Сегодня мы поговорим об остатках второй, когда-то секретной сверхмалой подводной лодки знаменитого проекта 865 “Пиранья”. Вопреки информации в Интернете, только две из них были построены и отправлены на утилизацию в 1999 году. Однако, они не были полностью утилизированы. В предыдущей статье мы уже рассказывали об очень крутой копии одной из таких подводных лодок. Она былы построена путем вырезания внешней оболочки с использованием оригинальных элементов и сохранилась по сей день в Истрийском водохранилище под Москвой. Но как оказалось, рядом на берегу есть и остатки корпуса второй подлодки, которые также стали экспонатом. Подробную историю и описание этих малых подлодок мы уже рассказывали в прошлой статье, поэтому лишь вкратце напомним для тех, кто пропустил наш прошлый рассказ о этих уникальных субмаринах:
О создании малых и сверхмалых диверсионных и разведывательных подводных лодок специального назначения в ВМФ СССР задумались ещё в начале 1970-х гг. из за постоянного наращивания флота НАТО вблизи границ с высокой вероятностью начала полномасштабной войны.
Фото 1986 г. с выводом из цеха Ленинградского адмиралтейского объединения МС-520 “Пиранья”, найденное в интернете в издании “Адмиралтейские верфи подводному флоту России”. Санкт-Петербург издание “Гангут” 2003 г.
Так уже в 1974 г. под руководством конструктора С. М. Бавилина начались первые проектные работы по созданию такой лодки, способной действовать в сложных мелководных районах и реках в условиях развитой противолодочной обороны.
В 1976 г. командование ВМФ составило уже более подробное техническое задание для Ленинградского Специального морского бюро машиностроения “Малахит” о разработке малозаметной Малой Специальной подводной лодки, которая должна была работать на глубинах до 200 метров и иметь на борту помимо водолазной группы ещё и минно-торпедное вооружение, а также средства радиоэлектронной разведки. Проект получил номер 865 и шифр “Пиранья”, а первым главным конструктором лодки был назначен Л. В, Чернопятов.
К 1984 г. проект был готов и 15 июля на Ленинградском Адмиралтейском Объединении под руководством нового главного конструктора Ю. К. Минаева состоялась закладка первой опытной подводной лодки МС-520, которая была спущена на воду в 1986 г., а в 1988 г. принята ВМФ для опытной эксплуатации.
В 1987 г. на том же заводе состоялась закладка второй головной подлодки МС-521, спущенной на воду и принятой для ходовых испытаний в 1990 г. Также строилась третья подлодка ИС-518, заложенная в 1988 г., от достройки которой отказались в 1991 г.
Макет МС ПЛ проекта 865 “Пиранья”.
“Пиранья” была построена по двухкорпусной схеме, где основной прочный внутренний корпус был изготовлен из немагнитного титанового сплава, а внешний из композитных материалов, что обеспечивало её малозаметность. Габариты лодки составляли 28,2х4,7х5,1 м.
В её надстройке располагались средства навигации, радиоэлектронной разведки и наблюдения. В центре лодки располагался центральный пост с органами управления, связи и наблюдения с высокой степенью автоматизации, что позволяло сократить количество экипажа до трёх человек.
Под ЦП располагались аккумуляторы, а в кормовой необитаемой части на специальной амортизационной платформе была установлена главная дизель-электрическая энергетическая установка с полным электродвижением и тихоходный всережимный гребной электродвигатель постоянного тока мощностью 60 кВт с другими системами, позволявшие развивать скорость около 6 узлов и дальность хода до 1000 миль в надводном и 260 миль в подводном положении с автономностью до 10 суток. В носовой части располагалась шлюзовая декомпрессионная камера.
Помимо принимаемой на борт легководолазной группы из шести человек, вооружение лодки составляло два специальных контейнера под внешним лёгким корпусом, в которых размещались либо два транспортировщика типа “Сирена-УМЭ” или четыре буксировщика типа “Протон”, либо решётки пневмомеханического выталкивающего устройства, на которых размещались четыре донные мины большой мощности типа ПМТ, в том числе и в ядерном исполнении, или две 400-мм торпеды “Латуш”.
Фото начала 1990-х гг. МС ПЛ “Пиранья” в Кронштадте, найденное в интернете на сайте истории Военно-Морского Флота России и Советского Союза.
Всего для этих двух подлодок было обучено четыре основных экипажа, а также один технический экипаж для их обслуживания.
Опытные и ходовые испытания лодок проходили на Балтике, сначала в Эстонии, а затем они дислоцировались в Латвии в составе 22-й бригады подводных лодок, а после распада СССР и вывода Российского флота, были перебазированы в Кронштадт.
Фото 1998 г. с МС-520 и МС-521 в Кронштадте, найденное в архивах Vedi на форуме airbase.
Но на отечественном флоте эти ещё недавно глубоко секретные подлодки не прижились из за множества недостатков конструкции и сложности в эксплуатации, поэтому уже в 1993 г. их чертежи и макеты были представлены на выставке вооружений в Абу-Даби в ОАЭ, но даже там на них не нашлось покупателей.
А в 1994 г. из за недостатка финансирования, а также потепления отношений с западом, обе лодки были поставлены на консервацию в Зимней Гавани в Кронштадте.
Кадры из фильма “Особенности национальной рыбалки” с МС “Пиранья”.
И конечно же нельзя не упомянуть, что в 1997 г. эти подлодки приняли участие в съёмках известного фильма “Особенности национальной рыбалки”, где их снимали в наружных сценах. Внутри них снимать не смогли из за слишком тесных условий, поэтому те сцены снимали уже в большой подводной лодке Б-307 проекта 641Б “Сом”, которая сохранена в качестве главного экспоната ВМФ в музейно-паковом комплексе истории техники им. Г. К. Сахарова, о которой мы ранее уже писали.
Фото 1999 г. МС ПЛ “Пиранья” в сухом доке перед разделкой, найденное в интернете в жж ansokolov39.
В 1998-1999 гг. “Пираньи” были выведены из состава ВМФ, отбуксированы на Кронштадтский морской завод и к 2000 г. утилизированы, где с них добыли около 200 тонн титана.
Но как оказалось, многие основные элементы лёгких композитных корпусов этих лодок всё же сохранились и впоследствии были спасены неравнодушными офицерами и историками из ассоциации “Клуб Русская морская традиция”, благодаря которым в Истринском водохранилище в экспозиции ВМФ на территории гостиничного комплекса “Мистраль” в 2022 г. была установлена точная копия с множеством оригинальных частей корпуса одной из “Пираний”, о которой мы писали в прошлой статье.

Но оказалось, что неподалёку на берегу в 2023 г. был установлен вот такой “скелет” с оригинальными элементами второй “Пираньи”, про который знает ещё меньше людей, ведь попасть на эту территорию оказалось не просто, о чём мы также писали в прошлой статье.
Причём по мере находки новых элементов, этот “скелет” обрастает ими, приобретая узнаваемые черты подводной лодки. Давайте посмотрим что здесь сохранилось.
Это несколько элементов носовой части.
Оригинальная надстройка рубки.


Элементы бортовой обшивки.
И кормовой части.
Гребной винт конечно вряд ли настоящий, но с ним эта экспозиция явно смотрится лучше, чем без него..
А ещё здесь можно заглянуть внутрь.
Под надстройкой установлены макеты торпед.
А ещё здесь установлен гермолюк шлюзовой камеры, вырезанный из корпуса настоящей подлодки.
Родной он или нет казать сложно, т.к. это типовой переборочный люк (на флоте его почему-то называют дверью), присущий множеству моделей подлодок.
И пусть обе эти лодки далеко не сохранившиеся изделия, но нельзя не оценить труд неравнодушных людей по сохранению истории Военно-Морского Флота.
А в следующих частях мы расскажем про ещё несколько интересных экспонатов ВМФ на территории, где тоже есть на что посмотреть, ну а на этом пока что всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Автор: Дестрой
Источник: https://dzen.ru/dv_destroy/