Система управления качеством на Тихвинском вагоностроительном заводе получила высокую оценку экспертов из США

Кирилл Дьяконов, руководитель проектов по сертификации процессов НПК ОВК, об особенностях работы ТВСЗ в США, а также о системе управления качеством и безопасностью железнодорожных перевозок Северной Америки. Соединенные Штаты Америки имеют крупнейшую в мире жезнодорожную сеть, эксплуатационная длина которой – порядка 250 тыс. км. Вместе с соседними странами, Канадой и Мексикой, которые составляют единый североамериканский рынок, общая протяженность путей достигает 310 тыс. км. Железные дороги США состоят из семи трансконтинентальных магистралей, соединяющих крупнейшие городские агломерации атлантического и тихоокеанского побережий, десяти меридиональных направлений с юга и юго-запада в районы, прилегающие к канадской границе, а также линий, пересекающих территорию страны по диагонали с северо-востока на юго-запад. Все железные дороги частные.

Инспекторы Wabtec отмечают высокое качество литья производства Тихвинского вагоностроительного завода

Инспекторы Wabtec отмечают высокое качество литья производства Тихвинского вагоностроительного завода

В структуру собственности заложен принцип нецелесообразности деления на компании по перевозкам и управлению инфраструктурой. Каждая железнодорожная компания имеет право самостоятельно устанавливать тарифы в зависимости от спроса на различные виды перевозок и конкуренции со стороны других видов транспорта.

В такой системе очень важно обеспечить эффективное функционирование и координацию деятельности компаний, принадлежащих разным собственникам. Для решения этой задачи в 1934 году при содействии президента США Франклина Рузвельта была основана Ассоциация американских железных дорог (Association of American Railroads, AAR). Главная цель – обеспечить защиту интересов железнодорожного транспорта и его развитие при частном владении и управлении железными дорогами. AAR выступает в качестве единой организации в вопросах, требующих совместного решения для обеспечения бесперебойной работы железных дорог Северной Америки как единой взаимосвязанной системы.

В AAR состоят 27 крупнейших грузовых железнодорожных компаний США, Канады и Мексики. К ассоциированным членам организации относятся грузовые железные дороги второго класса, пассажирские линии и метрополитены, производители железнодорожной техники, инжиниринговые фирмы и собственники вагонов. Деятельность AAR осуществляется в таких областях, как эксплуатация, техническое обслуживание, теоретические и прикладные исследования, экономика, финансы и законодательные вопросы. Одной из приоритетных задач Ассоциации является повышение безопасности эксплуатации железных дорог.

По данным Федеральной администрации железных дорог США, вагоностроение в стране зависит от конъюнктуры рынка и имеет циклический характер. Если в 2006 году было построено около 75 тыс. новых вагонов, то в 2010-м − всего 16 тыс. ед. Упадок был связан с экономическим кризисом. Однако уже в 2014 году спрос восстановился и вагоностроительные заводы выпустили 64 тыс. вагонов, в 2016 году – 66 тыс. ед.

Надрессорные балки и боковые рамы для североамериканского железнодорожного транспорта изготавливаются из стали В плюс с улучшенными механическими свойствами. Их обязательный ремонт осуществляется через 30 лет, а всего они служат на протяжении полувека. По решению специальной комиссии AAR срок службы литья может быть продлен еще на 3−5 лет и, таким образом, достигать 53−55 лет. Литье, которое эксплуатируется уже 30 лет и прошло восстановительный ремонт, имеет ограничение: оно не допускается в обращение между железными дорогами, но при этом может использоваться в пределах одной.

На североамериканских железных дорогах действует так называемое Правило 125. Оно предписывает отзыв продукции из эксплуатации при нахождении систематического дефекта. Примером реализации этого механизма может служить ситуация, когда в 2001−2002 годах на железных дорогах США начался бум изломов надрессорных балок (было зарегистрировано более 20 случаев). Оказалось, что все детали − мексиканского производства. По результатам работы специальной комиссии из эксплуатации было изъято более 3 тыс. надрессорных балок, выпущенных в соседней стране. Все затраты, связанные с отзывом продукции, включая упущенную выгоду собственников подвижного состава, были перевыставлены заводу-изготовителю. Ущерб деловому имиджу производителя был нанесен непоправимый. Репутация честного, надежного и качественного поставщика для американского рынка имеет основополагающее значение. Многие компании работают в отрасли более 100 лет. К примеру, партнер ОВК − корпорация Wabtec – ведет отсчет своей истории с 1869 года.

В AAR создана эффективная система отслеживания случаев поставки несоответствующей продукции компании – члену Ассоциации. Дефект может быть выявлен на входном контроле потребителя, в процессе производства либо в эксплуатации. Информация о каждом инциденте через электронную систему попадает в технический комитет AAR, который совместно с заказчиком оценивает причины возникновения дефекта и согласовывает полноту и достаточность предложенных поставщиком корректирующих действий для системного устранения обнаруженной проблемы. К разработке и выполнению таких мероприятий предъявляются жесткие требования, а в случае их нарушения применяются санкции в виде отзыва сертификата и запрета поставок.

Ассоциация является разработчиком комплекса отраслевых технических стандартов, обязательных для выполнения всеми участниками рынка. Большое число стран в мире ориентируется на США как на технологического лидера, использует стандарты AAR как национальные, требуя от производителей полного соответствия им.

При этом на американском рынке отсутствует система обязательной сертификации продукции. В соответствии с общепризнанной практикой качество обеспечивается не путем технического контроля изготовленной продукции, а за счет контроля производственных и бизнес-процессов предприятия. Только управляемое и контролируемое состояние всех процессов при реализации принципа постоянного улучшения способно гарантировать потребителю выпуск бездефектной продукции на протяжении долгого времени, изо дня в день, от партии к партии. Подтверждением управляемости процессов являются внутренние документированные процедуры (стандарты организации) и записи в виде журналов или иных документов.

Для производителей железнодорожной продукции особенно важным является стандарт AAR M1003 «Спецификация по обеспечению качества», в котором содержатся 24 раздела требований к процессам и системе управления. Стандарт устанавливает правила к идентификации и прослеживаемости информации о выпускаемой продукции, метрологическому обеспечению производства, обучению персонала, контролю параметров производственного процесса и др.

Продукция, готовая к отгрузке на экспорт, помечается наклейками Yellow Dot Marking

Продукция, готовая к отгрузке на экспорт, помечается наклейками Yellow Dot Marking

В спецификации М1003 также описана процедура подтверждения соответствия поставщика требованиям стандартов AAR в зависимости от типа поставляемой продукции. Комитет по обеспечению качества AAR организует проведение ежегодного аудита поставщиков продукции и услуг. В штате Ассоциации трудятся около 30 аккредитованных аудиторов. Их рабочий график состоит из постоянных поездок по предприятиям, находящимся в самых разных уголках мира. Это высокопрофессиональные сотрудники, имеющие большой опыт работы в железнодорожной отрасли и безупречную репутацию.

Аудит проходит в два этапа. Первый включает анализ документов системы управления качеством на соответствие стандарту М1003. Второй – инспекцию процесса производства и изготовленной продукции для подтверждения соответствия применимым для данного производителя техническим спецификациям. Общая продолжительность аудита обычно составляет четыре дня.

В отличие от проверки или инспекции главная идея аудита состоит в том, чтобы с независимой профессиональной точки зрения найти и показать проблемные зоны предприятия либо области для улучшения. Это помогает производителю вовремя идентифицировать и устранить несоответствия. Важной частью аудита является консультирование предприятия, как делать лучше, дешевле и качественнее. При обнаружении существенных проблем в производстве аудитор имеет право рекомендовать временно приостановить действие сертификата, что позволяет избежать критических последствий использования некачественной продукции в эксплуатации. При этом окончательное решение о допуске производителя на рынок Северной Америки принимают члены AAR − железные дороги первого класса. Подготовленный аудитором отчет с комплектом подтверждающих документов и выводом о соответствии системы управления предприятия установленным стандартам направляется в железнодорожные компании, а сертификат выдается только после получения одобрения от каждой из них.

Литейное производство Тихвинского вагоностроительного завода свой первый аудит прошло в августе 2016 года. Подготовка заняла больше года, в ней принимали участие все подразделения предприятия. На этом этапе работа проводилась сразу по нескольким основным направлениям: разработка и приведение документации системы управления в соответствие с требованиями стандартов, технологическая подготовка производства и внедрение инструментов качества.

Один из них − применение статистических методов контроля качества (Statistic processing control, SPC) − имеет большую практическую пользу. Слежение за состоянием технологических процессов с использованием статистических методов для контроля стабильности и воспроизводимости производственных процессов на основании математически обоснованных выборок − одно из обязательных требований AAR.

Значимую помощь при подготовке к аудиту оказали представители нашего партнера − корпорации Wabtec. Своими знаниями и опытом они существенно сократили сроки выполнения проекта. Закономерным результатом проделанной работы стала отгрузка за океан первой партии из 100 вагонокомплектов наиболее востребованных в США легковесных отливок модели Barber S-2-HD (для укомплектования тележек с осевой нагрузкой 32,5 тс). Срок контракта – 10 лет с объемом поставок до 5 тыс. вагонокомплектов. Сегодня ОВК делает только первые шаги на крупнейшем в мире железнодорожном рынке, и крайне важно с самого начала зарекомендовать себя как надежного и прежде всего качественного поставщика. Это является необходимым условием реализации стратегии холдинга − стать значимым игроком международного рынка.

Терри Вайдра (Terry Wydra), директор по качеству, корпорация Wabtec

Терри Вайдра (Terry Wydra), директор по качеству, корпорация Wabtec

Мы всегда находимся в поиске новых поставщиков продукции. Сейчас в их число входят литейные производства пяти стран мира.

После того как представители нашей компании посетили ТВСЗ, увидели мощности и потенциал завода, мы обрели уверенность в том, что тихвинское предприятие может поставлять продукцию для американских железных дорог. Сегодня мы видим, что здесь производятся отливки высокого качества. Надеемся на укрепление наших взаимоотношений.

На российском и американском литье разные критичные зоны, в которых не допускается наличие литейных дефектов либо их исправление сваркой, поэтому инженерные вопросы серьезно проработаны с обеих сторон. Также большую работу провели специалисты по качеству. Многое сделано с точки зрения совершенствования производственных процессов выпуска литья. Пройдя этот непростой путь, мы пришли к хорошим результатам.

Джон МакКирнан (John McKernan), ведущий аудитор, AAR

Джон МакКирнан (John McKernan), ведущий аудитор, AAR

Производство на ТВСЗ произвело на меня благоприятное впечатление. Я высоко оценил систему отслеживания качества отливок – аналог американской системы Blue Wave, а также ту платформу, программное обеспечение, которое здесь используется.

Не стану проводить сравнение между производствами, которые я посещал, но могу сказать, что ТВСЗ работает так же хорошо, как и другие. Если говорить о взаимодействии с людьми, то никаких трудностей не возникало ни в офисах, ни в цехах. В целом это был положительный и информативный опыт. Уверен, что компания Wabtec будет получать из Тихвина качественные отливки.

Основное в работе аудитора – увидеть и подтвердить соответствие предприятия требованиям стандартов. Тихвинский завод им соответствует – это самое главное. Я бы хотел, чтобы наше сотрудничество продолжалось и ТВСЗ производил качественное литье на таком же уровне, потому что это важно для безопасности железнодорожных перевозок.

Автор: Кирилл Дьяконов, руководитель проектов НПК ОВК
Источник: http://www.up-pro.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!