикали, параметры изменения пространственного угла и глубину скважины по вертикали. Индекс свыше 6,8 относит объекты к самой высокой — четвертой — категории сложности.

Ход проектирования и строительства МЛСП «Приразломная» можно разделить на четыре основные этапа:

  • Буксировка платформы из г. Северодвинска в г. Мурманск;
  • Достройка и балластировка бетоном платформы на акватории Кольского залива (г. Мурманск);
  • Буксировка платформы из г. Мурманска на месторождение;
  • Установка платформы на месторождении, бурение первых скважин.

18 ноября 2010 г. завершился первый этап строительства платформы: было выполнено заводское изготовление платформы на ОАО «ПО «Севмаш», на МЛСП был установлен жилой модуль, а также выполнены подготовительные работы для буксировки платформы на достройку в г. Мурманск.

В период с 18 по 27 ноября 2010 г. закончен второй этап — буксировка платформы из г. Северодвинска к месту достройки опорного основания (кессона) — в г. Мурманск. В транспортировке платформы в составе буксировочного ордера принимали участие семь судов.

На протяжении девяти месяцев в Мурманске на территории филиала ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» велась достройка платформы. Была завершена балластировка платформы бетоном: в течение почти полутора месяцев в ёмкости платформы было залито около 54 тыс. кубометров бетона, проводились основные строительно-монтажные работы и испытания систем и механизмов для установки платформы на месторождение.

С 18 по 26 августа 2011 года продолжался четвертый этап — операция по буксировке МЛСП «Приразломная» из Мурманска к месту постоянного базирования на одноименное нефтяное месторождение в Печорском море. Транспортировку платформы обеспечивали многофункциональное ледокольное судно «Владислав Стрижов» и транспортно-буксирные суда «Кигориак», «Нептун» и «Иимс». Буксировка платформы до месторождения заняла ровно неделю. Протяженность маршрута — около 1200 км.

Пятым, завершающим этапом стала установка платформы на точке в Печорском море. Для защиты грунта от размыва и предотвращения смещения платформы с точки бурения вокруг нее была создана защитная насыпь из камня (каменная берма). Высота бермы по гребню составила 2,5 м, ширина — 25 м.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://shelf.gazprom-neft.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!