На иллюстрации показан предполагаемый облик шведской подлодки типа A26. Стоит отметить, что небольшой подводный флот Швеции ожидает серьезной модернизации. В ближайшие годы планируется построить и сдать в эксплуатацию как минимум две дизель-электрические подводные лодки самого нового и перспективного проекта А26. Они заменят самые старые корабли класса “Сёдерманланд”, срок службы которых почти подошел к концу. Странно то, что проект А26 стартовал более десяти лет назад, но флот до сих пор не получил желаемых лодок.В настоящее время в составе ВМС Швеции имеется пять ДЭПЛ двух проектов. Наиболее старыми являются лодки Södermanland и Östergötland, построенные по проекту Västergötland и сданные в 1989-1990 гг. В 2003-2004 гг. они прошли модернизацию по новому проекту Södermanland и продолжили службу. В 1996 г. ВМС получили три ДЭПЛ типа Gotland.
Уже в середине двухтысячных годов командование пришло к выводу, что ДЭПЛ типа «Сёдерманланд», несмотря на недавнюю модернизацию, устаревают и потребуют замены через несколько лет. В связи с этим в 2007 г. закупочное ведомство министерства обороны Försvarets Мaterielverk (FMV) подписало контракт с компанией Kockums AB на проработку облика будущей подлодки.
Новый проект получил рабочее обозначение A26. В 2010 г. появился договор на проведение проектирование; тогда же командование раскрыло свои планы. Минобороны желало получить две лодки с закладкой после 2012 г. и поставкой в 2018-19 гг. – для замены устаревших кораблей Södermanland. После 2020 г. планировали рассмотреть вопрос дополнительного заказа A26 для замены «Готландов». Интерес к новому проекту проявили КВМС Норвегии, они могли заказать не менее двух подлодок.
Впрочем, вскоре начались проблемы. Планы по закладке головного корабля в 2012 г. не были выполнены, а осенью 2013-го объявили о наличии неких проблем, из-за которых строительство откладывается. Сдачу первой A26 перенесли, как минимум, на 2020 г.
Организационные проблемы
В начале 2014 г. будущее проекта A26 оказалось под вопросом. Норвегия заинтересовалась новыми ДЭПЛ, и Минобороны Швеции предложило ей взять на себя часть расходов на разработку проекта. Однако такое предложение не устроило подрядчика. Немецкая компания Thyssen Krupp, с 2005 г. владевшая Kockums, отказалась разделять оплату работ и пожелала получить с каждого заказчика полную стоимость проектирования.
Такое невыгодное предложение резко сокращало экспортные перспективы проекта A26. За счет этого концерн Thyssen Krupp планировал сохранить текущее положение на рынке и обеспечить продажи других своих ДЭПЛ.
Шведское FMV не согласилось с условиями немецкой стороны, и после споров, 2 апреля разорвало существующий договор. Через несколько дней на предприятие Kockums прибыли специалисты с вооруженной охраной. Им предстояло изъять оборудование и документацию, принадлежащие государству. По указанию из Германии, предприятие попыталось помещать вывозу, что привело к скандалу.
К этому времени государственные структуры начали переговоры с компанией Saab AB, которая могла бы продолжить проектирование, а затем наладить строительство подлодок. Уже в апреле Saab смогла переманить к себе 200 сотрудников Kockums. На фоне этого немецкому концерну предложили продать шведскую верфь. Переговоры не заняли много времени, и 22 июля компания Kockums стала собственностью Saab AB. Бывший владелец получил за нее 340 млн шведских крон (ок. 32 млн евро).
Вторая жизнь проекта
В марте 2015 г. было объявлено о возобновлении проекта A26. Минобороны и Saab Kockums достигли предварительной договоренности относительно выполнения проектных работ и строительства двух подлодок. Общую стоимость двух кораблей определили на уровне 8,2 млрд крон (ок. 780 млн евро). На тот момент предполагалось, что подлодки поступят на службу не позднее 2020-22 гг.

Реальный контракт подписали 30 июня того же года. Стоимость проектирования и строительства двух ДЭПЛ типа A26 смогли довести до 7,6 млрд крон (720 млн евро). Головной корабль должны сдать в 2022 г., следующий – в 2024-м. Одновременно заключили соглашение о среднем ремонте подлодок типа Gotland на 1 млрд крон. Разработка, строительство и ремонт лодок разных типов должны осуществляться на предприятии Saab Kockums в г. Мальмё.
Вскоре стали известны как основные моменты технического задания, определенного заказчиком, так и особенности разрабатываемого проекта. Затем различные материалы по A26 стали представлять на военно-технических выставках. Компания Kockums решила не ограничиваться одним только шведским контрактом и начала поиски других заказчиков.
Технические особенности
Проект A26 в его готовом виде предусматривает строительство подлодки с водоизмещением 1700 т (надводное) или 1900 т (подводное). Длина достигает 63 м при ширине 6,4 м. Предусматривается максимальная автоматизация работы, за счет чего экипаж сократят до 20-26 человек при автономности 45 суток. Впервые в истории шведского подводного кораблестроения будет обеспечена возможность работы в океанской зоне.
Предлагается использование комбинированной главной энергоустановки, включающей дизель, двигатель Стирлинга и электрические компоненты. Кроме того, двигатель Стирлинга отличается практически бесшумной работой. ГЭУ схожей архитектуры уже используется на подлодках типа «Готланд». Лодки получат три дизель-электрические установки по 500 кВт каждая и воздухонезависимую систему с тремя 65-киловаттными двигателями. По расчетам, максимальная скорость ДЭПЛ достигнет 26 узлов. На ВНЭУ скорость сокращается до 5-7 узлов. При этом обеспечивается возможность непрерывного пребывания под водой в течение 15-20 суток.
В носовом отсеке подлодки размещаются четыре торпедных аппарата калибра 533 мм с боекомплектов в виде торпед или мин. Также предусматривается использование универсального отсека вооружений длиной 6 м. В доступном объеме могут размещаться любые системы, по желанию заказчика. В частности, на выставках фигурировал макет с тремя пусковыми установками, каждая из которых вмещает по шесть ракет Tomahawk.
Две или более
Головной корабль перспективного проекта для ВМС Швеции заложили в сентябре 2015 г. В дальнейшем началось строительство второй ДЭПЛ. В начале 2019 г. подлодкам присвоили имена HMS Blekinge и HMS Skåne. В соответствии с этим в зарубежных источниках теперь нередко используется новое обозначение проекта – Blekinge-class.
ДЭПЛ Södermanland одноименного проекта. Ее заменит перспективная Blekinge
Согласно текущим планам, HMS Blekinge войдет в состав флота в 2024 г. Годом позже к ней присоединится HMS Skåne. Их появление позволит запустить процедуры по выводу из боевого состава и списанию устаревших ДЭПЛ «Сёдерманланд». Также к этому времени будет решена дальнейшая судьба «Готландов». Их могут тоже заменить современными A26. Если будет принято такое решение, то к началу тридцатых годов подводные силы ВМС Швеции перейдут на единый тип кораблей, что даст известные преимущества.
В прошлом в качестве второго заказчика ДЭПЛ A26 рассматривался флот Норвегии. Однако после событий 2014 г. он вышел из программы и более не собирается присоединяться к ней. Позже появилось соглашение с Германией, по которому в будущем Норвегия получит лодки доработанного проекта «212».
С 2015-17 гг. Saab Kockums ведет переговоры с Польшей. Для нее готовы разработать специализированную модификацию с теми или иными возможностями. Впрочем, дальше хороших оценок на выставках пока дело не идет. Появится ли реальный заказ – большой вопрос.
В ожидании прорыва
В прошлом шведские судостроители разработали проект ДЭПЛ Gotland с передовой воздухонезависимой энергоустановкой, что стало одним из главных прорывов последних десятилетий в подводном судостроении. В настоящее время ведется строительство двух новых подлодок со схожей ГЭУ и различными усовершенствованиями в разных сферах. Возможно, проект A26 вновь обеспечит существенный отрыв от зарубежных конкурентов.
Нельзя не отметить, что нынешний проект A26 / Blekinge отличается от предшественников не только применением самых современных технологий и возможностью нарастить основные характеристики. Проект побил все негативные рекорды по срокам реализации. От начала первых работ до сдачи последней лодки пройдет 18 лет – при отсутствии новых проблем. Впрочем, все трудности организационного и технического характера были успешно решены, и компания Saab Kockums начала строительство заказанных подлодок. Это означает, что к середине десятилетия ВМС Швеции все-таки получат желаемую технику, а компания-строитель может рассчитывать на получение новых заказов.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/