Product Lifecycle Management (PLM) – это передовой инжерено-технологический подход для полноценного управления жизненным циклом самых разных изделий и деталей. Фактически, эта система предоставляет организационные и технические средства для управления основной информацией об изделии или просто детали и сопряженных с ними технологических процессах на пути всего их жизненного цикла, который начинается от проектирования и производства до снятия с эксплуатации. При этом в качестве изделий могут рассматриваться различные сложные технические объекты (корабли и автомобили, самолёты и ракеты, компьютерные сети и др.). Информация об объекте, содержащаяся в PLM-cистеме, является цифровым макетом этого объекта. В современном мире всё большее количество руководителей предприятий склоняется к тому, что основным инструментом в борьбе за успешность компании является внедрение инновационных технологий.
Инновации – это та сила, что позволяет вашему предприятию занять большую долю рынка, сила, позволяющая вашим изделиям приносить максимальную прибыль. Инновации снижают расходы на организацию управления и увеличивают его эффективность. Наиболее передовые компании используют инновационные подходы не только на всех стадиях производства, но и на всех стадиях жизненного цикла их изделий.
Ежегодно на предприятиях возникают сотни новых идей, призванных ускорить производство, улучшить потребительские свойства изделий, уменьшить расходы на производство. Часть этих идей при первичном рассмотрении признаётся несостоятельными, из оставшихся, пущенных в разработку, минимум половина не приносит ожидаемого эффекта, и лишь малая доля реально оказывается воплощённой в конечном изделии. Однако сколько при этом производится информационных данных! Документы, версии, поправки, изменения, вносимые разными людьми – разобраться со всем этим вручную даже в небольшой компании может оказаться не под силу. Применение PLM-системы позволяет создать контролируемую среду распространения информации, в которой можно сохранить все идеи и документы, которые в дальнейшем будут доступны по первому требованию строго определённому регламентами кругу лиц. Ещё один положительный эффект: использование PLM-системы позволяет избавиться от ненужной дублирующейся информации.
Внесение в PLM-систему информации о более ранних разработках, на первый взгляд, может не показаться стоящей практикой, однако такой подход позволяет повторно использовать идеи, успешно зарекомендовавшие себя на предыдущих проектах. Вместо того, чтобы тратить время на повторное изобретение колеса, лучше достать его из архива PLM-системы. А если нужен другой его вариант, отчего бы для начала не проанализировать десятки уже имеющихся всё в том же архиве?
Реальность такова, что ведение бизнеса сейчас сопряжено с постоянным общением не только внутри компании, но и с партнёрами, поставщиками и даже клиентами, находящимися в разных концах не только одного города, страны, но и всего земного шара. Причин тому может быть множество. Быть может, у компании нет специалистов в той или иной области производства, и тогда привлечение специалистов из другой компании – единственный выход. Может, специалисты есть, но они заняты на других проектах; а может быть просто дешевле заказать производство третьим компаниям, чем производить что-то самим. А уж если говорить про техническую поддержку изделия, то обеспечение взаимодействия между географически распределёнными участниками жизненного цикла изделия становится непременным условием, с которым успешно справляется PLM-система.
PLM-система обеспечивает ещё одну важную функцию – сбор данных о функционировании изделия у заказчика. Вы видите, как эксплуатируется изделие, в каких условиях, что при этом с изделием происходит, видите слабые места изделия – это бесценные данные, анализируя которые можно как улучшить обслуживание вашего изделия, так и улучшить следующие версии самого изделия путём устранения соответствующих его недочётов, оптимизации тех или иных характеристик. На основе полученных данных можно предсказать сроки снижения функциональности и отказа тех или иных компонентов изделия и провести заблаговременное их обслуживание или замену. Наконец, при утилизации изделия появляется возможность определить ценность тех или иных его компонентов и возможность их повторного использования. В результате – сокращение расходов на производство, использование и обслуживание изделия, сведение к минимуму времени его простоя в результате возможных отказов.
PLM-система – это сложный программный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов. Сердцем PLM-системы являются сервера метаданных, обеспечивающие всю логику работы системы. Они собирают, хранят и обрабатывают данные о файлах, изделиях, пользователях и т.д. Отдельно существуют файловые сервера, на которых находятся электронные версии документов, хранящихся в PLM-системе. Как только тот или иной документ помещается в PLM-систему, сам он попадает на файловый сервер, а информация о нём попадает на сервер метаданных. В дальнейшем, при запросе документа, сервер метаданных проверяет, можно ли выдать тот или иной документ запросившему лицу, и если он обладает достаточными правами, копия документа нужной версии будет отправлена этому пользователю из файлового сервера. Стоит отметить, что на файловом сервере хранятся все версии документов, помещённых в PLM-систему, потому поиск архивных копий того или иного документа не вызывает сложностей; более того, поисковая система сервера метаданных облегчит нахождение нужной версии документа, ограничив поиск по дате, создавшему пользователю или отдельным атрибутам.
Президент «Интерпроком» Леонид Алтухов и вице-президент Михаил Панин рассказали о ситуации на российском рынке PLM-решений, отличии российских продуктов от западных, а также об опыте и конкурентных преимуществах компании в сфере PLM.
Как вы оцениваете сегмент PLM-продуктов российского ИТ-рынка – его зрелость, конкурентную ситуацию, объем?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: В плане зрелости, степени развития российский рынок PLM-продуктов неоднороден. Например, по распространенности САПР конструкторско-технологической подготовки производства рынок достаточно зрелый – такие решения уже имеются почти на всех машиностроительных предприятиях. Системы класса PDM распространены меньше, решения для управления требованиями встречаются еще реже, а что касается полного цикла автоматизации – от управления требованиями до сопровождения изделия на стадии эксплуатации, то это единичные случаи в отечественной промышленности. Наиболее продвинутыми в плане PLM являются предприятия авиационной отрасли.
По структуре рынка PLM-продуктов можно выделить два различных сегмента: западные продукты и решения российских разработчиков. Довольно часто эти два разных мира пересекаются, дополняя друг друга, причем в пределах одного предприятия. В денежном выражении оба сегмента – отечественный и зарубежный – примерно равны.
Что можно сказать о зрелости российских PLM-продуктов?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: Российские PLM-системы достаточно развиты, но они естественным образом двигаются за российскими машиностроительными предприятиями, и не способны в своем развитии опередить своего заказчика. Это большая проблема отечественных разработок в сфере PLM. Решения от DASSAULT Systemes, Siemens PLM, MSC Software и некоторых других зарубежных вендоров содержат опыт западных промышленных предприятий, во многом гораздо более передовых, чем отечественные.
Предприятия каких отраслей предпочитают работать на западных продуктах? Чьи решения они, как правило, используют?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: На западных продуктах работают предприятия, выпускающие наиболее сложные изделия – представители авиационной отрасли, судостроения. Используют они, как правило, системы от DASSAULT Systemes, Siemens PLM, AVEVA и некоторые другие. Те, у кого изделия попроще, используют российские продукты. Но зачастую отечественные разработки, как я уже сказал выше, используются крупными предприятиями вместе с западными продуктами, они дополняют их на отдельных участках производства.
Как оценить готовность предприятия внедрить PLM по формальным признакам?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: Если говорить о внедрении управления полным жизненным циклом изделия, то когда на предприятии или в корпорации имеется понимание того, что такое программа изготовления изделия, управление программой и соответствующая практика, то можно говорить, что имеется и определенная готовность к внедрению PLM-продуктов.
Каковы основные проблемы при наличии формальной готовности предприятия к внедрению PLM?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: Основные проблемы две – объемы финансирования и организационно-техническая незрелость предприятий в плане наличия определенной нормативно-технической документации. Чисто теоретически многие проявляют заинтересованность во внедрении PLM, потому что это выгодно с точки зрения увеличения прибыли, сокращения затрат, сокращения сроков запуска новых изделий в производство и, соответственно, их вывода на рынок. Все понимают, что без использования цифровой модели и трехмерного проектирования дальше двигаться невозможно.
За последние 2 – 3 года у российских предприятий появились новые стимулы в плане внедрения PLM?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: Несколько лет назад государством была запущена система перехода на единый контракт полного жизненного цикла – от проектирования изделия до его изготовления. В рамках этой программы были проведены совещания в рамках ВПК, запущены несколько пилотных проектов, которые в настоящее время находятся в стадии реализации – это проекты в судостроительной, в авиационной и оборонной отраслях. Основная задача, решаемая в ходе реализации проектов, – выход на систему единого контракта жизненного цикла изделия между Минобороны и предприятием-исполнителем. Еще один серьезный стимул возник в результате поставок вооружений за рубеж. Одним из первых серьезных двигателей в плане внедрения PLM в нашей промышленности стали в свое время представители Минобороны Индии, заказывавшие российские подводные лодки, самолеты и желавшие понимать сроки ремонта, иметь интерактивные руководства по эксплуатации изделий и многое другое на общепринятом международном уровне. Западный рынок вооружений, безусловно, подталкивал и подталкивает российскую промышленность к дальнейшему развитию.
Какова предыстория появления PLM-направления в бизнесе «Интерпроком»?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: Компания «Интерпроком», как известно, традиционно занималась системами управления эффективностью, активно развивая такие направления решений, как повышение операционной и финансовой эффективности, прогнозная аналитика, управление активами, повышение эффективности коллективной работы. Особое место в нашем портфеле занимает собственная система «Аксиома» для управления недвижимостью и сервисами, в том числе ТОиР. Таким образом, в линейке продуктов для промышленных предприятий явно не хватало систем проектирования и производства изделий, что и стало предпосылкой появления в бизнесе PLM-направления. Год назад в «Интерпроком» полностью перешло направление PLM из компании, специалисты которой выполняли ряд проектов по теме систем управления жизненном циклом в судостроении. С 2012 по 2014 год специалистами была выполнена опытно-конструкторская разработка по созданию информационной поддержки жизненного цикла подводной лодки, в рамках которой были описаны все этапы жизненного цикла, контрольные точки. Работа выполнялась совместно с ЦКБ МТ «Рубин» и была принята Советом кораблестроения, а затем, в июне 2016 года, прошла экспертным советом ВМФ и легла в основу НИР «Жизненный цикл военно-морской техники».
Какой набор продуктов продвигает компания на PLM-направлении?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: На верхнем уровне мы предлагаем нашим заказчикам продукты DASSAULT Systemes. На нижнем сотрудничаем с российскими производителями конструкторско-технологических систем. Подчеркну, что без комплексного использования западных и российских решений невозможно было бы правильно выстроить работу с нашими заказчиками. В целях максимального удовлетворения потребностей заказчика мы идем на сотрудничество с нашими конкурентами, которые в данном контексте становятся партнерами.
Что можете предложить клиенту особенного? Каковы конкурентные преимущества компании?
МИХАИЛ ПАНИН: Перед предприятиями стоит задача связать отдельные элементы производства в единое целое – конструкторско-технологическая подготовка, эксплуатация и обслуживание оборудования, автоматизация производства. С появлением PLM-направления компания «Интерпроком» способна предложить своим заказчикам решения для всей производственной цепочки на базе западных и отечественных продуктов, используя комплексный, интегральный подход. Еще одно наше преимущество состоит в том, что при реализации проектов мы стараемся по максимуму задействовать средства автоматизации, которые уже имеются на предприятии, минимизируя тем самым затраты заказчика на закупку нового ПО.
Имитационное моделирование технологических процессов – еще одна тема, выделяющая нас на общем фоне. Это актуально, когда возникает проблема технологического перевооружения предприятия, уже подготовлены спецификации станков под определенную программу выпуска, но понять, подходят ли станки под эту программу не всегда возможно. Однако если построить правильную имитационную модель, прописать логистические процессы, включая размещение оборудования, то возможно обнаружить узкие места и оптимизировать технологические процессы. В рамках этого направления нами осуществляется аудит программы технологического перевооружения, а также участие в проектировании цеха или даже всего предприятия. Практически на любой вопрос у нас есть ответ.
Какова организационная структура PLM-направления?
МИХАИЛ ПАНИН: PLM-консалтинг у нас отделен от внедренческого подразделения продуктов DASSAULT Systemes, и это тоже дает нам преимущество перед конкурентами. Они чаще всего работают с каким-либо одним поставщиком решений, западным или отечественным. В нашей же практике были проекты, в рамках которых мы прописывали бизнес-процессы под те системы, которые не продаем – есть опыт разработки бизнес-процессов, например, под внедрение продуктов Siemens PLM.
С какими внешними проблемами сталкивается предприятие при внедрении PLM?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: Существенная внешняя проблема, с которой сталкивается предприятия машиностроительных отраслей, это недостаточное финансирование. Не менее значимой проблемой является структура этого финансирования. Министерство обороны, заказывающее вооружение, оплачивает только само изделие и все фазы жизненного цикла, связанного с ним. Минпромторг выделяет деньги на развитие, но если мы проанализируем цели поступлений, то в основном это средства на оборудование и модернизацию производства. Для внедрения современных систем PLM необходимы крупные затраты на приобретение программного обеспечения и работы, связанные с его внедрением. На покупку ПО деньги не предусмотрены, причем даже в таких очевидных случаях, как станки с ЧПУ. Таким образом, предприятия должны финансировать свое развитие за счет собственных средств, за счет прибыли, которая, кстати говоря, тоже нормируется, то есть ограничивается действующими нормами.
Как оцениваете политику импортозамещения в контексте поддержки жизненного цикла изделий?
МИХАИЛ ПАНИН: В случае таких сложных изделий как самолеты, военные суда, замена зарубежных систем САПР в настоящее время попросту невозможна – просто в силу отсутствия отечественных аналогов. Если же мы говорим о системах управления данными, о технологических системах, то развитие российского ПО опережающими темпами на этих участках не просто возможно, оно необходимо, поскольку организация нашего производства такова, что многие западные системы элементарно не подходят. Для их внедрения пришлось бы поменять всю структуру производства.
Каковы планы компании по развитию PLM-направления?
ЛЕОНИД АЛТУХОВ: Основной план – интегрировать с точки зрения консалтинга все наши квалификации и продукты, включая бизнес-аналитику, создав ряд проектных решений, которые мы могли бы правильно позиционировать и предложить заказчикам, скомпоновав их по отраслевому признаку – судостроение, авиационная промышленность, тяжелое машиностроение. Мы обеспечим заказчиков готовыми решениями по автоматизации линеек их бизнес-процессов или даже конкретных бизнес-процессов, которые обеспечат непрерывность функционирования и сокращения эксплуатационных расходов. Все ради синергетического эффекта от комплекса систем, выстроенных вокруг PLM с учетом отраслевой и нормативной специфики.
Источник: http://www.tadviser.ru/