Термин “наставничество” может достаточно просто ассоциироваться с известными с советских времен плакатами, изображающими опытного рабочего, делящегося знаниями с молодым сотрудником. Тем не менее, институт наставничества не только не исчез, но и, эволюционировав, весьма активно внедряется современными компаниями по всему миру в качестве эффективного инструмента управления знаниями. Подобно известному высказыванию Исаака Ньютона о том, что он видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов, передача опыта является основополагающим принципом развития цивилизации. Традиционно, любое знание передавалось от родителей к детям, от мастеров к ученикам. Однако с появлением крупных промышленных предприятий передача знаний в больших коллективах стала менее спонтанной и организованной.
Наставничество — это спецальный способ быстрой адаптации навыков сотрудников под требования компании. Если предприятие не занимается этим процессом осознанно, стажера все равно кто-то вводит в курс дела и знакомит с коллегами. Такая система отвечает минимальным требованиям адаптации, но совсем не помогает быстрее включиться в работу и освоить корпоративные стандарты.
Наставничество новых сотрудников выполняет следующие задачи:
- Снизить текучесть кадров, особенно среди молодых специалистов. Это относится и к производственным предприятиям. Например, “Норникель” снизил текучесть рабочих кадров с 10 до 8,2%, при этом производственный травматизм снизился на 18%. Особенно это важно в ситуации кадрового голода, когда уровень безработицы стал самым низким за всю историю, а дефицит рабочей силы достиг почти 5 млн человек.
- Укрепить и развить корпоративный дух, удержать ценных сотрудников. Это преимущество, ведь 59% российских работников хотят работать в приятной рабочей атмосфере, а 42% надеются развиваться в рамках корпоративных тренингов. Об этом говорит исследование бренда работодателя Randstad Employer Brand Research.
- Значительно сократить период адаптации к новому месту работы, сделать этот процесс системным и контролируемым. При масштабировании отдела и бизнеса организация наставничества станет помощником, а не сдерживающим фактором.
- Повысить качество подготовки персонала и производительность труда.
- Минимизировать экономические потери за счет меньшего числа ошибок со стороны персонала.
Наставничество новых сотрудников в компании обладает своими преимуществами и недостатками. Разберем их.
Преимущества
- Быстрая и эффективная адаптация. Стажер быстрее становится компетентным специалистом. Следовательно, он начинает приносить пользу как сотрудник и способствовать получению прибыли.
- Низкая себестоимость. Наставничество новых сотрудников в компании не требует значительных вложений, ведь эта функция ложится на действующих сотрудников.
- Уменьшение текучести кадров. Перспективные сотрудники быстрее адаптируются, а слабые кадры выявляются на испытательном сроке.
- Улучшение показателей. Стратегическая цель, которая достигается за счет более мотивированных и подготовленных кадров.
- Повышение лояльности. По-человечески приятно, когда компания проявляет внимание и помогает освоиться. Содействие со стороны работодателя позитивно оценивают 4 из 5 сотрудников.
- Целостность корпоративных стандартов. Корпоративная культура и стандарты транслируются со стороны более опытных сотрудников. Такой подход вызывает больше доверия.
Недостатки
У системы наставничества на предприятии есть и недостатки. В основном они связаны с качеством внедрения этого механизма.
- Личность. Успешному наставнику необходимы лидерские качества и педагогический талант. Важно, чтобы люди заинтересовались и не считали это бесполезной затеей.
- Человеческий фактор. Наставник и подопечный могут не сработаться по личным причинам.
- Отсутствие баланса. Стажера могут нагрузить теорией в ущерб практике или, наоборот, требовать достижений без опоры на теоретическую базу. Риск есть и у наставника. Например, он углубится в работу с новичком и не будет успевать выполнять свои обязанности.
- Навязчивый контроль. Важнее разбор системных ошибок, нежели фокус на мелких недочетах. Излишняя критика может отпугнуть перспективного сотрудника, ведь никому не нравится, когда за ним постоянно следят и оценивают.
Институт наставничества пришлось специально воссоздавать уже в качестве элемента управленческих технологий. В СССР проблемой наставничества озаботились в годы первых пятилеток. Индустриализация требовала огромного количества рабочих рук, а трудовых резервов с достаточной степенью квалификации в преимущественно крестьянской стране попросту не было.
Именно поэтому вопрос передачи опыта от сотрудников со стажем рабочей молодежи встал тогда особенно остро. Разумеется, в СССР наставничество не могло существовать без идеологического обоснования – оно рассматривалось как элемент коммунистического воспитания. Наставник, прикрепленный к молодому рабочему, отвечал и за его производственные навыки, и за идеологическую подкованность и моральный облик.
Всплеск интереса к наставничеству был отмечен в США в 1970-х годах – тогда его провозгласили «инновационной технологией американского менеджмента».
Еще десять лет назад корпорация Boeing форсировала свои наставнические программы, оказавшись в ситуации, близкой к тому, что происходило у нас в 30-е. Это было сформулировано так: «Слишком много хороших рабочих мест – слишком мало квалифицированного персонала». Здесь следует также учитывать американскую специфику: необходимость уравнивать на производстве шансы расовых и культурных меньшинств, иммигрантов. Наставничество стало для Boeing эффективным инструментом в этом отношении.
Впрочем, преимущества наставничества в последние десятилетия далеко не всегда и всем были очевидны. В западной корпоративной культуре появилась мода на индивидуализм, опору на собственные силы. Ведь наставник и наставляемый – они не только коллеги, но еще и конкуренты на рынке труда, не так ли? Кроме того, лояльность компании перестала рассматриваться как ценность, сотрудник видел себя «свободным агентом», который готов в любой момент поменять работу ради лучших условий и не планирует где-то надолго «застревать». Однако такая идеология очень быстро обнаружила свои минусы: осложняются взаимодействия внутри коллектива, теряется преемственность в знаниях, кадры разбегаются. Неожиданно выяснилось, что наличие (а также качество) наставничества и приверженность сотрудника своему предприятию находятся в непосредственной связи. Согласно одному из опросов, проведенных в США аудиторской и консалтинговой компанией Deloitte, из молодых сотрудников, планирующих остаться на текущей работе более пяти лет, 68% имели наставника. Другие исследования показывали, что наставничество, особенно на начальном этапе работы в компании, существенно увеличивает шансы на то, что новичок задержится на этом рабочем месте надолго.
В статье, опубликованной в этом году в американском издании журнала Forbes, кадровый аналитик Меган Биро призывает превратить 2017-й в год серьезного отношения к наставничеству. По ее мнению, наставничество необходимо бизнесу, даже если компания имеет небольшие размеры, а молодые сотрудники считают, что справятся со всеми проблемами самостоятельно.
Таким образом, наставничество обрело новое признание, и это касается не только индустриальных предприятий, но и таких грандов IT-индустрии, как Yandex или Google, которые активно развивают соответствующие программы.
«Забудь все, чему тебя учили: у нас придется все осваивать заново», – эта фраза, адресованная молодому специалисту, стала уже хрестоматийной. На самом деле в каждой шутке лишь доля шутки. Образование не создает готовых специалистов, а дает только базовые знания. Новичок знает, что примерно надо делать, но не знает, как именно, это приходит только с личным опытом. И наставничество играет в процессе обучения незаменимую роль.
Можно отметить несколько уровней работы наставника с молодым специалистом. Первым можно считать введение в коллектив. Для начинающего сотрудника важно почувствовать себя своим среди своих, не стесняться и не тушеваться, знать, к кому и по какому вопросу можно обратиться. Второй уровень касается уже непосредственно профессиональной деятельности. Наставник раскладывает перед сотрудником производственную задачу на составляющие: сначала сделай это, потом то и вот так. На третьем уровне наставник придает работе новичка больше осмысленности: объясняет, почему делать надо именно так, а не иначе. И, наконец, четвертый уровень – мотивация. Наставник пытается раскрыть потенциал сотрудника, не давать готовое решение, но подтолкнуть к собственным поискам, выявить и помочь с психологическими проблемами, которые мешают успешной работе.
Очевидно, что далеко не каждый кандидат в наставники обладает достаточными педагогическими способностями, чтобы не просто инструктировать, но объяснять и мотивировать, ведь, в конце концов, он просто один из сотрудников пред- приятия. С другой стороны, наставничество дает возможности роста не только для подопечного, но и для самого наставника. От уровня к уровню они развиваются оба.
Классическое наставничество подразумевает, что наставник не является частью административной цепочки, выстроенной над новичком. Наставник – не начальник, он старший товарищ, обладающий знаниями и опытом.
Однако бывают исключения, когда функции наставников берут на себя непосредственные руководители молодых сотрудников. Такой подход используется, например, в компании «Бритиш Американ Тобакко Россия». Для этого менеджеры компании проходят специальные тренинги, их учат не просто ставить коллективу задачу и требовать ее выполнения, но и работать с каждым отдельным молодым сотрудником, вникать в его проблемы, связанные с адаптацией к коллективу и производственному процессу, способствовать индивидуальному росту. Это дополнительная нагрузка на менеджмент, однако плюсом такой стратегии можно считать лучшее понимание руководителем возглавляемой им команды.
Сегодня в корпоративной практике наряду с наставничеством существуют другие формы поддержки и обучения нового персонала: баддинг и коучинг. Баддинг – это программа помощи вновь приходящим сотрудникам, она позволяет как можно быстрее освоиться на новом рабочем месте и в коллективе. К новичку прикрепляется «бадди» (англ. buddy – приятель ). Это сотрудник того же ранга и, возможно, того же возраста, что и опекаемый, и в его функции не входит передача глубоких знаний, которыми он, вероятно, и сам не обладает. Баддинг длится всего лишь несколько месяцев, за это время новый сотрудник должен полностью освоиться в компании.
Например, британская сеть магазинов модной одежды Marks & Spenсer, разработавшая для своих сотрудников программы наставничества для всех корпоративных уровней, также реализовала пилотные проекты по баддингу. На ограниченное время в компанию принимались бездомные и инвалиды, и к каждому из них прикреплялся сотрудник того же ранга в качестве товарища и советчика. Смысл этого эксперимента в том, что и баддинг, и наставничество приносят пользу не только опекаемым новичкам, но и самим наставникам, так как, во-первых, обучая, обучаешься сам, а во-вторых, роль наставника дает сотруднику ощущение высокого статуса в компании.
Что касается коучинга, то понять его особенности легко, если вспомнить, что именно этим английским словом (сoach) называют и спортивного тренера.
Тренер всегда работает с командой, и его главная задача не опекать отдельных ее участников, помогая советом, а добиться определенного результата. Коуч, в отличие от наставника, – это, как правило, специалист, имеющий соответствующий сертификат на обучение, и его цель – чтобы обучаемый коллектив достиг нужных показателей.
Интересно, что в последнее время в ряде компаний возник феномен так называемого обратного наставничества. Он порожден стремительным, практически скачкообразным развитием информационных технологий. Сейчас на предприятиях рука об руку работают сотрудники, которым пришлось осваивать компьютер уже в зрелом возрасте, и так называемые миллениалы – те, кто родился не раньше 1980-х и вырос среди компьютеров, модемов, игровых приставок, а позже и социальных сетей. Обратное наставничество предполагает адаптацию работников старших поколений, обладающих огромным опытом, к реалиям цифровой эпохи. И в этом «старикам» помогают технически подкованные молодые сотрудники.
Кстати, для России обратное наставничество очень актуально. На многих промышленных предприятиях нашей страны, особенно в оборонном секторе, существует проблема большого возрастного разрыва. В 90-е из-за плачевного состояния индустрии не состоялось целое поколение инженеров и квалифицированных промышленных рабочих. И в итоге «дедушки» с блестящим инженерным мышлением, привыкшие к кульману и логарифмической линейке, работают бок о бок с «внуками»-миллениалами, специалистами по компьютерному 3D-моделированию. Этим поколениям трудно понять друг друга, но явно есть чему друг у друга поучиться.
Автор: Аркадий Копылов
Источник: http://www.up-pro.ru/