Новая воздушная линия между подстанциями 220 кВ “Лесозаводск” и “Спасск” введена ФСК ЕЭС

Компания «ФСК ЕЭС» поставила под напряжение новую воздушную линию между подстанциями 220 кВ «Лесозаводск» и «Спасск», завершив первый и второй этапы строительства ЛЭП 220 кВ «Лесозаводск — Спасск — Дальневосточная». Полное окончание работ намечено на декабрь 2020 года. Стоимость проекта превышает 8,3 млрд рублей. В результате реализации проекта будет увеличена надежность электроснабжения потребителей Приморского края, включая объекты Транссибирской магистрали и нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Общая протяженность ЛЭП 220 кВ «Лесозаводск — Спасск — Дальневосточная» составляет более 200 км. Проект включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. На первом и втором этапах на территории Лесозаводского городского округа, Кировского и Спасского районов Приморского края возведено 167,7 км линии электропередачи. Построен спецпереход через реку Уссури протяженностью более 1,5 км с высотой опор 67 м. На действующих подстанциях 220 кВ «Спасск» и «Лесозаводск» расширены открытые распределительные устройства 220 кВ.

Картинки по запросу "ФСК ЕЭС история"

Для непрерывного плавного поддержания напряжения в сети в заданных пределах и снижения потерь активной мощности на подстанции «Спасск» введен в работу управляемый шунтирующий реактор мощностью 167 Мвар.

До конца 2020 года запланировано выполнение третьего и четвертого этапов строительства ЛЭП 220 кВ «Лесозаводск — Спасск — Дальневосточная», а также частичная реконструкция действующих воздушных линий общей протяженностью более 139 км. Это обеспечит надежность электроснабжения потребителей Приморского края и оптимизирует схемы электроснабжения нефтеперекачивающих станций трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» в Приморском крае.

Справка:

О необходимости электрификации страны ученые умы России начали задумываться очень давно. Так, о возможности отправлять по проволоке «електрическую силу на великое расстояние до тысячи сажен и далее» говорил еще Михаил Ломоносов в 1760 году. В самом начале XIX века мысль о практическом применении электроэнергии для освещения высказывал в своих трудах первый российский электротехник, член-корреспондент Петербургской академии наук Василий Петров. Однако в силу различных причин вопрос передачи электричества на расстояние удалось решить только к концу позапрошлого столетия.

Первым населенным пунктом России, полностью освещенным электричеством, стало Царское Село. Случилось это в 1887 году, когда здесь была построена воздушная электрическая сеть длиной 64 км. Примерно на такое же расстояние передавала тогда ток первая крупная электростанция Москвы, Георгиевская, в чьем здании теперь расположился Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж». От нее по кабелям с резиновой и джутовой оболочкой шло напряжение 100 В. Через шесть лет русский инженер Н. Смирнов построил в Петербурге на Васильевском острове центральную электрическую станцию «с правом проводить от нее по улицам воздушные кабели и употреблять электрические токи напряжением до 2000 В». Позднее ЛЭП инженера Смирнова вышла за пределы Васильевского острова. Для этого через Николаевский мост проложили бронированный кабель. В Москве в то время были электростанции поменьше. Они вырабатывали постоянный ток, но на освещение большого города их совместной мощности не хватало.

Дальнейший вектор развития электрических сетей определил русский электротехник Михаил Доливо-Добровольский, создатель системы трехфазного переменного тока. К 1889 году он сконструировал для такой системы асинхронный двигатель и генератор переменного тока, а в 1891 году на Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне продемонстрировал первую в мире трехфазную передачу электроэнергии на расстояние.

К системному внедрению электричества в жизнь россиян приступило «Общество электрического освещения 1886 года». Оно объединило ученых и коммерсантов в деле «электрификации всей страны» – эти слова были занесены в его устав. Здесь начинали трудиться все будущие создатели знаменитого плана ГОЭЛРО – Глеб Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон. Уже тогда разрабатывались проекты масштабного строительства линий электропередачи.

В 1897 году Общество построило на Раушской набережной Москвы Центральную электростанцию переменного трехфазного тока: напряжение 2100 В перестало соответствовать требованиям жизни столицы, и ее кабельную сеть решили перевести на 6 кВ. Прокладка линий электропередачи велась вместе со строительством станции. Кабель пришлось перебрасывать через реку, его пропустили под проезжей частью Москворецкого моста. Другим российским городам тоже требовалась энергия, по ЛЭП новый класс напряжения 6 кВ пришел и туда. В 1913 году в России работали уже 109 км воздушных сетей напряжением выше 10 кВ, в том числе 70 км линий 30–35 кВ.

В октябре 1914 года российские электротехники опробовали в Москве удачный (действующий и сегодня) вариант совместной работы двух крупных электростанций – районной и городской. В Московскую кабельную сеть параллельно с энергией от электростанции на Раушской начала поступать энергия от подмосковной станции Электропередача. Строили ее также специалисты «Общества электрического освещения».

Первые линии станции напряжением 35 кВ решили проложить в сторону села Зуево к городу Павловскому Посаду. Специалистам и рабочим впервые довелось строить ЛЭП такого высокого напряжения, ставить громоздкие деревянные опоры, тянуть тяжелые медные провода. Все делалось вручную, никаких средств механизации тогда не существовало. Даже монтерские кошки на самой распространенной русской обуви – лаптях – не держались, а сапоги искали по всей деревне. Именно на строительстве этой ЛЭП родилась новая профессия – электромонтер.

Опоры второй линии 35 кВ на Павловский Посад были уже металлические. Их делали у Гужона (сейчас – Московский металлургический завод «Серп и молот»), везли по железной дороге до Павловского Посада, а дальше развозили на лошадях по трассе.

Следующей была ЛЭП 70 кВ на Москву. Она пролегла на 76 км до Измайловской подстанции, оттуда ток передавался к центру по кабельным сетям. В 1914 году станцию Электропередача ввели в строй, и она вместе с ГЭС на Раушской набережной начала работать на общую сеть. Так родилась энергетическая система, которая на многие годы оставалась самой значительной в стране. Кстати, от соединения на параллельную работу двух электростанций ведет свое начало и концепция Единой энергетической системы России.

Непрерывная работа Московской энергосистемы в августе 1915 года дала городу пятую часть всей необходимой электроэнергии. При этом ее электростанции не имели тогда ни общего плана работ, ни единого руководства. Но даже в таком режиме преимущества объединения оказались очевидными. Только за месяц им удалось сэкономить 88 тыс. пудов нефти, а во время Первой мировой войны это дорогого стоило.

Другие электроэнергетические системы в дореволюционное время были построены в Сибири, возле Бодайбо и в районе Баку.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

К началу 1917 года большинство электростанций России лежало в руинах. Не было чертежей, технологий, в стране работали лишь несколько кабельных заво­дов, выпускавших ограниченное количество кабелей и проводов. Новому правительству при­шлось решать проблему электрификации страны прак­тически с нуля.

В декабре 1917 года Совет Народных Комисса­ров подписал декрет о национализации «Общества электрического освещения 1886 года», владевшего электростанциями и кабельными сетями в Петрогра­де и Москве. Затем национализировали все наибо­лее крупные электростанции в стране. Тогда же Глеб Кржижановский добился приема у Ленина для двух виднейших членов «Общества…» — Ивана Радченко и Александра Винтера. Они рассказали руководителю государства об уже имевшихся ранее планах электри­фикации России. Эти планы были во многом созвучны идеям большевиков о централизации народного хо­зяйства.

21 февраля 1920 года Ленин подписал распоряжение о создании Государственной комиссии электрификации России (комиссия ГОЭЛРО), которую возгла­вил Глеб Кржижановский. Талантливый организатор привлек к работе не только инжене­ров-практиков, но и ученых из Академии наук — всего около 200 человек. Среди них был знаменитый философ, священник и выдающийся электротехник Павел Флоренский.

После десяти месяцев напряженных трудов ко­миссия представила 650-страничный том. Реализация небывалого для того времени плана электрификации (создание 1750 МВт мощности на 30 электростанциях) давала основу для хозяйственного строительства молодой Советской республики и предусматривала крупные изменения в технической политике развития энергетики. Он нацеливал экономику на использование исключительно местных углей и торфа, а также задействовал гидроресурсы. Развитие российской промышленности ориентировалось на создание собственного энергетического оборудования. Такой смелой стратегии не могла предусмотреть ни одна страна того времени.

Планом намечалось строительство в течение 10–15 лет 30 районных электростанций в Центральной части страны (20 тепловых и 10 ГЭС), создание на этой базе крупной машинной промышленности и электрификацию железных дорог. Например, в Петрограде и прилегающем районе предусматривалось построить Волховскую, Верхне- и Нижнесвирскую ГЭС, в пригороде – ТЭС на торфе. В московском экономическом районе начали строиться Новомосковская и Каширская электростанции на подмосковном угле, а также Шатурская – на торфе. Для электроснабжения городов Поволжья было решено построить ГЭС вблизи Царицына (впоследствии – Волгоград), Саратова, Сызрани, Казани.

Электроснабжение промышленного Урала было намечено проводить на базе местных углей. Планировалось строительство Кизиловской, Челябинской, Егоршинской тепловых электростанций. Наряду со строительством электростанций, план ГОЭЛРО предусматривал сооружение сети высоковольтных линий электропередачи.

Уже в 1922 году была введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ Каширская ГРЭС – Москва, а в 1933 году принята в эксплуатацию еще более мощная линия 220 кВ Нижнесвирская ГЭС – Ленинград. В тот же период началось объединение по сетям электростанций Горького и Иванова, создание энергетической системы Урала.

Уровень производства электроэнергии, достигнутый перед первой мировой войной, новая Россия смогла превзойти уже в 1925 году. А в 1930-м суммарная мощность электростанций достигла величины 2 875 МВт, выработка электроэнергии составила 8 386 млн кВтч, что в 4 с лишним раза больше, чем в 1913 году. В 1926 году в Москве была создана первая в истории российской энергетики диспетчерская служба. Чуть позже такие же службы появились в Ленинграде, Донбассе, на Урале. В общем, энергетика и промышленность Советской России набирала обороты.

Если сравнивать российскую электроэнергетику того времени с её «зарубежными аналогами» то можно с уверенностью сказать что в начале 30 годов советская энергосистема была оснащена не хуже чем в передовых странах мира. Появилось советское оборудование, внедрялись новые смелые конструкторские и технологические решения. С 1933 по 1937гг. потребление электроэнергии промышленностью увеличилось практически в два раза. За это же время потребление электричества транспортом увеличилось в четыре раза. Начали курсировать троллейбусы, вошел в строй Московский метрополитен. Требовалось строительство новых станций и подстанций, прокладка новых линий электропередач. Мощность электростанций росла и к концу 1940 достигла 11,2 млн. кВт, а производство электроэнергии увеличилось до 48,3 млрд. кВтч в год.

К началу Великой Отечественной войны в наркомате электростанций были созданы специализированные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, строительные, монтажные, эксплуатационные и ремонтные организации. Наибольшее внимание в этот период уделялось созданию теплоэлектростанций. Непрерывно развивались и совершенствовались и электрические сети энергосистемы. Протяженность ЛЭП напряжением110 кВ достигла к началу войны 2450 км.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА В ГОДЫ ВОЙНЫ

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. затормозила развитие советской электроэнергетики. Было полностью разрушено энергетическое хозяйство на оккупированных территориях Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик и ряда западных районов РСФСР. В конце 1941 года установленная мощность электростанций сократилась более чем в два раза и составила 6645 тыс. кВт. Перебазирование промышленности в восточные районы страны, форсированное строительство в тылу новых промышленных объектов потребовали интенсивного развития энергосистем Урала, Северного Казахстана, Центральной Сибири и Средней Азии. Принятый Правительством СССР мобилизационный план предусматривал перевод народного хозяйства на рельсы военной экономики. Был утвержден список ударных строек, в который, в частности, вошли электростанции, имевшие оборонное значение. Несмотря на тяжелейшие условия, уже в конце 1941 года были пущены Безымянская ТЭЦ в Куйбышевской области и Рыбинская ГЭС.

В первые годы войны в ходе отступления советских войск оборудование многих энергообъектов срочно демонтировали и вывозили на восток, где оно монтировалось для обеспечения нужд эвакуированной оборонной промышленности.

Особенно сильный ущерб в первые годы войны несла энергосистема Ленинграда и Ленинградской области: часть электростанций была захвачена, другая отрезана от Ленинграда, были потеряны все загородные подстанции 35-110 кВ, более 1000 км высоковольтных линий 110-220 кВ. Среднесуточная выработка электроэнергии снизилась до 1,6 млн кВт.ч., что было в семь раз меньше аналогичного довоенного показателя. В это же время началась подготовка к созданию линии электропередачи Волховская ГЭС – Ленинград. Для этого нужно было восстановить поврежденные линии кабеля напряжением 10 кВ. Причем изготовить этот кабель можно было только в осажденном Ленинграде.

В конце июля 1942 года Наркомат электростанций и обком Сталинградского ВКП(б) в виду приближения противника к городу приняли решение об эвакуации всего оборудования, находящегося на Сталинградской ГРЭС. К 16 августа на Урал было отправлено три эшелона с энергооборудованием. Тем не менее, задачу обеспечивать светом и теплом промышленность города никто не отменял. Несмотря на то, что с первых дней августа Кировский район Сталинграда, где располагалась станция, регулярно бомбили, коллективу ГРЭС приходилось работать в условиях постоянных “воздушных тревог”.

В военные годы объединенная энергосистема Урала работала в исключительно напряженных условиях, вызванных резким увеличением нагрузки на электрические сети. В повышении надежности работы Урала большую роль сыграло широкое внедрение устройств линейной и противоаварийной автоматики и методов ремонта линий электропередачи под напряжением. Благодаря героическим усилиям энергетиков, мощность Уральской энергосистемы за 1943 год возросла на 72 % по отношению к предыдущему году.

По мере освобождения страны от фашистов началось восстановление разрушенных объектов. Энергетики вступали в освобожденные районы с передовыми частями армии и сразу же обеспечили электроснабжение населения и предприятий.

Несмотря на военные тяготы, уже в пер­вые три года войны возникли новые энергосистемы в Предуралье и Сибири — Уфимская, Омская, Томская, Красноярская, Барнаульская и Оренбургская. Увеличилась мощность энергосистем, созданных в предвоенные годы, — Кузбасской и Новосибирской. Еще до окончания войны страна верну­ла себе 20% потерянных мощностей. В 1945 году ра­боты по восстановлению объектов электроэнергетики велись уже на всей территории СССР и к концу года новые вводы и частичное восстановление разоренного оборудования позволили электроэнергетической отрасли по мощности электростанций – 11120 МВт – почти достигнуть уровня 1940 года. Послевоенная экономика поднималась рекордными темпами, и уже в 1946 году страна вышла на второе место в мире по производству электроэнергии.

Российская электроэнергетика вновь переживала этап бурного развития. Внедрялись новые технологии, разрабатывалось новое оборудование. Для передачи растущих объемов вырабатываемой электроэнергии началось масштабное строительство линий электропередачи.

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

Формирование в европейской части Единой энер­гетической системы страны (ЕЭС) началось с освое­ния следующего класса напряжения – 400 кВ. До этого на ее территории в основном действовали довольно короткие линии электропередачи напряже­нием 110 и 220 кВ.

Первой линией напряжением 400 кВ стала ЛЭП, соеди­нившая Куйбышевскую ГЭС на Волге и московскую энерго­систему. Так началось объединение энергосистем Центра и Средней Волги и формирование Единой энергетической системы европейской части страны. Советское правительство придавало проекту очень большое значение. Сроки ввода были сжатыми, не имеющими аналогов в мире. Для усиления контро­ля над работами 15 декабря 1954 года приказом ми­нистра электростанций была создана Дирекция строи­тельства высоковольтной линии Куйбышев – Москва 400 кВ. Уже в марте 1955-го ее «повысили в ранге», преобразовав в Управление эксплуатации электросе­тей напряжением 400 кВ.

О масштабах строительства первой ЛЭП 400 кВ говорят цифры. За время работ на трассе ЛЭП Куйбышев – Москва энергетики смонтиро­вали более тридцати тысяч тонн провода, установили 4527 опор электропередачи общим ве­сом 52 тысячи тонн, смонтировали 500 тысяч раз­личных изоляторов. Многие из освоенных тогда методов и технологий строительства ЛЭП вошли в технологическую копилку электроэнергетики.

Включив линию, энергетики прове­ли испытания, которые показали, что при сравнитель­но небольшом усовершенствовании оборудования такие ЛЭП могут работать и на напряжении 500 кВ. Опираясь на результаты проведенных экспериментов, было решено не только перевести ЛЭП Куйбышев – Москва на напряжение 500 кВ, но и принять 500 кВ в качестве номинального напряжения для проектируемой линии ЛЭП Волгоград – Москва, а затем и для других ЛЭП 400 кВ.

В 1959 году, еще до завершения всех работ на ЛЭП 400 кВ Куйбышев – Москва, первую цепь линии электропе­редачи 500 кВ Волгоградская ГЭС – Москва ввели в работу. По мощности ВЛ Волгоградская ГЭС – Москва была равноценна Куйбышевской передаче, а по длине превосходила ее на 20 процентов. Она соединила энергетическую систему центра России с югом. Эта передача являлась одним из важнейших звеньев объединенной энергетической системы европейской части СССР.

Повышение напряжения коснулось и названия Управления – с 1963 года оно стало называться УЭЭС 500 кВ, а с 1967 года по приказу министра энер­гетики и электрификации Петра Непорожнего УЭЭС 500 кВ преобразовано в Управление эксплуатации дальних электропередач.

После пуска ВЛ 500 кВ от двух волжских гидро­электростанций до Москвы Советский Союз стал единственной страной, имевшей в те годы линии элек­тропередачи такого высокого класса напряжения. Введение «пятисоток» дало возможность развивать не только местные, но и магистральные сети, постепенно формирующиеся в единую энергетическую систему.

Развивалась и столичная энергосистема. Вокруг Москвы образовалось кольцо «пятисоток». В строй вошли подстанции Бескудниково, Чагино, Пахра, Очаково, Белый Раст. К 1965 году общая протяженность ЛЭП 500 кВ достигла 8300 км. Так сформировался каркас Единой электроэнергетической системы страны.

СВЕРХВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Шестидесятые годы ознаменовались строитель­ством новых электрических сетей сверхвысокого напряжения. Большие объемы электроэнергии из СССР ждала тогда развивающаяся промышленность Румынии и Венгрии – это было время объединения энергосистем стран Восточной Европы, входивших в состав Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В перспективе планировалось создать Единую энерго­систему стран социалистического содружества.

К середине 60-х гг. в СССР приступили к освое­нию напряжения класса 750 кВ. Первой отечественной электропередачей 750 кВ стала ЛЭП Конаково – Москва, опытно-промышленная линия длиной 87,7 км от под­станции Опытная в районе Конаковской ГРЭС до подстанции Белый Раст.

Результаты масштабных испытаний конструкций ЛЭП и подстанционного оборудования позволили при­ступить к проектированию и строительству промыш­ленной электропередачи 750 кВ.

В 1975 году была введена в эксплуатацию ЛЭП 750 кВ Ленинград – Конаково с подстанцией 750/330 кВ Ленинградская. Эта электропередача объединила энергосистемы Центра и Северо-Запада, что сдела­ло возможным передавать избыточные мощности Северо-Запада в дефицитные районы Центра, Средней Волги и Урала.

В начале 70-х годов началось грандиозное строи­тельство Трансукраинской электропередачи 750 кВ Донбасс – Западная Украина общей длиной 1100 км. Это было необходимо для передачи мощ­ности Донбасса в развивающиеся промышленные рай­оны Западной Украины и укрепления связей с энерго­системами Юга России. Позднее магистраль удлини­ли, построив в 1978 году межгосударственную линию электропередачи 750 кВ Западная Украина (СССР) — Альбертирша (Венгрия). В следующем году началась параллельная работа ЕЭС СССР и ОЭС стран-членов СЭВ. В 80-х годах строительство линий 750 кВ приобре­ло массовый характер. Успехи российских специали­стов в освоении и развитии напряжения 750 кВ при­знал весь мир. Все оборудование, применявшееся при строительстве линий 750 кВ (как и на 500 кВ), было отечественного производства. США и Канада для этих классов напряжения использовали импорт­ную технику.

В августе 1977 года коллегия Минэнерго, признав значительные успехи Управления дальних передач в освоении ЛЭП 500 и 750 кВ, приняла решение преобразовать Управление эксплуатации дальних электропередач» в Производственное Объединение «Дальние электропередачи» с возложением на него функции заказчика по строительству электропередач сверхвысокого напряжения.

В том же году для объединения энергосистем Сибири с восточной частью страны советское правительство приняло решение построить мощную магистральную электропередачу Сибирь – Казахстан – Урал. Строи­тельство и ввод линии электропередачи 1150 кВ разделили на несколько этапов. В 1985 году вклю­чили на напряжение 1150 кВ участок Экибастуз – Кокчетав с подстанциями 1150 кВ Экибастузская и Кокчетавская. В 1988 году на новый класс напряжения перевели участок от Кокчетава до Кустаная. С подстанцией Кустанайская линия Экибастуз – Кокчетав – Кустанай протяженностью около 900 км стала первой в мире электропередачей 1150 кВ.

Огромную помощь на этом этапе оказал испыта­тельный комплекс на подстанции Белый Раст. Про­веденные на нем исследования позволили проверить оборудование ультра высокого напряжения и под­готовить специалистов к эксплуатации таких линий.

Дальнейшее увеличение пропускной способности электропередачи было связано с переводом на напря­жение 1150 кВ ее последнего участка – от Кустаная до Челябинска. Но проекту не суждено было завершиться – в 1991 году изменилась экономическая и политическая обстановка в стране, упали темпы строительства и ввода электросетевых объек­тов. Стро­ительство линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 кВ Экибастуз – Центр, начатое в 1978 году, тоже было остановлено.

РАО «ЕЭС РОССИИ» И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

12432554135_1612c1f252_c.jpg

В декабре 1992 года было создано Открытое ак­ционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» – РАО «ЕЭС России». В соответствии с указами Президента РФ магистральные линии электропередачи были переданы в его уставной капитал. Компания объединила практически всю российскую электро­энергетику. Компаниям, входящим в РАО «ЕЭС», было передано в эксплуатацию 72,1 % установленной мощ­ности, это позволило им обеспечивать 69,8 % от об­щей выработки электроэнергии и 32,7 % теплоэнергии, а также транспортировать практически всю (96 %) электроэнергию. Установленная мощность компаний группы превышала 156 ГВт, что делало ее крупнейшей энергокомпанией мира.

Создание РАО «ЕЭС России» позволило сохранить надежное снабжение потребителей электроэнергией. Одной из важнейших задач РАО ЕЭС стала поэтапная организация Федерального оптового рынка электри­ческой энергии и мощности — ФОРЭМ.

В 1997 году в составе РАО «ЕЭС России» появились территориально обособленные подразделения, Межси­стемные электрические сети: Центра, Северо-Запада, Юга, Волги, Урала, Сибири, Востока.

В 1998 году на напряжении 500 кВ была запущена линия Барнаул – Итат. Через год вос­становилась синхронная работа ОЭС Сибири и Казах­стана с Европейской частью России, были подписаны договоры о параллельной работе с Грузией и Азербайд­жаном. Заключение такого же соглашения с Украиной и Литвой восстановило единое энергопространство на территории бывшего СССР.

До 2000 года уровень оплаты услуг компании со стороны потребителей оставался крайней низким – не более 85%, из них менее 20% – «живыми» деньга­ми, а остальное — векселя, зачеты, бартер. На начало 1998 года задолженность потребителей превышала 100 миллиардов рублей, что, в свою очередь, привело к стремительному росту кредиторской задолженности предприятий холдинга РАО «ЕЭС России». Отсутствие финансирования осложняло текущую деятельность энергокомпаний – не хватало топлива, задержива­лись зарплаты персоналу, было заморожено строи­тельство новых энергообъектов, со­кращены объемы ремонтов.

К 2000 году РАО «ЕЭС России» удалось достичь стопроцент­ного уровня оплаты электроэнергии и тепла со сторо­ны потребителей, урегулировать свою задолженность перед бюджетами и бизнес-партнерами. В кратчайшие сроки была устранена угроза банкротств ряда регио­нальных энергокомпаний холдинга, погашены долги по заработной плате, остановлен отток квалифициро­ванных кадров.

Наметившийся с 2000 года экономический рост в России повлек за собой и рост энергопотребления. Спрос на электроэнергию в России ежегодно увеличи­вался на 2—4%. В период с 2000 по 2007 год он вы­рос на 15,7% — с 851,2 до 985,2 млрд кВтч. Для того чтобы обеспечить потребности экономики назрела необходимость реформирования энергетической отрасли. 4 апреля 2000 года Совету директоров РАО был представлен на обсуждение первый проект Концепции реструкту­ризации компании.

Основная цель преобразований, как ее определи­ли для себя идеологи реформы, – создать условия для прихода в отрасль частных инвесторов. Региональные АО-энерго были разделены на генерирующие, сбытовые и сетевые компании.

Завершение структурной реформы, а также необ­ходимость развития реальной конкуренции в секторе генерации и сбыта электроэнергии сделали ненужным существование головной компании. В ходе реформы произошло разделение отрасли на естественно-монопольные (передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонт и сервис) виды деятельности. Прежняя монопольная структура электроэнергетики, когда все звенья цепочки – от производства до сбыта – находились под контролем одной компании, исчезла. На смену холдингу ОАО РАО «ЕЭС России», который прекратил свою деятельность 30 июня 2008 года, пришли новые самостоятельные участники рынка электроэнергетики.

Решение о создании Федеральной сетевой компании было принято Правительством России летом 2001 года в рамках реформирования электроэнергетики. Федеральная сетевая компания создана как организация по управлению Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС). Государственная регистрация Компании состоялась 25 июня 2002 года. ОАО РАО «ЕЭС России», выступившее единственным учредителем, передало в уставный капитал Компании системообразующий электросетевой комплекс, относящийся к ЕНЭС.

Одновременно в рамках реформирования электроэнергетики происходил процесс консолидации электросетевых объектов, относящихся к ЕНЭС, под управлением Федеральной сетевой компании. В 2007 году на базе реорганизованных АО-энерго (дочерних и зависимых обществ ОАО РАО «ЕЭС России») были созданы 56 Магистральных сетевых компаний (МСК). Принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России» акции МСК были переданы в оплату дополнительного выпуска акций Федеральной сетевой компании. 1 июля 2008 года ОАО РАО «ЕЭС России» и 54 МСК были присоединены к Федеральной сетевой компании. Еще 2 МСК (ОАО «Томские магистральные сети» и ОАО «Кубанские магистральные сети») остались ее дочерними обществами. В результате акционерами Федеральной сетевой компании стали более 470 тысяч бывших акционеров ОАО РАО «ЕЭС России» и МСК.

Сегодня Федеральная сетевая компания представляет собой уникальную инфраструктуру, составляющую физический каркас экономики государства. В зоне ответственности ФСК находятся 139 тыс. км высоковольтных магистральных линий электропередачи и 924 подстанции общей мощностью более 332 тыс. МВА. Компания обеспечивает надежное энергоснабжение потребителей в 77 регионах России, обслуживая площадь около 15,1 млн км. За счет электроэнергии, передаваемой по сетям ПАО «ФСК ЕЭС», покрывается около половины совокупного энергопотребления всей страны. Входит в ПАО «Россети», крупнейший энергетический холдинг страны, которому принадлежит 80,13% акций компании. Численность персонала ФСК в 2014 году составила более 24 тыс. человек.

ФСК ЕЭС входит в перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение для страны.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://www.fsk-ees.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!