Перспективы умных городов в России: бизнес и государство

Умный город представляет собой полноценную интеграцию многочисленных информационных и коммуникационных систем м технологий с целью организации управления городским агломерацями, в которые входят школы, транспорт, заведения общественного питания, библиотеки, медицинские учреждения, а также электростанции, водоснабжающие системы, утилизацию отходов и многое другое. Впервые серьезно о концепции Smart City заговорили уже в 90-х, когда поняли, что будущее — это развитие в контексте IT-сектора. Интересно, что тогда в первую очередь Smart Сity рассматривали как возможность защитить окружающую среду от пагубного влияния человека. Понятно, что сначала идею нужно было популяризировать, чтобы заинтересовать государство, инвесторов и обычных граждан, так как технологии были еще слишком несовершенны. Прошло 20 лет и сегодня Smart city – это реальность.

Активное претворение в жизнь концепции «умных городов» началось в 2008 году из-за финансового кризиса, которым грамотно воспользовался IT-сектор. CEO компании IBM Сэм Палмисано 6 ноября 2008 года выступил с речью «Разумная планета: новая цель для мировых лидеров», в которой объяснил финансовое падение игнорированием технологического прогресса, который требует от общества перехода на smart system.

Международная консалтинговая компания McKinsey предсказывает появление 600 «умных» городов уже к следующему году. Согласно прогнозу, они будут генерировать по меньшей мере две трети мирового ВВП.

Хотя скептики, ссылаясь на популярную  площадку для стартапов Angel.co, отмечают, что из нескольких сотен проектов, реализующих концепцию «умных городов», лишь единицы берутся за реализацию целого Smart City. В большинстве своем это какие-то отдельные элементы: WI-FI-скамейки, смартфон, как замена ключам от дома, сервисы по утилизации отходов, отслеживание украденных велосипедов с помощью WI-FI. Но даже несмотря на такие негативные оценки, уже сегодня есть целые города, работающие в системе Smart.

ИНЬЧУАНЬ

Столица китайской провинции Нинся — Иньчуань — примечательна тем, что это единственный город в мире, в котором не нужны банковские карты, проездные и соответственно наличные деньги. Вместо них – лицо.  Для того чтоб оплатить услугу, нужно всего лишь подставить его под систему распознавания лиц, и нужная сумма будет автоматически списана с вашего счета.

Чтобы купить продукты, здесь больше не нужно идти в магазин — достаточно заказать их через мобильное приложение. Ждать курьерской доставки тоже не потребуются, оплатив покупку, спокойно можете забрать товар в ближайшем холодильнике – камере хранения.

Все мусорные контейнеры работают от солнечных батарей, когда бак заполнен, в коммунальную службу поступает соответствующий сигнал, и его вывозят.

А в здании местной администрации на входе вместо сотрудников работают голограммы. Многие процедуры, которые нужно было решать раньше, общаясь с чиновниками, теперь выполняются онлайн.

Smart City в Китае – это еще и государственная цель. К 2050 году правительство КНР планирует переселить в города 250 миллионов сельских жителей, а «умные города» — это как раз то, что может стать дополнительным стимулом для граждан.

Использовать smart–систему в  Китае решили в маленьких, по местному масштабу, городах — крупные и так слишком перенаселены, рассказал вице-президент стратегических программ TM Forum Карл Пива.

«Проблема в том, что Пекин и Шанхай — уже слишком крупные и устоявшиеся территории. А небольшие города вроде Иньчуаня – более гибкие и с большей готовностью принимают нововведения. Кроме того, правительству нужно как-то привлекать в малые города людей, которые иначе переедут в тот же Пекин или Шанхай».

ФУДЗИСАВА

В прошлом год в Японии «открылся» умный город Фудзисава, где во всех домах используют только солнечную энергию, водопотребление снижено на 30%, а пользоваться можно только электрическими автомобилями, велосипедами и самокатами.

На улицах города установлены сенсорные системы, поэтому освещение работает только, когда на улицах есть люди. А в случае землетрясений город сам в течение трех дней может обеспечить жителей горячей и холодной водой. Все объекты управляются из комплекса Fujisawa SST Square  на центральной городской площади.

МИЛТОН-КИНС

Этот британский город получил статус Smart, когда Министерство предпринимательства, инноваций и ремесел Великобритании в 2010 году запустило здесь программу Catapult Transport Systems.

Катапульта из Милтон-Кинс продолжила правительственную программу Low-carbon Urban Transport Zone (LUTZ) и занялась разработкой LUTZ Pathfinder — беспилотного электрокара.

В 2015 году двухместные машины, работающие на электричестве, впервые появились на улицах города. Состоят они из 22 сенсоров, радара, панорамных и стереокамер. Без подзарядки электрокары могут проехать 64 километра.

Позже был запущен проект MK:Smart. Он собирает все данные о городе в одну систему: показания спутников, датчиков в почве и системах энерго- и водопотребления; информацию с камер видеонаблюдения с функцией распознавания; социальные и экономические показатели. Таким образом, разработчики дают гражданам шанс самостоятельно контролировать расходы энергии и воды.

СИНГАПУР

Правительство Сингапура запустило программу «Smart Nation», в рамках которой превращает город в «умный». Квартал Yuhua оснастили сенсорами, которые контролируют потребление воды и электроэнергии, вакуумной системой утилизации отходов и солнечными панелями.

В домах установили специальные датчики, которые контролируют передвижения пожилых людей, если система видит, что-то необычное, то он отправляет уведомления в больницу и родственникам.

А в прошлом году на улицах запустили беспилотные автомобили. К 2020 году все автомобилисты будут обязаны установить специальную навигационную систему, которая позволит отслеживать положение автомобиля в реальном времени.

МАСДАР

В 2006 году в ОАЭ началась реализация программы «умных городов» в пригороде Абу-Даби — Масдаре. Основная идея – минимизация выброса углерода, поэтому все системы работают на возобновляемых источниках энергии, а не электрическим автомобилям запрещено подъезжать к границе города ближе, чем на две мили.

В Масдаре запустили систему беспилотного электрического транспорта Personal rapid transit. Энергию город получает не посредством сжигания полезных ископаемых, а от солнечных ферм, таким образом, город потребляет только 20% энергии, которая используется в обычном городе.

Все улицы в городе строят с учетом положения солнца и направления преобладающих ветров. Сдача первых жилых помещений запланирована на 2018 год, собираются заселить 7000 человек. А к 2030 году планируется, что население достигнет уже 100 тысяч человек. Сейчас в городе живут 300 научных сотрудников, которые работают над реализацией проекта.

По различным оценкам, объем решений «умного города» в России по итогам 2017 года может составить 46,6 млрд рублей. При этом влияние бизнеса на дорогие smart-проекты продолжает оставаться минимальным. Государство обеспечивает более 80% спроса, но пока не сформировало единый подход, из-за чего часть направлений Smart City провисает. О том, какие проекты Smart City «взлетели» и стали выгодными для бизнеса, а в каких сегментах пока «неуютно», читайте в ИННОПРОМ VIEW.

Госмонополия «умных городов»

В мире продолжает интенсивно развиваться инфраструктура «умных городов». Если в 2011 году еще ни один мегаполис в мире не обладал этим статусом, то уже к 2025 году ожидается появление 26 таких городских пространств, прогнозирует консалтинговая компания Frost & Sullivan. По оценкам исследователей  Marketsandmartets, мировой рынок «умных городов» уже за 2017 год достигнет 424,7 млрд долларов, а к следующем году вырастет почти в три раза ― до 1,2 трлн долларов. В среднем ежегодный прирост рынка будет составлять 23,1%.

Так называемые «умные города» построены с помощью интеллектуальных продуктов, интегрированных с IT-технологиями. За счет этого «умная система» самостоятельно выполняет оптимальные операции, показывая высокие показатели эффективности. Статус «умного города» присваивается мегаполисам, внедрившим и развивающим smart-решения в сфере энергетики, здравоохранения, строительства, транспортировки, образования и управления.

К развитию smart-инфраструктуры уже приступили и российские города. В первую очередь речь идет о Москве, которая в этом году вошла в топ-7 интеллектуальных сообществ по итогам конкурса Intelligent Community Forum.

В столице в течение последних лет внедряют интеллектуальные системы в нескольких направлениях. Для москвичей организуют электронные сервисы, чтобы облегчить запись к врачу или оплатить пошлину. На дорогах внедряется транспортная система Smart City, чтобы информировать водителей о погоде, загруженности трасс и мониторить дорожное движение. В парках и пешеходных зонах Москвы, в общественном транспорте устанавливаются точки доступа Wi-Fi и т. д.

Все эти технологии внедряются преимущественно за счет государственных программ цифровизации и автоматизации. На Москву приходится больше всего бюджетного финансирования: в 2016 году — более 50% финансирования в сегменте «Безопасного города» (системы отслеживания ситуации в городе в режиме online). По итогам года, прогнозируют в iKS-Consulting, вливания в этот проект вырастут до 83% (т. е. до 38,7 млрд рублей) рынка технологий «умного города».

ИННОПРОМ умные города

Перебои в SMARTизации

Государственный сектор, генерируя более 80% всех доходов российского рынка IoT, играет ведущую роль в его стимулировании. С другой стороны, несистемный подход муниципалитетов как основного инвестора неоднозначно сказывается на его развитии. Например, далеко не все регионы имеют стратегический план развития программ Smart City, из-за чего проекты реализуются разрозненно и хаотично, по принципу «что быстрее принесет прибыль», как, например, программа «Безопасный город», позволяющая обеспечивать стабильные доходы в бюджет за счет штрафов.

Для универсального системного подхода нужно решить ряд сопутствующих задач: создать единый стандарт внедрения концепции «умный город» и доработать законодательную базу, считает генеральный директор Национального исследовательского института технологий и связи (НИИТС) Александр Минов. По его мнению, это позволит определить правила игры для бизнеса, готового вложиться в реализацию городских smart-проектов, и для игроков IoT-рынка, поставляющих муниципалитетам решения.

ИННОПРОМ умные города

Тем временем в этом году стартует проект «Умный город» Сочи» на принципах частно-государственного партнерства. Концепцию программы и стратегию ее внедрения разработал НИИТС. Частный инвестор вложит около 380 млн рублей в направление по созданию интеллектуальной транспортной системы, включающей бесконтактную карту горожанина, которой можно оплачивать проезд, а также другие муниципальные услуги (кинотеатр, поликлиника, пляж и т. д.).

«За счет одного инвестора город приобретает базу для внедрения других систем. Это само по себе является позитивным фактором для регионов», ― заключил гендиректор НИИТС.

Городской интеллект по контракту

Помимо «Безопасного города» smart-технологии в России присутствуют в других направлениях «умного города», пусть и по минимуму. На протяжении последних лет доля таких решений в энергоэффективных проектах в общем объеме рынка составляла не больше 6%.

Основная часть проектов в энергоэффективности связана с модернизацией систем уличного освещения, чаще всего по схеме энергосервисного контракта (за счет заказчика и в счет достигнутой в ходе реализации проекта экономии). Вследствие ограниченности госфинансирования в данном сегменте именно эта модель пока наиболее перспективна.

Лидерами в области внедрения новых информационных технологий и драйверами развития рынка комплексных решений в ЖКХ выступают операторы связи. Крупные игроки рынка приступили к отработке правил игры на поле «умных городов», не дожидаясь, когда это сделает государство. Совместные решения отрабатываются на базе Иннополиса в Татарстане. Осенью этого года «МегаФон» приступил там к установке комплексного решения удаленного учета и контроля ресурсов ЖКХ на базе NB-IoT.

«Ростелеком» включился в пилотный проект «Умный город» в городе Сатка Челябинской области. Оператор выступает в качестве инвестора, оплачивая модернизацию городского освещения, и в течение шести лет будет самостоятельно обслуживать установленное оборудование.

ИННОПРОМ умные города

Интеллектуальные технологии в электросетевом комплексе России начали внедрять сетевые компании. Первые пилотные проекты запускает «Ленэнерго», о разработках интеллектуальных сетей под нужды местного ТЭК договорились итальянская компания Enel и Россети.

Для обеспечения безопасности требуется внедрение «умной» электрической сети (например, Smart Grid), которая может оптимально интегрировать действия всех подключенных к ней пользователей. Такое оборудование позволяет автоматизировать процесс передачи электроэнергии, отслеживать, на каких участках происходят ее потери, сокращать перебои в электроснабжении.

ИННОПРОМ умные города

По мнению замдиректора по перспективному развитию «БЭСК Инжиниринг» Юрия Радыгина, основная часть технологий Smart Grid, разработанных за рубежом, не может быть использована в сетях РФ и СНГ. Причина тому — существенные технологические отличия электроэнергетической инфраструктуры России от западных стран.

Ожидается, что сформулирует стандарт «умного города» в секторе энергоэффективности и закрепит его законодательно госпрограмма «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная в июле 2017 года. Этот документ определяет цели, задачи, направления и сроки реализации госполитики по созданию условий для развития цифровой экономики во всех сферах социально-экономической деятельности. Под ее требования будет модернизировано законодательство либо приняты постановления, снимающие спорные вопросы в регулировании. Раздел «Умный город» в эту программу вошел, но пока находится в разработке.

Проблемы цифровизации и Интернет вещей в городском хозяйстве ежегодно обсуждаются на международной промышленной выставке ИННОПРОМ. Ожидает ли нас развитие интернета вещей в энергетике, коммунальном и жилищном хозяйстве, и каким оно должно быть? По каким принципам выбирать технологии? Как сочетать компетенции и выстраивать взаимодействие для развития проектов? На эти вопросы предприниматели и эксперты отвечают в рамках форума «Технологии для городов», который включен в деловую программу ИННОПРОМ.

Автор: Ирина Лукина
Источник: http://isicad.ru/