Фото: © primgazeta.ru. Судостроительный комплекс (ССК) «Звезда» приступил к строительству танкера типа Aframax для «Совкомфлота». Это шестой танкер, который будет заложен на судоверфи. Всего в портфеле заказов ССК «Звезда» серия из 12 танкеров типа Aframax. На данный момент на судоверфи ведется строительство четырех из них. Головное судно серии спущено на воду и проходит швартовные испытания. Соглашение о строительстве двух нефтеналивных судов с последующим фрахтованием «Роснефть», ССК «Звезда», «Арктик Лизинг» и «СКФ Эко» (компания группы «Совкомфлот») заключили в сентябре 2018 года. Плановый срок сдачи заказчику первого танкера — 2022 год. «Группа ВЭБ.РФ выступает финансовым партнером судостроительного комплекса „Звезда“ по созданию двух танкеров Aframax для “Совкомфлота”. Финансирование проекта мы начали в июне 2019 года. Строительство таких судов дает мультипликативный эффект для экономики Дальнего Востока и страны в целом. Для нас важна поддержка таких проектов, которые обеспечивают перспективу развития экономики на несколько лет вперед, создавая рабочие места, современную инфраструктуру и налоговые поступления», — прокомментировал начало строительства глава ВЭБ.РФ, слова которого привела пресс-служба госкорпорации.
Он напомнил, что на сегодня одобрено участие ВЭБ.РФ в поставках 21 крупнотоннажного судна, начато строительство одного танкера Aframax и одного танкера-челнока. Танкеры Aframax дедвейтом 114 тыс. тонн, длиной 250 м и шириной 44 м станут первыми судами такого типа, построенными в России.
Судостроительный комплекс «Звезда» создается в городе Большой Камень консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. На сегодняшний день портфель заказов судоверфи составляет 39 судов, с учетом опционов — 59 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов.
Справка:
В 2018 году «Совкомфлот» приступил к опытной коммерческой и технической эксплуатации первых в мире крупнотоннажных нефтеналивных танкеров, использующих СПГ-топливо в качестве основного. Так ведущий оператор танкеров типа «Афрамакс» в партнёрстве с нефтегазовыми и судостроительными компаниями инициировал перевод целого сегмента фрахтового рынка на более эффективную, «зеленую» технологию.
В наши дни сокращение выбросов в атмосферу – один из главных вопросов на повестке дня судовладельцев и операторов флота по всему миру.
Морской транспорт является одной из основ международной торговли. Более 80% всех грузов мировой торговли и около 60% внешнеторговых грузов Российской Федерации перевозится морем. По уровню выбросов в атмосферу на единицу груза, перевезенного на единицу расстояния, из всех видов транспорта морской является наиболее безопасным для окружающей среды. Тем не менее, экологические стандарты для судоходной отрасли ужесточаются. С 2020 года в силу вступают новые требования, которые серьезно ограничивают допустимый уровень выбросов окислов серы, азота и парниковых газов в Балтийском, Северном и Средиземном морях. Именно через эти районы проходят основные маршруты экспортных перевозок российской нефти.
Расширение зон экологического мониторинга морского транспорта и рост общественных ожиданий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду ставят вопрос о необходимости диверсификации видов судового топлива и требуют от оператора флота выверенной стратегии соответствия применительно к району плавания. Ее выбор осложняет отсутствие универсального решения для всех типов судов, всех районов Мирового океана, а также для различных видов морских перевозок – линейного и трампового судоходства, перевозки массовых грузов, пассажиров.
«Совкомфлот» как крупнейшая судоходная компания России и мировой лидер в области морских перевозок нефти и газа в сложных климатических и ледовых условиях в полной мере вписан в этот глобальный контекст. Поэтому одна из наших приоритетных задач – обеспечить полное соответствие флота как действующим, так и перспективным нормам международных конвенций.
В 2015 году специалисты «Совкомфлота» во взаимодействии с коллегами из концерна Shell приступили к разработке технического облика серии крупнотоннажных танкеров нового поколения. Сделать такой шаг нам позволило наличие собственной инженерной школы, которую СКФ целенаправленно развивает на протяжении многих лет. В результате одной из первых в судоходной индустрии наша компания приступила к эксплуатации крупнотоннажных танкеров, специально спроектированных для работы на альтернативном топливе – сжиженном природном газе.
Переход на СПГ-топливо по своей значимости сопоставим с технологической революцией, которая произошла в начале XX века, когда мировой торговый флот отказался от использования угля в пользу мазутов и дизельного топлива. «Зеленые» танкеры СКФ стали примером того, как российская компания, по сути, задала тон технологическому развитию целого сегмента мировой судоходной индустрии.
В середине 2018 года «Афрамаксы» СКФ нового поколения появились на мировом рынке транспортировки энергоносителей. Головное судно серии «Проспект Гагарина» было отфрахтовано концерну Shell в июле. Так же, как и Юрий Алексеевич Гагарин, танкер СКФ стал первопроходцем в своей сфере.
Следом состав флота СКФ пополнили еще пять судов серии: «Ломоносовский проспект», «Проспект Менделеева», «Проспект Королёва», «Проспект Вернадского» и «Проспект Сэмюэля», получивший свое имя в честь основателя компании Shell Transport & Trading Company сэра Маркуса Самюэля.
Дедвейт каждого танкера составляет около 114 тыс. тонн. Корпусы судов имеют ледовый класс 1А, что позволяет круглогодично перевозить нефть в районах со сложными ледовыми условиями, включая субарктические моря.
На данном этапе суда серии эксплуатируются в бассейнах Балтийского и Северного морей. Именно там концерн Shell начал работу по созданию бункеровочной инфраструктуры СПГ. Первая морская бункеровка сжиженным газом прошла в порту Роттердам в октябре 2018 года, став настоящим технологическим прорывом и заложив основу системы бункеровки СПГ крупнотоннажных судов, которые эксплуатируются без привязки к фиксированным маршрутам и расписанию движения.
Преимущества работы на СПГ наиболее наглядны в цифрах: снижение выбросов оксидов серы и сажи достигает 100%, выбросы оксидов азота сокращаются на 76%, а углекислого газа – на 27% по сравнению с судовой энергетической установкой, работающей на стандартном тяжелом топливе.
В 2019 году «Проспект Гагарина», головной танкер «зеленой» серии, стал обладателем международной отраслевой премии 2019 Marine Propulsion Awards в номинации «Судно года» (Ship of the Year) и премии Nor-Shipping Next Generation Ship Award 2019. В декабре 2018 года жюри отраслевой премии Lloyd’s List Global Awards 2018 отметило инициативу «Совкомфлота» по внедрению газомоторного топлива в качестве основного для крупнотоннажных танкеров первым местом в номинации «Защита окружающей среды» (Environmental Award – Individual Company).
«Совкомфлот» проделал значительную работу по локализации производства танкеров нового поколения на российских судостроительных мощностях. Во втором полугодии 2018 года на ССК «Звезда» в Приморском крае были размещены заказы на строительство пяти «зеленых» танкеров, которые по завершении строительства войдут в состав флота группы СКФ и будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных контрактов с компаниями «Роснефть» и «НОВАТЭК». Помимо этого, «Совкомфлот» осуществляет техническое наблюдение за строительством на «Звезде» еще пяти «зеленых» танкеров в интересах компании «Роснефть»; ожидается, что по завершении строительства «Совкомфлот» возьмет на себя техническое управление этими судами.
Планируется, что танкера российской постройки на СПГ-топливе начнут работать в Балтийском морском бассейне в 2022 году.
Источники: https://sdelanounas.ru/, http://www.scf-group.com/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!