В 2020 году в «Росатоме» поставили себе задачу перевода более 4 тыс. первых рабочих мест на отечественное офисное программное обеспечение и операционную систему, рассказал директор департамента ИТ «Росатома» Евгений Абакумов 27 августа на онлайн-встрече с членами НП «Руссофт» и журналистами. Он поделился особенностями плана по реализации этого проекта. Когда мне ребята рассказывают, как они это сделают, я понимаю, почему я на уровне ощущения в свое время эту команду завел у себя в логике нашего общего центра обслуживания «Гринатом». И понимаю, что если бы я ее не завел, а работал бы с поставщиком с рынка, то, конечно, я такого ТЗ не смог написать, – отметил Евгений Абакумов. В результате, говорит он, на рынке будут закуплены продукты, но задача интеграции будет выполняться внутренними силами и ресурсами. «Росатом» запланировал перевод первых рабочих мест на отечественное офисное ПО (фото – atomexpo.com).
Это огромный вызов для российского ИТ-рынка, потому что сейчас будет тенденция, когда крупные компании будут усиливать инсорсеров, и не потому, что им это очень интересно или им нужно «пылесосить» рынок, а потому что сама схема взаимодействия с рынком на сегодняшний день сложно нелогичная в этой части, полагает директор департамента ИТ «Росатома».
Стоит вспомнить, что еще в 2014 году Федеральный ядерный центр в Сарове (РФЯЦ-ВНИИЭФ), входящий в состав «Росатома», сообщал о том, что ведет разработку собственной ОС под названием «Синергия». Изначально она велась в рамках обеспечения импортонезависимости созданной центром типовой информационной системы ядерного оружейного комплекса, но позже в РФЯЦ-ВНИИЭФ отмечали, что крупные организации из других отраслей тоже демонстрировали большой интерес к этой ОС.
На вопрос TAdviser, почему бы «Росатому» не использовать «Синергию» для импортозамещения ОС, в госкорпорации сказали следующее:
Выбор операционной системы идет, по результатам завершения работ будет сообщено дополнительно. «Синергия ОС» является специальной, высокозащищенной системой.
В ходе встречи с членами НП «Руссофт» и журналистами Евгений Абакумов отметил, что когда в «Росатоме» всерьез занялись вопросом, что представлено в реестре отечественного ПО, какие решения в него попали, то пришли к выводу, что во многих классах решений отсутствует кроссплатформенность. Это относится, в том числе, к PLM системам, причем не только импортным. Директор департамента ИТ «Росатома» отметил, что нет и российских решений этого класса, способных запускаться на российской ОС.
В этой области компания готова и финансирует заказные разработки отечественных аналогов такого ПО. В «Росатоме», например, есть проект СПЖЦ (системы полного жизненного цикла), который направлен на кроссплатформенность.
Мы должны сделать такую PLM систему, которая будет использовать кроссплатформенно СУБД, операционную систему, офисные пакеты, – рассказал Абакумов. – Быстро ли это у нас получится? Думаю, что все получится, но эта задача точно решается не за один день.
Директор департамента ИТ «Росатома» также рассказал, что в 2020 году в «Росатоме» ввели упрощенные закупки для российского программного обеспечения.
Это для нас тоже очень тяжелая история, потому что как только мы вводим упрощенную закупку, она становится неконкурентной, и это влияет на наши показатели конкурентности закупок. Мы находимся в очень интересной истории, когда, с одной стороны, импортозамещение – это правильная конструкция, а с другой – законодательно ты не всегда можешь сделать это так, как прописано в законе о закупках, – объяснил Абакумов.
Запуск единой цифровой стратегии 3.0
В конце августа 2020 года стало известно о реализации в «Росатоме» единой цифровой стратегии (ЕЦС) 3.0, которая была утверждена несколькими месяцами ранее. В рамках этой программы госкорпорации сформированы дорожные карты по сквозным технологиям, квантовым вычислениям, новым производственным технологиям и импортозамещению. Об этом сообщил директор ИТ-департамента «Росатом» Евгений Абакумов на встрече Ассоциации «Руссофт».
Он рассказал о направлениях цифровизации в «Росатоме», представил членам «Руссофта» обновлённую ЕЦС и пояснил, как в госкорпорации происходит масштабная цифровая трансформация всех процессов в связке набора инструментов производственной системы «Росатома» (ПСР) с технологиями 4.0.
«Росатом» запустил единую цифровую стратегию 3.0
По словам Абакумова, «Росатом» переводит в «цифру» производственные и бизнес-процесс, а одной из ключевых задачи госкорпорации стала интеграция бережливого производства в умные решения, прежде всего в автоматизацию.
В рамках стратегии импортозамещения остро встал вопрос создания отечественных программных решений для бизнеса, которые российские разработчики раньше не развивали, рассказал Абакумов. Заказчики хотят получить аналог SAP, а разработчику может потребоваться три года на создание комплексной системы. К тому же существуют риски, что готовый продукт не будет востребован на рынке. В целом, для создания системных программных решений для крупных компаний, необходима комплексная работа, в том числе с Минпромторгом, отметил глава ИТ-департамента «Росатома».
Он добавил, что компания использует собственную ERP-систему. Бухгалтерский учет, кадровое производство и другие стандартизированные элементы заимствованы, а бизнес-процессы для производства в «Росатоме» прописывали сами. Также, по словам Абакумова, есть элементы SAP, которые нужны при работе с зарубежными активами, где выработаны свои стандарты.
Коронакризис толкает «Росатом» к тотальному переходу на электронный документооборот
Евгений Абакумов, директор департамента ИТ «Росатома», 27 августа на онлайн-встрече с членами НП «Руссофт» и журналистами рассказал TAdviser о том, как повлияла эпидемия новой коронавирусной инфекции на цифровую стратегию госкорпорации. Говоря о бытовой стороне ситуации, он отметил, что, во-первых, из-за пандемии в компании ускорились процессы, связанные с удаленной работой: то, что планировалось сделать за полтора-два года, было сделано за 3 месяца.
Это была сложная история, признался Евгений Абакумов. Многие сотрудники ушли на удаленную работу, им обеспечили решение для удаленного доступа, которое сейчас используется. Изначально по срокам это должно было быть сделано к концу 2020 года, но в результате оказалось сделано уже весной.
Значительно усилилось коммуникационное взаимодействие. То, что раньше люди не использовали в своей обычной жизни, стало очень широко использоваться, добавил Абакумов.
Евгений Абакумов рассказал, какие проекты получат развитие в «Росатоме» в результате пандемии (фото – скриншот программы «Первая цифровая»)
Он пояснил, что, говоря о бытовых вещах, отчасти затрагивает и стратегию в том числе, поскольку стратегия ориентируется на ту ситуацию, которая складывается. Часть уроков эпидемии останутся и в будущем, полагает директор департамента ИТ «Росатома».
Мы понимаем, что мы не всех людей выведем в офис, а если выведем, то это будет история, связанная с «мигающим» графиком там, где это возможно. Соответственно, проекты, направленные на обеспечение удаленной работы не только офисных сотрудников, но и проектировщиков, технологов, инженеров будут у нас развиваться и получать поддержку, – говорит Евгений Абакумов.
Также будут получать поддержку проекты по распределенным командам. Поскольку инструменты получили новый импульс движения в текущей обстановке, логичным было бы распределять то, о чем в компании много говорили. Практические шаги в эту сторону заставила делать эпидемия.
И точно в «Росатоме» будет больше классической документальной электронизации, добавил Евгений Абакумов. Он пояснил, что в госкорпорации выполняли проекты, связанные с электронным документооборотом, абсолютно простые вещи в ее масштабах. Так, в конце 2018 года был завершен проект по электронному документообороту первичных бухгалтерских документов. А в этом году встал вопрос о том, чтобы этим не ограничиваться и пытаться проделать такую работу по всему документообороту, который осуществляется и с внешним, и с внутренним миром, рассказал директор департамента ИТ «Росатома».
Появились проекты, связанные с удаленной приемкой работ, например, когда вы должны что-то сдать заказчику, и вы не можете. А если это зарубежный заказчик, то сейчас существуют проблемы, связанные с физическим приездом людей на площадку из другой страны, – говорит Евгений Абакумов.
И такое бывает не только в связи с эпидемиологической обстановкой, добавил он. Поэтому то, что сейчас предлагается, чтобы это поддержать, точно уйдет в «Росатоме» в промышленную жизнь и в будущем.
Но если у нас где-то получился MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт – прим. TAdviser), который работает, но который точно еще нужно «докручивать», стратегия и будет направлена на то, чтобы эти решения как можно больше входили в нашу жизнь, – резюмировал директор департамента ИТ «Росатома».
Росатом» готовится к переводу первых рабочих мест на российское офисное ПО
В 2020 году в «Росатоме» поставили себе задачу перевода более 4 тыс. первых рабочих мест на отечественное офисное программное обеспечение и операционную систему, рассказал директор департамента ИТ «Росатома» Евгений Абакумов 27 августа на онлайн-встрече с членами НП «Руссофт» и журналистами. Он поделился особенностями плана по реализации этого проекта.
Когда мне ребята рассказывают, как они это сделают, я понимаю, почему я на уровне ощущения в свое время эту команду завел у себя в логике нашего общего центра обслуживания «Гринатом». И понимаю, что если бы я ее не завел, а работал бы с поставщиком с рынка, то, конечно, я такого ТЗ не смог бы написать, – отметил Евгений Абакумов.
В результате, говорит он, на рынке будут закуплены продукты, но задача интеграции будет выполняться внутренними силами и ресурсами.
Это огромный вызов для российского ИТ-рынка, потому что сейчас будет тенденция, когда крупные компании будут усиливать инсорсеров, и не потому, что им это очень интересно или им нужно «пылесосить» рынок, а потому что сама схема взаимодействия с рынком на сегодняшний день сложно нелогичная в этой части, полагает директор департамента ИТ «Росатома».
(фото – tvernews.ru)
Евгений Абакумов также отметил, что когда в «Росатоме» всерьез занялись вопросом, что представлено в реестре отечественного ПО, какие решения в него попали, то пришли к выводу, что кроссплатформенность отсутствует во многих классах решений. Это относится, в том числе, к PLM системам, причем не только импортным. Директор департамента ИТ «Росатома» отметил, что нет и российских решений этого класса, способных запускаться на российской ОС.
В этой области компания готова и финансирует заказные разработки отечественных аналогов такого ПО. В «Росатоме», например, есть проект СПЖЦ (системы полного жизненного цикла), который направлен на кроссплатформенность.
Мы должны сделать такую PLM систему, которая будет использовать кроссплатформенно СУБД, операционную систему, офисные пакеты, – рассказал Абакумов. – Быстро ли это у нас получится? Думаю, что все получится, но эта задача точно решается за один день.
Директор департамента ИТ «Росатома» также рассказал, что в 2020 году в «Росатоме» ввели упрощенные закупки для российского программного обеспечения.
Это для нас тоже очень тяжелая история, потому что как только мы вводим упрощенную закупку, она становится неконкурентной, и это влияет на наши показатели конкурентности закупок. Мы находимся в очень интересной истории, когда, с одной стороны, импортозамещение – это правильная конструкция, а с другой – законодательно ты не всегда можешь сделать это так, как прописано в законе о закупках, – объяснил Абакумов.
Источник: https://www.tadviser.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!